Компания АвтоВАЗ решила расширить свою дилерскую сеть в отклик на резво нарастающую конкуренцию, в свое время всего со стороны иностранных автопроизводителей
Фото: ИТАР-ТАСС/РИА Новости
Тольяттинский автозавод объявил тендер на право сделаться официальным дилером компании в 21 регионе России. В пресс-службе компании пояснили: "В рамках программы расширения сервисно-сбытовой сети АвтоВАЗом принято вывод о проведении конкурса на заключение дилерских соглашений с партнерами в тех регионах, где в настоящее час наблюдается нехватка дилеров, исходя из рыночного потенциала региона". За этой малозначимой на начальный точка зрения фразой стоят цели еле-еле ли не стратегического свойства.
Сохранить что есть...
В существующей дилерской сети АвтоВАЗа видны три узловых для компании района (см. карту): Поволжье и прилегающие регионы, Москва и Санкт-Петербург с областями и, наконец, Юг. В Поволжье, базовой для тольяттинского автогиганта зоне, и вобеих столицах речь идет о попытке укрепить позиции. Именно в этих регионахнародонаселениеобладает наиболеевысокой покупательнойспособностью вРоссии, а иностранные компании наращивают продажи и воздвигают сборочныепредприятия. С их запуском конкурентная баталия в этом месте ещё больше обострится. Развитая и соответствующая мировому уровню (такую мишень ставятв компании) сервисно-сбытовая сеть в этих зонах должна усилить конкурентоспособность вазовской продукции.
На Юге же дилерскуюсеть решеноуплотнить по трем причинам. Первая - подготовка к Олимпийским играм 2014 года и туристическое предстоящее этого региона. Сюда направляются огромные инвестиции, что уже в самое ближайшее время, безусловно, скажется на покупательной способности населения. Вторая причина - стабилизацияполитической обстановки наСеверном Кавказе. Риски ведения коммерциалатут стали приемлемыми. К тому же- и это третий момент- в Грозном начал действовать предприятие по сборке вазовскихмоделей. Для его продукции необходимо приготовить рынок.
...и застолбить рынки
Тендером охвачены кроме того два субъекта, где до этогодилеров АвтоВАЗа не было: Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) и Республика Алтай. Выбор этих регионов, с одной стороны, понятен, но с прочий -вызывает вопросы.
ЯНАО и сопредельный Ханты-Манский автономный округ, богатыенефте и газодобывающие регионы, - во всех отношениях привлекательные рынки, максимально приближенныекзаводу"ИжАвто", тот, что АвтоВАЗ в текущий момент приобретает.
Однако здесь тольяттинцы столкнутся с несколькими проблемами. Как говорит аналитик инвестиционной компании "Проспект" Дмитрий Кипа, в регионе отсутствует нормальное железнодорожное сообщение, итранспортныеиздержки станут существенным фактором риска. А дистрибутор АвтоВАЗа в ХМАО Евгений Анков, заместитель директора ООО "Форвард-Лада" , пояснил, что дальше города Ханты-Мансийска поставки могут осуществляться только автовозами, при этом автозаводпо сложившейся практике будет частичнокомпенсировать дилеру транспортные расходы.
К тому же в этих автономиях слабая сеть автомобильных дорог, потому здесь особымспросом пользуются внедорожники. В этом сегменте АвтоВАЗ представлен только семейством Lada 4x4. Нынешняя же опора завода - "Калина" и "Приора", да и продукция, которую предполагается давать совместнос Renault, вряд ли будут пользоваться большим спросом. Кроме того, все модели потребуют существенной доводки подстрогий климат регионов, где выдерживает не любая военная техника.
Что касается Алтая, то, помнениюДмитрия Кипы, регион выбран АвтоВАЗом, очевидно, в связис планами взятьзавод "Азия-Авто" в Казахстане. Однако Сибирь еще длительно не сможет массово потреблять что-либо дороже бюджетныхмоделей АвтоВАЗа. Покупательная способность здесь до того низка, что сегодня коммерческого смыслав поиске дилеров здесь нет - вАлтайском крае, например, где есть вазовский дилер, продается всего возле180 машин в год.
И запрещено забывать, что в Сибири начинается зона японского автопрома. Покупательские предпочтенияввазовскомценовомсегментеочевидносклоняютсяв пользу японских подержанных машин.
Определенную образ в выборе АвтоВАЗом этого направленияэкспансии, видимо, сыграла логистика - Транссибирская железная дорога, по которой родное атакование на Сибирь разворачивает китайский автопром со своими по виду больше привлекательными автомобилями. Таким образом, и северное (ХМАО, ЯНАО), и восточное (Сибирь) направления скорее всего не обещаютАвтоВАЗу скорогои значительного увеличения продаж. Задача, по всей вероятности, содержится в том, чтобы застолбить местоположение с расчетом на средне и долгосрочную перспективу.