Регионам Северо-Западного федерального округа удалось до начала кризиса завершить целый ряд важных для экономики инвестпроектов
Уходящий год может претендовать на особое место в истории российской экономики. Несмотря на замедление темпов роста основных экономических показателей с начала 2008−го, большуючасть года развитиеСЗФО шло по восходящей. В том числе прирастали суммарные инвестиции в основной капитал предприятий региона.
"Главной особенностью стало разделение года на два периода - до началафинансовогокризиса и после. Если до августа на рынке капиталовцарила эйфория (многочисленные инвесторы с помпой объявляли о начале реализации очередных крупномасштабных проектов), то после того, какотголоски мирового кризиса докатилисьдо России, произошла форменная паника. В первую очередь и самым серьезнымобразом она затронула фондовый рынок и банковскую деятельность. Несколькопозднеевозникли проблемы в более инерционной сфере капитальныхинвестиций", - говорит эксперт Леонтьевского центра Артур Батчаев.
Неплохоначатый год заканчивается на пессимистической ноте. "Ожидалось, что объем инвестиций в основной капитал ощутимо превысит уровень 2007 года. Но сейчас эти прогнозы выглядят не стольоптимистично, как в начале года. Скорее всего, превышение если и будет, тоокажется не очень большим, что связано с инвестиционным спадом последнего квартала года", - считает директорфондастратегических разработок "Северо-Запад" Владимир Княгинин.
Хотя нет точного "водораздела" между периодами до начала кризиса и после, говоря обинвестиционномпроцессе, представляется разумным разделить годна две неравные части - три первых квартала и последний, которыйвнесет в статистику безрадостные коррективы. Экономические показатели именно первой части года представляют собой индикаторы, по которым можно судить о результативности усилий государства и бизнеса, вплоть до тогомомента, когда мировой кризис нарушил поступательное развитие событий.
Отстающий, но привлекательный
По темпам роста инвестиций в основной капитал СЗФО уже второй год подряд относится к числу аутсайдеров. Если в 2006 году по этому показателю округ уступал только Дальневосточному ФО, почтина 30% превышая среднероссийские темпы роста, то в 2007−м он отстал от страны вдвое, а за девять месяцев текущего - втрое. На развитие экономикии социальной сферы Северо-Западногофедеральногоокруга в январе-сентябре 2008 года направлено 620,3 млрд рублейинвестиций в основной капитал, или 103,9% к уровню соответствующего периодапредыдущего года. По темпам роста капвложений СЗФО занял последнее место среди округов РФ.
Между тем эти показатели вовсе не свидетельствуют об экономическом неблагополучии СЗФО и даже о снижении его инвестиционной привлекательности. Причина нынешнегоотставания - в более раннем по сравнению с другими ФО "пробуждении". Относительно развитая инфраструктура большей части территории, конструктивная позиция властей ряда регионов в отношении инвесторов, большое количество холдингов и крупных предприятий, а также географическая близость европейского бизнеса, заинтересованного в освоенииновых рынков, обеспечили Северо-Западному округу высокую базу в прежние годы. Косвенно о притягательности СЗФО свидетельствует следующий факт: иностранные инвестиции в российскую экономику за девять месяцев снизились на 13,8%. Но вливания в экономику СЗФО за тот жепериод выросли с 6,7 до 11млрд долларов.
Значительная часть вложений в основной капитал в этом году приходитсяна осуществление крупных инвестпроектов, реализация которых занимает не один год. К этой категории относятся инвестиционные программы всех промышленных гигантов СЗФО (КГМК, "Апатит", "Северсталь", Архангельский ЦБК и т.д.), развитие портовыхмощностей в Приморске и Усть-Луге (Ленобласть), строительствонового морского пассажирского порта в Санкт-Петербурге , КАД, Западного скоростногодиаметра. Их ближайшее будущее пока не вполне ясно: инвестиционные программы уже корректируются как по объемам, так и по срокам. Однако проекты, завершенные в уходящем году, могут дать представление об основных докризисных тенденциях в инвестиционном процессе СЗФО.
Инфраструктурные вызовы
Общим местом для всех регионов является явно недостаточное внимание к развитию инфраструктуры. Проблема пока нерешена: 80% дорог Северо-Запада по-прежнему находится в неудовлетворительном состоянии, а дефицит энергетических мощностей остается тормозом строительства. Однако благодаря усилиям, предпринятым в прошлые годы, в этом направлении все же наметилисьпозитивные сдвиги. Финансированиеиз средств федерального бюджета, за счет которого строятся крупнейшие инфраструктурные объекты, в абсолютном выражении в 2008 году не выросло, в относительном - даже уменьшилось. Но регионы, входя в долю собственными бюджетными средствами, постепенно решают инфраструктурные проблемы. К примеру, в Архангельской областив этом году сдана вэксплуатацию новая дорога Архангельск - Малые Карелы - Белогорский - Кривые Озера - Совполье - Мезень протяженностью 67 км и стоимостью 1,1 млрд рублей. Связав Мезенский и Лешуконский районы с "большой землей" (ранее жители добирались до Архангельска только самолетами малой авиации), дорога даст возможность развивать туризм в этих заповедных краях. Соседняя Вологодская область также в рамках региональной программы строит лесные дороги, не ожидая, когда федеральный центр обеспечит условия для развития ЛПК.
Помимо бюджетов серьезный вклад в инвестиционный процесс вносят системообразующие российские компании, относящиеся к государственному сектору экономики: "Газпром", РЖД, "Транснефть", концерн"Энергоатом", "ЛУКОЙЛ". Последнему принадлежит самый грандиозный из реализованных в уходящем году инфраструктурных проектов в СЗФО. К началу добычина месторожденииЮжное Хыльчую (Тимано-Печорскаяпровинция в НАО) был введен в действие не имеющий аналогов в мире нефтепровод Южное Хыльчую -Варандей, завершающийся Варандейским морским терминалом. Терминал, с которого идет отправка нефти наэкспортморем, расположен в 25 км от берега и работает круглогодично. Комплексный проект обошелся"ЛУКОЙЛу" в 4 млрд долларов.
Проект, осуществляемый компанией "Транснефтепродукт" в Ленинградской области, не стольмасштабен (870 млн долларов), но также весьма значим: ввод нефтепродуктопровода Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск снизит зависимость экспортеров нефтепродуктов от стран Балтии. В мае 2008 года начал работу его первый пусковойкомплекс.
Не относящийся к госсектору бизнес решает локальные, но важные задачи по совершенствованию собственной логистики. Так, в 2008 году холдинг "Соломбалалес" открыл новыйлесоперевалочный железнодорожный терминал в Няндоме (Архангельская область). Он поможет существенно увеличить скорость отгрузки древесины. Примеры подстройки логистическойинфраструктуры под нужды конкретного бизнеса можно видеть в портах Калининграда, Петербурга и Ленобласти.
Молоко как антидепрессант
Две другие особенности инвестиционного процесса в СЗФО определялись политикой государства в отношении агропромышленного и лесопромышленного комплексов страны. Интересно, что к одному итому жерезультату - притоку инвестиций в отрасль - привели диаметрально противоположные усилия федеральной власти.
Толчком к приходу инвестороввсельское хозяйство стал запущенный в 2006 году приоритетный национальный проект "Развитие АПК", трансформированный впоследствии в федеральную программу. Несмотря на неоднократно обсуждавшиеся недостатки (фактическое отсутствиеподдержки малых предприятий, фермерских хозяйств, перерабатывающих предприятий), те немногие меры, которые государство все же предприняло, принесли неплохиерезультаты. Сравнительнаядоступность кредитов, субсидирование процентных ставок, коррективы таможенно-тарифной политики- этих мер оказалось достаточно для привлечения инвесторов.
Традиционные сельскохозяйственные области, Псковская и Новгородская, еще недавносчитавшиесядепрессивными, демонстрируют хорошую динамику экономических показателей. Именно здесь реализованы наиболее крупные сельхозпроекты. В 2008 году в Псковской области построенопять мегаферм на 1,2 тыс. коров каждая. Четыре из них возведены в рамках программы создания холдинга Великолукским молочнымкомбинатом, который амбициозно заявил, что желает стать лидером на рынке сыров СЗФО. На днях на фермы была завезена первая партия племенных коров из Австралии.
Наиболее значимым для Новгородской области стал проект белгородской компании "Белгранкорм" - строительство комплекса по выращиванию, забою и глубокой переработке мяса птицы. По мнению вице-губернатора региона Александра Габитова, "это прорывной проект в аграрнойотрасли региона. С его запускомв Новгородской области будет производиться в три раза большемяса птицы. Проект важен еще и потому, что совершенно по-другому , не в "пирожковом" направлении, будет развиваться Крестецкий муниципальный район. Такой ключевой инвестор, как "Белгранкорм", потащит за собой всю экономику".
Ровно половина крупных проектов Новгородской области, находящихся в стадии реализации, относится к агропрому. Не менееуспешно воспользовался предоставленными государством возможностями бизнес Вологодской и Ленинградской областей. Но на фоне хорошоразвитого промышленного производства этих регионов успехи АПК выглядят нестоль впечатляюще.
Без замаха
Иным способом - не пряником, а скорее кнутом - было обеспечено оживление в ЛПК. В плане господдержки отрасли, а также внесенных в особый переченьприоритетных проектов пока больше деклараций, чем действий. Но быстрый ростпошлинна экспорт круглого леса вкупе с растущим внутреннимспросомна продукцию ЛПК оказался убедительным аргументом - инвестор пришел в лес. Правда, пока не начат ни одинкрупный проект: строительство целлюлозно-бумажных комбинатов в Вологодской, Псковской областях и в Республике Коми остается под вопросом. Наиболее серьезные капвложения по-прежнему осуществляют действующие ЦБК, модернизирующие изношенные мощности. К слову, в уходящем году группа Mondi началареализовывать давно ожидаемый пятилетний проект "Степ" - модернизацию Сыктывкарского ЛПК стоимостью 500 млн евро. Самый дорогостоящий из осуществляемых в отрасли инвестпроектовобеспечит увеличение мощностей предприятия на 20−25%. Остальные напорядок дешевле, но зато многочисленны. Это строящиеся заводы по производствуплит OSB (Коми, Ленинградская область), уже готовые предприятия по производству фанеры (Новгородская область, Коми), мебельныхщитов (Ленобласть), шпона (Карелия) и т.д.
Еще одна тенденция последних двух лет не сопряжена с попытками государства управлять инвестиционным потоком - она имеет чисто рыночные корни. Спровоцированный ростом жилищного строительства спрос на стройматериалы активизировал добычу нерудных материалов. В богатой полезными ископаемыми Карелии ведется разработка около десятка месторождений (диабаза, кварцитов, гнейсо-гранитов) и строятся дробильные предприятия. Два производства гранитного щебня запущены в республикесначала года.
ВАрхангельскойобласти были введены в строй заводы двух крупных инвесторов. Компания "БазэлЦемент"ввела в строй предприятие по производству щебня из базальта наместорождении Хямгора. Группа Knauf летом начала эксплуатацию завода по добычегипсового камня в Холмогорском районе области. В Ленинградской, Псковской, Мурманской областях инвесторы также обратили внимание на то, что лежит под ногами.
Если смотреть в целом, что осуществлено в СЗФО до начала кризиса, вырисовывается следующая картина. В регионах округа появлялись новые предприятия в обрабатывающей промышленности, автомобилестроении, "пищевке", строились новые логистические комплексы и терминалы. Впрочем, это далеко не новость - данные отрасли стали уже традиционными для Санкт-Петербурга , Ленинградской, Калининградской областей. Тогда как агропром и лесопереработка, как было сказано выше, оживились недавно и, так или иначе, под воздействием государства. Что касается масштабов инвестиций по отдельно взятым проектам, они достаточно скромны. Если не считать инвестпрограмм холдингов, относящихся к государственному сектору экономики, и масштабных строек, осуществляемыхна бюджетные средства, частные инвесторы вкладываются преимущественно в недорогие проекты (максимум - 1−2 млрд рублей) с короткими сроками окупаемости.
Региональные власти не первый год безуспешнопытаются найти партнеров для осуществления гигантских проектов в ЛПК, горно-рудной отрасли, в строительстве инфраструктурных объектов. События второй - послекризисной - части года заставляютпредполагать, что поиски могут сильно затянуться.