В алматинских автобусах устанавливаются валидаторы. С их помощью транспортники и акимат надеются увеличить свои доходы, а инвесторы из Южной Кореи - получить плацдарм для экспансии в СНГ
Иллюстрация: Юлия Кравченко
Электронные аппараты - так называемые валидаторы, посредством которых осуществляется плата за проезд в общественном транспорте, начали действоватьв электротранспорте Алматы - троллейбусах и трамваях - с начала года. Теперь решено установить их с 1 сентября и в автобусах. По мнению инициаторов нововведения - акиматагорода и инвесторов из южнокорейской компании "ЕВ Kaz", новая система увеличитпрозрачность доходов перевозчиков, следовательно, и налоговые отчисления. Напротив, участники рынка указывают на то, что системные проблемы общественного транспорта южной столицы Казахстана могут сделать новшество бессмысленным - как это уже случалось в других крупных городах на постсоветском пространстве.
Вкалывают валидаторы, а не человек
В среднем алматинский автобус за смену, в зависимости от маршрута, приносит автотранспортному предприятию доход от 10 до 30 тыс. тенге. С введением в действие валидаторов эта сумма должна увеличиться - за счет исключения человеческого фактора. Начальник ГКП "Алматыэлектротранс" Талгат Абдрахманов поясняет: "По нашимподсчетам, доходы предприятия увеличились минимум на 20%. И мы ожидаем, что прибыль еще возрастет со временем. Это весомая добавка к нашему бюджету, которая раньше прямо уходила в карманы недобросовестных кондукторов и контролеров, которые зачастую работали в стачке с такими же водителями. Проконтролировать их всех на всех маршрутах не было никакой возможности. Там часто работалислучайные люди. В результате электротранспорт нес огромные убытки, и мы были вынуждены обращаться задотациями из городского бюджета".
В акимате тоже уверены в успехе проекта и считают, что после того как система заработает в полную силу, доходы в казнугорода увеличатся минимум на 30%. При этом инициаторы внедрения валидаторовуверяют, что общиерасходы на проезд для горожанне повысятся. Зато возрастет качествообслуживания пассажиров. Ведь одними валидаторами дело не ограничится - внедряемая электронная система представляет собой целый комплекс. По словам начальника КГП "Пассажирские перевозки" Исахана Иманбекова, в автобусах будет отработана схема, позволяющая отслеживать и упорядочитьмаршруты транспорта. Всего на пассажирских маршрутах города курсируют 200единицэлектротранспортаи1800 автобусов. После установкисистемы движение каждого автобусаможно будет регулировать для строгого регламентаиизбежания заторов. Для этих целей завезено 2200 валидаторов на сумму 37 млн тенге. Управление системой, ее мониторинг и диспетчеризация обойдутся еще в 13 млн. Все средства предоставитинвестор - компания "ЕВ Kaz". Срок окупаемости проекта оценивается в восемьлет.
Представитель "ЕВ Каz" Аскар Багжанов поясняет, что единственную сложность во внедрениии функционировании системы видит преждевсего в неподготовленности населения. Подобные системы оплаты введены в Южной Корее, Китае и Турции, и там тоже население сначалаотносилось к ним с подозрением. Однако спустя некоторое время (год-два) привыкли, и доходы транспортныхкомпаний резко повысились. Насколько увеличились доходы, и если увеличились, произошло ли это из-завалидаторов, остается невыясненным.
Кондукторы-луддиты
Пока что опасения инвесторов оправдываются. Не все алматинцы в восторгеот новшества, было и есть ощутимое сопротивление реализациипроекта. Напомним, в начале года была забастовка работников электротранспорта, направленная против внедрения валидаторов. Продлилась она всего день, но сам факт показателен. В ходе акции рядовые работники предприятий задавались вопросами: куда податься после их вытеснения с рабочего места электронными кондукторами; во-вторых , где гарантии, что вседеньги, которыесоберет за день валидатор, попадут на кассу?
Не все автобусные парки подписали соглашение с корейской компанией. Инициаторы проекта подозревают: нынешняя система сбора оплаты за проезд позволяет транспортникам занижать доходы, объявляя себя убыточными и добиваясь дотаций от городской казны.
Но и валидаторы пока что не доказали своей эффективности. К примеру, ситуация на электротранспортегородасначала года изменилась незначительно. Несмотря на ввод валидаторов, профессия кондуктора осталась, ей даже работы прибавилось - приходится проверять наличие и подлинность билетов. При этом очень часты случаивыхода техники из строя. Г-н Абдрахманов, говоря, что ломается до 20% валидаторов, подозревает водителей и контролеров в злоумышленных действиях: "Они против прозрачных доходов, удобства в транспорте и научно-технического прогресса". Работники транспорта в свою очередьутверждают о частой поломке каждого второго устройства и видят причину в техническом несовершенстве самих валидаторов.
"Расплодят стукачей..."
Свои соображения по этому поводу высказывает руководитель одной из транспортных компаний города, пожелавший остаться неизвестным: "Деньги на новшество власти города не выделяют, хотя, бесспорно, любое подобное действиенаправлено прежде всегона улучшение городской обстановки. Но средства исходят от фирмы, которая и занимается валидаторами. Когда они говорят, что инвестиции окупятся через несколько лет, это означает, что окупятся для них. Выручать эти деньги они будут с наших доходов. Мы разговаривали об этом с властями города и, честно говоря, адекватных ответов на свои вопросы не услышали. И потом, никак не решена проблема дотаций льготного проезда. Считай, каждый наш второй пассажир - либо студент, либо пенсионер. На них мы фактически теряем около трети доходов. Теперь еще обещают (власти города. -"ЭК") штрафовать наших работников за неправильное обращение свалидаторами. Даже "стучать" заставят пассажиров друг на друга, если кто-то поедет без билета". Бизнесменимеет в виду телефоныдоверия, по которым можно высказать свои претензии к работе транспорта или сообщить о безбилетномпассажире. Действительно, г-н Абдрахманов подчеркивает: "Я призываю всех производить оплату только в валидаторах, а обо всех нарушениях сообщать по телефонам нашей круглосуточной службы, где также можно задать и любой интересующий вопрос. Она нужна для нас всех и имеет очень хорошие перспективы значительно повысить культуру обслуживания на общественном транспорте южной столицы".
Пробный камень
Несомненно, повышать культуру обслуживания необходимо. Непонятно только, что следует сделать в первую очередь: с помощью электронных кассиров нормализовать работу городского транспорта или сначала оптимизировать работу автобусов и лишь затем внедрить валидаторы.
Президент "ЕВ Каz" Ли Джонг Ву верит, что существующие проблемы преодолимы: "Сначала у нас были сомнения в том, насколько востребованным будет нововведение, поскольку Казахстан - это другая страна, иные люди, культура. В то же время мы надеялись, что должны добиться успеха, потому что жители многих стран отдали предпочтение нашей электроннойсистеме. Это и понятно, человечество тянется к прогрессу, и мы по мере своих сил стараемся внести свою лепту в развитие культуры и цивилизации".
Президент"ЕВ Каz" считает, что от успешности внедрения системы вКазахстане зависит дальнейшее ее продвижение в других городах СНГ. Однако пока попытки внедрения валидаторовв других мегаполисахна постсоветском пространстве не привели кзаметномууспеху.
В этом году подобную систему ввели в Киеве. Начальник службы автоматики и связи КП "Киевпасстранс" Николай Гузенко рассказывает, чтопроект по внедрениювалидаторов, откровенно говоря, провалился: "Они работают, но народ не приучился ими пользоваться. Крайне неудобно использовать такие системы в условиях перегруженностиидорог, и автобусов. Честно говоря, пока я не вижу реальных результатов использования валидаторов. Поэтому и с финансированием не торопятся" (программа внедрения рассчитана доконца 2009 года). В свою очередь в Главном управлении транспорта Киевазаявили, что с введением валидаторов ситуация с ОТ в городе значительно улучшилась, но конкретными цифрами подтвердить отказались.
Московский опыт также не обнадеживает. Как сообщили в "Мосгортрансе", правда, анонимно, "такие введения были бы удобны для, например, Зеленограда. Для московских условий с бесконечными заторами, огромным пассажиропотоком и дорожными особенностями валидаторы пока не всостоянии выполнить возложенные на них задачи - удобство в использовании, быстрая посадка-высадка пассажиров".
Каждый алматинец прекрасно знаком с особенностями работы городского транспорта. Это и нерегулярность рейсов, и переполненность автобусов в часы пик, ранние сходы с маршрута. Возможно, электронная система мониторинга, интегрированная с валидаторами, позволит решить эти проблемы. Но также вероятенвариант, когда работники автотранспортных предприятий будут попросту саботировать реализацию проекта.
Помнится, в Алматы немало было проектов по приближению стандартов общественного транспортагорода к нормальным, начиная с метро и заканчивая легкорельсовым транспортом (ЛРТ). Речь о них идет давно. Но то же метро еще до своеговвода разочаровалонаселение своими сроками, размерами и стоимостью. О ЛРТ начали было говорить и благополучно отложили на неопределенноевремя. А проблемы общественного транспорта города растут.
На очереди валидаторы. Можно приводитьсколькоугодно примеров успешноговнедренияэлектронныхкондукторов, однако будут ли они работать в наших условиях так же стабильно, пока ответить немогут ни работникитранспорта, ни сами инициаторы проекта. Представленнаякак шагна пути к цивилизованному транспорту, электронная система может