При условии совместных слаженных действийфедеральных органов власти, региона и бизнеса республика можетстать регионом-донором уже к 2013 году
ы надеемся на высокий и качественный уровень проведения экономического форума "Мегапроекты России""" />
Вячеслав Штыров: "Мы надеемся на высокий и качественный уровень проведения экономического форума "Мегапроекты России""
Республика Саха (Якутия) оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие всего Дальнего Востока. По основным макроэкономическимпараметрам регион прочно занимает ведущее место среди субъектов Дальне­восточного федерального округа, в том числе по коэффициенту естественного прироста населения, продолжительности жизни, объемам добычи полезных ископаемых, доходам консолидированного бюджета и его расходам на капитальные вложения. В то же время более 90% территории Якутии имеет только сезоннуютранспортную доступность, и это в значительной мере сдерживает активность частного бизнеса по освоению перспективных месторождений, увеличивает бюджетные расходы. Сложность жизнеобеспечения республики обусловлена климатическими особенностями, требующими повышенной надежности инженерной инфраструктуры, длительностью отопительного сезона и разбросанностью территории. Вышеперечисленные проблемы являются основными факторами, сдерживающими развитие. Но, обладая ресурсным потенциалом и производственной базой, регион имеет все условиядля ускоренногоразвития, уверен президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров.
-Вячеслав Анатольевич, в этом году международная конференция "Инвестиционный потенциал Республики Саха (Якутия)"будет проводиться уже в пятый раз. Какие конкретные результаты дают эти конференции?
- Благодаря конференции "Инвестиционный потенциал Республики Саха (Якутия)" мы имели возможность презентовать на достаточно высоком уровне инвестиционные проекты республики и привлечь внимание мирового бизнеса к нашему региону, Дальнему Востоку и России в целом.
В ходе работы конференций подписано множество соглашений и договоров, в том числе крупных - по строительству ГЭС на реках Учур и Тимптон, привлечению финансовыхсредств Европейского банка реконструкции в развитие коммунального хозяйства республики, подготовительному этапупо заявке Республики Саха (Якутия) в Инвестиционный фонд РФ и другие.
В целом поставленные в свое время цели и задачи достигнуты. В этом году решено провести Якутский экономический форум с новой главной темой - "Мегапроекты России". Вызвана такая перемена прежде всего модификацией подходов к привлечению инвестиций, внедрением новыхинструментовгосударственно-частного партнерства (ГЧП).
Конференция "выросла" из задач ознакомления инвесторов с богатыми ресурсами и возможностями регионов Дальнего Востока. Пришло время обсуждения конкретных вопросовв части механизмоввзаимодействия бизнеса с государством и общественностью, влияния мегапроектов на социальную сферу и экологию, поиска новых секторов и областей инвестирования, перехода к новой индустриализации. Учитывая инновационнуюнаправленностьэкономики, мы планируем привлечение научныхкругов к обсуждению и выработке путей развития.
НаЯкутском экономическом форуме будут представлены матрица возможностей и рисков осуществления мегапроектов, а также стратегические решения по разработкезаконодательной и организационной базы для ихреализации.
Мы надеемся на высокий и качественный уровень проведения экономического форума "Мегапроекты России". Крупные проекты республики ужедовольно широко известны общественности и имеют стратегических инвесторов. Правительством России одобрена Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха(Якутия)до 2020года. "Комплексное развитие Южной Якутии" принято к финансированиюиз средств Инвестиционногофонда Российской Федерации и уже реализуется. На подходе проекты по развитию Томпонского горно-промышленного района и Западной Якутии. Аналогичные проекты разрабатываются и реализуются в других регионах страны. Поэтому заявленнаятематика форума получает общероссийское звучание.
- В 2002 году, когда вы сталипрезидентом республики, больше половины бюджета формировалось за счет алмазодобывающей компании "АЛРОСА". Тогда вы заявили о необходимости диверсификации экономики. Насколько удалось продвинуться в этом деле и какие имеются перспективы?
- Уточню ваши данные: доля АК "АЛРОСА" в структуре доходов консолидированного бюджета республики в 2002 году составляла 51 процент и сократилась к 2006 году до 31 процента. В связи с прекращением уплаты арендных платежей компании в 2007 году вклад "АЛРОСы" снизился до19 процентов. Так что цифры говорят сами засебя.
С 2002года мы работаем по индикативным пятилетним планам, направленным как на снижениезависимости от моноотраслевой структуры экономики, так и на привлечение новых инвесторов. Сегодня из крупных компаний вЯкутии работают ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО ГМК "Норильский никель", ОАО "Мечел", ОАО "Транснефть", подразделения"Газпрома", "Росатома", ОАО "РЖД", РАО "ЕЭС России".
Вкачестве фундамента диверсификацииэкономикиформируется нефтегазовый комплекс. В 2004 году, с получением лицензии на разработку Талаканского нефтегазоконденсатногоместорождения (НГКМ) ОАО "Сургутнефтегаз", началсяновый этап развития нефтяной промышленности. Ведется разведка и обустройство целого ряда нефтяныхучастков.
Продвинулись и в вопросах газодобычи. Как известно, утверждена Восточная газовая программа, согласно которой с 2016 года планируется ввод в эксплуатацию крупнейшего Чаяндинского ГКМ и строительство магистрального газопровода из Якутии на Дальний Восток в едином коридоре с нефтепроводом. Пять нефтегазоконденсатных месторождений республики отнесены к объектам федерального значения. Принято решение о передаче Чаяндинского ГКМ "ОАО Газпром" уже в ближайшее время. Имея колоссальные запасы нефти и газа, мы планируем развивать не только их добычу и транспортировку, но и глубокую переработку. Планируется строительство нефтеперерабатывающего, газохимического и газоперерабатывающего комплексов.
Одной из базовых отраслей экономики республики, занимающей второе место послеалмазной, являетсяугольная промышленность. Реализуется целый ряд угольных проектов по строительству шахт, модернизации и обновлению производства. Определен стратегический инвестор крупнейшегоЭльгинского месторождениякаменного угля с объемом добычи до 30 миллионов тонн в год. К 2020 году добыча должна возрасти до 50 миллионов.
Другим направлением диверсификации является цветная промышленность. Начата деятельностьОАО "Полюс золото" на крупнейших золоторудных месторождениях республики. За счет перевода на открытую разработку Куранахского рудного поля, вовлечения в промышленную отработку месторождений Нежданинское и Кючус добыча золота к 2020 году достигнет 40-45 тонн. Кроме того, в непосредственной близости от Нежданинского месторождения выявлены запасы свинца, цинка, серебра, меди, вольфрама и угля. Значительная часть этих ресурсовприобретет промышленноезначениеприусловии создания объединенной транспортной и энергетической инфраструктуры Якутиии Магаданской области. Также развиваются гранильное и ювелирноепроизводства.
Эти отрасли, уже участвующие в формировании добавленной стоимости, будут модифицированы и выйдут наболеевысокийуровень. Но создаются и совершенно новые отрасли. В ЮжнойЯкутии расположена крупнейшая в России Эльконская группа месторожденийурановых руд. Проведенконкурс на их разработку, создана Дирекцияпо строительству Эльконского горно-обогатительногокомбината. Планируется в короткий срок - до 2010 года - создать крупное предприятие по разработке данных запасов с мощностью до 5 тысяч тонн химического концентрата урана в год.
Там же, вЮжнойЯкутии, на базе месторождений железных руд и коксующегося угля будет создан металлургический комплексс производством до 13,5 миллиона тонн окатышей и более 4 миллионов тоннжелезорудного концентрата. Недавноместорождения железных руд были переданы недропользователю.
Это только часть крупных проектов, которые планируется реализовать в Якутии. Они поднимут на новый уровень другие отрасли: промышленность строительных материалов, лесопромышленный и агропромышленный комплексы, туризм. Будет развиваться социальная и коммунальная инфраструктура, и- что самое важное - малый бизнес создаст новые рабочие местаи укрепит финансовое положение муниципалитетов.
- По рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации и в то же время остается дотационной. Что мешало и мешает региону стать самодостаточным?
- Если бы все природные запасы Дальнего Востока были сконцентрированы в центральном регионе России с его инфраструктурой и географическим положением, страна могла сейчас быть в тройке лидеров мировой экономики. Чтобы устойчиво развиваться, территориямнедостаточно просто иметьподающий надеждыпотенциал. У них разные стартовые условия. В Якутиисерьезным ограничителем являютсяприродно-климатические условия, географическая отдаленность отосновных транспортных коммуникаций и дисперсность расселения. Эти факторы снижают конкурентоспособность экономики, ухудшаютусловия проживания людей и вызывают повышенные расходы на содержание бюджетной сферы. В связи с этим дотация изфедеральногоцентрав настоящее время превышает треть бюджета региона.
Сегодня только 8 процентов территории республики находится в зоне круглогодичного транспортного обслуживания, остальная часть имеет сезонную транспортную доступность. Основной объем грузов перевозится речным транспортом в короткий навигационный период. Следствием является ежегодное отвлечение значительных бюджетныхсредств на сезонный завоз и хранение грузов. Высокая доля транспортной составляющей в себестоимости продукции приводит кувеличению издержекпроизводствапредприятий республики, к их неконкурентоспособности. Также высок уровень затрат на тепловую и электрическую энергию. В этих условиях рентабельность добычи многихполезных ископаемых высокочувствительна кнестабильности мировых цен.
Очевидна необходимость опережающими темпами снимать инфраструктурные барьеры в регионе. Для этого и принята стратегия - Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха(Якутия)до 2020года, согласно которой при условии совместных, слаженных действийфедеральных органов власти, региона и бизнеса республика можетстать регионом-донором уже к 2013 году. При этом любой сбой на одном из уровней может негативно отразиться на достижении цели. Со стороны федеральных органов власти принятыконцептуальные решения. На прошедшей недавно международной выставке "Транспорт России-2008" в Сочи проекты республики получили поддержку председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и вошли в федеральную целевую программу развития транспортной системы на 2010-2015 годы. Это укрепляет нашу уверенность в том, что цель будет достигнута.
- Республика Саха (Якутия) - единственный субъект Дальневосточного федерального округа, обладающий одобренной и поддержанной Президентом и Правительством Российской Федерации стратегию - Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха(Якутия)до 2020года. Каковы ее стратегические приоритеты?
- Я уже частично ответил на этот вопрос в части диверсификации экономики. Новые отрасли - направление, которое обеспечит рост региональногопродукта в 2,5 раза к 2020 году. Мы будем поддерживать на уровне и наши базовые отрасли - это нелегкая задача. Она заключается в модернизации производства - это переход на подземную добычу алмазов, использование новых методов обогащения руд, углубление переработки сырья в золотосурьмяной промышленности, лесопромышленном и агропромышленном комплексах. Вочередной виток должны быть вовлечены алмазогранильная и ювелирная промышленность.
Для реализации этих двух направлений необходимо опережающее развитие инфраструктурных отраслей: транспорта и энергетики. Чтобы добиться максимального эффекта, мы объединили крупные проекты в территориальные кластеры в Южной, Западнойи Северо-Восточной Якутиии создаем единую систему транспортаи энергоснабжения в каждом регионе. В Южной Якутии начата реализация проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" с привлечением средств ИнвестфондаРФ. Здесь будет сформированкрупныйпромышленныйрайон на базе объектов гидроэнергетики и производств, связанных с добычей и глубокой переработкой полезных ископаемых (угля, железных и урановых руд, природного газа, апатитов и других) и строительства необходимой энергетической итранспортной инфраструктуры.
Во время рабочего визита Дмитрия Медведева правительством Якутии былипоставлены вопросы и внесеныпредложенияпо решению проблем, характерных не только для Республики Саха (Якутия), но и других дальневосточныхрегионовРоссии
В Западной Якутии кластер основан на подземной разработке алмазных, освоении нефтегазовых месторождений с созданием газоперабатывающей и газохимической промышленности, базирующихся на общей энергетической и транспортной инфраструктуре.
В Восточной Якутии создается производственный комплекс поосвоению золоторудного и полиметаллического месторождений с необходимой транспортной и энергетической инфраструктурой.
В Центральной Якутии сформируется транспортный узел - здесь будут логистически связаны железнодорожные, авто­мобильные, речные и воздушные пути. Важно, что для максимального эффекта их нужно развивать синхронно. Должнозавершиться строительство железной дороги доЯкутска, параллельно надо возводить автомобильно-железнодорожный мост через реку Лена, вести строительство автодорог "Амга", "Колыма"для выхода к морским портам на Охотском море. Для обеспечения воздушных связей появится и аэровокзальный комплекс в городе Якутске. Транспортныйузел в Якутске будет иметь и международное значение. Если поЛене следовать до Севморпути, то образуется меридиальный транспортный коридор АТР-Европа, скорость движения по которому в два раза больше, чем по существующим путям. В перспективе - строительство международного мультитранспортного коридора Якутск-Магадан-Анадырь-Уэлен (Берингов пролив).
Все это потребует развития электроэнергетики. Внастоящее время энергосистема региона - три не связанных между собойэнергосбытовых района: Южно-Якутский , Центральный и Западный, а также зонадецентрализованногоэлектроснабжения. Поэтому, руководствуясьпоручением президента страныиздравым смыслом, республика совместно с РАО ЕЭС начала реализацию большого проекта, который свяжет эти районы. Он позволит решить глобальную задачу - включение энергосистемы Дальнего Востока в объединенную энергосистему центра и запада страны.
Перед нами стоит проблема снижения тарифов на тепло и электроэнергию наДальнем Востоке, которые делают неконкурентоспособным любое производство в регионе. Этот вопрос решается путем замены действующих источников энергии на другие. Во-первых , дизельные электростанции как источник наращивания перекрестного субсидирования на электроэнергию необходимо планово заменить на местный уголь. Это направление работы актуально как в настоящее время, так и в перспективе. Самую дешевую электроэнергию на планете вырабатываютгидростанции. Совместно с РАО ЕЭС мы приступили к строительству Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, состоящего из каскада ГЭС общей мощностью 8,5 тысячи мегаватт, предназначенных для Дальнего Востока и экспорта в Китай.
В результате реализации схемы к 2020 году республика должнастать регионом с устойчиво развивающейся экономикой. Будут решены основные проблемы в социальной сфере. Также будет достигнут экономический рост граничащих сЯкутиейсубъектов Дальневосточного федерального округа. Схема будет иметь и общенациональный эффект, который заключается в наращивании экспортных возможностей, повышении энергетическойбезопасности страны и, самое главное, в созданииусловий для привлечения и закрепления населения как геостратегической задачи России на Дальнем Востоке.
- В феврале этого года под председательством Дмитрия Медведева, тогда еще первого вице-премьера , проводилось совещание, на котором обсуждался процесс выполнения поручений Президента РФ, данных в феврале 2006 года. На основании вашего доклада ряду членов Правительства РФ такжебыли даны поручения. Можно ли сегодня говорить о каких-то подвижках в решении поставленных вами вопросов?
- Во время рабочего визита Дмитрия Медведева правительством Якутии были поставлены вопросы и внесены предложения по решению проблем, характерных не только для Республики Саха (Якутия), но и других дальневосточныхрегионовРоссии.
Основной блок касался решения насущной проблемы для Дальнего Востока - привлечения и закрепления трудовых ресурсов. Для этого необходимо создать условия для повышения уровня жизни населения в самых разных областях. Например, решить проблему высоких тарифов на жилищно-коммунальные услугии электроэнергию. К сожалению, внесенные нами совместно с РАО ЕЭС предложения по обеспечению полноценного финансированиямероприятий по развитию электроэнергетикиреспублики в рамкахкорректировки ФЦП "Экономическое и социальное развитие ДальнегоВостока и Забайкалья на период до 2013 года" при всем согласии федерального центра с необходимостью положительногорешения постоянно откладывались. Дмитрий Медведев тогда поручил Минпромэнерго России разработать программу модернизации локальной электроэнергетики Дальнего Востока для снижения тарифов. Работа в этом направлении ведется.
Были даны порученияМинрегиону России внести предложения по вопросам распределения средствФонда реформирования жилищно-коммунальногохозяйства с учетомособенностейрайонов КрайнегоСевера. Суть в том, что деньгииз Фонда распределяются по требованиям, которые не учитывают условий Севера, в то время как именно на этих территориях износ жилищного фонда и коммунальных сетей выше среднероссийского, а возможности привлечьвнебюджетные средства отсутствуют.
Обращалось внимание на вопрос реализациижилищных сертификатов. По нашей логике, если гражданинжелает воспользоваться правом напредоставление жилищного сертификата в томже или другомрегионе того же федерального округа, а государствоставит задачу закреплениятрудовых ресурсов на Дальнем Востоке для обеспечения геополитическихинтересов, то почему бы и не предоставить гражданину такую возможность. Но законнас ограничивает и требует обязательного выезда людей израйонов Крайнего Севера. Но надо смотреть дальше, на перспективу, и внедрить законы, способствующие обеспечению национальной безопасности России на Дальнем Востоке.
Нонсенс, но это имеет место в 12 северных субъектах федерации, в том числе и в Якутии. Средний размер пенсии ниже величины прожиточного минимума пенсионеров. Все законодательные инициативы по повышению уровня их жизни получают отрицательные заключения профильных федеральных министерств. По итогам совещания было дано поручение федеральным органам в апреле текущего года внести соответствующие предложения, но приходится констатировать, что вопрос так и не решен. А тем временем инфляция продолжает "съедать" и без того скудные доходыпенсионеров.
Мы вносили предложения по созданию социальной и инженерной инфраструктуры опорных населенных пунктов в регионах интенсивного освоения. Там можно было бы создать инженерную инфраструктуру за счет средств федерального бюджета, социальную инфраструктуру(школы, больницы, клубы) - за счет субъектафедерации, а предприятия могли бы реализовать ипотечные схемы обеспечения жильем своих работников. Поручение дано, но пока еще не выработана позиция профильного федерального ведомства.
Пока по итогам совещания "в сухом остатке" мы имеем только принятое решение по передаче Чаяндинского ГКМ в недропользование ОАО "Газпром". Но прошло еще не так много времени, а вопросы, поднятые нами, серьезные и затрагивают многие регионы. Поэтому мы, конечно, продолжим совместную работу по исполнению поручений президента страны.
- Как складываются отношения с федеральным центром? Ведь был период, когда существовало немало разногласий по важным вопросам.
- За последние годы наметилась положительная тенденция во взаимоотношенияхс федеральным центром. После развала системы управления странойв1990−е годы прошлого столетия президентом Путиным были предприняты меры по восстановлению и укреплению вертикали федеральной власти. А после того как процесс централизации достиг апогея, регионы получили массу полномочий. Процесс децентрализации продолжается и сейчас. Так что балансвосстанавливается, все разногласия постепенно снимаются.
Фото предоставлены минэкономразвития Республики Саха (Якутия)