В Приамурье формируется металлургический комплекс, перспективы которого зависят от темпов инфраструктурного и социально-экономического развития Дальнего Востока и расширения регионального рынка стали
Юрий Макаров
Фото: Митя Алешковский
В Амурской области на Куранахском железорудном месторождении, чьи запасы оцениваются в 48,7 млн тонн, запущен дробильно-сортировочный комплекс - начинает работать обогатительный комбинат, который станет первымпредприятием в создаваемом компанией "Ариком" металлургическом кластере в Приамурье. О перспективах металлургического комплекса и рисках, с которыми сталкивается компания, "Эксперту" рассказал ее генеральный директор Юрий Макаров.
- Вы, я полагаю, знаете, что запуск Олекминского ГОКа на Куранахскомместорождении назван Министерствомпромышленности и торговли одним из самых ожидаемых событий года. Говорят, что ваш комплекс может открыть эру, как ее называют, новой индустриализации Дальнего Востока. Вас небеспокоит, что от вас слишком многого ждут?
- Нет. О том, что ДальнемуВостокунужна новая индустриализация на основе имеющейся ресурсной базы, я сам говорил годназад на Дальневосточном международномэкономическомфоруме в Хабаровске. Конечно, мы далеко неединственный агент развития региона, но наш проект создания металлургического комплекса продвигается весьма успешно. Сейчас мы консолидируем усилия на его реализации. У нашихпартнерских компаний большой опыт создания эффективных производств именно на Дальнем Востоке. И оснований опасаться, что мы не оправдаем надежд, нет.
В Приамурье -Амурской и Еврейской автономной областях- наше влияние на жизнь регионов ощутимо. В Амурской области в последние десять лет- точно. Там добывает золото наша партнерская компания ОАО"Покровский рудник". В этом году компания запустила уже второй горно-металлургический комплекс "Пионер". По объему налоговвместный бюджет она занимает третье местопослеРЖД и РАО "Энергетические системы Востока". А Еврейской автономной области с налогоплательщиками повезло еще меньше. Наш проект создания металлургического комплекса был бы весьма значимым даже для развитой территории, а для дотационных регионов Дальнего Востока это - серьезнейший шаг вперед. Общий объем инвестиций, которые мы направимвсоздание наших предприятийвАмурской области и Еврейской автономии вближайшие пять-семь лет, составитоколо 2,5 миллиарда долларов.
- На что вы хотите потратить такие большие средства?
- Мы владеем правами на разработку пяти железорудных месторождений в Амурской и Еврейской автономной областях: Куранахского, Большой Сейим, Гаринского, Кимканского и Сутарского.
Олекминский ГОК на базе Куранахского месторождения уже начинает работатьибудет выдавать 2,6 миллиона тонн железного концентрата в год. Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат мы намерены запустить в2012 году, а годом позже - Гаринский. Все три предприятия будут производить около десяти миллионов тонн железорудного концентрата. Большой объем переработки будет сосредоточен прямо на месте.
Для Гаринского и Кимкано-Сутарского ГОКов мы сделаем дополнительную стадию обогащения. Концентрат с Гаринского месторождения после первичного обогащения мы будем перевозить в Еврейскую автономию. Здесь же мы планируем разместить предприятие следующего металлургическогопередела, которое будет работать по японской технологии прямого восстановления железа. На выходе мы получим так называемый наггетс - металлизированный окатыш, который можно пускать на выплавку стали. Мощность одной установки - полмиллионатонн. Мы предполагаем работать на пяти таких установках.
Технология уникальная, в России подобных предприятий пока нет. В мире толькоодин завод -в США- так работает.
- Достаточной ли ресурсной базой располагает "Ариком", чтобы загрузить три металлургических завода?
- Прогнозных запасов нам хватит лет на пятьдесят-шестьдесят. У нас есть еще Костеньгинская и Орловско-Сахатинская площади, которые нужноразведывать. Разведкой мы занимаемся сами - у нас есть два геологоразведочных подразделения: компании"Регис" и "Дальгеология". Одна чуть больше специализируется на золоте, другая - на железе, а вообще оба предприятия довольно универсальны. В их работу мы вкладываем, с моей точки зрения, гигантские суммы. Обычно наэто приходится тратиться государству. Мы же занимаемся разведкой на собственные средства. Подтверждение результатов разведки Кимканского месторождения, например, стоило нам порядка 45 миллионов рублей. Разведка Большого Сейима, в котором мы участвуем на паритетной основе с "Интергео", оценивается в 350-380 миллионов рублей. На Сутарском месторождении только в июле мы потратили 154 миллиона рублей. Всего же разведка этого месторождения будет стоить 250 миллионов. Так что около 800 миллионов мыпотратим только на разведку первоочередной рудной базы.
- Куда собираетесь направлять продукцию с ваших предприятий?
- Мы будем выпускать несколько продуктов. От их особенностей и от самогогеографического расположения комплекса будет зависеть выбор рынков. Для того чтобы получить 2,5 миллиона тонн прямовосстановленногожелеза на пяти японских установках, требуется около 3,5 миллиона тонн концентрата. У нас его будет примерно десять миллионов тонн в год.
Пока остаток концентрата мы собираемся продавать ближайшим потребителям. Дело в том, что железный концентрат далеконе увезешь в силуего особыхфизических свойств. Кроме того, это не дорогой продукт - железнодорожные тарифы исключают, по крайней мере в сегодняшних ценовых условиях, его перевозки на большие расстояния. Поблизости российских потребителей нет
Фото предоставлено компанией «Ариком»
Поэтому мы намерены построить новый мостовой переход через Амур в Китай в районе поселка Ленинское в Еврейской АО. Это одно из немногих мест на российско-китайской границе, где с обеих сторон проходит железная дорога. Китайцы с удовольствием купили бы и более дорогой продукт - наш железный окатыш, но вот его-то мы можем довезти до порта в Советской Гавани, а там нам открываются рынки всего Азиатско-Тихоокеанскогорегиона- Японии, Кореи, США.
Но прежде всего наггетс мыбудем поставлять единственному потенциальному потребителюнашего продукта вРоссии - металлургическому заводу "Амурсталь"в Комсомольске-на-Амуре. Предварительные переговоры уже проведены. Интерес есть. Они ведут реконструкцию своего производства и смогут использовать наше прямовосстановленное железо. Но у них предприятие небольшое - им требуется не более 700 тысяч тонн наггетса. Дальше в глубь России мы продавать этот продукт не можем - опять же из-за железнодорожных тарифов.
- Насколько я понимаю, от прямовосстановленного железа один шаг до стали - достаточно лишь наггетс бросить вэлектропечь.
-Совершенно верно. Полный цикл производства, создание предприятия по выпуску стали на Дальнем Востоке - это наша стратегическая цель, осуществление которой зависит от того, как быстро сложатся необходимыеусловия. Рыноксбыта стали в России не так велик. Более половины производимой в стране продукции идет на экспорт. Вопрос ближайшего времени - появится ли спрос на строительную, корабельную икакую-тоиную сталь на нашем Дальнем Востоке. Сейчас такие перспективы есть. Если будет развиваться Объединенная кораблестроительная корпорация, будут строиться железные дороги, дома, то и собственная металлургия в регионе окажетсявостребованной. Мы - часть дальневосточного экономического механизма, и, чембыстрее этотмеханизмначнетинтенсивно развиваться, тем быстрее мы сможемначать производить сталь. Внутренний рынок нам жизненно необходим. Бизнесстабильнее, когдаопирается на свой рынок. Сейчас же мы вынуждены в основном ориентироваться на зарубежного покупателя.
Создание рынка стали на Дальнем Востоке - задача государственного масштаба. Так что новое индустриальное освоение региона зависит от правительства. Позитивные изменения на Дальнем Востоке России - налицо. Особыенадежды мы возлагаем на подготовку форумаАТЭС во Владивостоке, на строительство космодрома в Амурской области. Реализация этих больших проектов потребует много стали.
Мы планируем приступить к реализации "стального проекта" в ближайшие два года. Пока же хватает забот со строительством ГОКов.
- Ваши планыпредполагаютперемещениеобогащенной руды на металлургический комбинат, поставки потребителям в Комсомольске-на-Амуре и страныАТР. Дальний Восток не богат дорогами. Пропускной способности существующих путей вам достаточно? Или вы рассчитываете на Программу развития железных дорог до 2030 года?
- Ее осуществление, безусловно, снизило бынаши капитальные затраты. В этой программе заложены дороги, которые нам нужны. Например, железная дорога от Шимановска до Гари и далее на Февральск - она свяжет Транссиб с БАМом. Мы готовы участвовать в строительстве, чтобы дорогу построиличуть раньше, чем предполагается программой РЖД.
Соответствующуюзаявку мынаправилиправительству в декабре 2007 года. Поскольку процесс рассмотрения заявки затягивается, а нам скоро потребуется вывозить продукцию с Гаринского ГОКа, мы разработали запасной вариант - строительство конвейерного тракта длиной примерно 150 километров. Аналогичные конвейеры работают в ряде стран мира, но оникорочеи климатические условия там благоприятнее. К тому же наш конвейер в одном месте будет переброшен через полноводную реку Зея. Проект конвейера создан российскиминститутом "Гипроруда". Не исключено, что будущей весной начнем выполнять этот проект. В конце концов, насыпь может пригодиться и для дороги, и для конвейера.
- Конвейер - это временное, пустьи не дешевое решение. Идти на подобные траты вас заставляет неготовность железнодорожников внести корректировки в свою программу?
- Не совсем так. Конвейер действительно дорогое удовольствие. Он стоитоколо 4,5 миллиарда рублей. Но пользоваться им можно будет все время, пока работает ГОК. Хотя будет немного обидно, если черезнесколько лет после пуска конвейера РЖД построят рядом дорогу. Транспортировать нашу продукцию мы все равно будем по собственному конвейеру. Так сегодняшнее промедление со строительством дороги не только введетнас в расход, но и осложнит ее окупаемость в дальнейшем.
Но даже строительство конвейера не означает, что надобность в железной дороге вэтом регионе отпадает. Это соединение Транссиба с БАМом должно пройти мимо ряда богатых месторождений. Если по какой-то причине дорогу все жене построят, то разработки залежей полезных ископаемых в этом районе не будет. Освоение Куранахского месторождения, например, стало возможным только потому, что там недалеко проходит БАМ. При этом мы построили автодорогу длиной 41 километр. Если бы нам нужно было строить 2,5 тысячи километров железнойдороги, то такие инвестициине только нам - никому в мире не посилам.
Но наши инфраструктурные проекты-это не только железные и автомобильныедороги. Мы активно занимаемся и развитием портов на Дальнем Востоке. В начале лета порт Советская Гавань выиграл конкурс на право создания особой экономической зоны портового типа. Совгаваньцы приняли участие в конкурсе, имея в виду нашу компанию как потенциального резидента этой зоны. Нашу продукцию нужно экспортировать, и мы построим в Совгавани железорудный терминал, через который будем отгружать металлизированный окатыш. Есть планы по созданию там и попутного бизнеса - контейнерного терминала.
- Металлургия-энергозатратное дело. А в регионевелик износ основных фондов, то есть значительна вероятность отключений...
- С наличием энергоресурсов проблем пока нет. Даже если рассматривать Амурскую область как автономную энергосистему, то она избыточна по установленной и вводимой мощностям: Зейская, Бурейская, в перспективе Нижнебурейская ГЭС. Местная энергокомпания готова экспортировать электричество в Китай. Так что создание энергоемких производств тут вполне возможно.
Но вот цена высокая. Здесь энергия в два раза дороже, чем в Западной Сибири. Такчто с тарифами действительно беда, и что-то нужноделать, но это задача скорее государственного масштаба.
Впрочем, мы не исключаем возможности создания автономной генерации на Кимкано-Сутарском ГОКе. Мы вполне можем построить ТЭЦ там, в районе станции Известковая, которая будет работать на угле соседних месторождений.
- Ваши планы оченьмасштабны. Привлекать деньги в довольно рисковое предприятие в дальневосточнойглуши, очевидно, трудно?
- Не просто, но мы справляемся, как мне кажется, довольно успешно. У наших проектов два основных источника финансирования - биржа, то есть средстваакционеров, и кредиты. Наш профиль - строительство горно-металлургических предприятий с нуля. Создание комплексачернойметаллургии не первый наш проект - позитивная репутация есть. Можно сказать, что привлечение финансирования - это часть нашего технологического процесса, наравне с геологоразведкой, проектированием, строительством, добычей и переработкой. Мы очень тщательно и всесторонне готовим обоснование проектов, которые предлагаем инвесторам. Мы должны доказатьмногочисленнымаудиторским компаниям состоятельность наших планов. Скрупулезно изучается все - степень достоверности запасов, уровень проработанности технических и технологических решений, качество договоров на поставкуоборудования, на выполнение субконтрактных работ. Только после тогокак все уровни финансового и техническогоаудита пройдены, а результаты проверены и перепроверены, мыначинаем разговаривать с потенциальнымиинвесторами.