Выход из топливного кризиса российские рыбаки видят в изменении действующей системы налоговых сборов. Но государство пойдет им навстречу только лишь на условиях решения проблемы модернизации флота
Рисунок: Кирилл Рубцов
Наступивший кризис в рыболовной отрасли стал главной темой обсуждений прошедшего на днях на Камчатке выездного заседания рыбохозяйственного комплекса России. Причина кризиса - рост цен натопливо. Сегодня тонна дизеля, а именно его используетбольшинствосудоврыбопромыслового флота, обходится вдвоедороже, чем год назад: за это время цены поднялись с14 до 34 тыс. рублей. Горючее составляет примерно 30-40% от стоимости готовой продукции, при этомотпускные цены на рыбу остались практически на прежнем уровне. По прогнозам Ассоциации добытчиков минтая, валоваявыручкароссийской рыбной отрасли в 2008 году будет около 160-170 млрд рублей, из них 50 млрд уйдет на оплату топлива. Предварительные масштабы потерь, которые понесут рыбаки в текущем году из-за такой дороговизны, - 25-27млрд рублей.
В этих условиях рыбакам становится невыгодно ловить дешевые виды рыб и заниматься переработкой, а отдельные компании и вовсе отказываются выходить в море. Так, в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в настоящее времяработает 459 судов - на 50 меньше, чем в аналогичный период прошлого года.
Субсидии в обмен на модернизацию
Российские рыбаки не единственные, кого постигло подобное бедствие. Сегодняшний топливныйкризис охватил многие страны, он третий за последние полвека - и каждый раз сопровождался значительным уроном для мирового рыболовства. Первый пришелся на 1973-1975 годы и был спровоцирован резким скачком цен на нефть, тогда общий вылов биоресурсов сократился на 10% -с 70 млн тонн до 63 млн. Второй захватил 80−е годы, когда вместо 85 млн тонн стали вылавливать на 5 млн тонн меньше. Сегодняшняя цифра мирового уловапримерно 92 млн тонн. Оглядываясь напредыдущий опыт, можно с грустью констатировать, что если не предпринимать радикальных мер, ток 2010 году текущий топливный кризис обернется снижением мирового вылова биоресурсов до 88 млн тонн.
Реакция иностранных рыбаков на ситуацию различна. По Японии прокатилась волна массовых забастовок. Во Франциирыбаки начали громить супермаркеты, обращаясь к правительству с призывами немедленно урегулировать цены. Свое недовольство выразили рыболовы Бельгии, Испании, Португалии. На данный момент болеедвадцати стран начали субсидировать свои рыболовные отрасли, в частности, японские власти принялирешение о предоставлении национальному рыболовству финансовой помощивразмере 74 млрд иен.
Российские рыбаки поддерживают зарубежныхколлег в более спокойной манере: сегодня пока только обсуждаются возможные пути выхода из кризиса. Однако общее положение отрасли намного сложнее, чем в других странах. Слабое место отечественного рыболовства - низкий уровень технической оснащенности флота, что отражается на затратах топлива. Например, российские рыбопромысловые компании, решившиеся на вылов тонны трески, должны потратить при этом 400 кг дизельного топлива, вто время как в Норвегии ваналогичном случае расходуется 200 кгтоплива. Понятно, что ни о какой равной конкуренции речи быть не может.
Несовременный флот - наследие советских времен, когда страна принималанедостаточноэффективные меры по регулированию отрасли. В СССР больше обращали внимание на дотирование топлива и рыбы, нежели на модернизацию судов. В социалистической экономике рыба считалась планово-убыточным продуктом, она поставлялась на народный стол, а рыбакам, в свою очередь, давали денежную компенсацию. При этом флот не старались перевооружать последними достижениями науки, не ставили на суда энергосберегающие двигатели. В результате наши суда работают на дизельном топливе, стоимость которого вышебензинаАи-95.
Предлагаемые сегодня пути выхода из кризиса, на которых ставит акцент руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний, - введение мер, с помощью которых рыбаки смогут усовершенствовать флот. "Субсидированиеи другие экономические гарантиидолжны предоставляться рыбопромышленникам только с условием последующей модернизации судов, - говорит он. - В противном случае, если предприятия, использовав поддержку, не обновят флот, деньги нужно будет вернуть обратно". Планируемая сумма на нужды рыбаков, которую сегодня обсуждают в правительстве, - 4,7 млрд рублей. Правда, величина этой льготы распространяется лишь на тех, кто реализуют рыбу на территории РФ.
Однако российским рыбакам сегодня не хватает денег даже на то, чтобы выжить. Нет средств на закупку горючего, на заработную плату, наподготовку судов к путине. И тутвряд ли уместно говорить о модернизации судов. Добанкротства пока далеко, но уже первоеполугодие многие компании закончили с убытками. Остаетсянадежда на второе полугодие - вдруг оно окажется богатым по вылову.
Какую рыбу мы ловим?
Обсуждая тему государственной помощи, рыбакиговорят о необходимостидифференцированного подхода к отрасли и адреснойподдержки. Обычно рыболовство разделяют на две составляющие: прибрежное и океаническое. Задача первого - выловить рыбу в радиусе 12-40 миль от берега, привезти на берег, сдать на заморозку. Подобная работа выполняется маломернымфлотом, судами с маломощными двигателями, необеспеченными холодильным оборудованием, конечная продукция реализуется навнутреннем рынке. Переоснащение таких судов не настолько затратно, как переоснащениеокеаническогофлота. Для океанического флота, который отходит на дальние расстояния от берега, обязательный атрибут - дорогостоящие автономные морозильные траулеры. Как правило, готовую продукцию эти предприятия отправляют на экспорт.
В каждой стране проблема урегулирования топливного кризиса в рыболовстве связана со специализацией отрасли, и вопрос помощи рыбакам решается конкретно в том секторе, который считается наиболее значимым. Так, в Китае прежде всего поддерживают рыборазведение, береговуюпереработку, как результат -они обнулили импортные тарифы на ввозимую рыбу. В Японии и европейских странах активно развивается прибрежное рыболовство. Здесь в первую очередь стараются сохранить образ жизни небольших прибрежных поселений и людей, работающих в этой сфере. Исландия, равно как и Россия, учитывая собственные особенностии возможности, вбольшей степени заинтересована в океаническом рыболовстве. Из общего российскоговылова, который составляет 3,2 млн тонн, прибрежное рыболовство занимает лишь 400-500тыс. тонн, остальная часть приходится на океаническийвылов.
"Для прибрежного рыболовства дотации на топливо в том размере, которыйпредлагаетсяФедеральным агентством порыболовству - 4,7 миллиарда рублей, - будут эффективной поддержкой. Но эти же меры не подойдут для океанического вылова, - отмечает президент некоммерческой организации Ассоциация добытчиков минтая Герман Зверев. -Океаническое рыболовство можно эффективноразвивать, вводядополнительные налоговые льготы, в частности, с помощью единого сельскохозяйственногоналога- ЕСХН. Кроме того, ЕСХН поможет эффективно стимулировать те рыболовные компании, которые в ближайшее время рискнут выйти в Мировой океан, прежде всего в южную часть Тихого океана".
На сегодняшний день рыбаки платят все налоги, среди которых наиболее весомы для них налоги на имущество и на прибыль. Это не относится к градообразующим рыбопромышленным предприятиям, которые платят только ЕСХН - некий аналог единого налога на вмененный доход (ЕНВД), когдапредприятие освобождается от уплаты другихналогов и платит лишь 6% от выручки. По мнению г-на Зверева, целесообразно внести изменения в Налоговый кодекс и распространить эту статью на всю рыбную отрасль. По его оценкам, подобный шаг дополнительно даст рыбакам порядка 30 млрд рублей - вполне приемлемая величина, которая действительно поможет не только компенсировать затраты на топливо, но и приступить к обновлению флота. Глава ассоциацииприводит в примерПреображенскуюбазу траловогофлота в Приморском крае. На сегодня это единственное рыбохозяйственное градообразующее предприятие, которое имеет льготу в виде уплаты ЕСХН. Врезультате в прошлом году, как раз благодаря налоговым льготам, компания приобрела новое судно. Г-н Зверев уверен: то же может ожидатьи другие крупные компании, имеющиедорогостоящие суда стоимостью от 30 млн долларов.
Предполагается, что 22августа вопросы, обсуждаемые на выездномзаседании, будут рассмотрены уже на правительственной комиссии. Впрочем, каким окажется окончательное решение, пока не понятно, ведь сегодня у государства дотации на компенсацию роста цен просят не только рыбаки - в очередь выстроились компании, работающие, к примеру, на мясном, молочном рынке, в легкой промышленности.