Набережные Челны - второй по величине и значимости город Республики Татарстан - постепенно меняют свой статус. Раньше его развитие было замкнуто на градообразующий автозавод "КамАЗ", теперь Челныраспространяют свое влияние на все Закамье, становясь одним из локомотивов Камского экономического района Татарстана
Благополучие Набережных Челнов зависит от успешности Камского автозавода
К числу самых динамично развивающихся городов страны Набережные Челны стали относить уже в 70−80−е гг. прошлого столетия - в процессе строительства Камского автозавода (КамАЗ) вместе со всей обеспечивающей инфраструктурой. "Братом"Челновпо исторической судьбе является расположенный всоседнейСамарскойобласти "ВАЗ-город" Тольятти. Правда, его экономика имеет не один -автомобильный-полюс, как в Челнах, а еще и второй - представленный крупными химическими и нефтехимическими предприятиями. Есть они, впрочем, и вблизи Челнов - в Нижнекамске, причем даже более мощные. Здесь в закамской (левобережной) части Татарстана, где сосредоточена еще и практически вся местнаянефтедобыча, производится более 80% объема республиканскойпродукции, и пятая ее часть - в Набережных Челнах.
В промышленном узле Челны - Нижнекамск сконцентрированы также важнейшие транспортные артерии Татарстана - железнодорожная магистраль, федеральнаяавтотрасса М7, речной порт, позволяющий принимать суда класса "река - море", и международный аэропорт "Бегишево".
В отраслевой структуре промышленности Челнов машиностроение, представленное в основном КамАЗом, занимает сегодня около 70% (см. график 1). Причем в объеме отгруженных товаров собственного производства доля завода еще выше в 2005 году онасоставляла 78,7%, в 2006−м - 76,7%, а в 2007−м снизилась до 76%. Таким образом, диверсификация городскойэкономики, хотя и медленно, но все же идет главнымобразом, за счет развитиякрупных по местным масштабам компаний -"Татэлектромаш", Набережночелнинскийкартонно-бумажныйкомбинат, "КамГЭСэнергострой", Нижнекамская ГЭС и Набережночелнинская ТЭЦ. Но есть в этом заслуга и малого бизнеса: за последние два года объем выпущенной им продукции вырос на 21,5% с 9,3 млрд рублей до 11,3 млрд. А вот объем продукции КамАЗа, оборот розничной торговли и другие его показатели за тот жепериод вырослипочти вдвое (см. график 3).
Уникальная особенность города-высокая доля трудоспособного населения (около 70% из 506 тыс. жителей) и небольшое число пенсионеров менее 12%. Средний возраст челнинца недотягивает до 35 лет, здесь более 100тыс. детей и около 20 тыс. студентов.
Экспансия роста
Набережные Челны и КамАЗ как градообразующее предприятие ориентированы на генерацию роста в автомобилестроительной отрасли и его распространение на соседние территории. Сегодня город и заводявляются ядром мощногоавтокластера, включающего около тридцати крупных и средних компаний (в том числе ОАО "Соллерс" и резидентов особой экономической зоны (ОЭЗ) "Алабуга"), а такжеболее ста предприятий малого бизнеса.
Будучиоднойиз самых благополучных российских машиностроительных компаний, группа "КамАЗ" относится к лидерам мирового грузового автомобилестроения. Занимая около трети отечественного рынка тяжелых грузовиков (см. график 2), она экспортирует более четверти своей продукции. Росту рыночной стоимости КамАЗа могут позавидовать многие сырьевые компании: с апреля 2007−го по апрель 2008 года его капитализация выросла в 2,2 раза и приблизилась кчетырем млрддолларов. При этом за прошлый год чистая прибыль увеличиласьв 3,9 раза - с 1,4 млрд рублей до пяти млрд, а выручка от продажи основной продукции - грузовых автомобилей - на 43,4% (с 41,5 млрд рублей до 59,5 млрд), и доля этой продукции в структуре общей выручки группы "КамАЗ" растет (см. график 4).
Прочность ее маркетинговых позиций обеспечивают по меньшей мере два конкурентных преимущества - отработанная лизинговая схема продаж и разветвленная сервисная сеть. Комплексный лизинговый продукт от производителя, который КамАЗ начал предоставлять первым из отечественных автозаводов, включает в себя консалтинг, систему клиентского финансирования, сервисное сопровождение, а также модернизацию, замену и утилизацию автомобиля. Для крупного, среднего и малогобизнеса, корпоративных клиентов и физических лиц предлагаются отдельные пакетыуслуг. Результатом такой политики является рост доли лизинга в реализации продукции - в 2007 году этот показатель приблизился к 10%. Сегодня лизинговая компания "КамАЗ" - одна из крупнейших в России: в рейтингеагентства"Эксперт РА" за 2007 год она занимает16 место.
Сервисная сеть компании включаетболее 300 точек натерритории РФ и за рубежом, а гарантийное обслуживание автотехники ведут почти 200 предприятий в России и около ста за рубежом. Такой охват привлекает внимание к заводу со стороны мировых производителей автокомпонентов, которые создают с КамАЗом СП. К слову сказать, альянсы с иностраннымипартнерами в сфере выпускакомплектующихизделий при сохранении самостоятельности в разработке и производстве грузовиков предусмотрены стратегией развитиягруппы.
Кпроизводству автокомпонентов привлекаются и татарстанскиекомпании, причем делается это в формате Камского индустриального парка (КИП)"Мастер", созданного в Набережных Челнах в 2004 году. Примерно из 100 компаний, которым парксдает в аренду площади, оказывая помощь в развитии бизнеса, около 40 работают с номенклатурой автозавода. Оценивая их деятельность, гендиректор КамАЗа Сергей Когогин говорит: "Вместе с республиканским правительством мы за два года фактически создали новое предприятие численностью 1700 человек и потратили на это 480 миллионов рублей, а сегодня независимые аудиторы оценивают КИП ""Мастер"" в 813 миллионов рублей. Из подвалов и гаражей на белый светначали выходить те, кто ранее зарабатывал на ""сером рынке"", они стали организовывать нормальныепроизводства со всеми вытекающими отсюда последствиями".
Кластером по неэффективности
Глобальную конкурентоспособность набережночелнинского автозавода ограничивает, прежде всего, низкая по сравнению с мировыми производителямипроизводительность труда. По словам г-на Когогина, на Toyota она составляет более 600 тыс. евро в год на одного работающего, а на КамАЗе - в шесть раз меньше (около 100 тыс., а в среднем по Татарстану этот показатель равен 30 тыс.). Инновационное развитие завода генеральный директор напрямую связывает с развитием Набережных Челнов, в частности, со строительством жилья, детсадов и школ. "Исходя из перспективы наших кадровых потребностей, население города необходимо увеличить на 200 тысяч человек. И решать соответствующие инфраструктурные проблемы мы должны совместно с государством", поясняет гендиректор.
Однако укрупнение бизнеса, которое на КамАЗе считаютосновнымтрендом мировогоавтопрома, неосуществимо одними корпоративными методами- без участия территорий, вмещающих его. Современной формой такойинтеграции стал кластер территориально-производственное образование, включающее всю цепочку взаимосвязанных видов деятельности, вплоть до выпуска конечного продукта и оказания услуг. Правильноевключение ранее разрозненных производствв единую кластерную структуру дает синергетический и мультипликативный эффект. Как раз такую структуру имеют нефтегазохимическая и автомобилестроительная отрасли Татарстана.
Ядром автокластера является группа "КамАЗ", а самым быстрорастущим предприятием в нем - "Соллерс-Набережные Челны". Производственной базой последнего послужил "Заводмикролитражныхавтомобилей" (ЗМА), построенный еще в 1987 году на специально выделенных площадях КамАЗа и долгое время выпускавший небезызвестную "Оку". В 2005 году компания "Северсталь-авто" (сегодняшний "Соллерс") приобрела ЗМА для реализации проектов, связанных с выпуском внедорожников Rexton, Kyron и Actyon по лицензии Ssang Yong Motor Company (Южная Корея). В модернизацию мощностей компания вложила около 120 млн долларов, после чего на площадке ЗМА было развернуто автосборочное производство, которое к 2011 году должно давать 80 тыс. автомобилей в год.
В прошлом году выручкапредприятиявыросла втрое и составила 10,4 млрд рублей, а чистая прибыль- на 42% (2,6млрд против 1,8 млрд). Курсовая стоимость его акцийс мая2007 года увеличилась в два раза - до 60,5 доллараза штуку. Знаковым событием стал запуск впрошлом году линии сборки автомобилей Fiat с годовой производительностью 40 тыс. машин: начато производство малотоннажного грузопассажирского фургона Fiat Doblo, а вОЭЗ "Алабуга" завершено строительство завода по изготовлению автомобилей FIAT Ducato, производствокоторых началось нынешней весной. Впланах на 2008 год выпуск 38,5 тыс. машин марокSsangYong и Fiat, а также наращивание уровня локализациипроизводства: сейчасон составляет 8−12%, а через пять летдолжен достигнуть 50%.
На решение этой задачибудет работатьсовместное(50 на 50) предприятие по выпуску 90 тыс. двигателей в год (соответствующеесоглашение подписано недавно между "Соллерсом" и FIAT Powertrain Technologies). Предполагается, что первыедвигателибудутизготовлены уже в конце текущего года; они предназначены для автомобилей Fiat Ducato и ульяновского внедорожника Uaz Patriot. Еще одно соглашение "Соллерс" заключил с FIAT Group Automobiles - оно предусматривает создание на территории Татарстана (по-видимому , тоже в ОЭЗ "Алабуга") мощностей по выпуску не менее 50 тыс. седанов FIAT Linea в год. Кроме того, партнеры займутся продажей и маркетинговой поддержкой в России всех машин маркиFIAT. Вконце 2007 года статус резидента "Алабуги" получило также ЗАО "Северстальавто-Исузу".
Чтобы сильные помогли слабым
Пространственный аспект кластерного подхода в Татарстане дополняют экономическим зонированием, основанным на группировании сильных административных единиц со слабыми. Ав качестве базовых показателей рассматриваются уровень валового территориального продукта иинвестиций в основной капитал на душу населения, стоимость основныхфондов, средняязарплата, социальная нагрузка на одного работающего, обеспеченность дорогами и жильем, а также уровеньбезработицы.
Согласносхеме зонирования, принятой в республике, ее территория поделена на семь укрупненных экономических районов. Один из них Камский(КЭР) намечено развиватьопережающимитемпами(см. таблицу 1). Его драйверами призваны стать Набережные Челны и Нижнекамск - "столицы" самых конкурентоспособных отраслей татарстанской экономики, а также Елабуга, где развернута ОЭЗ "Алабуга". В фарватере будут двигаться Менделеевск и Заинск, а также все пять муниципальных районов.
Именно в КЭР, где проживает 26,5% от общего числа работающих татарстанцев и производится около 23% ВРП, направляется 40% от всего объемаинвестицийв основной капитал республиканских предприятий. К 2020 году здесь должнопроизводиться дветрети регионального объема промышленной продукции. Для этоговместныеинженерные сети до2015 года намечено инвестировать 112 млрд рублей, в строительство жилья 72 млрд и в социальную сферу 4,7 млрд (все цифры даны с учетом средств из федерального инвестфонда, на которые рассчитывают республиканские власти). По мнению министра экономики Республики Татарстан Марата Сафиуллина, один рублькапвложений винфраструктуру КЭР даст пять рублей прироста объема промышленного производства.
Реализации высокого потенциала КЭР препятствуют слабое развитие транспортной системы, экологические проблемы, а также дефицит трудовых ресурсов, образовательных и социальных учреждений. Если эти инфраструктурные ограничения не снять или хотя бы не ослабить, развитиебазовых предприятий, включая КамАЗ, будет иметь инерционный характер, а не инновационный, о чем говорил гендиректор автозавода Сергей Когогин.
В качествепервоочередных мер предлагается устранить сверхнормативную нагрузку на автодорогу Набережные Челны - Казань, а также модернизировать трассу, связывающую Челны с Нижнекамском, Камскими Полянами и Чистополем. Чтобы ускорить развитие КЭР, нужны новые мостовые переходы через Каму: с их помощью можнобыло бы разгрузить магистраль, которая проходит по плотине Нижнекамской ГЭС (стоимость каждого такого моста оценивается в немалую сумму - около 15 млрд рублей). Для большей мобильности трудовых ресурсов между городами КЭР придется строить новую железнодорожную ветку от Нижнекамска через Камские Поляны в Заинск, а также возобновлять пассажирские перевозки от речного порта "Красный Ключ" в Нижнекамском районе. Целесообразно такжесоздать крупный логистический центр близ Набережных Челнов, построитьречной порт в Елабуге, причальную стенку в Менделеевском районе и перенести на новое место челнинский грузовойпорт.
Что касается социальной сферы, то концепция КЭР предусматривает строительство в Набережных Челнах многофункциональной клиники, сети гостиниц, новых жилыхмикрорайонов, а также региональных центров экологической и гидрометеоэкспертизы.
Согласно прогнозу развитияавтокластераКЭР, сделанному министерством экономики Республики Татарстан, к 2020 году выпуск продукцииисреднемесячная зарплата вырастут почти в пять раз, инвестиции в основной капитал - в 2,4 раза, а среднесписочная численностьработников - всего на 40% (см. таблицу 2). То есть ставка делается на увеличение производительности труда, а стало быть, на инновационную модернизацию производств (прежде всего КамАЗа) и повышение инвестиционной привлекательности Набережных Челнов - города, который, став центром Закамья, постепенно приобретает статус второй столицы республики.