Кризис заставил транспортные компании снизить объемы международных автомобильных перевозок и временно снял с повестки дня проблемы разрешительной системы. Однако по мере снижения остроты кризиса на рынке вновь может возникнуть неразбериха с разрешениями
Фото: Paparazzi.Kz/Сергей Ходанов
В 2008 году транспортные компании перестали ощущать дефицит разрешений, необходимых для казахстанскихтранспортных компаний при въезде на территориюиностранныхгосударств. В просторечии эти разрешения называют "дозволы". Этот год станет первым за последние несколько лет, когдаперевозчикизабыли о дефиците в связи с экономическим кризисом в стране и снижением темпов роста рынка транспортных услуг. Но уже со следующего года, когдаситуация в экономике стабилизируется, проблемы могут вернуться.
"У меня не было проблем с дозволами, - говорит предприниматель Владимир Кузьменко. - Это связано с кризисом на рынке, когда объемы перевозок сократились. Поэтому на всех разрешений хватает и дефицита особого не ощущается". "Сейчаспроблем с разрешениямивообще нет, - соглашается директор ТОО "Мобил-Транс" Людмила Богомазова. - Даю заявку и быстро их получаю. В прошлом году был дефицит разрешений в Белоруссию. Они появилисьв четвертом квартале, а так как грузов к тому времени осталось мало, онии остались невостребованными".
Так, по итогам первого квартала 2008 года РК получила почти 109 тыс. разрешений. На сегодняшний день на рынкеощущаетсяострыйдефицит узбекских дозволов. По дозволам в другие страны проблем нет.
Помнению участниковрынка, кризис все же добрался и до этого сегмента, рынок транспортныхуслуг показал падениена уровне 25-30%. Данное обстоятельство и породило ситуацию, когда дозволов не стало больше, но потребность в них сократилась на четверть.
Кому дозвол дозволен?
Разрешения на международные перевозки бывают двух типов: двусторонние дозволы (грузы двух договаривающихся государств) и дозволы, позволяющие одной из стран на своих машинахперевозить иностранные грузы в третьи страны и из них.
Согласно межправительственным соглашениям при транспортировке грузов в Россию, Узбекистан и ряд другихстран мира двусторонние дозволы не нужны. РК получает из этих стран лишь дозволы на транспортировку их грузов из третьих стран (когда, к примеру, российский груз перевозится казахстанской машиной из Китая). СКиргизиейу нас безразрешительная система. В остальных случаях уполномоченные органы стран обмениваются дозволами, как правило, на паритетнойоснове. Таким уполномоченным органом в сферемеждународныхавтомобильных перевозок в Казахстане являетсяМинистерство транспорта и коммуникаций РК (Минтранском). Исполнительным органом - комитет транспортного контроля, входящий в структуру министерства. Он занимается распределением дозволов казахстанским транспортнымкомпаниям через свои подразделения в областях страны, городах Алматы и Астана. Те в свою очередь занимаются выдачей разрешений непосредственно казахстанским транспортным компаниям. Основную часть дозволов получает Союз международных автомобильных перевозчиков РК (КазАТО), объединяющий подавляющее большинство участников рынка. Союз распределяет их между своими членами. Компании, не входящие в союз, получают дозволы самостоятельно.
Бесплатное - продается
Помнению участниковрынка, сложившаяся система отличается низкой эффективностью регулирования со стороны уполномоченного органа. В результате на рынке транспортных услуг ощущается переизбыток разрешений по некоторым странам и острый дефицит разрешений - по другим. При этом ежегодно в РК не используется часть разрешений, хотя в некоторых из них в течение года испытываютострую потребность отечественныеперевозчики.
"Сложность международных автомобильных перевозок в том, что когда отправляю в ЕС машину, еще не знаю, какой груз ииз какой страны повезу обратно, - говорит генеральный директор ТОО фирма "Штерн" Иван Майбах. - Поэтому казахстанские перевозчики вынуждены делать запасы разрешений. Когда делаешь бизнес, ты обязан все предусмотреть. И здесь для бизнесмена не имеет значения, нуженли другому бизнесмену неиспользованный тобой дозвол. Отсюда и большое число неиспользованных разрешений".
Есть и другие проблемы. Так каквыдачейразрешенийзанимаютсяинспекции транспортного контроля на местах, иногда, помнению участников рынка, их работники создают искусственный дефицит разрешений на рынке. При этом формально бесплатныеразрешения (при их получении лишь уплачивается налог за выезд с территории Казахстана в размере 2 МРП, около 2,3 тыс. тенге)становятся объектами купли-продажи.
И казахстанские перевозчики сталкиваются с тем, что, отправляя машину, к примеру, в Испанию (транзит через Белоруссию, Польшу, Германию, Францию), они вынуждены брать сразу пять разрешений. В Португалию надо все шесть, хотя фактически машина пересекает границу Казахстана один раз.
Есть и еще одна проблема. Ежегодно в январе все разрешения, полученныепо межправсоглашениям, должны стекаться в комитет транспортного контроля. Участникам рынка дозволы необходимы к 1 февраля, ибо именнок этой дате заканчивается срок действия старых разрешений. Но комитет сам не в состояниисобрать дозволы к нужному сроку- нет налаженнойсистемы доставкиразрешений из других стран. Обычная почта катастрофически не успевает, даже дипломатическая опаздывает. Поэтому участникам рынка в лице КазАТО приходится платить компании DHL за экспресс-доставку разрешений из других стран в Астану.
Дисбалансы на границах
Не все отлажено и с системой межгосударственного обмена дозволами. Согласнопрошлогоднему соглашению с Узбекистаном казахстанские перевозчикиполучили на 2008 год однутысячу дозволов. Потребность в них резко вырастает в периоды, когда Узбекистан активно экспортирует плодоовощную продукцию в Россию. Это ранняя весна и поздняяосень. "Как правило, в середине августа - начале сентября, - уточняет директор ТОО "Компания ЮНИС" Ирина Попова, - у нас возникает хронический дефицит разрешений в Узбекистан". Так как казахстанским перевозчикам очень выгодно осуществлять перевозку узбекских овощей и фруктов транзитом через Казахстан, дозволы довольно быстро используются. "Есть острый дефицит разрешений в Узбекистан, - соглашается г-н Кузьменко. - В большей мере это связано с коррупционным фактором и созданием со стороны чиновников искусственного дефицита на рынке. Причем их можно купить на "черном" рынке по цене от 500 до 700 долларов".
В Узбекистане распределением и выдачей разрешений занимается Министерство водного и автомобильного транспорта. НапервыйвзглядУзбекистану должен быть выгоден экспорт плодоовощной продукции, развитие торговлии получение свободно конвертируемой валюты. Казахстанские компании заинтересованы в получении узбекских дозволов для третьих стран. С их помощью можно было бы осуществлять перевозки узбекских грузов не толькона российском, но и европейском направлении. Напомним, что в двустороннем формате дозволы ни казахстанским, ни узбекским перевозчикам не нужны.
Помнению участниковрынка, Узбекистан не хочет загружать работой иностранные транспортные компании, пытаясь вести протекционистскую политику и всячески поддерживая национальных перевозчиков. Значит, требуется политическое решение. Но его нет.
Еще более существенный дисбаланс сложился вотношениях между Турцией и Казахстаном. В 2007 году Турция получила восемь тысяч разрешений и еще одну тысячу дополнительно как бонусы. И все использовали. Казахстанские компании, имея те же восемь тысяч разрешений, совершили всего 300-400 рейсов.
"По турецкомунаправлениюпроблемыбудутвсегда, - уверена г-жа Попова. - В конце сентября у турецких перевозчиков снова закончатся наши дозволы. Так как турки возят к нам и от нас намного больше груза, чем мы, то возникает жуткий дисбаланс". В результате получается так, что турки имеютхорошую долю на рынкетранспортных услуг РК, в то же время отечественные перевозчики на турецком рынке фактически не представлены.
По мнению Ирины Поповой, "государстводолжнозадаться другим вопросом: почему наши компании неохотноездят в Турцию? За паром наши перевозчики должныплатить в одну сторону одну тысячу долларов, суммируя затраты, можноприйти к цифре в две-две с половиной тысячи долларов со всеми сопутствующими расходами. Почему же турецкие компании с большим удовольствием ездят к нам? Для своих компаний Турция минимизировала цену фрахта парома, поэтомусточки зрения бизнеса им выгодно ездить".
Проблемы есть даже с Евросоюзом. Возить напрямую грузы изЕС для казахстанскихперевозчиков не всегда удобно. "Сегодня, отправляя машину в Европу, - уточняет г-н Майбах, - я вынужденна всякий случай снабжать экспедитора максимальным количеством дозволов. В такой ситуации страдаютте перевозчики, кто неуспел ими запастись. Вместе с тем другойперевозчик, чьи объемы перевозок в силу объективных или субъективных причин упали, все равно держит дозволы. И фактически не дает заработать другому перевозчику".
Немцы жестко ограничивают срок пребывания иностранных перевозчиков на своей территории. Водитель должен укладываться в десятидневный срок, при этом непонятно, продлят ему впоследствии срок визы или не продлят. С другойстороны, европейцы очень жестко придерживаются норм режима труда и отдыха водителей. Согласно данным нормам водитель должен чередовать четырехчасовое нахождение за рулем с15-20−минутным отдыхом. А после 9-10 часов за рулем ондолжен отдохнуть в течение 11 часов. В КазАТО просчитали, что притаких нормах труда и отдыха водителей казахстанские перевозчики должны находиться в Шенгенской зоне минимум 13 дней при условии отсутствия непредвиденных задержек при загрузке или разгрузке грузов, автомобильных "пробок" в населенных пунктах. КазАТО через Минтранском обратился с просьбой в немецкое посольство о продлениивизы с 10 до 13 дней. Ответ не внушает оптимизма: немецкаясторона уверена в том, что 10 дней для казахстанских перевозчиков вполне достаточно. В казахстанских транспортных компаниях считают, что таким образом Германия стремится вытеснить казахстанских перевозчиков с рынка транспортных услуг ЕС.
Кого поставить на раздачу?
Участники рынка убеждены, что значительную часть проблем можно было бы снять, изменив систему выдачи дозволов казахстанским компаниям, приблизив ее к международной практике. Еще несколько лет назад Международный союз автомобильного транспорта (IRU) рекомендовал национальным правительствам передать функции выдачи разрешений соответствующим деловым ассоциациям. Фактически предлагалось четко разграничить функциираспределенияи выдачи разрешений. Первая оставалась в ведении госорганов, вторую союз рекомендовалпередатьчастной структуре в лице ассоциаций. В Россиитакой структурой является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АсМАП), в Казахстане - КазАТО. В РФ рекомендациям вняли, и функции выдачи разрешений были переданы АсМАП, создавшей разветвленную сеть пунктов повыдаче разрешений как вРоссии, так и за рубежом. "Эксперту Казахстан" вАсМАП уточнили, что МинтрансРФ лишь делегировал ассоциации функции выдачи разрешений. По мнению перевозчиков, это существенно облегчило им бизнес.
"Если передать функции выдачи разрешений КазАТО, - говорит г-жа Попова, - то для транспортных компаний станет удобнее работать. Этодает два явных преимущества. Во-первых , все необходимые документы концентрируются вассоциации. Во-вторых , мы будем получать оперативную информацию о наличии или отсутствии тех или иных разрешений. Но все обращения нашей ассоциации в государственные органы пока не дали эффекта".
Так как КазАТО является членом Международного союза автомобильных перевозчиков, он и выдает казахстанским компаниям TIR cornet, - документ IRU, подтверждающийправоперевозчика на осуществление международных перевозок.
"Из одного места (КазАТО) можно было бы получить TIR cornet и разрешения, - уточняет г-н Майбах. - В такой ситуации потребность в чиновнике для перевозчиков исчезает".
Но в нашей стране рекомендациямМеждународного союза автомобильных перевозчиков так и не последовали. Преимущество жероссийской схемы как раз в том, что и TIR cornet, и дозволы выдает АсМАП. Кроме того, сегодня уКазахстана нет за рубежом своей сети распределения дозволов для национальных компаний -уминистерства нет полномочий и ресурсов на организацию такойсети. В КазАТО утверждают, что могли бы ее создать, как это сделали национальные деловые ассоциации из других стран.
"Преимуществаработы через ассоциацию очевидны, - заявляет Иван Майбах. - К примеру, дляпоездокв ЕС часть дозволов должна находиться в Европе. Если передать функции выдачи разрешений КазАТО, то, думаю, он смог бы держать часть европейских разрешений в Европе. Представим себе, что моя машина разгрузилась в Германии и мне сообщают, что нужно взять груз из Италии. Что я делаю? Обращаюсь в ассоциацию и плачу деньги за дозволы. Из ассоциации отправляют письмо в одну из стран Европы, где хранятся наши дозволы (вРоссии они хранятсявпунктахвыдачи дозволов, контролируемых со стороны АсМАП), и нам быстро их выписывают. Работа не стопорится, и никаких нервов тратить не нужно. При такой системе все разрешения будут использоваться на 100%, ибо перевозчики больше положенного, как сегодня, брать не будут".
Пути-дороги перемен
Существующая разрешительная система удобна для комитета транспортного контроля. В тоже время она не удовлетворяет участников рынка. Одним из вариантов реформирования КазАТО считает самосовершенствование системы силами уполномоченного органа. Также Минтранскомом должны быть установлены и регулярно отслеживаться жесткие временные рамки для областных и городских инспекций по срокам рассмотрения заявок. Но косметический ремонт не всегда может дать необходимый эффект.
Есть и другие варианты реформирования, предложенные КазАТО. К примеру, РК может пойти по белорусскому пути, когда функции выдачи разрешений будут переданы частной компании. Такойкомпанией в 90−х годах в Белоруссии стала "Интеравтосервис". Правда, впоследствииее преобразовали ваналог транспортнойинспекции по нашему образцу. Представителиказахстанскихтранспортных компаний уверены, что причиной преобразования частной структуры в государственный орган стала не неэффективность "Интеравтосервиса", а некие непонятные политические мотивы. До превращения "Интеравтосервиса" в государственный орган, по мнению казахстанских экспертов, она функционировала эффективно, а белорусскиетранспортныекомпании были избавлены от массы проблем, которые сейчас актуальны для отечественных перевозчиков. Функция распределения, считают участники рынка, должна остаться в комитете транспортного контроля Минтранскома.