Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Бум КамАЗ-города

Набережные Челны - второй по величине и значимости город Республики Татарстан - постепенно меняют свой статус. Раньше его развитие было замкнуто на градообразующий автозавод "КамАЗ", теперь Челны распространяют свое влияние на все Закамье, становясь одним из локомотивов Камского экономического района Татарстана

Благополучие Набережных Челнов зависит от успешности Камского автозавода

Благополучие Набережных Челнов зависит от успешности Камского автозавода

К числу самых динамично развивающихся городов страны Набережные Челны стали относить уже в 70−80−е гг. прошлого столетия - в процессе строительства Камского автозавода (КамАЗ) вместе со всей обеспечивающей инфраструктурой. "Братом" Челнов по исторической судьбе является расположенный в соседней Самарской области "ВАЗ-город" Тольятти. Правда, его экономика имеет не один - автомобильный - полюс, как в Челнах, а еще и второй - представленный крупными химическими и нефтехимическими предприятиями. Есть они, впрочем, и вблизи Челнов - в Нижнекамске, причем даже более мощные. Здесь в закамской (левобережной) части Татарстана, где сосредоточена еще и практически вся местная нефтедобыча, производится более 80% объема республиканской продукции, и пятая ее часть - в Набережных Челнах.

В промышленном узле Челны - Нижнекамск сконцентрированы также важнейшие транспортные артерии Татарстана - железнодорожная магистраль, федеральная автотрасса М7, речной порт, позволяющий принимать суда класса "река - море", и международный аэропорт "Бегишево".

В отраслевой структуре промышленности Челнов машиностроение, представленное в основном КамАЗом, занимает сегодня около 70% (см. график 1). Причем в объеме отгруженных товаров собственного производства доля завода еще выше в 2005 году она составляла 78,7%, в 2006−м - 76,7%, а в 2007−м снизилась до 76%. Таким образом, диверсификация городской экономики, хотя и медленно, но все же идет главным образом, за счет развития крупных по местным масштабам компаний - "Тат­электромаш", Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат, "КамГЭС­энергострой", Нижнекамская ГЭС и Набережночелнинская ТЭЦ. Но есть в этом заслуга и малого бизнеса: за последние два года объем выпущенной им продукции вырос на 21,5% с 9,3 млрд рублей до 11,3 млрд. А вот объем продукции КамАЗа, оборот розничной торговли и другие его показатели за тот же период выросли почти вдвое (см. график 3).

Уникальная особенность города - высокая доля трудоспособного населения (около 70% из 506 тыс. жителей) и небольшое число пенсионеров менее 12%. Средний возраст челнинца недотягивает до 35 лет, здесь более 100 тыс. детей и около 20 тыс. студентов.

Экспансия роста

Набережные Челны и КамАЗ как градо­образующее предприятие ориентированы на генерацию роста в автомобилестроительной отрасли и его распространение на соседние территории. Сегодня город и завод являются ядром мощного автокластера, включающего около тридцати крупных и средних компаний (в том числе ОАО "Соллерс" и резидентов особой экономической зоны (ОЭЗ) "Алабуга"), а также более ста предприятий малого бизнеса.

Будучи одной из самых благополучных российских машиностроительных компаний, группа "КамАЗ" относится к лидерам мирового грузового автомобилестроения. Занимая около трети отечественного рынка тяжелых грузовиков (см. график 2), она экспортирует более четверти своей продукции. Росту рыночной стоимости КамАЗа могут позавидовать многие сырьевые компании: с апреля 2007−го по апрель 2008 года его капитализация выросла в 2,2 раза и приблизилась к четырем млрд долларов. При этом за прошлый год чистая прибыль увеличилась в 3,9 раза - с 1,4 млрд рублей до пяти млрд, а выручка от продажи основной продукции - грузовых автомобилей - на 43,4% (с 41,5 млрд рублей до 59,5 млрд), и доля этой продукции в структуре общей выручки группы "КамАЗ" растет (см. график 4).

Прочность ее маркетинговых позиций обеспечивают по меньшей мере два конкурентных преимущества - отработанная лизинговая схема продаж и разветвленная сервисная сеть. Комплексный лизинговый продукт от производителя, который КамАЗ начал предоставлять первым из отечественных автозаводов, включает в себя консалтинг, систему клиентского финансирования, сервисное сопровождение, а также модернизацию, замену и утилизацию автомобиля. Для крупного, среднего и малого бизнеса, корпоративных клиентов и физических лиц предлагаются отдельные пакеты услуг. Результатом такой политики является рост доли лизинга в реализации продукции - в 2007 году этот показатель приблизился к 10%. Сегодня лизинговая компания "КамАЗ" - одна из крупнейших в России: в рейтинге агентства "Эксперт РА" за 2007 год она занимает 16 место.

Сервисная сеть компании включает более 300 точек на территории РФ и за рубежом, а гарантийное обслуживание автотехники ведут почти 200 предприятий в России и около ста за рубежом. Такой охват привлекает внимание к заводу со стороны мировых производителей автокомпонентов, которые создают с КамАЗом СП. К слову сказать, альянсы с иностранными партнерами в сфере выпуска комплектующих изделий при сохранении самостоятельности в разработке и производстве грузовиков предусмотрены стратегией развития группы.

К производству автокомпонентов привлекаются и татарстанские компании, причем делается это в формате Камского индустриального парка (КИП) "Мастер", созданного в Набережных Челнах в 2004 году. Примерно из 100 компаний, которым парк сдает в аренду площади, оказывая помощь в развитии бизнеса, около 40 работают с номенклатурой автозавода. Оценивая их деятельность, гендиректор КамАЗа Сергей Когогин говорит: "Вместе с республиканским правительством мы за два года фактически создали новое предприятие численностью 1700 человек и потратили на это 480 миллионов рублей, а сегодня независимые аудиторы оценивают КИП ""Мастер"" в 813 миллионов рублей. Из подвалов и гаражей на белый свет начали выходить те, кто ранее зарабатывал на ""сером рынке"", они стали организовывать нормальные производства со всеми вытекающими отсюда последствиями".

Кластером по неэффективности

Глобальную конкурентоспособность набережночелнинского автозавода ограничивает, прежде всего, низкая по сравнению с мировыми производителями производительность труда. По словам г-на Когогина, на Toyota она составляет более 600 тыс. евро в год на одного работающего, а на КамАЗе - в шесть раз меньше (около 100 тыс., а в среднем по Татарстану этот показатель равен 30 тыс.). Инновационное развитие завода генеральный директор напрямую связывает с развитием Набережных Челнов, в частности, со строительством жилья, детсадов и школ. "Исходя из перспективы наших кадровых потребностей, население города необходимо увеличить на 200 тысяч человек. И решать соответствующие инфраструктурные проблемы мы должны совместно с государством", поясняет гендиректор.

Однако укрупнение бизнеса, которое на КамАЗе считают основным трендом мирового автопрома, неосуществимо одними корпоративными методами - без участия территорий, вмещающих его. Современной формой такой интеграции стал кластер территориально-производственное образование, включающее всю цепочку взаимосвязанных видов деятельности, вплоть до выпуска конечного продукта и оказания услуг. Правильное включение ранее разрозненных производств в единую кластерную структуру дает синергетический и мультипликативный эффект. Как раз такую структуру имеют нефтегазохимическая и автомобилестроительная отрасли Татарстана.

Ядром автокластера является группа "КамАЗ", а самым быстрорастущим предприятием в нем - "Соллерс-Набережные Челны". Производственной базой последнего послужил "Завод микролитражных автомобилей" (ЗМА), построенный еще в 1987 году на специально выделенных площадях КамАЗа и долгое время выпускавший небезызвестную "Оку". В 2005 году компания "Северсталь-авто" (сегодняшний "Соллерс") приобрела ЗМА для реализации проектов, связанных с выпуском внедорожников Rexton, Kyron и Actyon по лицензии Ssang Yong Motor Company (Южная Корея). В модернизацию мощностей компания вложила около 120 млн долларов, после чего на площадке ЗМА было развернуто автосборочное производство, которое к 2011 году должно давать 80 тыс. автомобилей в год.

В прошлом году выручка предприятия выросла втрое и составила 10,4 млрд рублей, а чистая прибыль - на 42% (2,6 млрд против 1,8 млрд). Курсовая стоимость его акций с мая 2007 года увеличилась в два раза - до 60,5 доллара за штуку. Знаковым событием стал запуск в прошлом году линии сборки автомобилей Fiat с годовой производительностью 40 тыс. машин: начато производство малотоннажного грузопассажирского фургона Fiat Doblo, а в ОЭЗ "Алабуга" завершено строительство завода по изготовлению автомобилей FIAT Ducato, производство которых началось нынешней весной. В планах на 2008 год выпуск 38,5 тыс. машин марок SsangYong и Fiat, а также наращивание уровня локализации производства: сейчас он составляет 8−12%, а через пять лет должен достигнуть 50%.

На решение этой задачи будет работать совместное (50 на 50) предприятие по выпуску 90 тыс. двигателей в год (соответствующее соглашение подписано недавно между "Соллерсом" и FIAT Powertrain Technologies). Предполагается, что первые двигатели будут изготовлены уже в конце текущего года; они предназначены для автомобилей Fiat Ducato и ульяновского внедорожника Uaz Patriot. Еще одно соглашение "Соллерс" заключил с FIAT Group Automobiles - оно предусматривает создание на территории Татарстана (по-видимому , тоже в ОЭЗ "Алабуга") мощностей по выпуску не менее 50 тыс. седанов FIAT Linea в год. Кроме того, партнеры займутся продажей и маркетинговой поддержкой в России всех машин марки FIAT. В конце 2007 года статус резидента "Алабуги" получило также ЗАО "Северстальавто-Исузу".

Чтобы сильные помогли слабым

Пространственный аспект кластерного подхода в Татарстане дополняют экономическим зонированием, основанным на группировании сильных административных единиц со слабыми. А в качестве базовых показателей рассматриваются уровень валового территориального продукта и инвестиций в основной капитал на душу населения, стоимость основных фондов, средняя зарплата, социальная нагрузка на одного работающего, обеспеченность дорогами и жильем, а также уровень безработицы.

Согласно схеме зонирования, принятой в республике, ее территория поделена на семь укрупненных экономических районов. Один из них Камский (КЭР) намечено развивать опережающими темпами (см. таблицу 1). Его драйверами призваны стать Набережные Челны и Нижнекамск - "столицы" самых конкурентоспособных отраслей татарстанской экономики, а также Елабуга, где развернута ОЭЗ "Алабуга". В фарватере будут двигаться Менделеевск и Заинск, а также все пять муниципальных районов.

Именно в КЭР, где проживает 26,5% от общего числа работающих татарстанцев и производится около 23% ВРП, направляется 40% от всего объема инвестиций в основной капитал республиканских предприятий. К 2020 году здесь должно производиться две трети регионального объема промышленной продукции. Для этого в местные инженерные сети до 2015 года намечено инвестировать 112 млрд рублей, в строительство жилья 72 млрд и в социальную сферу 4,7 млрд (все цифры даны с учетом средств из федерального инвестфонда, на которые рассчитывают республиканские власти). По мнению министра экономики Республики Татарстан Марата Сафиуллина, один рубль капвложений в инфраструктуру КЭР даст пять рублей прироста объема промышленного производства.

Реализации высокого потенциала КЭР препятствуют слабое развитие транспортной системы, экологические проблемы, а также дефицит трудовых ресурсов, образовательных и социальных учреждений. Если эти инфраструктурные ограничения не снять или хотя бы не ослабить, развитие базовых предприятий, включая КамАЗ, будет иметь инерционный характер, а не инновационный, о чем говорил гендиректор автозавода Сергей Когогин.

В качестве первоочередных мер предлагается устранить сверхнормативную нагрузку на автодорогу Набережные Челны - Казань, а также модернизировать трассу, связывающую Челны с Нижнекамском, Камскими Полянами и Чистополем. Чтобы ускорить развитие КЭР, нужны новые мостовые переходы через Каму: с их помощью можно было бы разгрузить магистраль, которая проходит по плотине Нижнекамской ГЭС (стоимость каждого такого моста оценивается в немалую сумму - около 15 млрд рублей). Для большей мобильности трудовых ресурсов между городами КЭР придется строить новую железнодорожную ветку от Нижнекамска через Камские Поляны в Заинск, а также возобновлять пассажирские перевозки от речного порта "Красный Ключ" в Нижнекамском районе. Целесообразно также создать крупный логистический центр близ Набережных Челнов, построить речной порт в Елабуге, причальную стенку в Менделеевском районе и перенести на новое место челнинский грузовой порт.

Что касается социальной сферы, то концепция КЭР предусматривает строительство в Набережных Челнах многофункциональной клиники, сети гостиниц, новых жилых микрорайонов, а также региональных центров экологической и гидрометеоэкспертизы.

Согласно прогнозу развития автокластера КЭР, сделанному министерством экономики Республики Татарстан, к 2020 году выпуск продукции и среднемесячная зарплата вырастут почти в пять раз, инвестиции в основной капитал - в 2,4 раза, а среднесписочная численность работников - всего на 40% (см. таблицу 2). То есть ставка делается на увеличение производительности труда, а стало быть, на инновационную модернизацию производств (прежде всего КамАЗа) и повышение инвестиционной привлекательности Набережных Челнов - города, который, став центром Закамья, постепенно приобретает статус второй столицы республики.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |