Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Якутия в мегапроектах России

При условии совместных слаженных действий федеральных органов власти, региона и бизнеса республика может стать регионом-донором уже к 2013 году

Вячеслав Штыров: ы надеемся на высокий и качественный уровень проведения экономического форума "Мегапроекты России""" />

Вячеслав Штыров: "Мы надеемся на высокий и качественный уровень проведения экономического форума "Мегапроекты России""

Республика Саха (Якутия) оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие всего Дальнего Востока. По основным макроэкономическим параметрам регион прочно занимает ведущее место среди субъектов Дальне­;восточного федерального округа, в том числе по коэффициенту естественного прироста населения, продолжительности жизни, объемам добычи полезных ископаемых, доходам консолидированного бюджета и его расходам на капитальные вложения. В то же время более 90% территории Якутии имеет только сезонную транспортную доступность, и это в значительной мере сдерживает активность частного бизнеса по освоению перспективных месторождений, увеличивает бюджетные расходы. Сложность жизнеобеспечения республики обусловлена климатическими особенностями, требующими повышенной надежности инженерной инфраструктуры, длительностью отопительного сезона и разбросанностью территории. Вышеперечисленные проблемы являются основными факторами, сдерживающими развитие. Но, обладая ресурсным потенциалом и производственной базой, регион имеет все условия для ускоренного развития, уверен президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров.

- Вячеслав Анатольевич, в этом году международная конференция "Инвестиционный потенциал Республики Саха (Якутия)" будет проводиться уже в пятый раз. Какие конкретные результаты дают эти конференции?

- Благодаря конференции "Инвестиционный потенциал Республики Саха (Якутия)" мы имели возможность презентовать на достаточно высоком уровне инвестиционные проекты республики и привлечь внимание мирового бизнеса к нашему региону, Дальнему Востоку и России в целом.

В ходе работы конференций подписано множество соглашений и договоров, в том числе крупных - по строительству ГЭС на реках Учур и Тимптон, привлечению финансовых средств Европейского банка реконструкции в развитие коммунального хозяйства республики, подготовительному этапу по заявке Республики Саха (Якутия) в Инвестиционный фонд РФ и другие.

В целом поставленные в свое время цели и задачи достигнуты. В этом году решено провести Якутский экономический форум с новой главной темой - "Мегапроекты России". Вызвана такая перемена прежде всего модификацией подходов к привлечению инвестиций, внедрением новых инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП).

Конференция "выросла" из задач ознакомления инвесторов с богатыми ресурсами и возможностями регионов Дальнего Востока. Пришло время обсуждения конкретных вопросов в части механизмов взаимодействия бизнеса с государством и общественностью, влияния мегапроектов на социальную сферу и экологию, поиска новых секторов и областей инвестирования, перехода к новой индустриализации. Учитывая инновационную направленность экономики, мы планируем привлечение научных кругов к обсуждению и выработке путей развития.

На Якутском экономическом форуме будут представлены матрица возможностей и рисков осуществления мегапроектов, а также стратегические решения по разработке законодательной и организационной базы для их реализации.

Мы надеемся на высокий и качественный уровень проведения экономического форума "Мегапроекты России". Крупные проекты республики уже довольно широко известны общественности и имеют стратегических инвесторов. Правительством России одобрена Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. "Комплексное развитие Южной Якутии" принято к финансированию из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и уже реализуется. На подходе проекты по развитию Томпонского горно-промышлен­ного района и Западной Якутии. Аналогичные проекты разрабатываются и реализуются в других регионах страны. Поэтому заявленная тематика форума получает общероссийское звучание.

- В 2002 году, когда вы стали президентом республики, больше половины бюджета формировалось за счет алмазо­добывающей компании "АЛРОСА". Тогда вы заявили о необходимости диверсификации экономики. Насколько удалось продвинуться в этом деле и какие имеются перспективы?

- Уточню ваши данные: доля АК "АЛРОСА" в структуре доходов консолидированного бюджета республики в 2002 году составляла 51 процент и сократилась к 2006 году до 31 процента. В связи с прекращением уплаты арендных платежей компании в 2007 году вклад "АЛРОСы" снизился до 19 процентов. Так что цифры говорят сами за себя.

С 2002 года мы работаем по индикативным пятилетним планам, направленным как на снижение зависимости от моно­отраслевой структуры экономики, так и на привлечение новых инвесторов. Сегодня из крупных компаний в Якутии работают ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО ГМК "Норильский никель", ОАО "Мечел", ОАО "Транснефть", подразделения "Газпрома", "Росатома", ОАО "РЖД", РАО "ЕЭС России".

В качестве фундамента диверсификации экономики формируется нефтегазовый комплекс. В 2004 году, с получением лицензии на разработку Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ) ОАОургутнефтегаз", начался новый этап развития нефтяной промышленности. Ведется разведка и обустройство целого ряда нефтяных участков.

Продвинулись и в вопросах газодобычи. Как известно, утверждена Восточная газовая программа, согласно которой с 2016 года планируется ввод в эксплуатацию крупнейшего Чаяндинского ГКМ и строительство магистрального газопровода из Якутии на Дальний Восток в едином коридоре с нефтепроводом. Пять нефте­газоконденсатных месторождений республики отнесены к объектам федерального значения. Принято решение о передаче Чаяндинского ГКМ "ОАО Газпром" уже в ближайшее время. Имея колоссальные запасы нефти и газа, мы планируем развивать не только их добычу и транспортировку, но и глубокую переработку. Планируется строительство нефтеперерабатывающего, газохимического и газоперерабатывающего комплексов.

Одной из базовых отраслей экономики республики, занимающей второе место после алмазной, является угольная промышленность. Реализуется целый ряд угольных проектов по строительству шахт, модернизации и обновлению производства. Определен стратегический инвестор крупнейшего Эльгинского месторождения каменного угля с объемом добычи до 30 миллионов тонн в год. К 2020 году добыча должна возрасти до 50 миллионов.

Другим направлением диверсификации является цветная промышленность. Начата деятельность ОАО "Полюс золото" на крупнейших золоторудных месторождениях республики. За счет перевода на открытую разработку Куранахского рудного поля, вовлечения в промышленную отработку месторождений Нежданинское и Кючус добыча золота к 2020 году достигнет 40-45 тонн. Кроме того, в непосредственной близости от Нежданинского месторождения выявлены запасы свинца, цинка, серебра, меди, вольфрама и угля. Значительная часть этих ресурсов приобретет промышленное значение при условии создания объединенной транспортной и энергетической инфраструктуры Якутии и Магаданской области. Также развиваются гранильное и ювелирное производства.

Эти отрасли, уже участвующие в формировании добавленной стоимости, будут модифицированы и выйдут на более высокий уровень. Но создаются и совершенно новые отрасли. В Южной Якутии расположена крупнейшая в России Эльконская группа месторождений урановых руд. Проведен конкурс на их разработку, создана Дирекция по строительству Эльконского горно-обогатительного комбината. Планируется в короткий срок - до 2010 года - создать крупное предприятие по разработке данных запасов с мощностью до 5 тысяч тонн химического концентрата урана в год.

Там же, в Южной Якутии, на базе месторождений железных руд и коксующегося угля будет создан металлургический комплекс с производством до 13,5 миллиона тонн окатышей и более 4 миллионов тонн железорудного концентрата. Недавно месторождения железных руд были переданы недропользователю.

Это только часть крупных проектов, которые планируется реализовать в Якутии. Они поднимут на новый уровень другие отрасли: промышленность строительных материалов, лесопромышленный и агропромышленный комплексы, туризм. Будет развиваться социальная и коммунальная инфраструктура, и - что самое важное - малый бизнес создаст новые рабочие места и укрепит финансовое положение муниципалитетов.

- По рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации и в то же время остается дотационной. Что мешало и мешает региону стать самодостаточным?

- Если бы все природные запасы Дальнего Востока были сконцентрированы в центральном регионе России с его инфраструктурой и географическим положением, страна могла сейчас быть в тройке лидеров мировой экономики. Чтобы устойчиво развиваться, территориям недостаточно просто иметь подающий надежды потенциал. У них разные стартовые условия. В Якутии серьезным ограничителем являются природно-климатические условия, географическая отдаленность от основных транспортных коммуникаций и дисперсность расселения. Эти факторы снижают конкурентоспособность экономики, ухудшают условия проживания людей и вызывают повышенные расходы на содержание бюджетной сферы. В связи с этим дотация из федерального центра в настоящее время превышает треть бюджета региона.

Сегодня только 8 процентов территории республики находится в зоне круглогодичного транспортного обслуживания, остальная часть имеет сезонную транспортную доступность. Основной объем грузов перевозится речным транспортом в короткий навигационный период. Следствием является ежегодное отвлечение значительных бюджетных средств на сезонный завоз и хранение грузов. Высокая доля транспортной составляющей в себестоимости продукции приводит к увеличению издержек производства предприятий республики, к их неконкурентоспособности. Также высок уровень затрат на тепловую и электрическую энергию. В этих условиях рентабельность добычи многих полезных ископаемых высокочувствительна к нестабильности мировых цен.

Очевидна необходимость опережающими темпами снимать инфраструктурные барьеры в регионе. Для этого и принята стратегия - Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, согласно которой при условии совместных, слаженных действий федеральных органов власти, региона и бизнеса республика может стать регионом-донором уже к 2013 году. При этом любой сбой на одном из уровней может негативно отразиться на достижении цели. Со стороны федеральных органов власти приняты концептуальные решения. На прошедшей недавно международной выставке "Транспорт России-2008" в Сочи проекты республики получили поддержку председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и вошли в федеральную целевую программу развития транспортной системы на 2010-2015 годы. Это укрепляет нашу уверенность в том, что цель будет достигнута.

- Республика Саха (Якутия) - единственный субъект Дальневосточного федерального округа, обладающий одобренной и поддержанной Президентом и Правительством Российской Федерации стратегию - Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Каковы ее стратегические приоритеты?

- Я уже частично ответил на этот вопрос в части диверсификации экономики. Новые отрасли - направление, которое обеспечит рост регионального продукта в 2,5 раза к 2020 году. Мы будем поддерживать на уровне и наши базовые отрасли - это нелегкая задача. Она заключается в модернизации производства - это переход на подземную добычу алмазов, использование новых методов обогащения руд, углубление переработки сырья в золотосурьмяной промышленности, лесопромышленном и агропромышленном комплексах. В очередной виток должны быть вовлечены алмазогранильная и ювелирная промышленность.

Для реализации этих двух направлений необходимо опережающее развитие инфраструктурных отраслей: транспорта и энергетики. Чтобы добиться максимального эффекта, мы объединили крупные проекты в территориальные кластеры в Южной, Западной и Северо-Восточной Якутии и создаем единую систему транспорта и энергоснабжения в каждом регионе. В Южной Якутии начата реализация проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" с привлечением средств Инвестфонда РФ. Здесь будет сформирован крупный промышленный район на базе объектов гидроэнергетики и производств, связанных с добычей и глубокой переработкой полезных ископаемых (угля, железных и урановых руд, природного газа, апатитов и других) и строительства необходимой энергетической и транспортной инфраструктуры.

Во <noindex>в</noindex>ремя рабочего в<noindex>и</noindex>з<noindex>и</noindex>та Дмит<noindex>р</noindex>ия М<noindex>е</noindex>дв<noindex>е</noindex>д<noindex>е</noindex>ва пра<noindex>в</noindex>ительст<noindex>в</noindex>ом Як<noindex>у</noindex>тии был<noindex>и</noindex> <noindex>п</noindex>о<noindex>с</noindex>тавлены вопро<noindex>с</noindex>ы и <noindex>внесены</noindex> <noindex>предложения</noindex> <noindex>п</noindex>о <noindex>решению</noindex> пробле<noindex>м</noindex>, характерных не <noindex>только</noindex> для <noindex>Р</noindex>еспублики Са<noindex>х</noindex>а (<noindex>Я</noindex>кутия), но и друг<noindex>и</noindex>х <noindex>дальневосточных</noindex> <noindex>регионов</noindex> <noindex>Р</noindex>оссии

Во время рабочего визита Дмитрия Медведева правительством Якутии были поставлены вопросы и внесены предложения по решению проблем, характерных не только для Республики Саха (Якутия), но и других дальневосточных регионов России

В Западной Якутии кластер основан на подземной разработке алмазных, освоении нефтегазовых месторождений с созданием газоперабатывающей и газохимической промышленности, базирующихся на общей энергетической и транспортной инфраструктуре.

В Восточной Якутии создается производственный комплекс по освоению золото­рудного и полиметаллического месторождений с необходимой транспортной и энергетической инфраструктурой.

В Центральной Якутии сформируется транспортный узел - здесь будут логистически связаны железнодорожные, авто&shy;мобильные, речные и воздушные пути. Важно, что для максимального эффекта их нужно развивать синхронно. Должно завершиться строительство железной дороги до Якутска, параллельно надо возводить автомобильно-железнодорож­ный мост через реку Лена, вести строительство автодорог "Амга", "Колыма" для выхода к морским портам на Охотском море. Для обеспечения воздушных связей появится и аэровокзальный комплекс в городе Якутске. Транспортный узел в Якутске будет иметь и международное значение. Если по Лене следовать до Севморпути, то образуется меридиальный транспортный коридор АТР-Европа, скорость движения по которому в два раза больше, чем по существующим путям. В перспективе - строительство международного мультитранспортного коридора Якутск-Магадан-Анадырь-Уэлен (Берингов пролив).

Все это потребует развития электроэнергетики. В настоящее время энергосистема региона - три не связанных между собой энергосбытовых района: Южно-Якутский , Центральный и Западный, а также зона децентрализованного электроснабжения. Поэтому, руководствуясь поручением президента страны и здравым смыслом, республика совместно с РАО ЕЭС начала реализацию большого проекта, который свяжет эти районы. Он позволит решить глобальную задачу - включение энергосистемы Дальнего Востока в объединенную энергосистему центра и запада страны.

Перед нами стоит проблема снижения тарифов на тепло и электроэнергию на Дальнем Востоке, которые делают неконкурентоспособным любое производство в регионе. Этот вопрос решается путем замены действующих источников энергии на другие. Во-первых , дизельные электростанции как источник наращивания перекрестного субсидирования на электро­энергию необходимо планово заменить на местный уголь. Это направление работы актуально как в настоящее время, так и в перспективе. Самую дешевую электроэнергию на планете вырабатывают гидростанции. Совместно с РАО ЕЭС мы приступили к строительству Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, состоящего из каскада ГЭС общей мощностью 8,5 тысячи мегаватт, предназначенных для Дальнего Востока и экспорта в Китай.

В результате реализации схемы к 2020 году республика должна стать регионом с устойчиво развивающейся экономикой. Будут решены основные проблемы в социальной сфере. Также будет достигнут экономический рост граничащих с Якутией субъектов Дальневосточного федерального округа. Схема будет иметь и общенациональный эффект, который заключается в наращивании экспортных возможностей, повышении энергетической безопасности страны и, самое главное, в создании условий для привлечения и закрепления населения как геостратегической задачи России на Дальнем Востоке.

- В феврале этого года под председательством Дмитрия Медведева, тогда еще первого вице-премьера , проводилось совещание, на котором обсуждался процесс выполнения поручений Президента РФ, данных в феврале 2006 года. На основании вашего доклада ряду членов Правительства РФ также были даны поручения. Можно ли сегодня говорить о каких-то подвижках в решении поставленных вами вопросов?

- Во время рабочего визита Дмитрия Медведева правительством Якутии были поставлены вопросы и внесены предложения по решению проблем, характерных не только для Республики Саха (Якутия), но и других дальневосточных регионов России.

Основной блок касался решения насущной проблемы для Дальнего Востока - привлечения и закрепления трудовых ресурсов. Для этого необходимо создать условия для повышения уровня жизни населения в самых разных областях. Например, решить проблему высоких тарифов на жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию. К сожалению, внесенные нами совместно с РАО ЕЭС предложения по обеспечению полноценного финансирования мероприятий по развитию электроэнергетики республики в рамках корректировки ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" при всем согласии федерального центра с необходимостью положительного решения постоянно откладывались. Дмитрий Медведев тогда поручил Минпромэнерго России разработать программу модернизации локальной электроэнергетики Дальнего Востока для снижения тарифов. Работа в этом направлении ведется.

Были даны поручения Минрегиону России внести предложения по вопросам распределения средств Фонда реформирования жилищнооммунального хозяйства с учетом особенностей районов Крайнего Севера. Суть в том, что деньги из Фонда распределяются по требованиям, которые не учитывают условий Севера, в то время как именно на этих территориях износ жилищного фонда и коммунальных сетей выше среднероссийского, а возможности привлечь внебюджетные средства отсутствуют.

Обращалось внимание на вопрос реализации жилищных сертификатов. По нашей логике, если гражданин желает воспользоваться правом на предоставление жилищного сертификата в том же или другом регионе того же федерального округа, а государство ставит задачу закрепления трудовых ресурсов на Дальнем Востоке для обеспечения геополитических интересов, то почему бы и не предоставить гражданину такую возможность. Но закон нас ограничивает и требует обязательного выезда людей из районов Крайнего Севера. Но надо смотреть дальше, на перспективу, и внедрить законы, способствующие обеспечению национальной безопасности России на Дальнем Востоке.

Нонсенс, но это имеет место в 12 северных субъектах федерации, в том числе и в Якутии. Средний размер пенсии ниже величины прожиточного минимума пенсионеров. Все законодательные инициативы по повышению уровня их жизни получают отрицательные заключения профильных федеральных министерств. По итогам совещания было дано поручение федеральным органам в апреле текущего года внести соответствующие предложения, но приходится констатировать, что вопрос так и не решен. А тем временем инфляция продолжает "съедать" и без того скудные доходы пенсионеров.

Мы вносили предложения по созданию социальной и инженерной инфраструктуры опорных населенных пунктов в регионах интенсивного освоения. Там можно было бы создать инженерную инфраструктуру за счет средств федерального бюджета, социальную инфраструктуру (школы, больницы, клубы) - за счет субъекта федерации, а предприятия могли бы реализовать ипотечные схемы обеспечения жильем своих работников. Поручение дано, но пока еще не выработана позиция профильного федерального ведомства.

Пока по итогам совещания "в сухом остатке" мы имеем только принятое решение по передаче Чаяндинского ГКМ в недропользование ОАО "Газпром". Но прошло еще не так много времени, а вопросы, поднятые нами, серьезные и затрагивают многие регионы. Поэтому мы, конечно, продолжим совместную работу по исполнению поручений президента страны.

- Как складываются отношения с федеральным центром? Ведь был период, когда существовало немало разногласий по важным вопросам.

- За последние годы наметилась положительная тенденция во взаимоотношениях с федеральным центром. После развала системы управления страной в 1990&minus;е годы прошлого столетия президентом Путиным были предприняты меры по восстановлению и укреплению вертикали федеральной власти. А после того как процесс централизации достиг апогея, регионы получили массу полномочий. Процесс децентрализации продолжается и сейчас. Так что баланс восстанавливается, все разногласия постепенно снимаются.

Фото предоставлены минэкономразвития Республики Саха (Якутия)

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |