Москва неспособна освободить Нагорный Карабах : Нагорный Карабах за неделю
Перестрелки
По сообщениям бакинских СМИ, "армянская сторона продолжает нарушатьрежимпрекращенияогня. Согласно "525-й газете", подразделения Вооруженных сил Армении 2 июля с 16:30 до 16:40 и с 17:45 до 17:55 с позиций, расположенных натерритории Чинариисела Вазашен Ноемберянского района Республики Армения подвергли обстрелу противоположные позиции Азербайджанских вооруженных сил неподалеку отсела Агдам Товузского районаи безымянных высот натерритории Казахского района".
По сообщению ANS-PRESS, "подразделения ВС Армении, сосредоточенные на территориисела Беркабер Армении 3-го июля обстреляли позиции ВС Азербайджана, расположенные у села Гызылхаджилы Газахского района. Жертв нет".
Как сообщает 1news.az, "4-гоиюля и 5-го июля позиции Национальной армии Азербайджана обстреливались со стороныбезымянных высот Физулинского районаи села Гярвянд. Обстреляны также позиции азербайджанской армии со стороны села Гюйгарх Тертерского района. Во всех случаях обстрел былподавлен ответным огнем. Потерьсреди личного состава Вооруженных сил Азербайджана нет".
Согласно Day.Az, "6 и 7 июля режим прекращения огня нарушила карабахская сторона. Согласно агентству, армяне с позиций, расположенных вблизи безымянных высот Физулинского района, с позиций вблизи села Гызыл Оба Тертерского района, села Куропаткино в Ходжавендском районе, села Джавахирли в Агдамском районе обстреляли расположенные напротив позиции азербайджанской армии". "Во всех случаях ответным огнем враг был подавлен, потерь нет", пишет агентство.
По сообщению карабахской газеты "Азат Арцах", 29 июня во время уборки урожаякарабахский комбайнер несколько часов находился подогнем азербайджанских снайперов. Комбайнер работал на приграничном поле близ сел Акоп Камари и Левонарх. Согласно газете, сельхозработы на этом участке пришлось прервать. Комбайн переведен на поле, недосягаемое для азербайджанских снайперов.
Попытки азербайджанской стороны нарушить режим прекращения огня создают напряженную ситуацию в регионе. Об этом заявил руководитель миссии Армении в НАТО, посол Самвел Мкртчян. Министерства обороны Армении утверждает, что с начала текущего года на границе зафиксировано большое количество нарушений режима прекращения огня со стороны Азербайджана. "Эта проблема не остается вне внимания НАТО и, не будучи непосредственно вовлеченной в процессурегулирования нагорно-карабахского конфликта, альянсвсегда внимательно следит за развитием событий, в частности, запрогрессом в переговорном процессе", сообщил Мкртчян журналистам. (PanARMENIAN.Net).
Приграничные пожары
Нынешним летом, как это происходит на протяжении уже многих лет, азербайджанские фермеры, после сбора урожая на своих полях, совершают поджог остатков, в результате чего огонь перекидывается на карабахскую сторону, сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха www.nkr.am. По данным министерства сельского хозяйства республики, в силу особенностей климатической зоны урожай наазербайджанскойстороне поспевает приблизительно на две недели раньше, чем на территории НКР, и не случайно возгорания начинаются после того, как по ту сторонулинии соприкосновения в приграничных с НКР равнинных районах Азербайджана завершается сбор урожая зерновых культур. В сухуюи жаркую погоду превалирующий в зоне восходящий восточный ветер быстрораспространяет огонь с азербайджанской стороны на территорию НКР, уничтожая посевы карабахских фермеров. Согласно источнику, причиной возгорания являются также обстрелытрассирующими пулями с азербайджанской стороны. "Действия азербайджанской стороны, направленные наподрыв экономики и продовольственнойбезопасности Нагорно-Карабахской Республики, демонстрирует реальную позицию Баку в процессе урегулирования карабахского конфликта и явно не содействуют нахождению точек соприкосновения между сторонами конфликта и установлению атмосферы взаимного доверия. Вызываетнедоумение тот факт, что уничтожение флоры и фауны в приграничной зоне, осуществляемое с ведома и не без участия азербайджанских властей, сопровождается голословными обвинениями в адрес карабахской стороны и попытками переложить ответственность на власти НКР. Если бы Азербайджанбыл действительно обеспокоен пожарами, то неотказался бы от реализациирекомендаций, выработанных по итогамвизита в регион в 2006 году миссией ОБСЕ по оценкеэкологическойситуации, которая опровергла все обвинения азербайджанской стороны и предложила сторонам ряд рекомендаций по совместной борьбе с пожарами", заявляет МИД НКР.
Встреча министров обороны Армении и Азербайджана
Как сообщает бакинская "525-я газета", в рамках очередного заседания Совета министров обороны стран СНГ в Бишкеке состоялась встреча между министром обороны Азербайджана Сафаром Абиевым иглавой оборонноговедомства Армении Сейраном Оганяном. В ходе встречибыли обсуждены вопросы, связанные с сокращением случаев нарушения режима прекращения огня на линиисоприкосновения, поиском без вести пропавших лиц идр. При этом, согласно газете, глава пресс-службы Министерства обороны АзербайджанаЭльдар Сабироглу заявил, что нерасполагаетинформацией о встречеминистров в Бишкеке.
