разу два сообщения о выходе тольяттинского автогиганта на международные площадки прозвучало в последние дни. Во-первых , аналитики ИК"Брокеркредитсервис"соссылкой нагазету "Коммерсант"сообщили о переговорах между АвтоВАЗом и компанией Sollers (бывшая "Северсталь-авто") о строительстве автокомбината в Венесуэле. Переговоры проходили во время визита в Венесуэлу российской делегации во главе с вице-премьером Игорем Сечиным, который в последнее время проявляет активный интерес к российскойавтомобильной промышленности. А сегодя стало известно, чтоАвтоВАЗподписалсоглашениео покупке 25%+1 акции казахстанского предприятия "Азия-Авто".
Российские холдинги намерены собирать вВенесуэле Lada и UAZ. По словам президента АвтоВАЗа Бориса Алешина, СП АвтоВАЗа и Sollers можетвыпускать "несколько десятковтысячмашин в год". Для сравнения: объем продаж автомобильных гигантов General Motors или Toyotaсоставляет около 60 тыс. автомобилей. В Венесуэле действует таможенный режим, аналогичный российскому режиму промсборки, который позволяет беспошлинно импортировать автокомпоненты для сборки колесных транспортных средств. По мнению аналитика ИК "Брокеркредитсервис" Севастьяна Козицына, "это позитивная новость для обоих предприятий, которые планируют осваивать развивающиеся рынки, а не замыкаться исключительно нароссийском рынке".
А сегодя стало известно, чтоАвтоВАЗподписалсоглашениео покупке 25%+1 акции казахстанского предприятия "Азия-Авто". Впервыеэтот проект был обнародован летом текущего года, причем реализации планов тольяттинского завода не смог помешать даже разразившийся кризис ликвидности. Документ был подписан в рамках трехстороннего договора о сотрудничестве между волжским автозаводом, казахским автосборочным предприятием и Евразийским банком развития. На церемонии подписания помимо президентаАвтоВАЗа БорисаАлешина, председателя совета директоров "Азиа-Авто" Анатолия Балушкина и председателя правления Евразийского банка развития Игоря Финогенова присутствовали президент РФ Дмитрий Медведев и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Евразийский банк развития предоставит АвтоВАЗу кредит на 150 200 млн долларов на расширение мощностей "Азия-Авто" с 45 до120 тыс. автомобилей в год. Монтаж оборудования для доведения мощности предприятия до планируемых 120 тыс. единиц в год намечен на 2009 год, выходна проектную мощностьна конец 2010 года.
Завод "Азия-Авто" был введен в эксплуатацию в 2003 году, наладив сборочное производствоавтомобилей "Нива". В 2005 году было подписано соглашение о серийном производстве автомобилей Skoda, а в 2007 году "Азия-Авто" началпроизводственнуюсборкусразу трех новых моделей марки Chevrolet Chevrolet Lacetti, Chevrolet Epica и Chevrolet Captiva. Очевидно, что после получения АвтоВАЗом контрольного пакета акций предприятия (такой вариант предусматривается в будущем) модельный ряд будет значительно изменен в сторону расширения выпуска моделей Lada. Как "Эксперт Online" сообщал ранее, руководство АвтоВАЗарассматривает "Азия-Авто" как плацдарм для наращивания присутствия на рынках Сибири и Дальнего Востока наряду с "ИжАвто", которое также в скором времени должно быть приобретено тольяттинским автозаводом.
Комментарий эксперта
Сергей Удалов
заместитель директора аналитического агентства "Автостат"
В целом политика АвтоВАЗа вполне понятна и оправданна. В ситуацииограниченности сегмента на российском рынке, когда ВАЗ при всем желании не может продаватьбольше определенного объема автомобилей внутри страны, выход с теми же моделями на внешние площадкипозволяет масштабировать производство и продавать больше машин, не вкладываясь в расширение модельного ряда, то есть повышать рентабельность бизнеса.
Если говорить конкретно про Венесуэлу, то здесь, на мой взгляд, пока больше политики, чем экономики. В принципе рынки Южной Америки были раньшеосвоены АвтоВАЗом, и, возможно, там могли бы продаваться успешно те же "Нивы", но пока я думаю, что это все же политическое решение. С Казахстаном ситуация иная, хотя и тут без политики, по моему мнению, не обошлось. Недаром президент Дмитрий Медведев уже в третий раз посетил эту страну. Тем не менее рынок Казахстана сейчасдовольно перспективный, а сам завод "Азия-Авто" выгоден для АвтоВАЗа. Здесь хорошее оборудование, обученный персонал и т. д. То есть организация сборки Ladaна этой площадке может быть проведена в сжатые сроки и с минимальными вложениями.