Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Госзаказ - остров стабильности для ИТ-компаний

В кризисные времена увеличение доли госзаказов только на пользу ИТ-компаниям, утверждают аналитики. Госсектор остается самым крупным и самым стабильным потребителем ИТ в России, и в ближайшие месяцы его значение на рынке только возрастет.

Среди набирающего обороты финансового кризиса госсектор остается самым надежным ИТ-заказчиком, утверждают российские аналитики. "Во время кризиса государство - лучший покупатель, способный обеспечить стабильный денежный поток", - уверена Анна Зайцева, аналитик УК "Финам Менеджмент". Антон Ворыхалов, аналитик IKS-Consulting, также считает, что при текущей ситуации повышение доли госзаказов только на пользу ИТ-компаниям. "В госсекторе скорость принятия решений - в том числе, и о сокращении инвестиционных программ, - ниже", - говорит он.

Ренат Юсупов, старший вице-президент Kraftway, также полагает, что даже в нелегкие для рынка времена госсектор остается наиболее стабильной финансовой единицей. В 2007 году доля госконтрактов в выручке Kraftway составила 58%. Именно благодаря высокой доле госзаказов Kraftway "не видит никакой катастрофы в кризисе". "Сейчас мы активизируем работу с госсектором, как напрямую, так и через партнёрство с другими компаниями", - говорит Юсупов.

Именно сильными позициями в госсекторе эксперты UniCredit Aton объясняют и положительные финансовые результаты группы компаний "Армада" и подтверждение сделанного еще в "докризисные" времена плана выручки в $165-170 млн за 2008 год. Напомним, что уже по итогам 9 месяцев 2008 года доля поступлений от государственных организаций в структуре доходов "Армады" возросла с 45% в 2007 году до 75%. После публикации положительных финансовых данных акции "Армады" 6 ноября выросли на 16,3%. По мнению аналитиков, акцент на проекты в госсекторе дает основания для прогноза роста продаж предприятия в 2009 г. на 25-30%.

Для просмотра изображения кликните по этой ссылке.


Россия: структура затрат на ИТ по отраслям, 2007 г. Государство - крупнейший потребитель с долей 18% (без учета спецпотребителей, по данным IDC)

"На наш взгляд, данные планы являются вполне реальными, так как 75% выручки обеспечивают государственные заказы, - комментируют в UniCredit Aton. - Учитывая большую долю госконтрактов в выручке "Армады", мы считаем компанию хорошо защищенной от риска замедления рынка ИТ в целом. Мы повторяем рекомендацию "покупать" акции компании, прогнозируемая цена на ближайшие 12 месяцев - $26,1". Анна Зайцева из "Финама" также считает, что прогнозы "Армады" по годовой выручке выглядят вполне адекватными.

"На текущем рынке коммерческие заказчики будут существенно сокращать долю расходов на ИТ, и одним из приоритетных мы считаем рынок госзаказов", - рассказал CNews Алексей Кузовкин, генеральный директор "Армады". Хотя, по его словам, дальнейший рост доли госзаказов в доходах компании вряд ли продолжится. "Пока мы видим сокращения ИТ-затрат со стороны коммерческих заказчиков и не видим сокращения со стороны госзаказчиков, - говорит Кузовкин. - Я надеюсь, что рынок продолжит положительную динамику, но все покажут ближайшие два-три месяца". В 2009 г., по его мнению, увеличения продаж в коммерческом секторе ИТ-услуг не стоит ожидать, а вот небольшой рост госзаказов будет наблюдаться.

Во многом благодаря стабильным доходам в государственном секторе в ближайшем году "Армада" планирует продолжить реализацию стратегии слияний и поглощений, но подход к покупкам будет более консервативным: потенциальными целями, в первую очередь, станут стабильные компании с большой долей разработок для госсектора. При этом, по словам Алексей Кузовкина, кредиты сейчас стали менее доступными, поэтому "Армада" будет искать другие способы финансирования M&A. "Стратегия, ориентированная на покупку активов, может обеспечить хорошую отдачу, - считают в "Финаме". - Во время кризиса компании можно покупать дешевле, увеличивая рыночную долю и формируя базу для активного роста после стабилизации экономической ситуации".

Впрочем, не все участники рынка считают государственных заказчиков гарантией стабильности для ИТ-поставщиков. По мнению Михаила Краснова, председателя координационного совета ГК Verysell, залог стабильности в условиях кризиса - не госзаказ, а диверсификация. Доля бюджетных организаций в проектном бизнесе Verysell составляет не более 25%, а с учетом подконтрольных государству предприятий - 40-45%. "Это и так высокая доля, поэтому специально стараться увеличить ее мы не будем", - говорит Краснов.

Главный риск большой зависимости от госзаказа, по мнению Краснова, заключается в том, что если будут приняты решения о сокращении бюджета, то они будут транслироваться на все госучреждения одновременно. "Такой риск существует, но лишь теоретически, - полагает Николай Тамодин, генеральный директор компании "Ниеншанц". - Я очень надеюсь, что усилиями поставщиков и самих заказчиков ИТ-инфраструктура и ИТ-задачи сейчас являются первостепенными инструментами, без которых ведомства не могут эффективно выполнять свои функции".

В "Ниеншанц" на госконтракты приходится более 50% выручки. "На текущий год мы ставили задачу понижать долю госзаказа, но в результате по сравнению с предыдущими годами она увеличивается", - рассказывает Тамодин. В настоящее время, по словам Тамодина, госзаказчики не увеличивают и не уменьшают ИТ-бюджеты. Каждое из ведомств движется в соответствии с теми мероприятиями, которые были намечены еще в середине года.

По мнению Рената Юсупова из Kraftway, основные риски сильной зависимости от госзаказа - бюджетные, связанные с секвестированием бюджетов, от которого невозможно застраховаться. "Но поскольку Kraftway позиционирует себя как инфраструктурный интегратор, то проекты по построению инфраструктуры в меньшей степени подвержены рискам секвестирования, поскольку являются необходимым условиям функционирования ИТ в госорганах", - считает Юсупов.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |