Для облегчения кризисного воздействия на экономику нужно не сокращать бюджетное финансирование, а, напротив, наращивать его. Но это ничего не даст, если не позаботиться об эффективном освоении средств
Финансовый кризис все сильнее затягивает в свою воронку экономику России. Сегоднялегченазвать отрасли, которые до сих пор не просили помощи у государства (машиностроение, за исключением автопрома, а также судостроение). К примеру, однимииз последних согласовали с властями комплекс финансовых мер, которые должны помочь имво время кризиса, металлурги - далеко не самыебедные в стране.
Если суммировать все то, что чиновникиуспели наобещать коммерсантам, нарисуется несколько сотен миллиардов долларов. Конечно, между словом и делом знак равенства может поставить только наивный: пустых обещаний никтоне отменял. Тем не менее двух последних месяцев федеральным властям хватило, чтобы осознать: разгон слишком резвый. Ведь по не самым пессимистическим сценариям "дно" экономическогоспадаможет быть нащупано еще только весной 2009 года. Далее - один-два года рецессии. Потому-точиновники уже начинаютпредупреждать вошедших в раж просителей, что на всех государственной копилки просто не хватит.
В этих условиях вопрос эффективности финансовых инъекций становится важнейшим. Значит, не умаляя необходимости помощи финансовому рынкуи тем отраслям, которые действительно не выживут без помощи государства (а не тем, что имеют сильное лобби), надо активизировать шаги комплексного оздоровления. Например, ускорить реализацию транспортных проектов. Отсталая транспортная инфраструктура страны (особенно неразвитая сеть автомобильных дорог)давно тормозит развитие экономики, поэтому в любом регионе таких проектов наберется предостаточно.
На Северо-Западе навскидку это: строительство платнойавтодороги Москва- Санкт-Петербург и новоймагистрали Луга - Великий Новгород, реконструкция трасс в сторону Финляндии и капитальный ремонт Таллинского шоссе, без которого порт Усть-Луга в Ленинградской области (если верить словам председателя правления компании "Усть-Луга" Валерия Израйлита) никогда не выйдет на проектнуюмощность. В этот ряд укладываются уже реализуемыежелезнодорожные инвестпроекты: прокладка новой ветки Петяярви - Каменногорск, модернизация мурманского транспортного узла и расширение узловой станции Мга.
Российские железные дороги - не самая бедная коммерческая структура в стране, но и она, по словам ее главы Владимира Якунина, может сократить инвестиции на 10−15% в 2009−2010 годах. Если расшивкаузких мест на "железке" действительно важна для государства, то монополия может рассчитывать на прямые бюджетные инвестиции в инфраструктуру. Из других, не дорожных строек можно отметить проектнового магистрального нефтепровода БТС-II. Выход распоряжения о начале строительства по непонятным причинам затянулся практически на два месяца.
Что такое новая автотрасса, железная дорога, трубопровод? Это строительный металлический прокат и металлоконструкции, цемент, трубы, асфальт, сети электроснабжения и связи. Реализация любого нового или не замороженного в текущих условиях инфраструктурного проектаподниметспрос на вышеуказанную продукцию. Аэто благотворно повлияет на работу металлургических комбинатов, цементных и кабельных заводов, загрузит строительныйкомплекс. Таким образом, по расхожейпоговорке, голодные получатне рыбу, а удочку. Есть и другие плюсы кризиса. Например, в это время затевать стройки предпочтительнее с точки зрения стоимости проектов. Цены на материалы снизились, а слабая загрузка строителей обострит конкуренцию за подряды и снизит их аппетиты на тендерах. Наконец, падающий объем грузоперевозок упроститорганизацию строительного процесса на железных и автомобильных дорогах. Вобъездстройплощадок надо будет направлять меньшеавтотранспорта или поездов.
Увеличение бюджетного финансирования инфраструктурныхпроектов стимулирует рост вложений со стороны частных инвесторов. При этом коммерсанты стараются вложить несвои, а длинные кредитные деньги. И даже в условиях кризиса им это удается. Пожалуй, сегодня транспортные компании - одни из немногих, кто радует рынок сообщениями о полученных ссудах. Например, входящая в группуFesco компания "Трансгарант" недавно привлекла на западномдолговом рынке пятилетний кредит на 90 млн долларовдля закупки новых вагонов. Сохраняет привлекательность транспорти для инвесторов. Так, в середине сентября инвестиционная компания "Тройка Диалог" объявила о покупке 5% акций фирмы First Quantum (ее контейнерный бизнес сосредоточен вокруг Национальной контейнерной компании) с возможностью увеличения доли. И это не удивляет: даже в период жесточайшего кризиса определенный товарооборот кто-то должен обеспечивать. А значит, для облегчения кризисноговоздействия на экономику нужно не сокращать бюджетное финансирование, а, напротив, наращивать.
Впрочем, усилия по повышению эффективности раздачи бюджетных средств ничего не будут стоить, если не позаботиться об их эффективном освоении. Давностала притчей воязыцех практика завышения смет, использования некачественных материалов, плохого покрытия, чтобы потомзарабатывать на бесконечных ремонтах. Директор информационно-аналитической компании "ДОРН" Андрей Карпов считает, что необходимо усиливать контроль. Но не в связи с ростом или уменьшением объемов инвестируемых в инфраструктуру средств. Просто потому, что воруют. Надо создавать систему, в которой не воруют. Асколькосредств через нее проходит- вопрос второстепенный.