оволипецкий металлургический комбинат (НЛМК, производит 13% всей российскойстали)ввел в строй турбогенератор мощностью25 МВт на основной производственной площадке в Липецке. По сообщению пресс-службы НЛМК, его эксплуатация позволит увеличить производство электроэнергии, обеспечить надежное снабжениецехов, повысить эффективность использования существующих мощностей по выработке пара высокого давления и оптимизировать режимы загрузкипаропотребляющих агрегатов.
Проект мини-ТЭЦ стоимостью 365 млн рублей был реализован в рамках второгоэтапа программы технического перевооружения НЛМК. За пять лет (с 2007 по 2011 годы) им предусмотрено увеличение объемов выплавки жидкойстали с 9 до 12,4 млн тонн в год, объема выпускаготового проката - с 5 до 9,5 млн тонн в год, а также достижение 100−процентной самообеспеченности основными видами сырья. К этому же времени металлургическая компаниянамерена на 60% обеспечиватьсебя исобственной энергией. Дляэтого в нынешнем году она заключила контрактпо строительству новой ТЭЦ мощностью уже150 МВт. Ее стоимость и исполнитель проекта пока не разглашаются.
По мнению отраслевых аналитиков, курс на собственное энергообеспечениеполностью укладывается в стратегию развития группыНЛМК - создание многопрофильного самообеспеченногохолдинга. В эту группу компаний, контролируемых бенефициаром НЛМК Владимиром Лисиным, помимо самого Новолипецкого меткомбината входят датский заводDanSteel A/S (толстолистовой прокат), Стойленский ГОК (железная руда), "Стагдок" и "Доломит" (добытчики известняка и доломита), "Алтай-кокс"  ; (коксохимическое производство), "ВИЗ-сталь"(трансформаторная сталь) и собственная транспортная компания.
Кроме того, с весны этого года Владимир Лисин начал создавать мощнуюводно-транспортнуюгруппу насеверо-западе страны: его датская компания Jusk Stalindustri ApS (JS) приобрела 80% капитала компании Volgo-Balt Transport Holding Ltd (VBTH), которая контролирует расположенные в центральной и северо-западной части страны крупнейшие отечественные речные пароходства: Северо-Западное пароходство, судоходную компанию "Волжское пароходство", Волго-Балтийскую компанию и "Волга-флот танкер". Параллельно с этим голландская компания Universal Cargo Logistics Holding BV (UCLH), которая тоже контролируется Лисиным, завершила приобретение97,01% акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" и 100% акций четырех стивидорныхкомпаний у ее прежних владельцев JS и Chupit Limited. Кроме того, UCLH сегодня контролирует Таганрогский морской торговый порт, является совладельцем перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга (Ленинградская область), а сам НЛМК является основным владельцем Туапсинского морского порта. Новыми транспортными приобретениями Лисин замкнул цепочку "производство-транспорт-покупатель", поскольку оба пароходства и раньше переправляли продукцию НЛМК на экспорт в страны Европы, Южной и СевернойАмерики, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. По всей вероятности, кредитный кризис лишь обострит тенденцию группы НЛМК к обособлению, в том числе созданию новых собственных энергетических генерирующих активов.
Комментарий эксперта
Олег Душин
аналитик инвестиционной компании "Церих кэпитал менеджмент"
Тот план Чубайса, который существует, имеет определенные риски, и металлургитаким образом реагируют на то обстоятельство, что реформа энергетики не даст положительных плодов и в единой энергосистеме могут начаться сбои. Поэтому они пытаютсяугольные активы и энергетикуподтягивать под себя, и НЛМК в этом смысле - неисключение. Ведь четкого видения развития энергетики в страненет, и все время идет информация о том, что могут начатьсясбои в сетевом хозяйстве и прочее. Возьмитеволну каскадных отключений в Калифорнии - она наводит на мысль о том, что через какое-то время подобная ситуация может быть и у нас. В этом плане металлурги стараются подстраховать себя, благо что деньги натакиестройкиуних пока есть.