"В беседе с моим азербайджанским коллегой СафаромАбиевымяуказал ему на бесчеловечные действия азербайджанских снайперов, сообщил в беседе с журналистами министр обороны Армении Сейран Оганян, рассказывая о состоявшейся в столице Киргизии Бишкеке встрече с министромобороны Азербайджана. По словам Оганяна, в ходе встречи он напомнилАбиеву о том, что в июне от выстреловазербайджанских снайперов погибли двое жителей села Чинари Тавушской области Армении. "Я сказал Абиеву о том, что в одном из этих случаев азербайджанский снайпер, заметив, чтоего выстрел ранил армянского сельчанина, хладнокровно выстрелил вовторой раз и убил его. Когда же министр Азербайджаназаявил мне, что с их стороны в результатеакций армянских вооруженных сил тоже есть жертвы, я ему сказал, что эти акции - кара за село Чинари", сказал Оганян, добавив, что потери азербайджанской стороны намного превысили цифру 2. Онтакже сообщил, что на встрече с Абиевым обсуждалисьвопросысокращения случаев нарушения режима прекращения огня в зоне карабахского конфликта в целом, вопрос о скорейшемвозвращении на Родину четырехармянских пленных, находящихся в рукахазербайджанскойстороны с апрелянынешнего года, а также вопросы о судьбах пропавших без вести в ходе боевых действий нагорно-карабахского конфликта. (АрмИнфо).
В настоящиймоментврегиональных СМИ распространены два взаимоисключающих сообщения относительно того, как происходила встреча в Бишкеке министровобороны Армении и Азербайджана, пишет бакинская газета"Эхо". По сообщениям армянских СМИ соссылкой на пресс-секретаря Минобороны Армении Сейрана Шахсуваряна, пишет газета, она состоялась, и на ней "министры обороны обсудиливопросы, связанные с сокращением случаев нарушений режима прекращенияогня на линии соприкосновения, а также проблемы, касающиеся без вести пропавших лиц и армянских пленных в Азербайджане". По словам же главы пресс- центра МО Азербайджана Эльдара Сабироглу, в ходе 54-го заседания Совета министров обороны стран СНГ в Бишкеке министр обороны Армении Сейран Оганян подошел кминистру обороныАзербайджана Сафару Абиеву в фойе и попросил его обсудить вопрос в связи с возвращениемпленных и розыском пропавших без вести граждан. "Однако в ответ Абиев заявил ему, что обсуждение каких- либо вопросов возможно лишь после освобождения оккупированных азербайджанских земель и завершения войны. То есть никакой отдельной встречи между ними не было", сказал Сабироглу. "Встреча состоялась, у меня есть об этом достоверная информация из своих источников, которые присутствовали на мероприятии СНГ в Бишкеке, не говоря уже о том, что об этом сообщает и армянское Минобороны, - сообщил газете независимый военный эксперт Узеир Джафаров. - Что бы ни говорил представитель нашего министерства, встреча между Абиевым и Оганяном состоялась, и продолжалась она в течение 15-20 минут. Стороны обсудили многие вопросы. Свидетели этого наблюдали весьма напряженный тон беседы. Напряженность объясняется, наверное, тем, что это была первая встреча Абиева с СейраномОганяном в роли министра, про которого известно, что он является одним изсоавторовкарабахскойтрагедии. Стороны обсудилии вопрос четверых армянских военнопленных. Оганян попросил ускорить вопрос их возвращения. Дело в том, что не так давно в Брюсселе состояласьвстреча начальниковгенеральных штабов Армении и Азербайджана, на которой стороны вроде бы все согласовали. Так что есть основания думать, что уже в течение этого месяца нашего пленного обменяют на двоих армян из той "четверки". Кроме того, Абиев и Оганян договорилиськонтактироватьпо вопросам нарушений режима прекращения огня. И, я думаю, что это очень хорошо, поскольку в принципе военные являются исполнителями, они находятся в подчинении уполитического руководства, выполняют их указания. Может быть, эта встреча как-то облегчит участь солдат на передовой. Уменя есть также информация, что очень скоро между министрами обороны состоится еще одна встреча на границе, либо на Газахском, либо на Агдеринском направлениях. Предварительная договоренность об этом между сторонами уже достигнута".
Гонка вооружений
Согласно расчетам, проведенным экспертами Центравоенных исследований журналистов "Доктрина", при 2-миллиардном оборонном бюджете Азербайджан вновьстал лидером регионапо военным затратам на душу населения, пишет Analitika.az со ссылкой на www.milaz.info. В 2007 году азербайджанский налогоплательщик тратил на армию 125долларов, а при двухмиллиардном бюджете он будет платить 250 долларов. Это станет самым высоким показателем в регионе, сообщает издание, отмечая, что данный показатель по Армении составляет 150 долларов при бюджете в 600 млн, "а по сведениям ряда авторитетных источников - 800 миллионовдолларов". Согласно Мilaz.info, западные эксперты еще несколько месяцев назад прогнозировали, что 2008 год может стать решающим ввооруженном оснащении сторон карабахского конфликта. На их взгляд, обе стороны поставили перед собой цель именно в текущемгоду значительно нараститьпотенциал собственных вооруженных сил. "Это ясно видно из каждого шага, решения, принятого сторонамипо вопросам обороны и безопасности", утверждают эксперты. Исследования показывают, продолжает издание, что в 2008 году Азербайджан на приобретение новой техники и вооружения, а также на модернизацию находящейся на вооружении техники израсходует приблизительно 700 миллионовдолларов. В Армении же этотпоказательвыразится 250 миллионамидолларов. По мнению западных экспертов, усиленное вооружение сторон конфликта может привести к значительному росту существующей напряженности в регионе. А это может стать причиной возгорания с новойсилой карабахского конфликта.
Азербайджанпрекрасно осознает, что не способен решить карабахскую проблему военным путем, так как он не может превзойти по своему военному потенциалу Армению и НКР. Такоемнениевыразил в ходе пресс-конференцииполитолог Левон Мелик-Шахназарян. Он напомнил, что в 1991 году военные ресурсы Азербайджана превышали ресурсы Нагорного Карабаха в 96 раз, а Армении - в 30 раз, "к чему это тогда привело - известно всем". "Однако это вовсе не означает, что мы должны сидеть сложа рукии ждать удачи. Чем сильнее мы будем, тем больше гарантий, что война не возобновится, а воинственные заявления Азербайджана рассчитаны в основном на внешнюю и, в какой-то степени, внутреннюю аудиторию", отметил эксперт. По его мнению, сегодняв Европе никак не ожидают возможности возобновления войны в регионеЮжного Кавказа, так как прекрасно осознают, что она приведет к тяжелым последствиям на рынке энергоносителей. А воинственные заявленияявляютсяименнопопыткой давления на внешний мир. (АрмИнфо).
"Рассчитывать на легкость побед в войне с Арменией и НКР Азербайджану было бы, по крайней мере, наивно. Другой вопрос, что гипотетически любой результат после завершения военной кампании (кроме, естественно, полного разгрома и капитуляции) можно назвать победой. Например, если Баку удастся частично вернуть контроль над оккупированными районами. Этот вариант можно будет признать программой-минимум и рассматриватькак победу (мол, ведь раньше не было и этого)", считает заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа СергейМаркедонов. По его мнению, такого рода "программы" не принесут ни мира, ни стабильности врегион. "Не говоря уже о том, что в случае возобновления военных действий в зоне конфликта, Баку утратит весь тот позитив, который наработанв отношениях с США и с ЕС. Долгие годы Азербайджан выстраивал свойимидж за рубежом как образ страны, подвергшейся военной агрессиии оккупации. Начав военные действия в Карабахе, Баку разрушит этот имидж в одночасье. Быть включенными в "ось зла" азербайджанские лидеры также не готовы. С Ираном у Азербайджана проблем никак не меньше, чем в отношениях со Штатамии государствамиЕвропы. В случаевоенного решения карабахской проблемы Баку понесет, таким образом, большие политические и идеологические издержки, которые в современных конфликтах важны не менее, чем самое современное вооружение. Таким образом, победа в ходе блицкрига не очевидна, а потери от полномасштабной войны, напротив, видны даже в первом приближении. Однако"гонка вооружений" между Баку и Ереваном может, как это ни парадоксально прозвучит, сыграть свою стабилизирующую роль", пишет российский аналитик. Он подчеркнул, что зная, что у противника есть оружие: и мощное, и не только военное, но и информационно-политическое, противная сторона может не рискнуть ударить первой. "Такого рода "стабильность" мы уже наблюдали в период пресловутой "холодной войны". И даже после нее. Да, СССРи США иИндия с Пакистаном - это не нынешние Армения иАзербайджан. Масштабы, конечно, поменьше, но алгоритмы могут быть схожие. Особенно еслисравнивать сИндиейи Пакистаном. Вместо глобальной гонки - региональная. В отличие от полуострова Индостан, на карабахском театре пока идетсоревнованиеобычныхвооружений. Но это соревнование удерживает стороны от первого удара или "последнего довода королей". Как долго продлится эта стабильность? Вопрос, который пока не имеет четкого ответа. В отличие от ядерной гонки, опасность применения танков и пушек не несет противоборствующим сторонам угрозы тотального уничтожения", отметил он. (PanARMENIAN.Net). Воинственная риторика Азербайджана
Азербайджанский народ устал от переговоров, и мы должны быть готовы в любой моментвоенным путем освободить наши оккупированные территории. Такоезаявление, передает 1news.az, сделал президент АзербайджанаИльхам Алиев, выступая на военном параде по случаю 90-летия создания Вооруженных сил страны. "Более десяти лет наши земли находятся под оккупацией, что приноситстраданияазербайджанскому народу и государству. Переговорныйпроцесс имеет свои положительные моменты, но мы не собираемся вечно терпеть оккупацию наших территорий Арменией", - отметил Алиев. Президент подчеркнул, что на столе переговоров нет и не может быть никакихмеханизмов отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана. "Это основывается на исторические фактыи нормы международного права. Весь мир имеждународные организацию признаюти поддерживают территориальную целостностьАзербайджана", сказал глава Азербайджана. "Война еще не закончилась. Завершился толькопервый ее этап. Потеря Азербайджаном части своейтерритории носит временный характер", - заявил Алиев. По его словам, приоритетной целью Азербайджана является освобождение отоккупациисвоих территорий. "Мы готовы вести мирные переговоры, но мы не можем терпеть вечно этой несправедливости. Наряду с участием в переговорах мы делаем все необходимое для развития нашей армии, чтопоможетнам в любой момент освободить наши земли", заявил президент. По его словам, баланс между армиями Азербайджана и Армении нарушен, и сегодня Азербайджан обладает самой сильной армией в регионе. "Экономическое развитие страны, военноепревосходство, наша дипломатическая деятельностьна международной аренеспособствует тому, чтобы была восстановлена историческая справедливость, и азербайджанские земли были освобождены от оккупации", - заявил Ильхам Алиев.
"С приближением выборовпрезидента Азербайджанав этой стране усиливаются реваншисткие настроения и агрессивно-ультимативный тон в адрес армянской стороны. Косвенным доказательством политики подкрепления своих аргументов бряцанием оружием стало приглашение французского сопредседателя Минской группы ОБСЕ БернараФасье на военный парад в азербайджанской столице, "случайно" совпавший с его визитом в АР". Об этом заявил АрмИнфо карабахский аналитик Давид Карабекян. По его мнению, "несмотря на внешнюю пышность мероприятия, уровень подготовки и технической оснащенности вооруженных силАзербайджана, мягко говоря, далекот совершенства, и посемупоследнемуследуетотказаться от шантажа и надежд на силовое решение азербайджано-карабахского конфликта, по крайней мере, в обозримой перспективе. "Баку также следует избавиться от иллюзии, что посредством усиления военной риторики можно сделать посредников и стороны "сговорчивее", - заявил Карабекян.
Милитаристская риторика Баку не способствует разрешению нагорно-карабахского конфликта. Такое мнение, передает АрмИнфо, выразилпосол Франции в Армении Серж Смессов. По его словам, подобные заявления не могут содействовать поиску компромиссного разрешения карабахского конфликта. "Это не только позиция Франции, но и всех стран-сопредседателейМГ ОБСЕ", подчеркнул французский дипломат. Он добавил, что усилия сопредседателей МГ ОБСЕ направлены исключительно на мирное разрешение нагорно-карабахского конфликта.
Озвучиваемые руководством Азербайджана воинственные заявления затрудняют формирование атмосферы доверия в переговорном процессе по Нагорному Карабаху и его прогресс. Об этом заявил глава МИД Армении ЭдвардНалбандян в ходе встречи с сопредседателями Минской группы ОБСЕБернаромФассье (Франция), Мэтью Брайзой (США),Юрием Мерзляковым (Россия)и личным представителем Действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспршиком. На состоявшейся в Ереване встрече Налбандян также проинформировал о подходах Армении к предложениям, представленным сопредседателями в ноябре 2007 года в Мадриде. (PanARMENIAN.Net).
Азербайджанские власти не выступают с воинственными заявлениями, заявил пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. "Мы опираемся на существующие реалии. Азербайджан успешно развивается, развивает свой потенциал во всехсферах, в том числеввоенной области", сказал он на брифинге, комментируя заявление главы МИД Армении Эдварда Налбандяна на встрече с сопредседателями Минской группы ОБСЕ о том, что "озвучиваемыеруководством Азербайджана воинственные заявления затрудняют формирование атмосферы доверия в переговорном процессе по Карабаху и его прогресс". Комментируя итоги визита сопредседателей МГ ОБСЕ в регион, Ибрагим сказал, что азербайджанская сторона в очередной раз донесла до сведения посредников армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта свою позицию по проблеме, вновь отметив, что конфликт может быть решен исключительно в рамках территориальной целостности Азербайджана, и позиция Баку в этом вопросе останется неизменной. "Мы также ждалиот сопредседателей, что во время пребывания в Ереване они призовут армянскую сторону к конструктивизму", сказал пресс-секретарь МИД Азербайджана. "Азербайджан восстановит свою территориальную целостность. Это наше право -использоватьразличные методы для этого. Мы собираемся возвращать свои территории лишь в рамках существующих норм международного права", отметилИбрагим. (Analitika.az).
Милитаристская риторика в преддверии президентских выборов в Азербайджане будет усиливаться. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net заявил председатель Христианско-Демократического союза Армении Хосров Арутюнян. По его мнению, если раньше можно было говорить, что эта риторика направлена на внутреннее пользование, тосейчас ужестало очевидно, что Азербайджан шантажирует международное сообщество. "Мы должны понять причину - что позволяет Баку надеяться на силовое решение нагорно-карабахской проблемы. Только военного превосходства здесь мало. На мой взгляд, эффективность этойполитики связана с закрытой армяно-турецкой границей. Именно это мешает справедливому решению карабахской проблемы", сказалАрутюнян. Вместе с тем лидер ХДСА подчеркнул, что действительным итогом 10-летнего переговорного процесса по урегулированию проблемы стало то, что мировоесообщество осознало, что не будет длительного мира в регионе без учета прав народа НКР. "Все ссылки на принцип территориальной целостности довольноуязвимы, тем более в случае с Азербайджаном", отметил он.
В сложившейсяситуации, когда власти трубят обэкономическом подъеме, увеличении ассигнований на нужды армии, усилившейся поддержкемеждународного сообщества, в головах некоторых политиковвозникают идеи блицкрига -небольшой, молниеносной войны, заключающейсяв освобождении хотя бы частинаших земель, пишет бакинская газета "Зеркало", отмечая, что "к сожалению, об этом говорят люди, неимеющие об этом понятия и никогда невоевавшие". "Это сравнимо с тем, как некоторые политики говорят о необходимости ведения партизанской войны в тылу врага. Но они не понимают, чтопартизанская война может быть только там, где есть оккупированная территория с проживающим там населением. Партизанская войнавозможна в Чечне, но не в Карабахе, где азербайджанское население отсутствует. Таким образом, наши политикипутают партизанскую войну с диверсионной. Говорить о блицкриге, не имея мощной армии, просто безответственно". По мнению аналитиков, продолжает газета, сейчас армянам невыгодно обострение на линии фронта. "Сами они в наступление не пойдут, так как столкнутся с резкой реакцией международного сообщества. Другое дело - спровоцировать нас. Но у них нет абсолютной гарантии того, что в этом случае они не понесут потерь. Поэтому армяне продолжают придерживаться своей старой тактики - пытаться добиться своего в ходе переговорного процесса. С другой стороны, международное сообщество не настолько благосклонно к нам, чтобы позволить начать боевыедействия и дестабилизировать политическуюобстановку".
Визит Дмитрия Медведева в Баку
Азербайджан и Россия намерены укреплять сотруднчиество в деле обеспечения безопасности на Южном Кавказе и в Каспийском регионе, Об этом говорится в Декларации о дружбе и сотрудничестве, подписанной президентами Азербайджана и России Ильхамом Алиевым и Дмитрием Медведевым. При этом, в документе отмечено, что стороны считают "неприемлимым насильственное изменениемеждународно признанных границ". В этой связи, в документе говорится о "важностискорейшего урегулирования нагорно- карабахского конфликта на основе общепризнанных норм и принциповмеждународного права и, прежде всего, соблюдения и обеспечения суверенитета итерриториальной целостностии нерушимости границ государств, а такжесоответствующих резолюций Совета безопасностиООН и решений ОБСЕ". В декларацииуказывается также на необходимость принятия усилий по содействию мирному урегулированию карабахского конфликта и "скорейшему добровольному ибезопасномувозвращению беженцевиперемещенных вследствии конфликтов лиц". В документе выражено удовлетворение работой комиссии по делимитации госграницы. Стороны выступили за скорейшеезавершениепереговорногопроцесса с цельюподписания соответствующего межгосударственного документа. В декларации сказано также о намерении сторон укреплять и расширять военное и военно- техническое сотрудничество. "Каждая из сторон не будет допускать на территории другой стороны осуществления своими учреждениями, организациями, компаниямии другими хозяйствующими субъектами деятельности, которая могла бы нанести ущерб суверенным правам и интересам другой стороны", говорится вдекларации. (АрмИнфо-TURAN).
В ходе визитаДмитрия Медведева в Баку он и Ильхам Алиевподписали Декларацию о дружбе и стратегическом партнерстве с формулировками, отражающими азербайджанскую позицию по Нагорному Карабаху, передает BBC. В документе подчеркивается "важность скорейшегоурегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе общепризнанных норм и принципов международного права, и, прежде всего, соблюдения и обеспечения суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ государств". "Мы благодарны России за эту позицию", заявил президент Азербайджана. "Хотя в выступлении Медведева содержались слова о поддержке переговорного процесса и необходимости поиска взаимоприемлемого решения, ключевая фраза декларации, не очень понравится Армении, отметил в в интервью BBC первый заместитель главного редактора бакинской "Эхо" Наир Алиев. Ожиданияазербайджанской стороны "во многом оправдались", констатировал Алиев. В отличие от грузино-абхазскогои грузино-югоосетинского конфликтов, в вопросе о Нагорном Карабахе Россия избегала определенным образом занимать чью-либо сторону. Армения считается наиболее промосковскимсреди трех государств Кавказа. Причину изменения российской позиции, вероятно, следует искать в другом заявлении, прозвучавшем в Баку в четверг. Сопровождавший Медведева глава "Газпрома" Алексей Миллер объявил о начале переговоров о закупке российским концерном азербайджанского газа. "Газпром" готов покупать максимально возможный объем поставок, подчеркнул Миллер. Если Баку подпишет с Москвой долгосрочный контракт на продажу всего объема газа, предназначенного для экспорта, и его примеру последуют государства Центральной Азии, планы строительства альтернативного газопровода "Набукко" из Каспийского региона в Европу будут практически похоронены. Бакинский журналист Наир Алиев не сомневается, чтоурегулирование карабахскогоконфликта рассматривалось напереговорах в контексте газовоговопроса. Это, наверное, плата за согласие Азербайджана сотрудничать с "Газпромом", заявил он. При этом, продолжает BBC, большинство экспертов полагает, что говорить о драматическихизменениях в кавказской политике преждевременно. Накануне визита российского президента азербайджанский политолог Вафа Гулузаде предположил, что Медведевв ходе переговоров пообещает Ильхаму Алиеву российский нейтралитетв случае возобновления вооруженного конфликта вНагорном Карабахе. При этом он рекомендовал своему президенту не доверять России, поскольку, по мнению Гулузаде, Москва не может допустить поражения Армении, результатом которого, вероятно, окажется смена режима в Ереване. ("Ноян Тапан").
Как сообщает бакинская "Эхо", в своем выступлении после церемонии подписания декларации Ильхам Алиев сказал: "В этой декларации сказано, что конфликт должен быть урегулирован на основе принципов и норм международного права, на основе резолюций Совета Безопасности ООН, решений ОБСЕ, в соответствии с принципами территориальной целостности, суверенитета и нерушимости границ государств. Мы благодарим Россию за эту позицию. Уверены, что эта позиция, а также активное участие России как сопредседателя Минскойгруппы ОБСЕ в урегулировании конфликтапринесетсвои результаты". Таким образом, пишет газета, президент Азербайджана дал понять, что возлагает довольно большие надежды на этот документ. Отмечая, что Бакунастаивает на признании территориальной целостности Азербайджана, а Армения - на признании права армян Карабахасамим решать вопрос о статусе региона, газета пишет: "Таким образом приобретает особенный интерес то, что, на фоне этих сохраняющихся разногласий, президент РФ Дмитрий Медведев поставил своюподпись под декларацией, вкоторойчетко говорится о территориальной целостности и нерушимости государственных границ Азербайджана". Комментируя складывающуюся ситуацию, глава Центра мира и разрешения конфликтов Эльхан Мехтиев отметил: "Заключенная в Баку декларация абсолютно способна помочь Азербайджану на международной арене. Потому что Россия играет вконфликте ключевую роль не только как посредник. У нее тут совсем другой статус, некак у Франции и США. Поэтому еслиРФ открыто признаетцелостность и суверенитет АР, это является большим давлением на Армению. И если подойти квопросупрагматично, это является намекомдля Еревана, что он должен найти решение в рамкахсохранения прежних границ. Впервые за многие годы Москва столь однозначно заявила о своейпозиции".
"Подайте в отставку и уйдите. Это единственный путь", - заявил в ходе митинга в Ереване секретарь Народной партии Армении Григор Арутюнян. Он отметил, что в течение 10 лет они предупреждали Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна о том, что для удержания власти импридется многимпоступиться. По его словам, уже сегодня мы все являемся свидетелями этому. В частности, на взгляд Григора Арутюняна, во время президентства Роберта Кочаряна вопрос самоопределения наций превратилсяв территориальный спор, и сегодня в Баку президенты Азербайджана и РФ подписали документ, которым считают неприемлемым изменение границ государства. "Фактически наш стратегический партнер с нашими врагами подписал договор, которымКарабах, по сути, остается в составе Азербайджана", сказал он. ("А1+").
Понятно, что армян в первую очередь должно интересовать влияниедостигнутых российско-азербайджанских договоренностей на проблемуКарабаха. Дело в том, пишет газета "Азг", что значениегаза и нефти в мировойэкономике настолькосильно, что территориальные конфликты меркнут перед ним. По мнению российских экспертов, пишет газета, азербайджанцы взамен своих "соглашений" потребуют от Москвы уступок в вопросе Карабаха, однако мера их содержится в тайне. Подчеркивается, что это является также предупреждением Сержу Саргсяну воздержаться от откровенно пронатовских и, вообще, прозападных шагов.
По мнению эксперта Манвела Саркисяна, корни российско-азербайджанской декларации надо искать в самой Армении. "Не думаю, что такой шаг России не имеет отношения к процессам, протекающим в Армении и вокруг нее. Фактически, после последнеговизита Сержа Саргсянав Москву обозначились какие-то новые, связанные с Армениейпроблемы. Надопомнитьеще и о самом главном - о той, связанной с Азербайджаном резолюции, которая была принять ПАСЕ 25-го июня. Сложилось впечатление, что там произошел какой-то торг. То есть, смягчив некоторые положения резолюции по Армении, армянская сторона волей-неволей проголосовала за азербайджанскую резолюцию. Одновременно, Серж Саргсян в Москве делал, в связи с армяно-турецкими отношениями открытые реверансы Западу. Возникает вопрос: почему Серж Саргсян должен именно в Москве начинать говорить об армяно-турецких отношениях, да еще и в такой неоднозначной манере?" По мнению эксперта, ответ тут один: понимая, какое внутреннее давление оказывается на его режим, "то есть, понимая туманность будущего своей власти", Серж Саргсян попытался сначалаоказать из России давление на Запад, а затем начал шантажировать и Россию, давая последней понять, что, еслиты меня не защитишь, то я может, возможно, найду язык с Западом". По мнению эксперта, подписание декларации былоответом России Сержу Саргсяну. "Резолюция ПАСЕ позволяет думать, что Серж Саргсян, предложив определенное сотрудничество с Европой и США, может также принять их условия в отношении Карабаха. Россия знает, что Запад может поддержать Саргсяна, ставяперед ним определенные требования ввопросе Карабаха. Требования, которые, кстати, невнаших интересах. То есть, решение вопроса путем размещения западных войск. Этосовершенно не выгодноРоссии, и она предложила Азербайджануиную программу". ("Айкакан жаманак").
Западные аналитики уверены, что Москва уже не способна освободить Нагорный Карабах. Если этого захотят русские, то не будут хотеть армяне. Период, когда России принадлежала ключевая роль в данном вопросе, прошел. Теперь у армян есть возможности для маневра, пишет бакинская газета "Зеркало". По мнению экспертов, продолжает газета, положение президента Армении Сержа Саргсяна не так прочно. "В стране есть серьезная поддержка у Левона Тер-Петросяна. Аналитики полагают, что если вкарабахском урегулировании Россия сделает шаг всторону Азербайджана, то режим Сержа Саргсяна в Армении будет свергнут. Аэто не в пользу России", цитирует западных аналитиков газета.
На вопросы Day.Az отвечает заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов
Как Вы оцениваете итоги визита президента России Дмитрия Медведева в Баку?
Визит Дмитрия Медведева в Азербайджан - уже позитивный шаг. Глава российского государства назвал Азербайджан аж стратегическим партнером на Южном Кавказе. Визит, безусловно, сопровождался многочисленными двусторонними комплиментами. Тем не менее, я бы не стал переоценивать это событие, так как Россия и Азербайджан, кроме симпатий и антипатий, имеют определенные объективные ограничения. Скажем так, для Баку позицияМосквы по нагорно-карабахскому конфликту не совсем приемлема. Азербайджан находится в ожидании от Россииболее близкой к себе позиции покарабахскому вопросу. Всвою очередь, Кремль не устраивают тесноесближениеАзербайджана с НАТО, традиционно теплые отношения с Грузией и др. Визит Дмитрия Медведева и не мог решить ряд вопросов. Их разрешение требует серьезного и длительного подхода. Такие вопросы не решаются посредством одного визита.
До визита российского президента в Баку, с официальным визитом в Москве побывал новоиспеченный президент Армении Серж Саргсян, в ходе которого помимо прочих обсуждался и нагорно-карабахский вопрос. Президенты России и Азербайджана также обсудили карабахский вопрос. На Ваш взгляд, намерен ли Дмитрий Медведев более активно завлечь Россию в урегулирование этого вопроса?
До тех пор, пока стороныне найдут взаимоприемлемой формулы урегулированияконфликта, сдвига ждать не стоит. Можно100 раз переговариваться при участии Дмитрия Медведева, Джорджа Буша и БаракаОбамы, если последний, конечно же, станет президентом. Пока стороны непойдут на взаимные уступки, переговоры будут носить бессмысленный характер. Как бы тони было, переговоры куда лучше, чем военные действия. Роль Москвы в нагорно-карабахскомурегулировании не стоит переоценивать. Сегодня нет СССР и ЦК КПСС. Не стоит искать в Москве ЦК, чтобы решитькарабахскийвопрос.
Послужит ли визит российского президента в Азербайджан дальнейшему тесному сотрудничеству и сближению двух стран или прохлада во взаимоотношениях Москвы и Баку сохранится?
До 2006 года Россия и Азербайджан демонстрировали, что взаимоприемлемо разрешать какие-то спорные вопросы вполне возможно. Думаю, что Азербайджан не сможет занять место Армении вроссийской политике на Южном Кавказе. Азербайджан не станет главным партнером России на Кавказе. (Day.Az, с сокращениями).
Международное сообщество Процесс мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта движется в положительном русле, считает действующий председатель ОБСЕ Александр Стубб. "Я поддерживаю предложения Минской группы ОБСЕ, и с осторожным оптимизмом отношусь к тому, чтомирный процесс по нагорно-карабахскому конфликту движется в положительном направлении. Надеюсь, там будет прогресс", сказал в Астане Стубб, выступая на пресс-конференции по итогам 17 сессии ПА ОБСЕ. Всвою очередь председатель ПА ОБСЕ Горан Ленмаркер выразил поддержку деятельности Минской группы ОБСЕ. "По нагорно-карабахскому конфликту есть предложение Минской группы. И я надеюсь, что обе стороны смогут с ним согласиться", заявил председатель ПА ОБСЕ. Он отметил, что видел "золотую возможность для разрешения этогоконфликта": "Однако, к сожалению, эта золотая возможность не вылилась в мирное соглашение, во всяком случае, пока. Сейчас есть оченьхорошиешансы исправить ситуацию дляобеих стран и продолжить процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Если у Азербайджана и Армении есть политическая воля, соглашение может быть достигнуто. Важно смотреть в будущее, а не оглядываться назад. Новая война в регионе невозможна, не хочу даже думать об этом. Этого нужно избегать". ("Айоц Ашхар").
Пока власти Армении, избежав санкций со стороныПарламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), отмечали "внутриполитическую победу", серьезнаянеудача постигла их на внешнеполитическом фронте, пишет ArmeniaNow.com о принятой ПАСЕ резолюции по Азербайджану, где Арменияназвана"оккупантом", от которой требуется "немедленно вывести армянские силы с оккупированных территорий". Более того, отмечает издание, в принятой 24 июня резолюции 1614 о функционировании демократическихинститутовв Азербадйжане подчеркивается: "Ассамблея считает, что устойчивое демократическое развитие будетчрезвычайно затруднительным в Азербайджане до тех пор, пока не восстановлена территориальная целостность страны". "Я не знаю, в рамках какой системы ценностей Совету Европы следует придерживаться тезиса о том, что становлениедемократии зависит оттерритории, ее размеров или связанных с этим вопросов", приводит Радио "Свобода" слова депутата Национального Собрания Армении отАрмянской революционной федерации Дашнакцутюн Армена Рустамяна, сказанные в Страсбурге после принятия резолюции. В резолюции ПАСЕ также содержится ссылка на ранее принятую Генассамблеей ООН резолюцию "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана", в которой также подтверждается территориальная целостность Азербайджана, выражается поддержка его международно признанным границам и содержится требование "немедленного вывода армянскихсил с оккупированных территорий". В ходе дебатов поазербайджанской резолюции члены армянской делегации вПАСЕ безуспешно пытались внестивнее некоторые изменения, подчеркивающие, что эти положения могут явиться препятствием в переговорном процессе между Арменией и Азербайджаном в рамках Минской группы ОБСЕ. На происходящее в Страсбурге отреагировала и армянская оппозиция. Возглавляемое Левоном Тер-Петросяном движение распространило, в частности, заявление, в котором говорится, что "это - вполне ожидаемое ипредсказуемое последствие близорукой и необдуманной внешней политики последних десяти лет".
На вопросы степанакертской электронной газеты KarabahOpen отвечает министр иностранных дел Нагорного Карабаха Георгий Петросян
Как Вы прокомментируете тезис, нашедший отражение в Резолюции 1614 ПАСЕ, о том, что устойчивое демократическое развитие Азербайджана затруднено до тех пор, пока не будет восстановлена территориальная целостность этой страны?
Устойчивое демократическое развитие достигается лишь тогда, когда страна сама определяет свой путь с учетом своей системы ценностей, а не ищет предлогов для оправдания перед международными структурами невыполнения своих международно-правовых обязательств. Вместе с тем, укрепление демократиииуважение прав человека могут стать предпосылкамимирного и справедливого урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Не вдаваясь в подробности относительноякобы нарушения территориальной целостности Азербайджана, отметим лишь, что в современной международной практикемы можем наблюдать случаи, когда страна, будучи в состоянии войны с другим государством либо имея многочисленные конфликты со своими соседями, вместе с тем может претендовать на звание одногоиз самыхдемократических государств. Примеров тому много- Израиль, Индия и др. Зададимся вопросом - является ли наличие политических заключенных в стране следствием нарушения территориальной целостности? Подавляют ли СМИ, избивают ли журналистов по этой же причине? Судя по всему, вопросы риторические. В целом понятна позицияЕвропыпо удержаниюсбалансированного отношения к странам Южного Кавказа. Вместе с тем вызывает недоумение, что выдерживание этого подхода, с подачи Азербайджана, проходит по линии краеугольных приоритетов Совета Европы, накоторых зиждется вся европейская архитектура, - демократии, верховенства закона. В то время как демократия в НКРявляется естественным неконъюнктурным выбором народаНагорного Карабаха, хотя и не оценивающимся должным образом Европой, в Азербайджане мы являемся свидетелями ее судорожной имитации. В этом контексте мы бы посоветовали Совету Европы более серьезно относиться к состоянию демократии в Азербайджане и более ответственно подходить к демократическим процессам, происходящим в целом в регионе. Мы убеждены, что толькодемократический Азербайджанможет стать тем соседом, с которым Нагорно-Карабахская Республика может говорить на равных языках.
В той же резолюции нашла отражение формулировка о том, что ПАСЕ принимает во внимание резолюцию ГенеральнойАссамблеиООН от 14 марта 2008г. Ваше отношение к этому факту.
Днем ранее председатель Комитета министров Совета Европы справедливозаметил, что урегулирование азербайджано-карабахского конфликта не входит в компетенцию Совета Европы, им занимается Минскаягруппа ОБСЕ. В этом контекстепо меньшей мере вызывает сожаление, чтоСоветЕвропыцитирует документ, не нашедший поддержки у стран-сопредседателей Минской группы. Закрепление данной формулировки в документе этой международной организации может лишьнегативно отразиться на ходе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и никак не способствовать декларируемому Советом Европы созданию позитивного переговорного климата посредством диалога. (Karabakh-Open.com).
Процесс урегулирования
По словам бакинской газеты "Эхо", в Азербайджане считают, что нанынешнем этапепереговоров будет дан ответ на самый главный вопрос - возможно ли решить нагорно- карабахский конфликт дипломатическими усилиями или нет? Так, пишет газета, глава Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу считает, что оптимизм в вопросе мирногоурегулирования конфликта международным экспертам, международным организациям внушает смена президента в Армении, а также нынешнееполитическое положение в этой стране. "В этой связи стоит напомнить, что французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ после встречи с новым армянским президентом неоднократно говорил о том, что последний занимает более конструктивную позицию и у него другое мышление. Кстати, такого же мнения придерживается и американский сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза", указалполитолог. Кроме того, напомнил Ахмедоглу, водном из своих выступлений Серж Саргсян говорил о том, что готов пригласить турецкого лидера в Ереван, а это достаточно серьезноезаявление. "Таким образом, армянский президент изменил местоположение той самой красной черты в нагорно-карабахском урегулировании, за которой в прежние времена находилась независимость НагорногоКарабаха. При Серже Саргсяне за красной чертой - тольковоенный путь освобождения азербайджанских территорий. Иначе говоря, если Азербайджансможет доказать Сержу Саргсяну возможность военных действий, армянский президентготовотказатьсяот неприемлемой для азербайджанскойсторонынезависимости и суверенитета Нагорного Карабаха", - подчеркнул Ахмедоглу.
Mинистр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг надеется, что стороны конфликта, сочетая основные принципы международного права, смогут найти такое решение, которое принесет положительные результаты народу Нагорного Карабаха. Как сообщает PanARMENIAN.Net, об этом Шварценберг сказал в Ереване, в ходе встречи спрезидентом Армении Сержем Саргсяном. Глава МИД Чехии подчеркнул, что, в конце концов, главноев этом конфликте - народ.
До конца 2008 года карабахский конфликт урегулирован не будет, убежден политолог Сергей Шакарянц. "В карабахскомконфликте есть три стороны, и при окончательном решениисогласиевластей и народа Нагорного Карабаха обязательно", сказал Шакарянц журналистам. По его словам, такого согласия не может быть, так как Азербайджан сегодня не готовпойти науступки, в частности, в вопросе референдума остатусе Карабаха. "Сегодня ждать быстрого и эффективного урегулирования проблемы бессмысленно", -отметил Шакарянц. Он считает, что в сложившейся ситуации армянской стороне стоит занять жесткую позицию. ("Де-Факто").
На вопросы Day.Az отвечает директор программ Международной кризисной группы по Европе Сабина Фрейзер
Как Выдумаете, ЕС сегодня в силах уладить нагорно-карабахский конфликт без участия США и России?
Европейский Союз может играть более важную роль в поисках путей урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Внастоящее время ЕС в Минской Группе (МГ) ОБСЕ представляетФранция, носпецпредставитель ЕС мог бы выполнять наблюдательские функции, особенново время прямых переговоров сторон. Спецпредставительство ЕС и Еврокомиссия могут такжепродумать специальные проекты, направленные наподдержание атмосферы доверия внутриивокруг нагорно-карабахского урегулирования, как это было сделано в зоне конфликтов в Грузии. Однако маловероятно, что ЕС будет поддерживать одну из сторон конфликта.
По вашему мнению, какой вариант мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта предпочитает ЕС - в рамках территориальной целостности Азербайджана или как независимое государство?
Государствам-членам ЕС проблематично играть серьезную роль в разрешении конфликта, поскольку у них нет общего согласованного мнения по поводу того, должен ли Нагорный Карабах быть частью Азербайджана, или независимым государством. Вцелом страны ЕС не любят сепаратистские движения и предпочитают избегатьизмененийграниц. Государства-члены ЕС признают территориальную целостность Азербайджана, но это не означает, что они - против предоставления жителям Нагорного Карабахаправа на определение их будущего статуса.
Как Выдумаете, насколько возможно подключение ЕС к процессу мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта? Почему сопредседатели Минской группы ОБСЕ не желают подключения ЕС и Организации Объединенных Наций к процессу урегулирования конфликта?
Сопредседатели МГ ОБСЕ не против того, чтобы ЕС играл более важную роль в урегулировании конфликта. Посол Бернар Фасье регулярно информирует государства-члены ЕС о достижениях переговорного процесса. Роль Спецпредставительства ЕС постепенно возрастает... Хотя, честно говоря, я сомневаюсь, что среди государств ЕС многие хотят активно играть важную роль в данном процессе и заменить МГ ОБСЕ. Они вполне удовлетворенытекущим форматом переговоров. Увеличение роли ООН в урегулировании нагорно-карабахского конфликта возможно, но существование двух параллельных посредников или двух параллельных переговорных процессов делу не поможет.
В проекте рамочного соглашения по урегулированию карабахского конфликта согласованы почти все принципы, сказал американский сопредседатель Минской группы (МГ) ОБСЕ Мэтью Брайза. Как Выдумаете, так какие же принципы остались не согласованными?
Я убеждена, что основные принципы, разработанные МГ ОБСЕ совместно со сторонами конфликта, - лучшаядорога для продвижения вперед. Азербайджан сделал все возможное для включения в базовые принципы рамочного соглашения пункта об освобождении семи оккупированных районов и возвращении всех внутренне переселенных лиц в их дома, в том числе, и на территорииНагорногоКарабаха. Основные разногласия касаются возможного статуса Нагорного Карабаха. Армения настаивает на том, чтобывозможностьнезависимости Нагорного Карабаха былавключена в базовые принципы, Азербайджан выступает категорически против этого. Лично я считаю, что определение статуса Нагорного Карабаха должно быть отложено на будущее, когда восстановится взаимное доверие между азербайджанцами и армянами. (Day.Az).
По материалам: ИА REGNUM Опубликовано: 14 июля 2008