Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Нажать на reset

Болезнь всех старопромышленных территорий с глубоким износом основных фондов - падение темпов экономического роста. Настигла она и раньше благополучную Самарскую область. Теперь региону придется основательно обновлять сам подход к своему развитию, нацеливая его на повышение конкурентоспособности в борьбе за ресурсы и рынки сбыта

Самарская область играет особую образ в экономике Поволжья: лидируя наряду с Республикой Татарстан по всем основным макроэкономическим показателям (см. график 3), она является центром притяжения для соседних регионов. Тем большую тревогу вызывают признаки стагнации, ставшие очевидными вслед за тем оглашения итогов социально-экономического развития в 2007 году. Так, по объему выпуска промышленной продукции область сберегла второе местоположение в Приволжском федеральном округе (ПФО), а вот в общероссийском рэнкинге опустилась с шестого места на восьмое . Отстает самарский регион от федерации в целом и по темпам экономического развития 54,9% супротив 68,8% за последние семь лет. Характерно, что, проигрывая в динамике таких показателей, как валовой продукт (8,1% за отрезок времени с 2000 года по 2007−й) и инвестиции в центровой доход (0,5%), область наращивает отрыв в сфере потребления (3%) .

Не удивительно, что региональное министерство экономического развития и торговли во главе с Габибуллой Хасаевым оценивает состояние средств производства как критическое, в особенности в обрабатывающей промышленности. "Мы имеем без малого самую высокую в РФ уровень износа основных фондов и что ни на есть здоровый удельный вес на все сто изношенных, заявляет г-н Хасаев. Фактически многие предприятия работают на грани своих технологических возможностей. При сохранении такого тренда регион потеряет экономическое лидерство как в округе, так и в масштабе страны. Наша ключевая проблема многократный увеличение производительности труда и эффективности производства на основе масштабной модернизации существующих предприятий и активной инновационной политики".

Для этого, по расчетам министерства экономического развития и торговли, нужно снабдить приток инвестиций с темпом не менее 14% в год, начиная с нынешнего уровня примерно 130 млрд рублей, что позволит ежегодно наращивать валовой региональный продукт (ВРП) на 6%.

Конкуренция по неписаным законам

Проблема в том, что поставленную задачу приходится находить решение в острой межрегиональной и межотраслевой конкуренции за ресурсы, которые при нынедействующей налоговой системе сосредоточены, главным образом, в столице. Причем системного подхода к их распределению, по сути дела, не существует. Федеральный середина реализует принцип экономического выравнивания регионов за счет различного рода дотаций. Это позволяет подсоблять на плаву территории, не обладающие ни запасами нефти и газа, ни крупной промышленностью, и все-таки худо стимулирует их саморазвитие и тем самым консервирует их отставание. Будь российская экономика больше мощной, такие регионы разрешается было бы поднимать, как в советское время, путем создания (размещения) там новых, зачастую с нуля, производственных комплексов с полным инфраструктурным оснащением. Но таких возможностей ныне нет и не предвидится.

В качестве альтернативного подхода босс Центра стратегических разработок "Северо-Запад" (Санкт-Петербург) Владимир Княгинин предлагает действовать ставку на опорные наиболее динамичные субъекты РФ с вменением им функций национальных "окон-переходников" в глобальный рынок и девелоперов по отношению к прочий территории страны. В России, как, впрочем, и повсюду в мире, экономика концентрируется на территориях, обладающих естественными преимуществами, а оттого держава должно помогать опережающий подъем крупных агломераций как каркаса модернизации страны, отмечает шеф региональной программы Независимого института социальной политики (Москва) Наталья Зубаревич. В то же пора она признает, что в стране покуда нет прозрачной системы стимулирования роста на основе естественных преимуществ и открытой конкуренции регионов.

В таких условиях схватка за ресурсы становится своего рода искусством, сопряженным с пиаром и government relation. Впрочем, некоторые рекомендации на этот счет существуют. Так, по мнению директора регионального направления рейтингового агентства "Эксперт РА" (Москва) Григория Марченко, чтобы сделаться "точкой роста", регион должен "отметиться" на федеральном уровне - например, выдвижением значимой в масштабах страны инициативы, реализацией крупного межгосударственного проекта, созданием уникального конкурентного преимущества или активным пиар-продвижением. Неплохо ещё иметь в распоряжении заметные успехи в социально-экономическом развитии - прирост ВРП как самое меньшее на 7% в год, износ основных фондов не более 35% и капитализацию (долю капвложений в объеме ВРП) на уровне 20−22%. Кроме того, региональное руководство должно уверить Москву в своем профессионализме, креативности, наличии политической воли и поддержки со стороны местного коммерциала и населения.

Базис конкурентоспособности

Если обладать в виду измеримые критерии, Самарская область удовлетворяет только одному из них - по уровню капитализации она устойчиво превосходит РФ на немного пунктов (см. график 1). По линии "инициатив" в активе запуск в середине мая 2008 года процесса создания ОАО "Корпорация развития Самарской области", призванного интегрировать государственные ресурсы со средствами частных инвесторов. Но, возможно, самым мощным оружием в борьбе за федеральные ресурсы являются московские связи главу администрации области Владимира Артякова, экс-топ-менеджера госхолдинга "Рособоронэкспорт".

Впрочем, наряду с этими, отчасти конъюнктурными, достоинствами у региона есть и фундаментальные преимущества. Важнейшим из них является значительная доля обрабатывающих предприятий с достаточно высокой степенью передела почти 80% в общем объеме промышленного производства. По стоимости выпускаемой продукции тот самый сегмент в семь раз превосходит добывающие отрасли, в то миг как по России в целом данное соотношение составляет три к одному. При этом самарская индустрия отличается повышенной концентрацией: десять крупнейших предприятий дают 60% объема промышленного производства в регионе. Это компании общероссийского масштаба в таких отраслях, как выпуск ракетной техники, легковых автомобилей, комплектующих и запчастей к ним (45% в структуре продукции обрабатывающих производств), а кроме того товаров химии (10%) и нефтехимии (9,4%).

По некоторым видам промышленной продукции Самарская область занимает лидирующие позиции в стране, а вот конкурентоспособностью на мировых рынках в наибольшей степени обладает ракетно-космический комплекс. Его ядром является ФГУП "ЦСКБ-Прогресс" головная организация в стране по созданию ракет-носителей (РН) среднего класса и космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. В состав комплекса, формирующегося с начала 1940−х годов, входят также "Моторостроитель", "Авиаагрегат", "Гидроавтоматика", СНТК им. Н.Д. Кузнецова, "Металлист-Самара", Самарский металлургический завод, предприятие авиационных подшипников, "Салют", завод аэродромного оборудования, плюс Самарский государственный аэрокосмический универ и строй организаций в сфере исследований и разработок. Стратегическое роль для этого комплекса имеет создание РН "Союз 2−3", которая позволит повысить массу, выводимую на околоземную орбиту, на 25−30%, а в перспективе обеспечить запуск многоразового пилотируемого корабля.

Кластерная инициатива

Повышение конкурентоспособности региональной экономики самарские стратеги нынче связывают с формированием кластеров - территориально-производственных образований, включающих всю цепочку взаимосвязанных видов деятельности, вплоть до выпуска конечного продукта и оказания услуг. Локализация и кооперация прежде разрозненных производств должны вручить синергетический и мультипликативный эффекты. Продуктивность этой идеи подтверждает навык местного ракетно-космического комплекса, тот, что является по сути дела готовым кластером. Из остальных отраслей самарской экономики самыми реальными предпосылками для реализации кластерного подхода располагают нефтехимия и автомобилестроение.

Продукция нефтехимической отрасли имеет большой экспортный потенциал, велика ее значимость и внутри страны: в Самарской области выпускается, к примеру, 52% российского полиамида, 24% аммиака, 21% синтетических каучуков и 20% карбамида. Производят эту продукцию более 400 компаний, связанных технологическими цепочками от углеводородного сырья (90% его добывает входящее в холдинг "Роснефть" ОАО "Самаранефтегаз") до готовой продукции высоких переделов. Основной ее объем выпускают три нефтеперерабатывающих завода - самарский, новокуйбышевский и сызранский, также подконтрольных "Роснефти", а также крупные химические предприятия "Тольяттиазот", "КуйбышевАзот", "Пластик", "Тольяттикаучук", "Промсинтез", Новокуйбышевская нефтехимическая компания, "Самараоргсинтез", "Кинельагропласт" и "НоваТЭК-Полимер". Перспективы отрасли связаны с выпуском моторного топлива по стандартам "Евро-3" и "Евро-4" , увеличением глубины переработки сырья и реализацией ряда высокотехнологичных проектов стоимостью 1,5−2 млрд рублей каждый.

Автомобильный кластер формируется на базе АвтоВАЗа и "GM-АвтоВАЗа" , около которых сложилась целая сеть поставщиков и партнеров возле 700 предприятий (из них более 320 из Самарской области), охватывая исследовательские, конструкторско-технологические и консалтинговые организации, а также сервисные и торговые компании. Этот комплекс предполагается реструктуризировать в двухполюсную систему с центростремительным полюсом производства автомобилей, конкурентоспособных на внутреннем рынке, и центробежным полюсом выпуска автокомпонентов с целью обеспечить потребности российских и зарубежных сборочных производств в объеме не менее пяти млн машин в год. В числе насущных задач - создание в Тольятти инновационно-технологического бизнес-инкубатора и промышленно-технологического парка, где будут размещены центры поддержки предпринимательства, трансфера и коммерциализации технологий, инжиниринга, промышленного дизайна, а также коммерческого продвижения разработок.

Оковы внешней зависимости

Сложность, однако, в том, что ядро будущего кластера - ОАО "АвтоВАЗ" подконтрольно госхолдингу "Рособоронэкспорт". Вне Самарской области находятся центры принятия решений и в отношении целого ряда других крупных компаний, находящихся на ее территории. К их числу относятся в первую очередность предприятия с участием иностранного капитала. Это, в частности, ведущий в России производитель алюминиевого проката, изделий из алюминия и алюминиевых сплавов Самарский металлургический завод, находящийся в имущества корпорации Alcoa Worldwide (США), "Кондитерское объединение ""Россия""" (Nestle, Швейцария), российско-американская фирма "Пепси Интернэшенел Боттлерс Самара", филиал российско-английской компании "Кока-кола Инчкейп Эйчбиси Евразия" и российско-французское предприятие "Данон-Волга".

Частный "КЭС-холдинг" контролирует в эти дни Волжскую территориальную генерирующую компанию (ТГК-7) , объединяющую тепловые электростанции городских округов и Самарскую ГРЭС, а федеральное ОАО "ГидроОГК" Жигулевскую ГЭС.

Позиция Москвы определяет судьбу ещё двух кластеров, продвигаемых самарскими властями. Один из них - транспортно-логистический - предусматривает сооружение автодорожного маршрута Центр-Поволжье-Урал , включающего мостовой переход сквозь Волгу, модернизацию международного аэропортаурумоч", а также создание на территории региона транспортного консолидирующего центра по обработке грузов и контейнеров с четырьмя мультимодальными контейнерными терминалами и информационно-аналитическим центром. Ядром другого туристско-рекреационного - должно стать село Ширяево, находящееся в створе Самары на прочий стороне Волги, где предполагается "создать иерархическую систему центров туризма и рекреации с развитой инфраструктурой, в том числе гостиничным хозяйством самого высокого уровня". Однако существенное финансовое участие федерального центра в реализации настолько амбициозного проекта вызывает большие сомнения, особенно в контексте проведения зимних Олимпийских игр в Сочи и Всемирных студенческих игр в Казани.

Пожалуй, единственная системообразующая отрасль самарской промышленности, где центры принятия решений располагаются на территории региона, это химия и нефтехимия. Отсюда повышенное чуткость к ней со стороны местных властей, о чем свидетельствует существование в структуре областного правительства отдельного отраслевого министерства, а также бюджетная поддержка. Так, по словам гендиректора ОАО "КуйбышевАзот" Виктора Герасименко, его группа не так давнехонько получила инвестиционный налоговый кредит в размере 200 млн рублей для налаживания выпуска высокопрочной технической нити, кордной ткани и конструкционных материалов на основе полиамида.

К новым полюсам

Зависимость экономики Самарской области от внешних сил, интересов и ресурсов может броско осложнить реализацию инновационного сценария, который в стратегии региона до 2020 года рассмотрен в качестве базового. Впрочем, влиять на конкурентоспособность области местные власти все же могут содействуя формированию не только уже имеющихся кластеров, но и новых точек роста, тем более что для этого есть хорошие предпосылки.

В региональной структуре инновационной продукции Самарская область занимает первое место в ПФО (около 35%), на 6% опережая Республику Татарстан. По интенсивности инновационной деятельности предприятий (объему корпоративных затрат на НИОКР на единственный целковый инвестиций в первостепенный капитал) регион стабильно превышает порядок федерации (см. график 2). Здесь на треть выше удельная численность персонала, занятого исследованиями и разработками (НИОКР), на 70% больше удельный вес инновационно активных предприятий, а в валовом продукте вдвое выше доля затрат на НИОКР. В рейтинге по уровню инновационного потенциала от агентства "Эксперт РА" Самарская область занимает шестое место посреди субъектов РФ.

За последние годы - в дополнение к интегрированной системе, включающей более 50 академических и отраслевых институтов, научно-исследовательских подразделений местных вузов и индустриальных предприятий, научно-производственных творческих групп, а также внедренческих организаций - создано свыше 30 наукоемких компаний, занимающихся аэрокосмическими, геоинформационными, нанотехнологическими и медико-техническими разработками. Это позволило притянуть только в сферу малого инновационного предпринимательства свыше 30 млн рублей из федерального бюджета, 9 млн рублей из областного бюджета и 15 млн рублей от частных инвесторов.

Однако востребованность результатов НИОКР более того для модернизации базовых отраслей, не говоря уже о формировании новых полюсов роста, остается невысокой. Более того, сама надобность этих полюсов воспринимается неоднозначно. Так, управляющий Международного центра развития регионов (Москва) Игорь Меламед, принимавший участие в разработке долгосрочной стратегии развития Самарской области, заявил журналу "Эксперт Волга", что участливость следует фокусировать на сложившихся направлениях специализации региона. Впрочем, судить о том, способен ли таковый подход обеспечить конкурентоспособность субъекта РФ, сегодня трудно. Ведь в то время как никто не ведет речь о параметризации проектов, представляемых для финансирования из средств федерального бюджета, и о критериях их значимости для социально-экономического развития данного региона и страны в целом. Равно как и о том, что главным препятствием для открытой межрегиональной конкуренции является нынешняя налоговая система, при которой большая количество прибыли регионов-"доноров" изымается в пользу федерального центра.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |