Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Суперпроект

Нефтегазовый комплекс Якутии способен сделаться до того же действенно работающей отраслью, как и алмазная промышленность. При условии создания трансрегиональной транспортной инфраструктуры

Полномасштабное освоение якутских месторождений углеводородов только начинается

Полномасштабное освоение якутских месторождений углеводородов только начинается

Фото предоставлено минэкономразвития Республики Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия) - единственный из ключевых регионов на востоке России, где развит строй стратегически важных для экономики страны и дальневосточного региона отраслей промышленности (в частности - алмазная, угольная). Но более того при наличии значительной сырьевой базы углеводородов в то время как не происходит ее полномасштабного освоения. Перед республикой в эти дни стоит проблема формирования нового крупного центра нефтяной, газовой, нефте- , газоперерабатывающей, нефте- , газохимической и гелиевой промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока международного значения.

Ориентиры локальные и федеральные

Задачу развития нефтегазового комплекса (НГК) республики разрешается расквасить на две составляющие - региональную и общероссийскую. Первая - добыча и переработка нефти и газа для удовлетворения внутренних потребностей республики, вторая - широкомасштабная добыча и переработка нефти и газа с целью организации поставок в другие регионы России и на экспорт.

Региональное развитие. Параметры развития НГК Якутии в части формирования локальной (без крупномасштабного выхода на общероссийский и между­народные рынки) системы нефтегазообеспечения в целом определены и закреплены в нескольких республиканских программах.

Согласно этим документам, разработанным в основном в 1998-2004 годах, в ближайшей перспективе (до 2010 года)предполагается сооружение нескольких малых нефтеперерабатывающих заводов (МНПЗ) для обеспечения нефтепродуктами потребителей в различных районах Якутии. Также предусмотрена дальнейшая газификация сетевым газом крупных потребителей (горно-обогатительных комбинатов, населенных пунктов) в центральных и западных улусах (районах), а кроме того газификация сжиженным газом небольших территориально рассредоточенных потребителей.

Развитие системы транспортировки природного газа будет осуществляться сквозь возведение объектов, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности Республики Саха, то есть не обладающих достаточной коммерческой привлекательностью, но имеющих социально ориентированный характер.

Общегосударственный уровень. Полномасштабное формирование НГК Якутии предполагает создание инфраструктуры внешнего транспорта нефти и газа, создание крупных центров переработки углеводородов, создание гелиевой промышленности, организацию поставок нефти, нефтепродуктов, природного газа, гелия в другие регионы страны и на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Принятие решения Правительством РФ и возведение АК "Транснефть" (к середине 2008 года построено свыше 2 тыс. км линейной части) магистрального нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) грубо повышает коммерческую эффективность освоения как открытых нефтяных и газовых месторождений, так и перспективных участков в западных и центральных районах Якутии. Проектная мощность нефтепровода ВСТО - 80 млн тонн в год. Показатели первой очереди, завершение строительства которой намечено на 2009 год, - 30 млн тонн в год.

Строительство первой очереди ведется со стороны Тайшета и со стороны Сковородино. Согласно поручению Президента России (2006 год), магистраль нефтепровода будет проходить за водосборной зоной озера Байкал, по территории с низкой сейсмичностью и высокоперспективной с точки зрения нефтегазоносности. Маршрут нефтепровода проходит вдоль трассы БАМ по линии Тайшет - Усть-Кут , от Усть-Кута - в северо-восточном направлении по левому берегу Лены (за водоохранной зоной) до Талаканского месторождения, обходит городок Ленск с северной стороны, пересекает Лену в районе Олекминска и уходит на восток до города Алдан. От Алдана дорога следует в южном направлении, минуя Нерюнгри, до поселка Тында и дальше на Сковородино.

Ввод в действо второй очереди нефтепровода предполагает выход к российским портам на Тихом океане. В случае достижения договоренности по ценам, объемам, гарантиям закупок и организационным условиям эксплуатации вероятно ещё сооружение отвода в Китай по маршруту Сковородино-Дацин.

Прокладка нефтепровода вдоль Лены позволяет применять реку в качестве транспортной магистрали для доставки грузов и техники. Трасса нефтепровода проходит по территории, высокоперспективной для поисков нефти, и находится в непосредственной близости от открытых месторождений, что сделает регион в целом больше привлекательным для инвестиций в геологоразведку, ускорит ввод в разработку отдельных открытых и прогнозируемых к открытию источников сырья. Также это резко позволит сократить инвестиции компаний-недрополь­зователей , необходимые для создания транспортной инфраструктуры, уменьшить сроки окупаемости проектов и сократить затраты на транспортировку нефти из месторождений Лено-Тунгусской нефтегазоносной глубинке на НПЗ российского Дальнего Востока и международные рынки. Первоначально аккурат тот самый вариант трассы нефтепровода был предложен правительством Республики Саха ещё в 2002 году и поддержан ИЭОПП СО РАН (член-корреспондент РАН Виктор Суслов, профессор Андрей Коржубаев, профессор Владимир Малов).

Кроме того, в связи со строительством нефтепровода ВСТО открывается будущность решения вопроса о прохождении части трассы магистрального газопровода с месторождений Лено-Тунгусской нефтегазоносной периферии в едином коридоре с нефтепроводом. Возможна организация поставок газа с Чаяндинского месторождения посредством Ковыктинское месторождение в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России и на экспорт в АТР по южному маршруту, либо поставки части газа из Иркутской области через западные и южные районы Якутии на русский Дальний Восток и за рубеж.

Прокладка этих трубопроводов в едином коридоре позволит снизить затраты на сооружение на 12-15% в зависимости от протяженности совпадения участков нефте и газопровода. Их совместное строительство и эксплуатация позволят снизить общие затраты за счет сокращения общей площади отвода земель, комплексного использования инженерных коммуникаций, совмещения природоохранных мероприятий. При эксплуатации трубопроводов появляется вероятность использования природного газа для привода насосов для перекачки нефти.

В условиях расширения маршрута ВСТО и прохождения его по территории Республики Саха появляется возможность строительства прямогонного НПЗ в непосредственной близости от трассы нефтепровода. Предлагается сооружение МНПЗ в Ленске мощностью по сырью 500 тыс. тонн в год на базе Среднеботуобинского месторождения. На этой установке будет производиться дизельное топливо объемом 150-170 тыс. тонн в год для нужд населения и экономики республики, в том числе для использования на предприятиях нефтегазового комплекса.

Нефтяной прогноз

Согласно прогнозу Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, исходя из состояния сырьевой базы и инфраструктуры поставок, добыча жидких углеводородов (нефти и конденсата) в Якутии к 2010 году может превысить 4 млн тонн. Основные усилия по добыче нефти будут сосредоточены на реализации двух ключевых проектов: освоения крупных Талаканского и Среднеботуобинского нефтегазоконденсатных месторождений (НГКМ), а также Иреляхского месторождения, и создания промысловой и транспортной инфраструктуры и баз производственного обслуживания.

В дальнейшем при проведении активной государственной политики в области недропользования и лицензирования недр, резком расширении геолого-разведочных работ (ГРР), развитии перерабатывающей и транспортной инфраструктуры, добыча нефти в республике к 2020 году может быть доведена до 13-14 млн тонн, а к 2030 году - до 23-27 млн тонн.

С вводом в эксплуатацию в 2009 году нефтепровода ВСТО начнутся масштабные поставки нефти за пределы республики - на НПЗ Дальнего Востока и за рубеж. Суммарный объем отгрузок за пределы Якутии в 2010 году ожидается на уровне 3 млн тонн, в 2020−м - 12 млн тонн, в 2030 году - 23 млн.

С учетом организационной структуры нефтяной промышленности предполагается, что с месторождений Республики Саха будут организованы поставки на Хабаровский НПЗ, тот, что в настоящее момент загружается только сырьем, транспортируемым по железной дороге из Западной Сибири (включая поставки "Роснефти" и "Сургутнефтегаза"). Ожидается, что на Хабаровский НПЗ из Якутии в 2010 году будет поставляться до 1 млн тонн нефти, в 2020 году - свыше 2 млн, в 2030 году - возле 3 млн тонн.

Экспорт нефти из Республики Саха в страны АТР (Китай, Японию, Южную Корею, Индию, Филиппины) и на тихо­океанское побережье США составит в 2010 году примерно 3 млн тонн, в 2020 году - до 10 млн.

Газовые приоритеты

Согласно выполненным расчетам, только на основе разведанных и предварительно оцененных запасов, при условии создания соответствующей транспортной инфраструктуры, с учетом внутреннего и внешнего платежеспособного спроса суммарная годовая добыча газа в Республике Саха может быть доведена к 2010 году до 2-3 млрд куб. м, к 2020 году - до 45-50 млрд, к 2030 году - до 55-65 млрд.

Основой нового крупного газового комплекса должно стать Чаяндинское НГКМ на западе республики с запасами газа свыше 1,24 трлн куб. м (по категории С1+С2) и расположенные в непосредственной близости Среднеботуобинское, Таас-Юряхское и Верхневилючанское месторождения. После 2020 года начнут разрабатываться открываемые в настоящее период (в частности, на лицензионных участках "Сургутнефтегаза") и
прогнозируемые к открытию участки.

Промышленная добыча газа на Чаяндинском месторождении должна быть начата не позднее 2012-2014 годов с целью газификации потребителей Южно-Якутского промышленного узла, Сибири и Дальнего Востока, а также перспективных поставок газа в Китай и Южную Корею.

Стратегическое ориентация развития газовой отрасли Республики Саха - выход на межрегиональный и международные рынки с организацией поставок сухого энергетического газа, продуктов газопереработки, нефтехимии и газохимии. В отрезок времени формирования системы внешнего магистрального транспорта газа и инфраструктуры по его переработке, доля добываемого газа будет применяться в сайклинг-процессе , что позволит повысить добычу жидких фракций - нефти и конденсата.

Сегодня существует два наиболее оптимальных варианта трассы магистрального газопровода. Первый: Чаяндинское ГНКМ - Ленск-Олекминск-Алдан-Сково­ро­дино - российские порты на тихоокеанском побережье с возможными отводами на Китай, Корею и строительством в Приморском крае завода по сжижению газа и терминала сжиженного природного газа (СПГ). Второй путь: Чаяндинское ГНКМ - Ковыктинское ГМК - ЕСГ, с развитием ЕСГ на восток по маршруту ЕСГ-Иркутск - Улан-Удэ - Чита-Сковородино - российские порты на тихоокеанском побережье с газификацией промышленно развитых районов Восточной Сибири, богатых природными ресурсами регионов Забайкалья при одновременной реализации там крупных горнодобывающих проектов.

В случае реализации предлагаемых вариантов трассы может быть формирование нескольких сценариев экспорта в зависимости от степени конструктивности позиции наших партнеров в Азии: с выходом на Китай в районе Забайкальска, в районе Сковородино, в районе Дальнегорска; с выходом на Корею через Китай (Далянь-Пьёнтек (Pyeontaek)), через подводный газопровод Россия (Приморский край) - Южная Корея. А также с выходом на рынок СПГ всего Азиатско-Тихоокенского региона и тихоокеанского побережья США через терминал в Приморском крае.

Объем использования газа, добываемого в Республике Саха, на внутренние нужды, охватывая технологическое энергообеспечение промыслов и газопроводов и поставок на внутренний рынок (в том числе в ЕСГ), может собрать в 2010 году 2-3 млрд куб. м (весь объем добычи), в 2020 году - до 15-20 млрд, в 2030 году до 20-25 млрд. Экспорт газа может быть доведен к 2020 году до 30 млрд куб. м, к 2030 году до - 40 млрд.

Не припоздать с переработкой

В рассматриваемый период в случае реализации мероприятий по добыче и формированию транспортной инфраструктуры необходимо резкое повышение мощностей по переработке газа в республике. С вводом в строй третьей нитки газопровода Кызыл-Сыр - Якутск возможна и, более того, технологически необходима, реализация проекта строительства завода по производству синтетического топлива.

Это позволит предотвратить замораживание значительных финансовых ресурсов, частично компенсировать сезонную неравномерность газопотребления. Ежегодное применение природного газа в целях производства топлив составит до 1,2 млрд куб м. Строительство завода синтетических моторных топлив (СМТ) потребует не менее 500 млн долларов капитальных вложений.

Возможны два варианта возведения мощностей в зависимости от выбора технологии производства СМТ. Первый - строительство завода в одну очередность на производительность по природному газу 1,2 млрд куб. м в год, по продукции - 560 тыс. тонн в год при применении технологии SASOL (имеется бизнес-план , разработанный на основе предварительного ТЭО компании Foster Wheeler Energy Ltd.).

Второй вариант: строительство завода СМТ в две очереди по 260-280 тыс. тонн продукции в год для каждой из них. Общая производительность - 1,2 млрд куб. м в год по природному газу, 560 тыс. тонн - по продукции. Возможно употребление технологий компаний Sentroleum, BP, Rentech.

По мере наращивания добычи газа в Республике Саха и организации экспортных поставок возникает надобность развития предприятий газоперерабатывающей, газохимической и гелиевой промышленности, включающей и строительство хранилищ гелиевого концентрата. Этот вопросительный мотив следует находить решение комплексно в рамках единой программы развития газовой промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока, координатором которой выступает "Газпром" ("Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона").

С учетом особенностей состава и аллокации сырьевой базы, перспективных маршрутов магистрального транспорта газа предпочтительными представляются два варианта развития комплекса производств по переработке газа и формированию гелиевой промышленности. Это район Саянско-Ангарского промышленного узла с развитой транспортной и хозяйственной инфраструктурой, благоприятной геологической средой для строительства подземных хранилищ гелия. А также Западная Якутия, но при условии прокладывания в этот район железной дороги (в том числе в технологическом коридоре нефтепровода ВСТО).

Реализация этих вариантов дает возможность организации поставок отдельных компонентов или конечных продуктов (например, диметилового эфира, стабильного конденсата, гелия) на внутренний рынок и на экспорт с использованием как БАМа, так и Транссиба.

Работа НГХК (нефтегазохимического комбината) на базе богатого этаном газа может быть организована по следующей схеме: переработка сырья на газофракционирующей установке с выделением "сухого" газа (метана), углеводородов (этан, пропан, бутаны, фракция С5+), гелиевого концентрата, следом приобретение базовых полупродуктов (этилена, пропилена) и фабрика полимеров. Гелиевый концентрат может закачиваться в подземные хранилища с последующими поставками в сжиженном виде на внутренний и международный рынки специальным автомобильным и железнодорожным транспортом.

Манящая эффективность

При проведении экономической оценки развития нефтегазового комплекса Республики Саха учитывались инвестиции по следующим направлениям: проведение ГРР и воспроизводство минерально-сырьевой базы, создание промысловой инфраструктуры, обустройство и разработка уже открытых и прогнозируемых к открытию месторождений. Плюс развитие инфраструктуры внешнего транспорта нефти и газа и формирование крупного нефте и газохимического комплекса, включая мощности по выделению и сжижению гелия.

Инвестиции для формирования новых крупных центров добычи нефти и газа в Якутии необходимы в объеме 35,8 млрд долларов, в том числе в ГРР - 2,2 млрд долларов, в обустройство месторождений - 9 млрд, в нефте и газопроводы - 2,8 млрд долларов, в нефтегазохимический комплекс - 14,6 млрд (в том числе выделение гелия - 1 млрд долларов).

Для ускоренного формирования нефтегазового комплекса на территории республики должны быть освоены свыше 20 млрд долларов федеральных инвестиций (включая инвестиции "Транснефти" и "Газпрома") на строительство трансрегиональных систем магистрального транспорта нефти и газа (в частности, ВСТО, развитие ЕСГ на восток). Именно эти вложения обеспечивают высокую коммерческую эффективность полномасштабного освоения нефтегазовых месторождений республики.

Предусмотренные капитальные инвестиции в геологоразведку предполагаются на уровне, достаточном для обеспечения расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы. Исходя из геологических условий территории, эффективности ГРР, их стоимостных и технических характеристик стоимость подготовки 1 тонны нефти в среднем за период до 2030 года составит 3-5 долларов, цена подготовки 1 тыс. куб. м газа - 2-3 доллара. В состав общих затрат на проведение ГРР включены: бурение поисково-разведочных скважин на нефть и газ, геофизическое изучение скважин и научно-исследовательские и опытно-методические работы.

Протяженность новых нефте и газопроводов подключения составит более 1,5 тыс. км. Основными центрами наполнения трубопроводной системы станут Талаканский и Чаяндинский центры нефтегазодобычи.

Переработка газа будет осуществляться с использованием технологий, основанных на криогенном разделении на фракции - сепарированием метана, этана, пропана-бутана , ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов), конденсата, гелия. Выделение и дальнейшая глубокая переработка этих компонентов делает возможным коммерческое производство гелия. Реализация продуктов переработки природного газа, нефте и газохимии существенно увеличит польза и повысит рентабельность проекта.

В период до 2030 года выручка по программе комплексного освоения ресурсов нефти и газа Республики Саха составит 440,6 млрд долларов, в том числе за счет реализации продукции газовой промышленности и нефтегазохимического комплекса - 307,1 млрд долларов, что составляет 70% от общей выручки.

Экономическая оценка развития нефтегазового комплекса республики указывает на высокую коммерческую и бюджетную эффективность реализации этого проекта. Накопленная чистая прибыль до 2030 года составит 178,1 млрд долларов, NPV - 33,2 млрд долларов, IRR - 26%, срок окупаемости с учетом дисконтирования - восемь лет. Поступления в федеральный бюджет составят 123,6 млрд долларов, в региональный бюджет - 44,6 млрд, в здешний - 3,3 млрд.

Итоги подводить рано

Согласно расчетам экономической эффективности суперпроекта, высокая коммерческая привлекательность освоения нефтегазового потенциала Якутии обеспечивается в результате первоначальных крупномасштабных инвестиций в инфраструктуру за счет федеральных средств и средств национальных корпораций ("Транснефть", "Газпром", "Роснефть", РЖД), расширение ВСТО на восток, систему магистральных газопроводов, железные дороги.

Освоение энергетического, раньше всего нефтегазового потенциала Республики Саха (Якутия) обеспечит долгосрочное устойчивое развитие экономики и энергетики этого важнейшего восточного макрорегиона России, повысит территориальную сбалансированность энергопроизводства и энергопотребления в стране, позволит усилить позиции России на рынках нефти, газа и продуктов нефте- , газопереработки, нефте- , газохимии, гелия в странах АТР и Северной Америки.

Важнейшие условия коммерческой и бюджетной эффективности проекта полномасштабного освоения запасов и ресурсов нефти и газа, ускоренного формирования нефтяной и газовой промышленности Республики Саха - создание трансрегиональной транспортной инфраструктуры, развитие нефтегазохимического комплекса и гелиевой промышленности, расширение геолого-разведочных работ.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |