Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Пора определить на счетчик

Редакционная статья

На улице мороз, а в квартирах киевлян еще раз начались перебои с горячей водой и батареи - чуть теплые. Обещания президента, премьера и главы администрации города города брать ситуацию под надзор и не предположить повторения коммунального эксцесса 11-14 декабря оказались пустыми. Называется масса причин похолодания в квартирах, начиная с отсутствия денег в столичном бюджете и заканчивая невозможностью поставлять газ без предоплаты. Одновременно прозвучали обвинения в разворовывании денег из киевского бюджета, государственных и муниципальных компаний. Чиновники и бизнесмены от власти повторяют мантры об экономически обоснованных тарифах и взаиморасчетах, происках политических конкурентов. А люди понимают главное: раздробленная, находящаяся в состоянии войны всех супротив всех верх уже не способна дать базовые услуги населению, проживающему не где-нибудь на периферии, а в столице страны.

Ситуация с акционерной компанией "Киевэнерго" показала, что мысль с акционированием и корпоратизацией предприятий-монополистов в сфере ЖКХ провалилась. Государство, которое формально владеет большинством акций компании, утратило вероятность править ею, оттого что частные совладельцы легко игнорируют собрания акционеров. В результате в больницах и детских садах исчезает горячая влага и стынут батареи. Можно, конечно, принудительно отдать в государственную имущество киевские тепловые сети, котельные, ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 , оставив акционерной компании "Киевэнерго" только офис и пустые счета в банках. Но тогда нужно признать, что придется разделаться с рыночной экономикой и правом имущества как ее ключевым атрибутом.

Чтобы активизировать настоящую реформу ЖКХ, необходимо осуществить две акции - ликвидировать хаос в оплате за тепло и урегулировать отношения между жителями и поставщиками коммунальных услуг. Одну из них уже провели: Кабинет министров принял вывод о введении спецсчетов, на которые будут автоматически перечисляться средства, полученные от потребителей за оплату отопления и горячей воды. Впоследствии эти денежки распределят между ТЭЦ, ЖЭКами и НАК "Нафтогаз Украины". Аналогичная схема, внедренная примерно восьми лет обратно на рынке электроэнергии, помогла принять решение проблемы неплатежей и веерных отключений.

Урегулировать отношения между жителями и поставщиками коммунальных услуг намного сложнее. Дело в том, что тарифы на тепло и горячую воду для киевлян и для "Киевэнерго", - это два разных понятия, которые никак товарищ с другом не связаны. Для "Киевэнерго" устанавливаются расценки за гигакалорию тепла, то есть за объем воды, нагретой до определенной температуры. Горожане платят за тепло исходя из площади квартиры, а за воду - если нет счетчиков, учитывая численность жильцов. Соотношение гигакалорий с квадратными метрами - задачка, по существу, не физическая, а экономическая.

Городские власти решают эту проблему в соответствии с нормативами советских времен. Тепловики прогнозируют свои расходы на отопительный сезон, в частности, на оплату газа, а после этого к искомой цифре добавляют десять процентов рентабельности. То есть "Киевэнерго" берет свои затраты за минувший год, учитывает инфляцию, плюсует коэффициент подорожания газа и равномерно делит между всеми горожанами. Соответственно, цифра в платежке за отопление имеет, как правило, сильно отдаленное касательство к затратам на обогрев конкретной квартиры. С этим наследием зажиточного социализма разрешается покончить, лишь поставив счетчики тепла в домах и квартирах. Как показала практика, только одна такая мера дает двукратное понижение расходов потребителей, побуждая их рачительно относиться к энергоресурсам, а попутно позволяет горожанам не оплачивать за халатность коммунальщиков. Решение об этом Кабмин принял десять лет назад. Но оно до сих пор не выполнено. Чиновники и коммунальщики ссылаются на нехватку денег и организационные трудности: дескать, счетчики нужно становить всем одновременно, а это не получается, и так далее. Дело значительно проще: ни одному из игроков на рынке коммунальных услуг, за исключением потребителей, строй не выгоден. Намного лучше покинуть всё как есть и ловить свою рыбку в мутной воде завышенных тарифов и дотаций.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |