Президент России Дмитрий Медведев пригласил президента Армении Сержа Саркисяна приехать в Москву с визитом. Открывая встречу с новымглавой армянского государства, Медведевнапомнил, что он и Саркисян избраны не так давно. "Пользуясь случаем, хотел бы позвать посетить Россию с официальным визитом в ближайшие немного месяцев", - сказал Медведев. Он отметил, что Россия и Армения поддерживаютдружественные отношения. "Рад Вас здороваться в Петербурге. Это наша вторая встреча, я Вас хотел бы поздравить с началом Вашей новой работы", - сказал Медведев. Президент Армении поблагодарил Медведеваза приглашение и выразил надежду, что в ходе его визита в Москву будут обсуждаться перспективы сотрудничества двух стран. Саркисян приподнято оценилвзаимодействиеРоссии и Армении. "У нас хорошие отношения, уверен, что они будут углубляться", - сказал он. (PanARMENIAN.Net).
По сведениям газеты "Чоррорд ишханутюн", "в ходе встречи президента России Дмитрия Медведева с Сержем Саркисяном состоялся достаточно острый разговор". Согласно полученной газетой информации, первостепенный темой разговора Медведева с Саркисяном была внутриполитическая обстановка Армении. "Как сообщили нам близкие к Кремлю источники, ДмитрийМедведев посоветовал Сержу Саркисяну обязательно изыскать возможности для санкционирования намеченного на 20 июня митинга, а ещё счел неприемлемымупотребление силы в отношении оппозиции. Дмитрий Медведев в довольно жестких выражениях категорически запретилпопытки оправдывать действия силовых органов в отношении народа якобы полученным от России"добром", и добавил, что в противном случае Россия на такие попытки ответит уже не публикациями в СМИ, а официальным заявлением", пишет "Чоррорд ишханутюн".
Газета "Айкакан жаманак" же считает, что Сержу Саркисяну "никак не удается соорудить отношения" с новоизбранным президентом России Дмитрием Медведевым. Отмечая, что всего за несколько дней до встречи с Медведевым вСанкт-Петербургепресс-служба президента Армении разнесла извещение о том, что посол России в Армении Николай Павлов передал Саркисяну приглашение Медведева посетить с официальным визитом Москву "во второй половине июня", газета обращает чуткость на несоответствие указанного срока со сроками личного приглашения Медведева посетить "в ближайшие несколько месяцев". "Говоряо второй половине июня, нереально применять выражение "ближайшие несколько месяцев". С прочий стороны, Медведевне мог не быть в курсе о своем приглашении "в концеиюня". Маловероятно также, что срок "конециюня"приписала администрация Сержа Саркисяна". Считая такую ситуацию "унизительной" для Саркисяна, газета заключает: "Лучше бы Медведев с ним нисколько не говорил. Трудно себе представить, как Серж Саркисян примет приглашение позже такого унижения".
Газета "Иравунк" обращает внимательность на то, что безотложнозатем встречи Сержа Саркисяна с Дмитрием Медведевым в Санкт-Петербурге, "полетели головы самых прозападно настроенных послов Армении" - Кристиана Тер-Степаняна и Дживана Табибяна, представлявшихАрмению в евроструктурах. То есть, пишет газета, точка зрения Армении к Страсбургуможетужесточиться.
Политический обозреватель "Ноян Тапан" Давид Петросян обратил участливость на прозвучавшее на минувшей неделе заявление министра транспорта и связи Армении Гургена Саркисяна, где он сказал, что "Армения поддерживает восстановление железной дороги вАбхазии, т.к. это положение положительно повлияет на возможное разблокирование движения по маршруту Сочи - Сухуми - Тбилиси". Тем самым, считает обозреватель, Ереван поддержал "нарушенноеРоссией Московское соглашение 1994 года", которые регулируют ситуацию в зоне грузино-абхазскогоконфликта. Всвязи с этим, обозреватель напоминает, что нимало недавно, на сессии Генеральной АссамблеиООН Армения голосовала "против" резолюции, внесенной в повестку дня Тбилиси, где подтверждается право грузинских беженцеввозвратиться в Абхазию, и добавляет: "Здесьесть над чем задуматься". "В Ереване должны помнить, что ключевой товарооборотАрмении с внешним миромидет посредством сухопутные коммуникации Грузии. До последнего времени Ереван был довольно осмотрительным в этом сложномвопросе и держал отчетливый нейтралитет в грузино-абхазском противостоянии, учитывая, что обе конфликтующие стороны являются дружественными к Армении". Полагая, что для Армении правильнеебыло бы сберечь нейтралитет и, во избежание ухудшения отношений с Грузией, "не поддаваться нажиму Москвы", Петросян обращает внимание на то, что все эти решения были приняты новой политической командой Сержа Саркисяна. "Речь идет не только о самом президенте, но и о секретаре Совета национальной безопасности Артуре Багдасаряне (Гурген Саркисян является его однопартийцем), и о министре иностранных дел Эдуарде Налбандяне, которые обязаны были приблизиться к этому вопросу больше ответственно". В данном случае, мы, с сожалением, нетрудно обязаны зафиксировать знак серьезной некомпетентностинового политического руководства Армении в вопросах региональной политики, заключает политобозреватель.
Российская газета "Аргументы и Факты", касаясь внутриполитической ситуации Армении, "выражает сомнение" в прочности режима Сержа Саркисяна. "Фактически, единственной "надежой и опорой" новоизбранного президента Армении на нынче остается Россия". И в эти дни немного кто в Армении не понимает это, выделяет газета, отмечая, что ныне 62% граждан Армении не поддерживают политику России. "Надо отметить, что некоторые политологи ещё до президентских выборов предупреждали Москву, что безоговорочная помощь непопулярного режима Еревана повредит имиджу Кремля прилюбом исходе выборов, что не разрешено без конца надвигаться на одни и теже грабли. Вконце концов, понятие "стратегическийпартнер" не завсегда тождественно правящему режиму, и пророссийские симпатии в республике не ограничиваются административными зданиями Еревана". Газета напоминает, что "армяно-российские отношения должны быть поставлены вышеинтересов какой-либо политической группировки в Армении", и предупреждает, что "дальнейшаяподмогарежима приведет к еще большему ослаблению позиций России в Армении". "АиФ" призывает власти России "прямо и ясно сориентироватьСаркисяну на надобность проворно и результативно привести доказательствасвою способность выискивать верные и приемлемые для армянского общества решения преодоления затянувшегося кризиса несиловыми методамиили сходить навстречу требованиям армянского общества и провестивнеочередныевыборы". "Россия при этом ничего не можетпотерять: главный соперникСаркисяна это вождь Всенародного движения Левон Тер-Петросян, тот, что также, а скорее и в большей степени, приверженпринципам союзничества России и Армении", пишет российское издание и подчеркивает: "Это будет справедливый и ответственный шаг".
Постпервомартовский синдром
Один из свидетелей событий 1 марта пишет в газете "Жаманак-Ереван": "Левон Тер-Петросян поднялся к трибунеи произнес: "Подождите, посмотрим, что они хотят сказать". Мы ничегоне делали. После этих слов первого президента отряды начали ударять людей... Но эти били как-то слабо, как бы нехотя. Сразу следом за ними были другие-физическиболее сильные, энергичные, веселые. В занятие вступили они. Били и матерились... Люди начали разбегаться, новсе было перекрыто, было некуда бежать. В одном месте полицейские расступились - бегите, ребята, вас тут могут уничтожить. Побежали к кафе "Карузо", хотели сквозь него выйти. Эти "черные" набросились с дубинками, электрошокерами, начали бить. Били всех, не различали молодых и старых, мужчини женщин, били... Словно как раз за тем и пришли - уничтожить. Билибезжалостно ибез слов".
1 марта стало для всех хорошим уроком. Теперь, думаем, никто не позволит, чтобы дело зашло так далеко. Организаторам скрутят рукиивооруженные силы=вс "политзаключенных" получит свежее пополнение. Им не поможет более тогособственнаяневменяемость. ("Айоц Ашхар").
Газета "Азг" пишет: "За прошедшие потом 1марта три месяца, оппозиция, вместо того, чтобыделать шаги, направленные на оздоровлениеобщества и поддержаниеимиджа страны, действует с точностью до наоборот. Развеможетстремиться обратить свою страну вСодом и Гоморру тот, кто стремится к властии реформированию страны? Это что - вражеская держава или родная?.. Власти, в свою очередь, ни найоту не хотят отойти с позиций своего прежнего образа действий, хоть что-нибудь уступить. Ну, если вы не хотите отделаться от скомпроментированных лиц, не освобождаете дорогу новым, недискредитированным кадрам, то это означает, что дальновидная аналитика у вас отсутствует, оттого что не уступающий количество теряет все. Власть, не желающуюсамореформироваться, "отреформируют" другие, нанеся тем самымвред имиджустраны".
В организованном 5 июня по инициативепартии "Новые времена" обсуждении на тему"Политзаключенные и внутриполитическая ситуация" представители силовых структур не приняли участия. Как сообщил корреспонденту "Ноян Тапан" пресс-секретарь партии "Новые времена" Эммануэль Маргарян, партия с целью извещения о предстоящем обсуждении предварительно направила официальные письма-приглашения Министерству юстиции, Генеральной прокуратуре, СНБ и полиции. Из указанных структур только прокуратура прислала пояснение о причинах, по которым она не может принять участия в мероприятии. В частности, по словам Маргаряна, пресс-секретарь Генеральной прокуратуры Сона Трузян заявила, что архитектура не принимает участия в обсуждениях на политические темы. Остальные три структуры выразили признательность за приглашение, и все-таки своих представителей не прислали. Член правления партии "Новые времена" Грачья Саркисян, открывая обсуждение, заявил, что то, что действо осталось безотклика, свидетельствуетоб отношении силовых структур к арестованным политическим деятелям. Саркисян добавил, чтолидерпартии "Новые времена" Арам Карапетянпри замене его меры пресечения предупредил прокуратуру, что продолжит борьбу за "освобождение своихсоратников- других политзаключенных". АдвокатТигран Тер-Есаян отметил, что он с пониманием относится к тому, что силовики не участвуют в обсуждении, так как следствие по делам заключенных покуда находится в производстве, и воздержание от участия в общественных обсуждениях вытекает из интересов следствия. Член Общенародного движения Армен Арутюнян возразил, заявив, что "проблемаполитзаключенных больше всего должна беспокоить аккурат тех, кто считает, что события 1 марта являются массовыми беспорядками, и что арестованные являются преступниками, а не преследуемыми".
Армениянаходитсяв состоянии постпервомартовского кризиса, к последующим событиям которого добавился только единственный момент - вопросительный мотив переведен в международные инстанции. Такое мнение, передает "Ноян Тапан", заявил на пресс-конференции 6 июня член парламентской фракции "Наследие" Степан Сафарян. По его словам, воздействие этого фактора стало значительным следом принятия в ПАСЕрезолюции 1609. По мнению депутата, эта ситуация изменилась тогда, когда спикер парламента Армении принял участие в заседании Мониторинговой комиссии ПАСЕ, где европейские чиновникивыступили с отрезвляющим заявлением: "То, что делается, может расцениваться как начало, а не как выполнение требований".
Вся ответственность за события 1-2 марта в Ереване лежит на экс-президенте Армении Роберте Кочаряне. Об этом, передает газета "Лрагир", заявил 9 июня на пресс-конференции в Ереване секретарьполитсовета оппозиционной партии "Республика" Сурен Суренянц. Комментируя арестыоппозиционеров, Суренянц подчеркнул, что уголовное дело по признакамузурпациивласти было возбуждено СНБ еще24 февраля. По его словам, "или власти врут, заявляя, что получили информацию о вероятных событиях только 29 февраля, либо они шесть дней бездействовали, оттого что, имея информацию еще 24 февраля, решили провести обыск только 1марта". Однако наиболее вероятным, по словам Суренянца, является то, что "24 февраля было принято политическое вывод об организации бойни 1 марта". "Я со всей политической ответственностью заявляю, что политическое заключение об организации бойни 1 марта высшее руководствостраны приняло 24-гофевраля", заявил Суренянц.
Газета "Айкакан жаманак", обращаясь к теме обвинительного вердикта в отношении трех, ограбивших 1 марта шоп "Роберто" лиц, пишет: "Как известно, эти, имевшиенесколько судимостей люди, были доверенными лицами Сержа Саркисяна, и прибыли из Арташата в Ереван, потому как знали, что в центре столицы объявлен "час грабежа". Это дело подтвердилоутвержденияоппозиции, что организаторы массовых беспорядков и грабители магазинов к участникам митингов никакого отношения не имели. Более того, грабители магазинов были сторонниками властей, вернее - Сержа Саркисяна".
"Я думаю это было именно тем, о чем мы уже несколько месяцев говорим, - сказал журналистам в связи с грабителями магазина"Роберто" пресс-секретарь лидера оппозиции, первого президента Армении Левона Тер-Петросяна Арман Мусинян. - и эта истина не могла один раз не всплыть". "Вынесенный обвинительный вердикт в отношении трех доверенных лиц Сержа Саркисяна, ограбившихмаркет "Роберто" во период событий 1 марта, является вдали не последним опровержением их официальной трактовки", - заявил Мусинян. По его словам, в связи с событиями 1 марта будет еще сильно непочатый край "открытий", причем намногоболеесенсационных. "Мы постоянно говорили, что погром нескольких магазинов в центре Еревана вечером 1 марта был шибко ладноспланированной и осуществленной провокацией властей. Нет ничего удивительного в том, что даже нынешняяпорочная судебная организацияне смогла не признать факт участия в ограблении магазина "Роберто" доверенных лиц СержаСаркисяна. Данное обстоятельство говорит само за себя", - подчеркнул Мусинян. (АрмИнфо).
Навстречу июньской сессии ПАСЕ
Над Арменией нависла реальная опасность лишения права голоса армянской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы. Об этом заявил лидер оппозиционной Либерально-Прогрессивной партии Ованес Ованнисян. Комментируя по просьбе корреспондента АрмИнфо возможныепоследствияподобных шагов ПАСЕ он заметил, что, разумеется, речь в то время как не идет о замораживании армянских счетов в европейских банках или невыдаче въездных виз в европейские страны. Однако наверное все экономические проекты будут сразу приостановлены и по и без того невысокому международному имиджу Армении будет нанесен дюжий удар, считает Ованнисян. По его словам. ясно, что власти Армении ненамерены исполнять каких-либо шагов, о которых говорится в апрельской резолюции ПАСЕ N1609, оттого угроза принятия Ассамблеей жестких мер достаточно реальна. По мнению же секретаря оппозиционной парламентской фракции "Наследие" Степана Сафаряна, на июньской сессии Парламентской Ассамблеи СоветаЕвропыАрмению могут лишить права голоса до осенней сессии. По его словам, в настоящее миг внутри провластного лагеря происходит раскол. В одну входят депутаты парламента от Республиканской партии Давид Арутюнян, Грануш Акопян и другие, они выступают за инициация реального диалога с оппозицией и принятие ее требований. Другая, более многочисленная, во главе со спикером парламента Тиграном Торосяном, "хочет покинуть все, как есть". Власть ищет внутри себя компромисс, но пока безрезультатно, а пока ПАСЕ может принять жесткие меры в отношении страны, отметил Сафарян. "Если на летней сессии ПАСЕ армянскую делегациюлишатправа голоса, ябуду проверять сожаление. Но о негативных последствиях должны были размышлятьвласти, когда фальсифицировали итоги президентских выборов и расстреливали людей", заявил на встрече с журналистами член Политического Совета партии "Республика" Сурен Суренянц. Он напомнил, что Армения сама изъявила охота сделаться членом Совета Европы и, соответственно, обязана почитать европейские стандарты. "На нынешний день власти Армениине выполнили ни одно из требований резолюции ПАСЕ N1609. Если они намерены довести ситуацию до санкций, нехай затем задумываются над тем, как это отразилось на карабахском урегулировании", сказал Суренянц. Заявления ряда представителей властного лагеря о том, что некоторые из европейских стандартов противоречат национальным интересам, оппозиционер назвал циничными. В отклик на просьбу прокомментировать попытки парламентского большинства расширить образ оппозиции в Национальном Собрании, Суренянц подчеркнул, что "лучшим законом для насбудет роспуск парламента, который как коллективный орган совершил строй тяжелых преступлений, в частности, проявил раболепие при привлечении к "уголовной"ответственностисвоих коллег".
Прибывший в Ереван заместитель генерального директора департамента по внешним отношениям Еврокомиссии Хьюг Миграрели подтвердил оценку, данную ЕС президентским выборам 19 февраля. "Европейский союз выступил после этого последних выборов с заявлением, в котором выражалась озабоченность произошедшими 1 марта в Ереване событиями, когда в ходе столкновений силовиков с участниками акции протеста оппозиции погибли10 и получили ранения более 200 человек", сказал Миграрели. По его словам, передает Armenia Today, "нет ни одной причины, чтобы в Армении были политические заключенные". В то же пора Миграрели отметил, что ЕС продолжает звать власти Армении инициировать диалог с оппозицией, чтить право оппозиции на организацию митингов, собраний и демонстраций. Он призвалруководство страны не препятствовать проведению 20 июня митинга протестных сил, ибо это может вылиться в большее недовольство. Более того, передает Armenia Today, по его мнению, проведение этой акции можетсодействовать возможностидиалога.
По мнению депутата-республиканца Армена Ашотяна, в недавно опубликованном докладеГосдепартаментаСША сравнительно прав человека идемократиидержатьсяодносторонние и субъективные оценки о президентских выборах и поствыборных процессах в Армении. Какзаявил народный избранник на пресс-конференции 6 июня, удивителен тот факт, что оценка Госдепа противоречит оценке, содержащеся в докладе наблюдательской миссии ОБСЕ, соответственно которой, выборы проведены в соответствии с демократическими нормами. По словам Ашотяна, рапорт Госдепартамента США состоитиз двух частей. В первой части, по его словам, держатся субъективные подходы к армянскимвыборам, во второй - отчетный контент о собственной работе по развитию демократии в Армении. От этого текста, добавил депутат, складывается впечатление, что авторы доклада обращаются к налогоплательщикам США, "смотрите мол, как мы тратим ваши деньги". Ашотян напомнил, какие оценки в близкое час дала международная правозащитная организация "Фридом хаус" состояниюдемократии в самих СоединенныхШтатах. Организация, в частности, отмечала, что ряд высказавшихсясупротиввойны вИраке журналистов был уволен с работы, что осуществлялась цензура, что за политическое инакомыслие людей держали в тюрьмах. В США, по словам Ашотяна, полиция нередкопревышает свои полномочия, применяет насилие, а 3% населения, на глаз 7 млн людей, находятся в тюрьмах, до сих пор действует закон о смертной казни. Между тем, отметил депутат, США констатируют, что во момент событий 1 марта в Армении "погибло не менее 10 человек". ("Ноян Тапан").
Председатель армянской делегации в ПАСЕ Давид Арутюнян считает, что Армениядолжна претворитьв жизнь пункты резолюции ПАСЕ "О функционировании демократических институтовв Армении". По словам Арутюняна, резолюция ПАСЕ является объективной и она должна быть выполнена в указанные сроки. Он отметил, что бытуют два неправильных мнения. "Первое - Армению лишат права голоса в любом случае, чтобы она ни сделала, и второе - Армению не лишат права голосадаже в случае не выполнения резолюции", подчеркнул Арутюнян, выразив родное несогласие с обоими мнениями. (АрмИнфо).
Ряд правозащитных организаций Армении, Грузии и Азербайджана выступили с совместным обращением к Парламентской Ассамблее СоветаЕвропы о назначении специального докладчика по политзаключеннымна Южном Кавказе. Об этом агентству Turan сообщила босс Института мира и демократии Лейла Юнус. По ее словам, критерии определения"политзаключенного" были разработаны экспертами СЕ для Азербайджана и Армении еще в 2001 году, дальнейшем они использовались только для Азербайджана. Однако вслед за тем последних выборов в Армениии Грузии задача ещё стала актуальна для всего региона, потому как в Армении появилось от 138 до 192 политзаключенных, а в Грузии - не менее 26. В Азербайджане по данным Федерации правозащитных организаций страны есть не менее 55 политзаключенных. В этой связи, как считают авторы обращения, направление спецдокладчика по политзаключенным наЮжном Кавказе могло быподмогнуть решениюпроблемы. Обращение, подготовленное по инициативе ФПОА, подписали от Азербайджана: Лейла Юнус и Эльдар Зейналов (Правозащитный Центр Азербайджана), от Армении: Микаэл Даниэлян (Хельсинкская Ассоциация Армении) и Анаит Баяндур (Армянский Национальный Комитет Хельсинкской Гражданской Ассамблеи), от Грузии: Уча Нануашвили ( Правозащитный Центр Грузии) и Эмиль Адельханов (Кавказский Институт Мира, Демократии и Развития). (АрмИнфо). Армянская реальность и США
На вопросы газеты "Айоц Ашхар" отвечает зампредседателя Республиканской партии Армении Размик Зограбян
Айоц Ашхар: Госдеп США и международная правозащитная организация "Amnesty International" в своих опубликованных на днях докладах подвергли Армению критике. Что справедливо в этих оценках, и какие формулировки обусловлены политическими соображениями?
Размик Зограбян: По сути, эти оценки являют ежегодно повторяющиеся стандартные оценки в отношении стран, власти которых не находятся подамериканским влиянием. Оценки, имеющиеся в последнихдокладах, кроме того не вызывают необходимости серьезной реакции, т.к. и в этом случае и Госдеп США, и "Amnesty International" руководствовались двойнымистандартами. Когда в какой-либо стране верх им не нравится, то положение в этой стране ими представляется вчерных или серых тонах. Сегодня Армения является независимыми самостоятельнымгосударством. Мы строим нашу государственность, формируем здоровое гражданское общество. На этом пути нам еще многое предстоит сделать. Тогда как в упомянутыхдокладах события, в частности происшедшие 1 марта и последовавшие им, представляются так, как-будто пресечена некая освободительная борьба. В СоветскомСоюзе, к примеру, всех инакомыслящих или сажали в тюрьмы, или направляли напринудительное"лечение" в психиатрические больницы. А в нашей стране власти не только предложили всем политическим силам большой диалог, но и использовали все возможности для восстановления общественного согласия. В этой ситуации оппозиция не только выдвинула невыполнимые предусловия, дабы располагать предлог избежать диалога, но даже в текущее время готовится с 20 июня ещеболее накалить внутриполитическуюситуацию. Эти доклады могут лишь подбодрить тех, кто планирует новые провокации, т.к. за собой они чувствуют поддержку США и некоторых международных структур. Подобный политический допингсегодня впрыскивается с намерением воссоздать поредевшие очевидным образом ряды сторонниковЛТП (так, обычно, провластная "Айоц Ашхар" пренебрежительноназываетпервого президентаАрмении Левона Тер-Петросяна. - прим. ИА REGNUM). Тогда как в отношении к "лидеру" в рядах уже возникли определенные подозрения и очевидно, что он выполняет указания неких внешних сил. Было бы лучше, если бы американцы раньше всего оценилисостояние демократии и защиты прав человека в своей стране. Пусть представят, что происходит в тюрьмах и концентрационных лагерях США. Множество людей оказались в этих местах из-за своих политических взглядов или по политическим причинам. Тогда как все это представляется в виде социальныхили бытовых обвинений. При желании политическую основу разрешенооткопать и в бытовом преступлении. А если некто вышел для выражения своих политических взглядов, при всем при том арматурой разбивает голову другому, то что, его воспрещено привлекать к уголовной ответственности?
Айоц Ашхар: Г-н Зограбян, а для чего США применяют двойные стандарты?
Размик Зограбян: США имеют колоссальные финансовые возможности и не чувствует недостатка в агентах, передающих информацию о внутреннем положении в нашейстране. Этими инструментами США направляют лидеров новоявленной "оппозиции", за которыми, к сожалению, идет недалекая и обманутая доля нашего народа. В этом ли состоит демократия? США сумели осуществить цветные революции в Украине, Грузии, Киргизии. Пусть посмотрят и узреют. Если 1 марта в Ереване "революционеры" смоглапорушить лишь часть столицы, то в Киеве и Тбилиси разрушения и грабежи были более масштабными. А в Кригизии все перерушили не только в столице, но и по всей стране. Однако получается, что в Киргизиидемократия находится в лучшем состоянии, нежели в Армении, т.к. их глава по душе США, а свой президент не является их ставленником. Только лишь их определение, мол, "народ не имеет возможности поменять власть", являетсяявным призывом к революции. Главной целью руководимых Бушем неоконсерваторов является именно проведение изменений в мире. Я уверен, скольбы ни продолжались попытки цветных революций, в нашей стране своихцелей они не добьются. Кроме США в мире существует хоть отбавляй других стран, которыеследят и за прогрессом демократизации в нашей стране, и за поствыборными процессами, и за проходящими судебными процессами. Очевидно, что наши правоохранительные органы идут на определенные уступки, чтобыпредотвратить всевозможные политическиеспекуляции. Многие, кто участвовал в политической борьбе, и, несомненно, совершил уголовные преступления, осуждаются судами и освобождаются условно. В тех же США никтобы не проявил подобного мягкого отношения к уголовным преступлениям. ("Айоц Ашхар").
Издающаяся в Ереване и Лос-Анджелесе газета "Жаманак" пишет: "В нашем распоряжении имеются некоторые документыМинистерства юстиции США, которые доказывают, что в 2006-2007 гг. Серж Саркисян в США и Европе заказал и осуществил платную лоббистскую деятельность, направленную на создание и пропаганду собственного рейтинга, закоторую он заотчетные 6-7 месяцев заплатил, не считая "чаевых", как самое меньшее 331 тыс. 666 долларов США. Вышеупомянутые сведения были подчерпнуты из специального доклада Министерства юстиции Конгрессу США". "Согласно законодательству, в частности по закону "О регистрации об иностранных агентах", организации, проводящие лоббинг в пользу иностранных заказчиков регистрируются в криминальном управлении Министерства юстиции, отчитываясь каждые полгода о своей деятельности. В свою очередь, Минюст каждые полгода докладывает Конгрессу, отчитываясь о заказчикахиподрядчиках по странам. В настоящеевремяимеетсяотчет министра юстиции США (Attoney General) Конгрессу за вторую половину 2006 года и первую половину 2007 года. Отчет за вторую половину 2007 года пока не представлен в Конгресс. Заотчетныйотрезоквремени(2006.11-2007.04) лоббистской деятельностью в пользу Сержа Саркисяна занималась одна из известнейших компаний в этой сфере Burson-Marsteller (BM), которая привлекла для работы свою дочернюю фирму BKSH. Последняя, для реализации поставленной задачи перед правительствомСША и правительствами Европы, привлекла не только свои американские, но и европейские структуры. Согласно отчету армянская край заплатила 331.666 долларов, из которых 111.666во втором полугодии 2006 года, а 220.000 долларовв первом полугодии 2007 года. В распоряжении газеты имеютсядоговорыо лоббизме со стороны BM и BKSH в пользу С. Саркисяна, подписанные неким жителем Глендела (Калифорния) Степаном Мартиросяном. Согласно первому договору от 26. 09. 2006 года BM обязалась:
- в октябре 2006 года послать команду из 3 мужчина (двое из США, один из Брюсселя) для организации встреч с соответствующими лицами и выработки совместной стратегии;
- обратить в Ереван оперативного сотрудника BKSH Чарли Блэка с целью организации политического консалтинга".
Согласно изданию в 2006-2007 гг. Серж Саркисян проводил в США и Европе платную лоббистскую дело для формирования и пропаганды своего позитивного имиджа в иностранных государствах и европейских структурах. В западных СМИ распространялись благоприятные для него материалы. Кроме того, делалось все для ускорения организации встреч С. Саркисяна с руководителями этих государств и структур. Эта занятие велась параллельно с деятельностью С.Саркисяна на посту министра обороны и премьер- министра, что может быть расценено как применение служебногоположенияв личных целях. Эти действия происходили в течение двух лет, которые предшествовали президентским выборам в Армении и продолжались вплоть до началапредвыборной кампании, что дает вероятность анализировать эти действия в контексте президентских выборов. В своей лоббистской стратегии С. Саркисян пользовался имеющимися ресурсамидля формирования наиболее широкой аудиториии коалиций. Например, вовлечение вход бельгийского филиала BM дало возможность основатьлоббизм не только в США, где это традиционно, но и в европейских государствах и структурах, охватываяЕвропейский Союз и Совет Европы. Это является относительно новойсферой политическоголоббизма. Поэтому не удивительно, что лидером в этой практике в Европе стала американская кампания. Брюссельский филиал BM, пишет "Жаманак", действует в рамках следующей парадигмы: "Воздействовать на европейскую политику, включая 27 стран и 3 структуры ЕС (комиссии, парламент и советминистров) и на их окружение". Таким образом, заключает газета, служба брюссельскогофилиала BM в пользу Сержа Саркисяна, в определенной мере определяет мягкое касательство европейских структурко всемуэлекторальному процессу в Армении, несмотря на несчетные нарушения, фальсификации и насилие. "Жаманак"полагает, что выбрав в качествеглавногоподрядчикаBM, Серж Саркисянполучил выход на высшиеслои американского истеблишмента, причем как республиканцев так и демократов. BM была энергично вовлечена в нынешню президентскуюкампаниив США. Основатель BM Марк Пенн до последнего времени был одним из руководителей предвыборной кампании Хилари Клинтон, а основатель ее дочерней фирмы BKSH Чарли Блэк, который являетсясубподрядчиком С. Саркисяна и в октябре 2006 года посетил Армению, является финансовым директором предвыборной кампании Джона Маккейна. Если учесть, что в пользу С. Саркисяна работали и BM и BKSH, то позволительно констатировать, что он де-факто работал с двумя командами. Газета отмечает, что лоббизм осуществляемый Сержем Саркисяном в Европе и США ставит ряд серьезныхвопросов о транспаретности государственного управления вАрмении. Министр обороны, а после этого премьер-министр для достижениях личных и официальных целей выплатил из своего кармана более 300.000долларов США зарубежной лоббистской компании. "Жаманак" считает, что необходимо узнать происхождение этой суммы, было ли проинформированоруководство Арменииоб этой сделке и приняло ли оно решение о ее одобрении, а также персонаи полномочия Степана Мартиросяна, который представлялинтересы армянской стороны. Было бы полезно, в условиях расследования обстоятельств сделки, исследовать деятельность ряда делегаций находящихся с визитами в Армении, а также ряд контактов армянских делегаций за пределамистраны. Понимая роль лоббизма в США, газета, тем не менее констатирует, что лоббитская сделкаСержаСаркисяна показывает явственныйконфликтгосударственных и личных интересов, что, скорее всего, противоречит какряду американских, так и армянских законов. "Жаманак" считает, что выяснение источника финансовых средств, без малого наверняка, даст возможностьвещать и одругих нарушениях закона.
Доклад омбудсмена
Как сообщает радио "Свобода", в парламенте Армении состоялись слушания повопросувнеочередногодоклада Защитника прав человека Армении Армена Арутюняна, посвященного президентским выборам 19 февраля и поствыборным развитиям событий. В событиях 1 марта, в результате которых погибли 10 человек, Омбудсмен в своем докладе обвинил такжевласть. Генеральный прокурорАрмении и министр юстиции подвергли доклад Омбудсмена критике, обвинив его в превышении своих полномочий. Впарламентевыступили Защитник прав человека, генеральныйпрокурор и министр юстиции.
Как сообщает газета "Лрагир", генеральный прокурор в своем 40-минутном выступлении представлял правовые основания своих возражений докладу Омбудсмена. "Институт Омбудсмена как в Армении, так и в других странах, заложен как гарантия обеспечения прав человека и других основополагающих свобод, формирования общественного согласия, повторяю - общественного согласия", заявил Агван Овсепян, назвав внеочередной доклад Омбудсмена "политическим".
По мнению Armenia Today, доклад Омбудсмена "поверг в шок генпрокурора и министра юстиции", до этого занимавшего пост замгенпрокурора и они решили дружно стукнуть по омбудсмену, назвав его творение "субъективным и политическим". Как отмечает агентство, приглашенные - адвокаты, общественные деятелирешилииспользовать эпизод и более точно определить точка зрения генпрокурора по поводу поствыборных событий, в частности, изведать его оценку адекватности примененной 1 марта против мирных митингантов силы. "Это конечно ни капли не обрадовало генпрокурора. Он прямо заявил, чтоне намерен об этом говорить. Депутат парламента Заруи Постанджян поинтересовалась, есть ли на сегодняшний день обвиняемые в убийстве 10 дядя вовремя беспорядков 1 марта, возбуждены ли по факту убийства данных людей отдельные уголовные дела и признаны ли родственники убитых правопреемниками потерпевших. Генеральный прокурор заявил, что не собирается откликаться на подобные вопросы по той немудрёный причине, что закон запрещает проводить слушания по уголовным делам. После того, как депутат повториласвойский вопрос, генпрокурор заявил, что этого он не скажет. Кроме того он отказался продемонстрировать общественности видеозаписи утра и вечера 1 марта, отпарировав, мол "мы не намерены заниматься нравственной пропагандой". Согласно агентству, нежелание генпрокурора отзываться на вопросы о событиях 1 марта дошла до того, что он заявил, что утром 1 мартана площади Свобода, правоохранительные органы пришли не с обыском, как прежде заявлял президента Армении Роберт Кочарян, а для изъятия "большого количества оружия". Уже в следующем своем предложении он назвал эту операцию "осмотром места происшествия". Не надобно быть юристом, чтобы понять, что все три мероприятия имеютразличные основания. Так что же заставило генпрокурора так запутаться в своих мыслях, спрашивает Armenia Today. "Может в силу последних активных перестановок в руководстве страны, генпрокурору не спится, так как не исключено, что и он расстанется со своим креслом? Нервозность Агвана Овсепяна была в такой степени явной, что, выйдя из зала заседаний, он набросился на журналистов, выкрикивая, что он вышел отдохнуть, и не намерен беседовать с прессой, хотя журналисты не особенно и стремились подступать к нему. Как отмечает агентство, "последней каплей для подпорченных нервов генпрокурора" стал вопрос председателя постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам, народного избранника парламента Давида Арутюняна (бывший министр юстиции) о том, что если Агван Овсепян представляет только возражения по поводу доклада омбудсмена Армении, означает ли это, что он не нашел там положений, требующих разъяснений. Овсепян отметил, что в следующий раз назовет свои возражения "возражениями-разъяснениями". Депутатпереформулировал наш вопрос: "Какие заключения данного доклада вы считаете обоснованными, и требующими разъяснений?". Вреакция на это генпрокурор предложил Арутюняну увидаться особняком и обсудить данныйвопрос. Этот ответ, как и многие другие, вызвал негодование и возмущение присутствующих, которые также ожидали заполучить ответ на данный вопрос. Арутюнян поинтересовался также, зачем возражения генпрокурора и министраюстиции Армении совпадают, причем уровень этих совпадений крайне высока. "Были ли эти возражения подготовлены совместно, или одно из этих ведомств имеет приоритет, и если да, то которое?", поинтересовался депутат. Генпрокурор на это ответил, что "возраженияне были подготовленысовместно, а кто первым об этом подумал, не имеет значения". Одним словом, заключает Armenia Today, выступление генпрокурора в парламенте на долгое время запомнится общественности. "А сам он надеемсяеще долговременно не будет спать, размышляя что же произошло 1 марта".
Как сообщает ИА REGNUM, выступая в парламенте, омбудсмен Армен Арутюнянотметил, что доводы, содержащиеся в ответных докладах генпрокурора и министра юстиции, выдернуты из контекста и искажены. Более того, по его словам, все вопросы, отраженные вдокладе превращены в утверждения. "В своих докладах они даже отвечают на несуществующие вопросы. Складывается впечатление, чтотекст моего докладаподстраивают под критику, а возражениявыполненыв лучших традициях времен СССР", отметил омбудсмен. Более того, по словам Арутюняна нет прецедента, чтобы защитника прав человека в какой либо-стране подвергалитакому агрессивному нападению. В докладе, в частности, раскрывается динамика изменения социально-психологической атмосферы в условиях невозможности получения объективной информации об избирательных процессах в предвыборный период, закономерности ее формирования. "Целью же доклада - изготовить предметом широкого обсуждения те проблемы, решения которых может содействовать преодолению раскола в обществе и сформировать условия для эффективной защиты прав человека", отметил он. В то же время Арутюнян подчеркнул, что, несмотря на острые возражения генпрокуратура и министерства юстиции, на волнующие среда вопросы ответовполучено не было. "Остается непонятным, кто дал инструкция применить силу. Я не поверю, что правоохранительные органы спонтанно собрались и решили провести операцию", - отметил он, добавив, что вместо того, чтобы ответствовать адекватно ли было использование силы, "нас обвиняют в том, что мызадаем тот самый вопрос". Комментируявозражения генпрокуратуры и министра юстиции по поводу того, что в докладеуказываетсяо применении к первому президенту Армении Левону Тер-Петросяну режима домашнегоареста, поскольку, законодательствоАрмении не предусматривает этого, Арутюнян попросил вручить определение этому режиму. "Как по иному разрешается окрестить тот факт, когда человека не выпускают из дому, а всех входящих к нему обыскивают. Обыскали спецпредставителя ЕС на ЮжномКавказеПитера Семнеби, а помощник советника госсекретаря Мэтью Брайза не позволили себя обыскать", - отметил Арутюнян. Он подчеркнул, что доклад не является абсолютной истиной, и призван обсудитьсущность проблем, отраженных в нем.
Вместо ответов на волнующие общественность и поднятые в докладе вопросы, Омбудсмен получил возражения Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции, которые нетолько не ликвидировали озабоченности относительно поднятых в докладе вопросов, но и вызвали новые вопросы, заявил Омбудсмен Армен Арутюнян. По словам Омбудсмена, передает "Ноян Тапан", в его докладе нет инамека на сомнения в знаниях, уровне и профессионализме какого-либо должностного лица или государственногооргана, в то время, как в текстахвозражений Генпрокуратуры и Минюста, а также во время телевизионных выступлений представителей этих ведомств были выражения, содержащие элементы личных оскорблений и ставящие под колебаниепрофессионализм Омбудсмена. "Стиль возражений направлен против плюрализма и свободы слова, общество Армениисегодня стоит перед выбором: рскручиваться в направлении обеспечения демократических ценностей и укрепления институтовили шагать по пути усиления или сохранения порочных авторитарных тенденций властей, углубляя тем самым водораздел между властями и большей частью общества", отметил Омбудсмен. АрменАрутюнян отметил, что в ихархиве былообнаруженонесколько заявлений первого Омбудсмена - Ларисы Алавердян, направленных в Генеральную прокуратуру Армении, на которые несколько раз был дан один и тот же ответ: "Вы превышаете свои полномочия". "То есть, это, как словно уже становитсяпрецедентом для прокуратуры, когда Омбудсмен выдвигает острые вопросы, они идут этим путем", заключил Арутюнян, спрашивая, по каким полномочиям Генеральная прокуратура предъявляет обвинения Омбудсмену.
"Извращая, а порой и развивая поставленные вопросы, авторы возражений поднимают несуществующие в докладе вопросы и дают на них подробныеответы, создавая тем самым видимость обоснованности возражений", заявил в своем докладе Омбудсмен Армен Арутюнян. По его мнению, передает газета "Лрагир", в реальности эти структуры (Генпрокуратура и Минюст. - прим. ИА REGNUM) не имели права толковать о превышении им своих полномочий. "Это столкновение мировоззрений, мышления и менталитета. Именно поэтому, вместо обсужденийимело местоположение тотальное неприятие. Многие говорят об общечеловеческих ценностях, свободах, человеческом достоинстве, равноправии граждан, попирая на деле все эти ценности", сказал Арутюнян об отзыве властных структур о его докладе. "Часто Омбудсмена критикуют за то, что за основу он взял неофициальные источники, зачастую забывая о том, что Омбудсмен является единственным официальным лицом, который нетолькоимеет право, но и обязан основываться на неофициальные источники, поскольку, если я буду хватать за основу только официальные источники, то я легко перестану вкалывать - буду сиживать и воспроизводить официальную версию. Весь толк института Омбудсмена содержится в том, что он являетсяпосредникоммежду властями и обществом, и те вопросы, которые не нашли в обществе ответа, он должен озвучивать, обретать ответы, чтобы снизить напряженность", сказал Армен Арутюнян.
"ОмбудсменАрмении в своем докладе попытался попасть тому слою, который считается оппозицией", заявила на пресс-конференции 4 июня член фракции АРФД Алвард Петросян. По ее словам, "человек, имеющий такие обязанности в находящейся в ситуации морально-психологического кризиса стране, не должен быть популистом". "Мне кажется, что омбудсмен должен быть весьматрезвой, очень могучей личностью: он не должен подсоблять кого-либо", - заявила Алвард Петросян. По ее оценке, нужно мочь унимать в подобные кризисные моментысвойственное человеку стремление стать героем. "Омбудсмен Армении встал в позу защиты проигравшей оппозиции, между тем, омбудсмен неимеет права вмешиваться в эти игры", заявила Алвард Петросян. ("Ноян Тапан").
Внеочереднойдоклад вызвал недовольство, в силу того что что Защитник прав человека сделал центровой упор на критику полиции, прокуратуры и других правоохранительныхорганов. Это не могло не побудить возражений. Столь критическое отношение неприемлемо. Омбудсмен не имел правасооружать свой докладна анализе создавшейся в стране кризисной ситуации. Он должен былпроанализироватьнарушения, а до этого - предпринять шаги по их устранению. Между тем он излишнеуглубился в политический разбор и представил политическую оценку. Всювину за случившееся омбудсмен возложил на власти, что неприемлемо", заявил в беседе с газетой "Айоц Ашхар" член парламентской комиссии по правам человека Рафик Петросян.
Секретарь парламентской фракции "Наследие" Степан Сафарян обвинил Генерального прокурора Армении Агвана Овсепяна в откровенной лжи. Выступая в дискуссионном клубе "Тесакет", Сафарян заявил, что намедни в ходе парламентских слушаний по внеочередномудокладу Омбудсмена, Агван Овсепян заявил, что Полиция 1 марта действовала спонтаннои без специальных письменных указаний. По словам депутата, прокурор пытался доказать, что "военно-полицейская операция 1 марта неимеет авторов". "Агван Овсепян лжет. Мне доподлинно известно о наличии письменных документов, свидетельствующих о том, что полицейские действовали по приказу", заявил парламентарий. Он также заявил, что было бы недурственно продемонстрироватьпо Общественному ТелевидениюАрмении несмонтированные видеокадры событий 1 марта в Ереване. (АрмИнфо).
По мнению газеты "Айкакан жаманак", парламентские слушания показали, что выявлению ответственного за организацию трагедии 1 марта альтернативы нет, и власти, хотят они того или нет, должны будутдать наэто ответ. "Агван Овсепян и Геворг Даниелян (генпрокурор и министр юстиции. - прим. ИА REGNUM) пытаются не предположить подтверждения ответственности Роберта Кочаряна. Однакотракт решения этой задачи до того тернист, что он "изнашивает" тех, кто пытается грудью не дать в обиду Кочаряна, и в первую очередность Овсепяна. Последний, пытаясь отстоять РобертаКочаряна, по сути дела вынужден забрать ответственность на себя". С эдакий точки зрения, пишет газета, примечательно, что в последнее время упрямо муссируются слухи о егоскором смещении с должности.
Комментируя парламентские слушания по внеочередному докладу Омбудсмена, газета "Аравот" пишет: "Трудно сказать, то ли эта место вызывает пробуждениесовести, то ли выбирая кандидатуруна пост Омбудсмена, экс-президент Роберт Кочарян без затей ошибся, предполагая, что выдвигает очередного лизоблюда, но факт остается фактом: и начальныйОмбудсменЛариса Алавердян, и Армен Арутюнян пытались, в пределах своих возможностей, реализовыватьпредусмотренные законом обязанности". Газета обращает внимание на то, что перед своим избраниемАрменАрутюнян открыто предупредилдепутатов: "Если считаете, что я буду приспешником, прошу вас голосовать "против". Депутатыпокорно выполнили команду "верхов" и избрали нынешнего Омбудсмена, пишет газета, "и... влипли". Дело в том, пишет "Аравот", что "закон этот верно написан": избрать можешь, а вотсметить с должности (без соответствующего решениясуда) - нет. "Такаяправовая норма на самом деле теоретически обеспечивает относительную независимость должностного лица. Можно, конечно, изменить закон илиподбросить в карманчикгосподинаАрутюняна несколько граммов наркотика и опослясудить. Но подобные примитивные "ментовские приемы", по всей видимости, будут использоваться после обсуждения нашего вопроса в Страсбурге".
Защитник прав человека Армении Армен Арутюнян доволен слушаниями по его докладу, прошедшими накануне в парламенте страны. Как передает корреспондент ИА REGNUM, Арутюнян заявил журналистам, что в ходе слушаний процесс от резкойкритики перешел в конструктивное обсуждение, что запрещено не приветствовать. Омбудсмен отметил, что конструктивные слушаниятолько на пользу обществу, тем более, когда обсуждаются вопросы, имеющиеособенный резонанс. "Если в обществе есть напряжение, то при обсуждении проблем оно спадает", - заметил Омбудсмен. Принимая критику в свой адрес, Арутюнянсогласился, что доклад не является абсолютной истиной, он призывает обсудить суть проблем, отраженных в нем. "Если подобные обсуждения будут иметь в распоряжении продолжительный характер, то всенепременно поднимут в глазах общества престиж самого парламента", - заявил Арутюнян.
По материалам: ИА REGNUM Опубликовано: 17 июня 2008