Болезнь всех старопромышленных территорий с глубоким износом основных фондов - падение темпов экономического роста. Настигла она и раньше благополучную Самарскую область. Теперь региону придется основательно обновлять сам подход к своему развитию, нацеливая его на повышение конкурентоспособности в борьбе за ресурсы и рынки сбыта
Самарская область играет особую образ в экономике Поволжья: лидируянаряду с Республикой Татарстан по всем основным макроэкономическим показателям (см. график 3), она является центром притяжения для соседних регионов. Тем большую тревогу вызывают признаки стагнации, ставшие очевидными вслед за тем оглашения итогов социально-экономического развития в 2007 году. Так, по объему выпуска промышленной продукцииобласть сбереглавтороеместоположение в Приволжскомфедеральном округе (ПФО), а вот в общероссийском рэнкинге опустиласьс шестого места на восьмое . Отстает самарский регион от федерации в целом и по темпам экономического развития 54,9% супротив 68,8% за последние семь лет. Характерно, что, проигрывая в динамике таких показателей, как валовой продукт (8,1% за отрезок времени с 2000 года по 2007−й) и инвестиции в центровой доход (0,5%), область наращивает отрыв в сфере потребления (3%) .
Не удивительно, что региональное министерство экономического развитияи торговли во главе с Габибуллой Хасаевым оценивает состояние средств производства как критическое, в особенности в обрабатывающей промышленности. "Мы имеем без малого самую высокую в РФ уровень износаосновных фондов и что ни на есть здоровый удельныйвес на все стоизношенных, заявляет г-н Хасаев. Фактическимногие предприятия работаютна грани своих технологических возможностей. При сохранении такого тренда регион потеряет экономическое лидерство как в округе, так и в масштабе страны. Наша ключевая проблема многократный увеличение производительности труда и эффективности производства на основе масштабной модернизации существующих предприятий и активной инновационной политики".
Для этого, по расчетам министерства экономическогоразвития и торговли, нужно снабдить приток инвестиций с темпомне менее 14% в год, начиная с нынешнего уровня примерно 130 млрд рублей, что позволит ежегодно наращивать валовой региональный продукт(ВРП) на 6%.
Конкуренция по неписаным законам
Проблема в том, чтопоставленную задачу приходится находить решение в острой межрегиональной и межотраслевой конкуренции за ресурсы, которые при нынедействующей налоговой системесосредоточены, главным образом, в столице. Причемсистемного подхода к их распределению, по сути дела, не существует. Федеральный середина реализует принцип экономического выравнивания регионов за счет различного рода дотаций. Это позволяет подсоблять на плаву территории, не обладающие ни запасами нефти и газа, ни крупной промышленностью, и все-таки худо стимулируетих саморазвитие и тем самымконсервируетих отставание. Будь российская экономика больше мощной, такие регионы разрешается было бы поднимать, как в советскоевремя, путем создания (размещения) там новых, зачастую с нуля, производственных комплексов с полным инфраструктурным оснащением. Но таких возможностей ныне нет и не предвидится.
В качествеальтернативногоподхода боссЦентра стратегических разработок"Северо-Запад"(Санкт-Петербург) Владимир Княгинин предлагает действовать ставку на опорные наиболее динамичные субъекты РФ с вменением им функций национальных "окон-переходников" вглобальный рынок и девелоперов по отношению к прочий территории страны. В России, как, впрочем, и повсюду в мире, экономика концентрируется на территориях, обладающих естественными преимуществами, а оттогодержава должно помогать опережающий подъем крупных агломераций как каркаса модернизации страны, отмечает шеф региональной программы Независимогоинститутасоциальной политики(Москва) Наталья Зубаревич. В то же пора она признает, что в стране покуда нет прозрачной системы стимулирования роста на основе естественныхпреимуществ и открытой конкуренции регионов.
В таких условиях схватка за ресурсы становится своего рода искусством, сопряженным спиаром и government relation. Впрочем, некоторые рекомендации на этот счет существуют. Так, по мнению директора регионального направления рейтингового агентства "Эксперт РА"(Москва) Григория Марченко, чтобысделаться "точкой роста", регион должен "отметиться"на федеральном уровне - например, выдвижениемзначимой в масштабах страны инициативы, реализацией крупного межгосударственного проекта, созданием уникального конкурентного преимущества или активным пиар-продвижением. Неплохо ещё иметь в распоряжении заметные успехи в социально-экономическом развитии - прирост ВРП как самое меньшее на 7% в год, износ основныхфондов не более 35% и капитализацию (долю капвложений в объеме ВРП) на уровне 20−22%. Кроме того, региональное руководство должно уверить Москву в своем профессионализме, креативности, наличииполитическойволииподдержки со стороны местного коммерциала и населения.
Базис конкурентоспособности
Если обладать в виду измеримые критерии, Самарская область удовлетворяет только одному из них - по уровню капитализации она устойчиво превосходит РФна немногопунктов (см. график 1). По линии "инициатив" в активе запуск в середине мая 2008 года процесса создания ОАО "Корпорация развития Самарской области", призванного интегрировать государственные ресурсы со средствами частных инвесторов. Но, возможно, самыммощныморужием в борьбе за федеральные ресурсы являются московские связи главу администрацииобласти Владимира Артякова, экс-топ-менеджера госхолдинга "Рособоронэкспорт".
Впрочем, наряду с этими, отчасти конъюнктурными, достоинствами у региона есть и фундаментальные преимущества. Важнейшим из них является значительная доля обрабатывающих предприятий с достаточно высокой степенью передела почти 80% в общем объемепромышленного производства. По стоимостивыпускаемой продукции тотсамый сегмент в семь раз превосходит добывающие отрасли, в то миг как по России в целом данное соотношение составляет три к одному. При этом самарская индустрия отличается повышенной концентрацией: десять крупнейших предприятий дают 60% объема промышленного производства в регионе. Это компании общероссийского масштаба в таких отраслях, как выпуск ракетной техники, легковых автомобилей, комплектующих и запчастей к ним (45% в структуре продукции обрабатывающих производств), а кроме того товаров химии(10%) и нефтехимии (9,4%).
По некоторым видам промышленной продукции Самарская область занимает лидирующие позиции в стране, авот конкурентоспособностью на мировых рынках в наибольшей степени обладает ракетно-космический комплекс. Его ядром является ФГУП "ЦСКБ-Прогресс" головная организация в стране по созданию ракет-носителей (РН) среднего класса и космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. В состав комплекса, формирующегося с начала 1940−х годов, входят также "Моторостроитель", "Авиаагрегат", "Гидроавтоматика", СНТК им. Н.Д. Кузнецова, "Металлист-Самара", Самарский металлургический завод, предприятие авиационных подшипников, "Салют", завод аэродромного оборудования, плюс Самарский государственный аэрокосмический универ и строй организаций в сфереисследований и разработок. Стратегическое роль для этого комплекса имеет создание РН "Союз 2−3", которая позволит повысить массу, выводимую на околоземную орбиту, на 25−30%, а в перспективе обеспечить запуск многоразового пилотируемого корабля.
Кластерная инициатива
Повышение конкурентоспособности региональной экономики самарские стратеги нынче связывают с формированием кластеров - территориально-производственных образований, включающих всю цепочку взаимосвязанных видов деятельности, вплоть до выпускаконечного продукта и оказания услуг. Локализацияи кооперация прежде разрозненных производств должны вручить синергетический и мультипликативный эффекты. Продуктивность этой идеи подтверждает навык местного ракетно-космического комплекса, тот, что является по сути дела готовым кластером. Из остальных отраслей самарской экономики самыми реальными предпосылками для реализации кластерного подхода располагают нефтехимия и автомобилестроение.
Продукция нефтехимической отрасли имеет большойэкспортный потенциал, велика еезначимость и внутри страны: в Самарской области выпускается, к примеру, 52% российского полиамида, 24% аммиака, 21% синтетических каучуков и 20% карбамида. Производят эту продукцию более 400 компаний, связанных технологическимицепочками от углеводородногосырья (90% его добывает входящеев холдинг "Роснефть" ОАО "Самаранефтегаз") до готовой продукциивысоких переделов. Основной ее объем выпускают три нефтеперерабатывающих завода - самарский, новокуйбышевский и сызранский, также подконтрольных"Роснефти", а также крупные химические предприятия "Тольяттиазот", "КуйбышевАзот", "Пластик", "Тольяттикаучук", "Промсинтез", Новокуйбышевская нефтехимическая компания, "Самараоргсинтез", "Кинельагропласт" и "НоваТЭК-Полимер". Перспективы отраслисвязаны с выпуском моторного топлива по стандартам "Евро-3"и"Евро-4" , увеличением глубины переработки сырья и реализацией ряда высокотехнологичных проектов стоимостью 1,5−2 млрд рублей каждый.
Автомобильный кластер формируется на базе АвтоВАЗа и "GM-АвтоВАЗа" , около которых сложилась целая сеть поставщиков и партнеров возле 700 предприятий (из нихболее 320из Самарской области), охватываяисследовательские, конструкторско-технологические и консалтинговые организации, а также сервисные и торговые компании. Этот комплекс предполагаетсяреструктуризировать в двухполюснуюсистему с центростремительным полюсом производства автомобилей, конкурентоспособных на внутреннем рынке, и центробежным полюсом выпуска автокомпонентов с целью обеспечить потребности российских и зарубежных сборочных производств в объеме не менее пяти млн машин в год. В числе насущных задач - создание в Тольятти инновационно-технологического бизнес-инкубатора и промышленно-технологического парка, где будут размещены центры поддержкипредпринимательства, трансфера и коммерциализации технологий, инжиниринга, промышленного дизайна, а также коммерческого продвижения разработок.
Оковы внешней зависимости
Сложность, однако, в том, что ядро будущего кластера - ОАО "АвтоВАЗ" подконтрольно госхолдингу "Рособоронэкспорт". Вне Самарской области находятся центры принятия решений и в отношении целого рядадругихкрупных компаний, находящихся на ее территории. К их числу относятся в первую очередностьпредприятия с участием иностранногокапитала. Это, в частности, ведущий в России производитель алюминиевого проката, изделий из алюминия и алюминиевых сплавов Самарский металлургический завод, находящийся в имущества корпорации Alcoa Worldwide (США), "Кондитерское объединение ""Россия""" (Nestle, Швейцария), российско-американская фирма "Пепси Интернэшенел Боттлерс Самара", филиал российско-английской компании "Кока-кола Инчкейп Эйчбиси Евразия" и российско-французское предприятие "Данон-Волга".
Частный "КЭС-холдинг" контролирует в эти дни Волжскую территориальную генерирующую компанию (ТГК-7) , объединяющую тепловые электростанции городских округов и Самарскую ГРЭС, а федеральное ОАО "ГидроОГК" Жигулевскую ГЭС.
Позиция Москвы определяет судьбу ещё двух кластеров, продвигаемых самарскими властями. Один из них - транспортно-логистический -предусматривает сооружение автодорожного маршрута Центр-Поволжье-Урал , включающего мостовой переход сквозь Волгу, модернизациюмеждународного аэропорта "Курумоч", а также создание на территории региона транспортного консолидирующего центра по обработке грузов и контейнеров с четырьмя мультимодальными контейнерными терминалами и информационно-аналитическим центром. Ядром другоготуристско-рекреационного - должно стать село Ширяево, находящееся в створе Самары на прочий стороне Волги, где предполагается "создать иерархическуюсистему центров туризма и рекреации сразвитой инфраструктурой, в том числе гостиничным хозяйством самого высокого уровня". Однако существенное финансовое участие федерального центра в реализациинастолько амбициозного проекта вызывает большиесомнения, особенно в контексте проведениязимнихОлимпийских игр в Сочи и Всемирных студенческих игр в Казани.
Пожалуй, единственная системообразующая отрасль самарской промышленности, где центры принятия решений располагаются на территории региона, это химия и нефтехимия. Отсюда повышенное чуткость к ней со стороны местных властей, о чем свидетельствует существование в структуре областного правительства отдельного отраслевого министерства, а также бюджетная поддержка. Так, по словам гендиректора ОАО "КуйбышевАзот" Виктора Герасименко, его группа не так давнехонько получила инвестиционный налоговый кредит в размере 200 млн рублей для налаживания выпуска высокопрочной технической нити, кордной ткании конструкционных материалов на основе полиамида.
К новым полюсам
Зависимость экономики Самарской области от внешних сил, интересов и ресурсов может броскоосложнить реализацию инновационного сценария, который в стратегии региона до 2020 года рассмотрен в качестве базового. Впрочем, влиять наконкурентоспособность области местные власти все жемогутсодействуя формированию не только ужеимеющихся кластеров, но и новых точек роста, тем более что для этого есть хорошие предпосылки.
В региональной структуре инновационной продукции Самарская область занимает первое место в ПФО (около 35%), на 6% опережая Республику Татарстан. По интенсивности инновационнойдеятельностипредприятий (объемукорпоративных затрат на НИОКР на единственный целковый инвестиций в первостепенныйкапитал)регион стабильно превышаетпорядокфедерации (см. график 2). Здесьна треть выше удельная численность персонала, занятогоисследованиями и разработками (НИОКР), на 70% больше удельный вес инновационно активных предприятий, а в валовом продукте вдвое выше доля затрат наНИОКР. В рейтингепо уровню инновационного потенциала от агентства "Эксперт РА" Самарская область занимает шестоеместо посреди субъектов РФ.
За последние годы - в дополнение к интегрированной системе, включающей более 50 академических и отраслевых институтов, научно-исследовательских подразделений местных вузов и индустриальных предприятий, научно-производственных творческих групп, а также внедренческих организаций - создано свыше30 наукоемких компаний, занимающихся аэрокосмическими, геоинформационными, нанотехнологическимии медико-техническими разработками. Это позволило притянуть только в сферу малого инновационного предпринимательства свыше 30 млн рублей из федеральногобюджета, 9 млн рублейиз областного бюджета и 15 млн рублей от частных инвесторов.
Однако востребованность результатов НИОКР более тогодля модернизациибазовых отраслей, не говоря уже о формировании новых полюсов роста, остается невысокой. Более того, сама надобность этих полюсов воспринимается неоднозначно. Так, управляющий Международного центра развития регионов(Москва) Игорь Меламед, принимавший участие в разработке долгосрочной стратегии развития Самарской области, заявил журналу "Эксперт Волга", что участливость следует фокусировать на сложившихсянаправленияхспециализациирегиона. Впрочем, судить о том, способен ли таковый подход обеспечить конкурентоспособность субъекта РФ, сегодня трудно. Ведь в то время как никто не ведет речь о параметризации проектов, представляемых для финансированияиз средств федерального бюджета, и о критериях их значимости для социально-экономического развития данного региона и страны в целом. Равно как и о том, что главнымпрепятствием для открытой межрегиональной конкуренции является нынешняя налоговая система, при которой большая количествоприбылирегионов-"доноров"изымается в пользу федерального центра.