В органах власти Молдавии должны быть представители Гагаузии : интервью башкана Гагаузии Михаила Формузала
В Москву 25 июля с рабочим визитом прибыл башкан (глава) Гагаузии Михаил Формузал. В интервью ИА REGNUM Михаил Формузал высказал свое видение путей преодоления кризиса в Народном собрании Гагаузии и перспектив отношений гагаузской автономии с Кишиневом.
ИА REGNUM: Каковы цели и результаты вашего визита в Москву?
Главная цель - это переговоры с представителями регионов РФ по поводу оказания помощи Гагаузии. Речьотех самых 5 тысячах тонн зерна, которые в Гагаузию так и не поступили (в начале марта 2008 года Россия планировала направить груз с продовольствием в Гагаузию в рамках акции по оказанию гуманитарной помощи Молдавии для преодоления последствий засухи 2007 года. Власти Молдавии без объяснения причин отказались принять российский гуманитарный груз для Гагаузии. МИД РФ сделало 4марта заявление по этому поводу - прим. ИА REGNUM). Также мы готовим подписание ряда договоров с регионами в рамках развития сотрудничества с РФ. В частности, в сентябре-октябре этого года мы планируем заключить договорыс Московской и Брянской областями, с Башкирией. В основном сотрудничествос российскими регионами осуществляется по трем направлениям: экономика, образование, культура. В сфере образования наиболее плотно мы сотрудничаем с Московской областью: представители гагаузской молодежиучатся в подмосковных вузах и колледжах. Вэкономическойобласти мы пока только начинаем сотрудничать с Россией, огромный потенциал этого взаимодействия пока еще не реализован, и дальнейшее развитие экономических связей с Россией представляется весьма перспективным.
ИА REGNUM: Успешное развитие внешних связей предполагает внутриполитическую стабильность. Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для преодоления затянувшегося кризиса в Народном собрании Гагаузии (НСГ) и нормализации отношений между автономией и молдавскими властями?
Если бы Кишинев не вмешивался, никакого кризиса в Народном собрании не было, и депутаты давнобы выбралипредседателя и нормально работали. 18 депутатов, т.е. большинство НСГ уже четырежды выбирали председателя, и каждый раз судебные инстанции отменяли их решение. Нигде в мире не практикуетсявмешательство судебных инстанций в процедуру избрания председателя парламента, а также лишение депутатов их полномочий. Такое возможно только в Молдавии. Существует несколько вариантов преодоления этой кризисной ситуации. Спецпредставитель ЕС в Молдавии Кальман Мижейпредложил чередовать каждые 2 года председателя НСГ - 2 года от одной команды, 2 года от другой, чтобыпримиритьтакимобразомдве противоборствующие группы депутатов. Также рассматривается вариант, при котором сами депутаты находят компромиссную фигуру из молдавских политиков, которому доверяли бы обе команды, с тем, чтобы этотполитикпредложилвариант, устраивающий обе противоборствующие стороны. В качестве крайнего решения некоторыми депутатами рассматривается вариантсамороспуска парламента и назначения новых выборов. Но в этом случае исполнительной власти придется искать 1 млн 200 тысяч леев (1$ = 11,3 леев - прим. ИА REGNUM) для проведения выборов, а в бюджете этих денегнет, так же, как их не было и для проведения прошедших выборов, на которые пришлось использовать средства из резервногофонда, что впоследствиисоздало определенные сложности для работы Исполкома Гагаузии. Ряд депутатов предлагает распустить Народное собрание и передать контроль над проведением новых выборов международным наблюдателям, для того чтобы выборы прошли открыто, прозрачно, без вмешательства Кишинева и при условии, что финансирование выборов будет осуществляться какой-либоевропейской структурой, а не из местного бюджета. Сама по себе такая расстановка сил - 18 депутатов против 17 (на данный момент 16, так как 11 июля депутат от Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) Сергей Лазаревсложил с себядепутатские полномочия - прим. ИА REGNUM), делает затруднительной работу парламента: для принятия закона нужно18 голосов депутатов, а в случае, если башканнакладывает вето на это решение, то для его преодоления нужны голоса 24 депутатов.
ИА REGNUM: Какой из этих вариантов вы считаете наиболее приемлемым?
Я считаю приемлемым любой вариант, который поможет как можно быстрееначать работу депутатского корпуса. Потому что полтора года моейработы в качестве главы Гагаузии были направлены на то, чтобы обеспечивать политическую, экономическую и социальную стабильность в автономии. Теперь все то, что создавалось эти полтора года, за два месяца практически разрушено. И меня это сильнобеспокоит. Но исполнительные органы власти Гагаузии, в т.ч. в моем лице, не могут вмешиваться в процесс избрания председателя законодательного органа и оказывать какое-либо влияние на депутатов.
ИА REGNUM: Ряд экспертови политиков, СМИ Гагаузиии Молдавии, а также и за рубежом, в частности в Приднестровье, оценивают события, происходящие в настоящее время в регионе, некаквнутреннийкризис в автономии, а какконфликт Гагаузии и официального Кишинева. Как вы намерены в дальнейшем выстраивать отношения с Кишиневом?
Нам в Гагаузии этот конфликт совершенно не нужен. Причина и суть этого конфликта заключается в следующем. В Гагаузии есть определенная группа людей, имеющая свои сугубо личные экономические интересы и представленная в НСГ депутатамиот ПКРМ, которая на прошедших выборах проиграла. Теперь, когда эти люди утратили свое влияние на политику, проводимую законодательным органом Гагаузии, и не могут лоббировать интересы своего бизнеса в парламенте автономии, они побежали за поддержкой в Кишинев. Основная массадепутатов от ПКРМ - крупные собственники, многие из них должны огромные денежныесуммыбюджету Гагаузии. Сейчас, потеряв свои позиции, они понимают, что Народное собрание может потребовать от них возвращения денег в бюджет. В этой ситуации Кишинев фактически втянут в разбирательство, связанное, скорее, с экономическими вопросами, а не с законодательными.
ИА REGNUM: На организованном движением "Единая Гагаузия" 19 июля в столице автономии Комрате митинге протеста против вмешательства Кишинева в деятельность Народного собрания Гагаузии прозвучали требования о выделении квот для гагаузов в парламенте Молдавии, прекращении дискриминации гагаузского народа и замены в гагаузскойконституциипонятия "автономно-территориальное образованиеГагаузия"на "Республика Гагаузия". Участникиакциитакже призвалидобиваться равнозначногостатуса и полномочий для Гагаузии при решении приднестровского конфликта. В случае игнорирования центральными органами власти этих требований, манифестантывыразили намерение провести Чрезвычайный съезд представителей гагаузского народа. Как вы прокомментируете эти требования? Насколько они реализуемы?
В истории Гагаузии уже были такие моменты, когда проводились чрезвычайные съезды гагаузского народа и съезды депутатов всех уровней. Честно говоря, мне бы не хотелось, чтобы обстановка в Гагаузии накалялась и дальше, поскольку политическая нестабильностьявляется своего рода барометром для инвесторов. Мы втечение полутора лет работали над тем, чтобыпоказатьГагаузию привлекательной для инвесторов, и дестабилизация политической обстановки скажется, в первую очередь, на экономической составляющей, на инвестициях в наш регион. Что касается статусаГагаузии, то это не чья-тофантазия, а требование, основанное на словах, сказанных публично президентом Молдавии Владимиром Ворониным вовремя его визитав Гагаузию, в присутствии около700 человек. Воронин заявил следующее: "Братья гагаузы, Гагаузияполучит точнотакие же статус и полномочия, которые получит Приднестровье при урегулированииконфликта. Я вам это ответственно заявляю". Я подчеркиваю, это слова президента страны г-на Воронина. Эти словатеперь повторяют многие жители Гагаузии, в томчисле и я. Мы ничего не выдумали, мы просто повторяем слова нашего президента. Поэтому Гагаузия будет претендовать на тот же статус, который определят для Приднестровья участники и посредники урегулирования, будь то статус автономии, субъекта федерации или конфедерации. Что касается требования о квотах для Гагаузиив органах власти Молдавии, то хочу отметить следующее: в Исполкоме Гагаузиисвыше 30% представителей негагаузской национальности, из 21 человека -4молдаване. В органах власти Молдавии нет ни одногогагауза. Поэтому мы ведем речь об адекватном участии автономии в управлении государством. Представители Гагаузии должны быть в центральных органах власти.
ИА REGNUM: То есть, по сути, это требование о выполнении положений закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)", принятом Молдавией еще в 1994 году?
Да. Именно так.
ИА REGNUM: 24 июля движение "Единая Гагаузия" выступила с заявлением, в котором выразило поддержку призыву представителей Русской Православной Церкви об официальномосуждениикоммунистического режима. В заявлении говорится, что запрет на деятельность коммунистических организаций в Молдавии может начаться с территории АТО Гагаузия, а также о возможности начать сбор подписей граждан в поддержку данной инициативы с последующим представлением её в Народное собрание Гагаузии для официального принятия. Осуществима ли, на ваш взгляд, эта инициатива?
Я полагаю, это нереально. Даже если парламент Гагаузии примет такой закон, то он будет опротестован в суде на республиканском уровне. Законодательной органГагаузской автономии не может принимать законы, противоречащие республиканским, а законодательство Молдавии разрешает деятельность партий коммунистической направленности.
По материалам: ИА REGNUM Опубликовано: 28 июля 2008