Диверсифицированная экономика Котласа совершенно устойчиво держится на плаву более того если в отдельных отраслях наблюдается спад
На 90-летие Котласа Северная железная путь подарила городу раритетный паровоз
На официальном гербе Котласа красуется ведомственный логотип РЖД - колесо с крылышками. И это не случайно: аккурат железнаядорогаявляется становым хребтом местной экономики.
Котлас - изрядный узел Северной железной дороги с направлениями на Вологду, Москву, Санкт-Петербург , Архангельск, Киров, Сыктывкар и Воркуту. Здесь базируются Сольвычегодское отделение Северной железной дороги, дирекция по обслуживанию пассажиров, вагонные и локомотивные депо, дистанция связи и др. Сообщество железнодорожных предприятий формируют градообразующий пул, стабильнообеспечивающий 40−45% налоговых поступлений в бюджет муниципального образования.
Понятно, что отрасль, на долю которой в структуре экономики приходится без малого треть (28%), не может не оказывать ощутимого влияния на весь город, тем большеесли этовысокотехнологичная отрасль, характеризующаяся соответствующим уровнем дисциплины и организациитруда. В администрации муниципального образования убеждены, что постоянная надобность железнодорожного ведомства в квалифицированных кадрах и существенно более высокий, чем в среднем по городу, порядок оплаты труда поневоле заставляет подтягиваться и прочие отрасли материального производства.
В жестких условиях
Около семи лет обратно в Архангельской области сдали в эксплуатацию новоиспеченный мост посредством Северную Двину, вписавший Котлас вфедеральный автомобильный транспортный коридор, имеющий международное значение. Благодаря мосту автомобильная дорога из районного центра вышла на сыктывкарскую магистраль и связала напрямую Урал и Коми с портами Белого моря. Это стало хорошим толчком для развитиямуниципальной экономики, в частности выпуск промышленной продукции крупными и средними предприятиями увеличился за истекшее пора почти вдвое - с 443 до 810 млн рублей.
Причем конкурентная среда в целом стала намного жестче. Местным производителям сейчас приходится вкалывать в условиях постоянного соперничества с кировскими и вологодскими компаниями, а крометого предприятиями Коми как по ценовымпоказателям, так и по качественным параметрам. Это довольно сложно, потому что производственныезатраты в этом месте изначально больше хотя бы потому, что тарифы на электроэнергию в районе почти на 80% выше, чем в соседнихрегионах.
Дело в том, что собственных генерирующих источников в Котласе нет, энергию для города вырабатывают Северодвинская и Архангельская ТЭЦ, работающиена привозном угле имазуте. В Котласе надеются, что с завершением строительства газопровода высокого давления к Архангельску и Северодвинску генерирующие мощности регионабудут переведены на более недорогой газ и тарифы на энергоносители станут броско ниже.
Тем не менее цены намногие группы товаров в Котласе и в текущий момент видно скромнее, чем в других населенных пунктах Архангельской области, арынок реализации местной продукции неуклонно расширяется. Быстрыми темпами растет мясопереработка, фабрика силикатного кирпича, яиц и прочей сельскохозяйственной продукции.
Удельный вес промышленности в отраслевой структуре экономики составляет 16%, сама же архитектурапромышленного производства выглядит следующим образом: 49% - машиностроение и металлообработка, 22% - лесная и деревообрабатывающая промышленность, 16% - пищевая. На долю прочих отраслейприходится рядом 13%. "Экономика у нас диверсифицированная, - говорит заместитель главы администрации МО "Котлас", босс управленияэкономическогоразвития Андрей Бральнин, - вследствиеэтого даже если где-то идет установленный спад, то на общей картине он не отражается".
Стоитотметить, что только два котласских предприятия не сумели сберечь наш изначальный профиль, пройдя рифы рыночного реформирования. Мясокомбинат благодаря "умелому" банкротству был распродан по частям и нынче существует в виде базы, а комбинатхлебопродуктов, построенный с поистине социалистическим размахом (производительность цеха-мельницы рассчитана на помол 280 тонн зерна в сутки), оказалсябезупречнонежизнеспособен в условиях хозрасчета. После нескольких процедур банкротства предприятие проданокак имущественный комплекс.
Возможно, сравнительно скромное численность "жертв перестройки" объясняется тем обстоятельством, что следом распродажи имущества мясокомбината администрация Котласа сию минуту же сочла необходимым схватить под свойский надзор все процедуры банкротства. А с начала 2000 года в городе оказался финансово несостоятельным уже весь "букет"предприятий - птицефабрика, мелькомбинат, пищекомплекс, авиапредприятие и др. На протяжении нескольких лет администрация муниципального образования жестко курировала ход вывода из кризиса как крупных, так и незначительныхпредприятий, стремясь сохранить ориентация ихдеятельности и максимум рабочих мест.
Суть кураторства заключалась в том, что местные чиновники препятствовалиназначению управляющих, чья репутация или компетенция были небесспорны, а ещё подыскивали инвесторов, которыемогли бы сохранить прежнее направление деятельности. Практика показала, что в целом таковой вектор движения оказался верным.
Хотя доляместных предприятий в новых условиях, безусловно, лишилась статус крупных, в той или другой мере сократив объемы производства и ассортиментвыпускаемой продукции, тем не менее все они продолжают функционировать. Ситуация на них целиком стабильна, и большинство в настоящий момент достаточно нехило развиваются.
С нуля
Железная дорога традиционно играет большую роль в экономике и культуре Котласа
На долю строительства в местной структуре производства приходится, казалось бы, не так непочатый край - капельку более 6%. Но формировалась эта доля по сути дела с нуля - на обломках "застойного" строительного комплекса, когда было на практике прекращено жилищное возведениеза счет бюджетов всех уровней и так называемое ведомственное строительство.
Несколько лет вспять число новостроек в Котласе стало увеличиваться, в 2007 году объем ещё раз построенного жилья составил 32,6 тыс. кв. м, что на 38% превышает уровень предыдущего 2006−го. Подобный всплеск объясняется раньше всего высоким покупательским спросом, ибо львиная доля строительства(свыше 80%) ведется на денежки частных инвесторов. Стоимость квадратного метра по столичным меркамтут невысока - возле14−15 тыс. рублей, в то час как на вторичном рынке недвижимости метр стоиь в среднем в 30 тыс. рублей.
Неудивительно, что когда строителиочередной раз начинаютформировать списки дольщиков, 90−квартирный обитель раскупается в течение часа. Чтобы привнести деньги, люди стоят в очередях, многих дополнительнопривлекает, что в новых домах употребляется автономная организация отопления, позволяющая весомо экономить на коммунальныхплатежах. Среди будущих новоселовдостаточно велик процент уволившихся в припас военнослужащих сжилищнымисертификатами. Не имея возможности обзавестись жилье в крупных городах, они с радостью едут на постоянное жительство в Котлас. По словам Бральнина, местная политическая элита этому только рада: пришлый народонаселение в главный массе ещё полностью трудоспособного возраста плюс имеет крайне востребованные технические специальности.
К сожалению, теперь городок практически исчерпал возможности для точечной застройки, все свободные пятна освоены. Перед администрацией стоит проблема перейти к освоению целых микрорайонов в той части Котласа, которая не обеспечена коммунальной инфраструктурой. Чтобы непредположитьзначительного роста себестоимости строительства, муниципалитет спроектировал целевую программу обустройства инженерной инфраструктуры. "За счет бюджетных средств мы намерены прокладывать в новых микрорайонах коммунальные сети. Застройщик, тот, что приобретет землю для строительства жилья, будет знать, что здесь осталось только возвести "коробку" да подключиться к существующим сетям", - говорит Андрей Бральнин.
Как и во многих других провинциальных городах, в райцентре остро стоит вопросительный мотив ветхого и аварийного жилья, занимающего в структуре жилищного фонда 22%. Большей частью это деревянныедома барачного типа, самые новые из которыхпостроены как самое малое полвека назад. Однако обитатели Котласа однимииз первых в Архангельской областиозаботились решением заскорузлой проблемы: три года назад в муниципальном образовании начали к строительству социального жилья для переселения проживающих вветхих и аварийных зданиях.
С 2005 года вгородесданыв эксплуатацию и заселены единственный 70−квартирный и два 50−квартирных дома, а также 16 квартир, построенных при долевом участиимуниципалитета. Откуда у небогатого муниципального образования немалые суммы на эти цели, объясняется просто: администрация Котласа весьма бойко работает над привлечением средств вышестоящих бюджетов, причем в рамках самых разных программ - строительствасоциальных объектов, сноса ветхого жилья, развития жилищно-коммунальной инфраструктуры и пр.
В бюджет Котласа заложены только сильно незначительные средства наразработкупроектно-сметной документации и осуществление всех необходимыхэкспертиз. Ну а подготовленный по всем требованиям документационный пакетик (заявка) уже направляется для получения денег из областного или федерального бюджета.
"Система межбюджетных отношений, к сожалению, такова, что фонды развития сформированы в вышестоящих бюджетах, - объясняет Андрей Бральнин. - Таковы правила игры, но так как политика государственная ныне состоит в том, чтобыразвивать строительство, инфраструктуру инженерную, при правильной документации и своевременно направленных заявках мы получаемнеобходимые нам деньги. Хотелось бы, конечно, больше, но, учитывая, что областной бюджет дотационный... Надеемся, что с приходом нового главу администрации области активность работы сфедеральным бюджетом возрастет".
По количеству сызновапостроенного жилья на душу населения (0,45 кв. м) Котлас занимает в эти дни первое местоположение в области, аналогичный региональный показательсоставляет 0,17 кв. м, в целом по РоссийскойФедерации - 0,4 кв. м. Если учесть, что федеральный середина ставит регионам задачу достичь в ближайшее миг показателя 0,5 кв. м в расчете на душу населения, то Котлас, безусловно, подошел к этомурубежуближе, чем кто-либо в области.
Миссия локомотива
Как считают в управлении экономического развития, в ближайшие немного лет наиболее скоровКотласе будут рскручиваться строительная отрасль, торговлишка и сфера услуг. Последняя представлена в городе покуда очевидно недостаточно, причем в дефиците самые разные услуги, начиная от сугубо бытовых (ремонт, пошив, уборка квартир) и заканчивая специализированными (юридическая, аудиторская помощь, организация досуга и др.). О том, скольпросторнаэта ниша, свидетельствует, в частности, такая статистика: за последние два года в Котласе создано свыше десяткановыхагентств по торговле недвижимостью. И все онивполне миролюбиво уживаются.
Еще одной "точкой роста" обещают сделаться в ближайшем будущем транспортные перевозки. Послетого как былпостроен мост сквозь Северную Двину, Архангельская область стала доступнее для московского бизнеса, и неудивительно, что нынче в регионе открывают свои офисы все новые и новые столичные транспортные компании. Сфера их интересов - грузовые и пассажирские внутригородские перевозки.
Муниципальное предприятие Котласа, занимавшееся пассажирскими перевозками, в настоящее момент проходит процедуру банкротства. "Да, тот самый рынок переходит в частные руки, муниципального перевозчика большене будет, но ничего страшногоне произойдет, - считает Бральнин. - При грамотном взаимодействии администрации муниципального образования с частными перевозчиками задача решается совсем спокойно. Причем даже вложения бюджетных денег не потребуется: частники сами купят технику, сами будут ееэксплуатировать и нести все сопутствующие этомукоммерциалу риски. Благо нынешняя система налогообложения позволяет им действовать в более выгодных условиях, нежели крупному предприятию".
"Мы не ставим перед собой задачу выделить какой-то кластер и стремиться на него влиять, чтобыразвивался как раз этот определенныйсектор экономики, - говорит Андрей Бральнин. - Основная задача длянас - это, во-первых , сформировать наиболее благоприятные условия для развития коммерциала на нашей территории. Во-вторых , за счет разработки своих целевых программ снабдить нашим гражданам максимально полную социальную инфраструктуру и нужный уровень комфорта проживания".