Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Без потрясений

Диверсифицированная экономика Котласа совершенно устойчиво держится на плаву более того если в отдельных отраслях наблюдается спад

На 90-летие Котласа Северная железная стезя подарила городу раритетный паровоз

На 90-летие Котласа Северная железная путь подарила городу раритетный паровоз

На официальном гербе Котласа красуется ведомственный логотип РЖД - колесо с крылышками. И это не случайно: аккурат железная дорога является становым хребтом местной экономики.

Котлас - изрядный узел Северной железной дороги с направлениями на Вологду, Москву, Санкт-Петербург , Архангельск, Киров, Сыктывкар и Воркуту. Здесь базируются Сольвычегодское отделение Северной железной дороги, дирекция по обслуживанию пассажиров, вагонные и локомотивные депо, дистанция связи и др. Сообщество железнодорожных предприятий формируют градообразующий пул, стабильно обеспечивающий 40−45% налоговых поступлений в бюджет муниципального образования.

Понятно, что отрасль, на долю которой в структуре экономики приходится без малого треть (28%), не может не оказывать ощутимого влияния на весь город, тем больше если это высокотехнологичная отрасль, характеризующаяся соответствующим уровнем дисциплины и организации труда. В администрации муниципального образования убеждены, что постоянная надобность железнодорожного ведомства в квалифицированных кадрах и существенно более высокий, чем в среднем по городу, порядок оплаты труда поневоле заставляет подтягиваться и прочие отрасли материального производства.

В жестких условиях

Около семи лет обратно в Архангельской области сдали в эксплуатацию новоиспеченный мост посредством Северную Двину, вписавший Котлас в федеральный автомобильный транспортный коридор, имеющий международное значение. Благодаря мосту автомобильная дорога из районного центра вышла на сыктывкарскую магистраль и связала напрямую Урал и Коми с портами Белого моря. Это стало хорошим толчком для развития муниципальной экономики, в частности выпуск промышленной продукции крупными и средними предприятиями увеличился за истекшее пора почти вдвое - с 443 до 810 млн рублей.

Причем конкурентная среда в целом стала намного жестче. Местным производителям сейчас приходится вкалывать в условиях постоянного соперничества с кировскими и вологодскими компаниями, а кроме того предприятиями Коми как по ценовым показателям, так и по качественным параметрам. Это довольно сложно, потому что производственные затраты в этом месте изначально больше хотя бы потому, что тарифы на электроэнергию в районе почти на 80% выше, чем в соседних регионах.

Дело в том, что собственных генерирующих источников в Котласе нет, энергию для города вырабатывают Северодвинская и Архангельская ТЭЦ, работающие на привозном угле и мазуте. В Котласе надеются, что с завершением строительства газопровода высокого давления к Архангельску и Северодвинску генерирующие мощности региона будут переведены на более недорогой газ и тарифы на энергоносители станут броско ниже.

Тем не менее цены на многие группы товаров в Котласе и в текущий момент видно скромнее, чем в других населенных пунктах Архангельской области, а рынок реализации местной продукции неуклонно расширяется. Быстрыми темпами растет мясопереработка, фабрика силикатного кирпича, яиц и прочей сельскохозяйственной продукции.

Удельный вес промышленности в отраслевой структуре экономики составляет 16%, сама же архитектура промышленного производства выглядит следующим образом: 49% - машиностроение и металлообработка, 22% - лесная и деревообрабатывающая промышленность, 16% - пищевая. На долю прочих отраслей приходится рядом 13%. "Экономика у нас диверсифицированная, - говорит заместитель главы администрации МО "Котлас", босс управления экономического развития Андрей Бральнин, - вследствие этого даже если где-то идет установленный спад, то на общей картине он не отражается".

Стоит отметить, что только два котласских предприятия не сумели сберечь наш изначальный профиль, пройдя рифы рыночного реформирования. Мясокомбинат благодаря "умелому" банкротству был распродан по частям и нынче существует в виде базы, а комбинат хлебопродуктов, построенный с поистине социалистическим размахом (производительность цеха-мельницы рассчитана на помол 280 тонн зерна в сутки), оказался безупречно нежизнеспособен в условиях хозрасчета. После нескольких процедур банкротства предприятие продано как имущественный комплекс.

Возможно, сравнительно скромное численность "жертв перестройки" объясняется тем обстоятельством, что следом распродажи имущества мясокомбината администрация Котласа сию минуту же сочла необходимым схватить под свойский надзор все процедуры банкротства. А с начала 2000 года в городе оказался финансово несостоятельным уже весь "букет" предприятий - птицефабрика, мелькомбинат, пищекомплекс, авиапредприятие и др. На протяжении нескольких лет администрация муниципального образования жестко курировала ход вывода из кризиса как крупных, так и незначительных предприятий, стремясь сохранить ориентация их деятельности и максимум рабочих мест.

Суть кураторства заключалась в том, что местные чиновники препятствовали назначению управляющих, чья репутация или компетенция были небесспорны, а ещё подыскивали инвесторов, которые могли бы сохранить прежнее направление деятельности. Практика показала, что в целом таковой вектор движения оказался верным.

Хотя доля местных предприятий в новых условиях, безусловно, лишилась статус крупных, в той или другой мере сократив объемы производства и ассортимент выпускаемой продукции, тем не менее все они продолжают функционировать. Ситуация на них целиком стабильна, и большинство в настоящий момент достаточно нехило развиваются.

С нуля

Железная дорога традиционно играет большую образ в экономике и культуре Котласа

Железная дорога традиционно играет большую роль в экономике и культуре Котласа

На долю строительства в местной структуре производства приходится, казалось бы, не так непочатый край - капельку более 6%. Но формировалась эта доля по сути дела с нуля - на обломках "застойного" строительного комплекса, когда было на практике прекращено жилищное возведение за счет бюджетов всех уровней и так называемое ведомственное строительство.

Несколько лет вспять число новостроек в Котласе стало увеличиваться, в 2007 году объем ещё раз построенного жилья составил 32,6 тыс. кв. м, что на 38% превышает уровень предыдущего 2006−го. Подобный всплеск объясняется раньше всего высоким покупательским спросом, ибо львиная доля строительства (свыше 80%) ведется на денежки частных инвесторов. Стоимость квадратного метра по столичным меркам тут невысока - возле 14−15 тыс. рублей, в то час как на вторичном рынке недвижимости метр стоиь в среднем в 30 тыс. рублей.

Неудивительно, что когда строители очередной раз начинают формировать списки дольщиков, 90−квартирный обитель раскупается в течение часа. Чтобы привнести деньги, люди стоят в очередях, многих дополнительно привлекает, что в новых домах употребляется автономная организация отопления, позволяющая весомо экономить на коммунальных платежах. Среди будущих новоселов достаточно велик процент уволившихся в припас военнослужащих с жилищными сертификатами. Не имея возможности обзавестись жилье в крупных городах, они с радостью едут на постоянное жительство в Котлас. По словам Бральнина, местная политическая элита этому только рада: пришлый народонаселение в главный массе ещё полностью трудоспособного возраста плюс имеет крайне востребованные технические специальности.

К сожалению, теперь городок практически исчерпал возможности для точечной застройки, все свободные пятна освоены. Перед администрацией стоит проблема перейти к освоению целых микрорайонов в той части Котласа, которая не обеспечена коммунальной инфраструктурой. Чтобы не предположить значительного роста себестоимости строительства, муниципалитет спроектировал целевую программу обустройства инженерной инфраструктуры. "За счет бюджетных средств мы намерены прокладывать в новых микрорайонах коммунальные сети. Застройщик, тот, что приобретет землю для строительства жилья, будет знать, что здесь осталось только возвести "коробку" да подключиться к существующим сетям", - говорит Андрей Бральнин.

Как и во многих других провинциальных городах, в райцентре остро стоит вопросительный мотив ветхого и аварийного жилья, занимающего в структуре жилищного фонда 22%. Большей частью это деревянные дома барачного типа, самые новые из которых построены как самое малое полвека назад. Однако обитатели Котласа одними из первых в Архангельской области озаботились решением заскорузлой проблемы: три года назад в муниципальном образовании начали к строительству социального жилья для переселения проживающих в ветхих и аварийных зданиях.

С 2005 года в городе сданы в эксплуатацию и заселены единственный 70−квартирный и два 50−квартирных дома, а также 16 квартир, построенных при долевом участии муниципалитета. Откуда у небогатого муниципального образования немалые суммы на эти цели, объясняется просто: администрация Котласа весьма бойко работает над привлечением средств вышестоящих бюджетов, причем в рамках самых разных программ - строительства социальных объектов, сноса ветхого жилья, развития жилищно-коммунальной инфраструктуры и пр.

В бюджет Котласа заложены только сильно незначительные средства на разработку проектно-сметной документации и осуществление всех необходимых экспертиз. Ну а подготовленный по всем требованиям документационный пакетик (заявка) уже направляется для получения денег из областного или федерального бюджета.

"Система межбюджетных отношений, к сожалению, такова, что фонды развития сформированы в вышестоящих бюджетах, - объясняет Андрей Бральнин. - Таковы правила игры, но так как политика государственная ныне состоит в том, чтобы развивать строительство, инфраструктуру инженерную, при правильной документации и своевременно направленных заявках мы получаем необходимые нам деньги. Хотелось бы, конечно, больше, но, учитывая, что областной бюджет дотационный... Надеемся, что с приходом нового главу администрации области активность работы с федеральным бюджетом возрастет".

По количеству сызнова построенного жилья на душу населения (0,45 кв. м) Котлас занимает в эти дни первое местоположение в области, аналогичный региональный показатель составляет 0,17 кв. м, в целом по Российской Федерации - 0,4 кв. м. Если учесть, что федеральный середина ставит регионам задачу достичь в ближайшее миг показателя 0,5 кв. м в расчете на душу населения, то Котлас, безусловно, подошел к этому рубежу ближе, чем кто-либо в области.

Миссия локомотива

Как считают в управлении экономического развития, в ближайшие немного лет наиболее скоро в Котласе будут рскручиваться строительная отрасль, торговлишка и сфера услуг. Последняя представлена в городе покуда очевидно недостаточно, причем в дефиците самые разные услуги, начиная от сугубо бытовых (ремонт, пошив, уборка квартир) и заканчивая специализированными (юридическая, аудиторская помощь, организация досуга и др.). О том, сколь просторна эта ниша, свидетельствует, в частности, такая статистика: за последние два года в Котласе создано свыше десятка новых агентств по торговле недвижимостью. И все они вполне миролюбиво уживаются.

Еще одной "точкой роста" обещают сделаться в ближайшем будущем транспортные перевозки. После того как был построен мост сквозь Северную Двину, Архангельская область стала доступнее для московского бизнеса, и неудивительно, что нынче в регионе открывают свои офисы все новые и новые столичные транспортные компании. Сфера их интересов - грузовые и пассажирские внутригородские перевозки.

Муниципальное предприятие Котласа, занимавшееся пассажирскими перевозками, в настоящее момент проходит процедуру банкротства. "Да, тот самый рынок переходит в частные руки, муниципального перевозчика больше не будет, но ничего страшного не произойдет, - считает Бральнин. - При грамотном взаимодействии администрации муниципального образования с частными перевозчиками задача решается совсем спокойно. Причем даже вложения бюджетных денег не потребуется: частники сами купят технику, сами будут ее эксплуатировать и нести все сопутствующие этому коммерциалу риски. Благо нынешняя система налогообложения позволяет им действовать в более выгодных условиях, нежели крупному предприятию".

ы не ставим перед собой задачу выделить какой-то кластер и стремиться на него влиять, чтобы развивался как раз этот определенный сектор экономики, - говорит Андрей Бральнин. - Основная задача для нас - это, во-первых , сформировать наиболее благоприятные условия для развития коммерциала на нашей территории. Во-вторых , за счет разработки своих целевых программ снабдить нашим гражданам максимально полную социальную инфраструктуру и нужный уровень комфорта проживания".

Котлас - Санкт-Петербург

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |