Дан старт крупнейшему инфраструктурному проекту Северо-Запада
Если превратить Мурманск в порт хаб, его грузооборот утроится
Правительство России выпустило распоряжение о реализации комплексного инвестиционного проекта "Развитие Мурманского транспортного узла" на побережье Кольского залива. Основное бремя расходов возьмет на себя федеральный бюджет. Утвержденная ранее генеральная схема проекта предполагает инвестиции в размере 300 млрд рублей. Из них 120 млрд направят на развитие железнодорожной, морской и автомобильной инфраструктуры.
В результате к 2015 году грузооборот всех видов транспорта Мурманского транспортного узла (МТУ) достигнет 80 млн тонн вместо нынешних 25 млн. Основу грузооборота МТУ, как и сегодня, составит сырье: уголь, нефть, цветныеметаллы. Освоение Штокмановского газового месторождения, а также нефтяных залежей на шельфе Баренцева и Карского морей только усилит сырьевую специализацию области.
Генсхема МТУ предполагает превращение Мурманска в порт-хаб по перевалке контейнеров. Пока эта идея выглядит утопией. В настоящее время порт в общероссийском грузообороте контейнеров занимает очень скромное место. Главный недостаток северной гавани - неудачное географическое положение: слишком велико транспортное плечо до основных центровпотребления контейнерныхгрузов. Даже появление здесь особой портовой экономической зоны (еесистема преференций стимулируетпереориентацию на обработку более дорогих и высокотехнологичных контейнерныхгрузов) неисправит ситуацию. По словам директора ЦСР "Северо-Запад"ВладимираКнягинина, реализация северных проектов изменит карту региональных грузопотоков, но основные тренды сохранятся. Центральные порты - Петербург и Усть-Луга - оставят себе дорогие грузы, остальные уйдут на периферию.