Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Кого лоббируют США? Армения за неделю

Армения-Россия

Президент России Дмитрий Медведев пригласил президента Армении Сержа Саркисяна приехать в Москву с визитом. Открывая встречу с новым главой армянского государства, Медведев напомнил, что он и Саркисян избраны не так давно. "Пользуясь случаем, хотел бы позвать посетить Россию с официальным визитом в ближайшие немного месяцев", - сказал Медведев. Он отметил, что Россия и Армения поддерживают дружественные отношения. "Рад Вас здороваться в Петербурге. Это наша вторая встреча, я Вас хотел бы поздравить с началом Вашей новой работы", - сказал Медведев. Президент Армении поблагодарил Медведева за приглашение и выразил надежду, что в ходе его визита в Москву будут обсуждаться перспективы сотрудничества двух стран. Саркисян приподнято оценил взаимодействие России и Армении. "У нас хорошие отношения, уверен, что они будут углубляться", - сказал он. (PanARMENIAN.Net).

По сведениям газеты "Чоррорд ишханутюн", "в ходе встречи президента России Дмитрия Медведева с Сержем Саркисяном состоялся достаточно острый разговор". Согласно полученной газетой информации, первостепенный темой разговора Медведева с Саркисяном была внутриполитическая обстановка Армении. "Как сообщили нам близкие к Кремлю источники, Дмитрий Медведев посоветовал Сержу Саркисяну обязательно изыскать возможности для санкционирования намеченного на 20 июня митинга, а ещё счел неприемлемым употребление силы в отношении оппозиции. Дмитрий Медведев в довольно жестких выражениях категорически запретил попытки оправдывать действия силовых органов в отношении народа якобы полученным от России "добром", и добавил, что в противном случае Россия на такие попытки ответит уже не публикациями в СМИ, а официальным заявлением", пишет "Чоррорд ишханутюн".

Газета "Айкакан жаманак" же считает, что Сержу Саркисяну "никак не удается соорудить отношения" с новоизбранным президентом России Дмитрием Медведевым. Отмечая, что всего за несколько дней до встречи с Медведевым в Санкт-Петербурге пресс-служба президента Армении разнесла извещение о том, что посол России в Армении Николай Павлов передал Саркисяну приглашение Медведева посетить с официальным визитом Москву "во второй половине июня", газета обращает чуткость на несоответствие указанного срока со сроками личного приглашения Медведева посетить "в ближайшие несколько месяцев". оворя о второй половине июня, нереально применять выражениелижайшие несколько месяцев". С прочий стороны, Медведев не мог не быть в курсе о своем приглашении "в конце июня". Маловероятно также, что срок "конец июня" приписала администрация Сержа Саркисяна". Считая такую ситуацию "унизительной" для Саркисяна, газета заключает: "Лучше бы Медведев с ним нисколько не говорил. Трудно себе представить, как Серж Саркисян примет приглашение позже такого унижения".

Газета "Иравунк" обращает внимательность на то, что безотложно затем встречи Сержа Саркисяна с Дмитрием Медведевым в Санкт-Петербурге, "полетели головы самых прозападно настроенных послов Армении" - Кристиана Тер-Степаняна и Дживана Табибяна, представлявших Армению в евроструктурах. То есть, пишет газета, точка зрения Армении к Страсбургу может ужесточиться.

Политический обозреватель "Ноян Тапан" Давид Петросян обратил участливость на прозвучавшее на минувшей неделе заявление министра транспорта и связи Армении Гургена Саркисяна, где он сказал, что "Армения поддерживает восстановление железной дороги в Абхазии, т.к. это положение положительно повлияет на возможное разблокирование движения по маршруту Сочи - Сухуми - Тбилиси". Тем самым, считает обозреватель, Ереван поддержал "нарушенное Россией Московское соглашение 1994 года", которые регулируют ситуацию в зоне грузино-абхазского конфликта. В связи с этим, обозреватель напоминает, что нимало недавно, на сессии Генеральной Ассамблеи ООН Армения голосовала "против" резолюции, внесенной в повестку дня Тбилиси, где подтверждается право грузинских беженцев возвратиться в Абхазию, и добавляет: "Здесь есть над чем задуматься". "В Ереване должны помнить, что ключевой товарооборот Армении с внешним миром идет посредством сухопутные коммуникации Грузии. До последнего времени Ереван был довольно осмотрительным в этом сложном вопросе и держал отчетливый нейтралитет в грузино-абхазском противостоянии, учитывая, что обе конфликтующие стороны являются дружественными к Армении". Полагая, что для Армении правильнее было бы сберечь нейтралитет и, во избежание ухудшения отношений с Грузией, "не поддаваться нажиму Москвы", Петросян обращает внимание на то, что все эти решения были приняты новой политической командой Сержа Саркисяна. "Речь идет не только о самом президенте, но и о секретаре Совета национальной безопасности Артуре Багдасаряне (Гурген Саркисян является его однопартийцем), и о министре иностранных дел Эдуарде Налбандяне, которые обязаны были приблизиться к этому вопросу больше ответственно". В данном случае, мы, с сожалением, нетрудно обязаны зафиксировать знак серьезной некомпетентности нового политического руководства Армении в вопросах региональной политики, заключает политобозреватель.

Российская газета "Аргументы и Факты", касаясь внутриполитической ситуации Армении, "выражает сомнение" в прочности режима Сержа Саркисяна. "Фактически, единственной "надежой и опорой" новоизбранного президента Армении на нынче остается Россия". И в эти дни немного кто в Армении не понимает это, выделяет газета, отмечая, что ныне 62% граждан Армении не поддерживают политику России. "Надо отметить, что некоторые политологи ещё до президентских выборов предупреждали Москву, что безоговорочная помощь непопулярного режима Еревана повредит имиджу Кремля при любом исходе выборов, что не разрешено без конца надвигаться на одни и те же грабли. В конце концов, понятие "стратегический партнер" не завсегда тождественно правящему режиму, и пророссийские симпатии в республике не ограничиваются административными зданиями Еревана". Газета напоминает, что "армяно-российские отношения должны быть поставлены выше интересов какой-либо политической группировки в Армении", и предупреждает, что "дальнейшая подмога режима приведет к еще большему ослаблению позиций России в Армении". "АиФ" призывает власти России "прямо и ясно сориентировать Саркисяну на надобность проворно и результативно привести доказательства свою способность выискивать верные и приемлемые для армянского общества решения преодоления затянувшегося кризиса несиловыми методами или сходить навстречу требованиям армянского общества и провести внеочередные выборы". "Россия при этом ничего не может потерять: главный соперник Саркисяна это вождь Всенародного движения Левон Тер-Петросян, тот, что также, а скорее и в большей степени, привержен принципам союзничества России и Армении", пишет российское издание и подчеркивает: "Это будет справедливый и ответственный шаг".

Постпервомартовский синдром

Один из свидетелей событий 1 марта пишет в газете "Жаманак-Ереван": "Левон Тер-Петросян поднялся к трибуне и произнес: "Подождите, посмотрим, что они хотят сказать". Мы ничего не делали. После этих слов первого президента отряды начали ударять людей... Но эти били как-то слабо, как бы нехотя. Сразу следом за ними были другие - физически более сильные, энергичные, веселые. В занятие вступили они. Били и матерились... Люди начали разбегаться, но все было перекрыто, было некуда бежать. В одном месте полицейские расступились - бегите, ребята, вас тут могут уничтожить. Побежали к кафе "Карузо", хотели сквозь него выйти. Этиерные" набросились с дубинками, электрошокерами, начали бить. Били всех, не различали молодых и старых, мужчин и женщин, били... Словно как раз за тем и пришли - уничтожить. Били безжалостно и без слов".

1 марта стало для всех хорошим уроком. Теперь, думаем, никто не позволит, чтобы дело зашло так далеко. Организаторам скрутят руки и вооруженные силы=вс "политзаключенных" получит свежее пополнение. Им не поможет более того собственная невменяемость. ("Айоц Ашхар").

Газета "Азг" пишет: "За прошедшие потом 1 марта три месяца, оппозиция, вместо того, чтобы делать шаги, направленные на оздоровление общества и поддержание имиджа страны, действует с точностью до наоборот. Разве может стремиться обратить свою страну в Содом и Гоморру тот, кто стремится к власти и реформированию страны? Это что - вражеская держава или родная?.. Власти, в свою очередь, ни на йоту не хотят отойти с позиций своего прежнего образа действий, хоть что-нибудь уступить. Ну, если вы не хотите отделаться от скомпроментированных лиц, не освобождаете дорогу новым, недискредитированным кадрам, то это означает, что дальновидная аналитика у вас отсутствует, оттого что не уступающий количество теряет все. Власть, не желающую самореформироваться, "отреформируют" другие, нанеся тем самым вред имиджу страны".

В организованном 5 июня по инициативе партии "Новые времена" обсуждении на тему "Политзаключенные и внутриполитическая ситуация" представители силовых структур не приняли участия. Как сообщил корреспонденту "Ноян Тапан" пресс-секретарь партии "Новые времена" Эммануэль Маргарян, партия с целью извещения о предстоящем обсуждении предварительно направила официальные письма-приглашения Министерству юстиции, Генеральной прокуратуре, СНБ и полиции. Из указанных структур только прокуратура прислала пояснение о причинах, по которым она не может принять участия в мероприятии. В частности, по словам Маргаряна, пресс-секретарь Генеральной прокуратуры Сона Трузян заявила, что архитектура не принимает участия в обсуждениях на политические темы. Остальные три структуры выразили признательность за приглашение, и все-таки своих представителей не прислали. Член правления партии "Новые времена" Грачья Саркисян, открывая обсуждение, заявил, что то, что действо осталось без отклика, свидетельствует об отношении силовых структур к арестованным политическим деятелям. Саркисян добавил, что лидер партии "Новые времена" Арам Карапетян при замене его меры пресечения предупредил прокуратуру, что продолжит борьбу за "освобождение своих соратников - других политзаключенных". Адвокат Тигран Тер-Есаян отметил, что он с пониманием относится к тому, что силовики не участвуют в обсуждении, так как следствие по делам заключенных покуда находится в производстве, и воздержание от участия в общественных обсуждениях вытекает из интересов следствия. Член Общенародного движения Армен Арутюнян возразил, заявив, что "проблема политзаключенных больше всего должна беспокоить аккурат тех, кто считает, что события 1 марта являются массовыми беспорядками, и что арестованные являются преступниками, а не преследуемыми".

Армения находится в состоянии постпервомартовского кризиса, к последующим событиям которого добавился только единственный момент - вопросительный мотив переведен в международные инстанции. Такое мнение, передает "Ноян Тапан", заявил на пресс-конференции 6 июня член парламентской фракции "Наследие" Степан Сафарян. По его словам, воздействие этого фактора стало значительным следом принятия в ПАСЕ резолюции 1609. По мнению депутата, эта ситуация изменилась тогда, когда спикер парламента Армении принял участие в заседании Мониторинговой комиссии ПАСЕ, где европейские чиновники выступили с отрезвляющим заявлением: "То, что делается, может расцениваться как начало, а не как выполнение требований".

Вся ответственность за события 1-2 марта в Ереване лежит на экс-президенте Армении Роберте Кочаряне. Об этом, передает газета "Лрагир", заявил 9 июня на пресс-конференции в Ереване секретарь политсовета оппозиционной партии "Республика" Сурен Суренянц. Комментируя аресты оппозиционеров, Суренянц подчеркнул, что уголовное дело по признакам узурпации власти было возбуждено СНБ еще 24 февраля. По его словам, "или власти врут, заявляя, что получили информацию о вероятных событиях только 29 февраля, либо они шесть дней бездействовали, оттого что, имея информацию еще 24 февраля, решили провести обыск только 1 марта". Однако наиболее вероятным, по словам Суренянца, является то, что "24 февраля было принято политическое вывод об организации бойни 1 марта". "Я со всей политической ответственностью заявляю, что политическое заключение об организации бойни 1 марта высшее руководство страны приняло 24-го февраля", заявил Суренянц.

Газета "Айкакан жаманак", обращаясь к теме обвинительного вердикта в отношении трех, ограбивших 1 марта шоп "Роберто" лиц, пишет: "Как известно, эти, имевшие несколько судимостей люди, были доверенными лицами Сержа Саркисяна, и прибыли из Арташата в Ереван, потому как знали, что в центре столицы объявлен "час грабежа". Это дело подтвердило утверждения оппозиции, что организаторы массовых беспорядков и грабители магазинов к участникам митингов никакого отношения не имели. Более того, грабители магазинов были сторонниками властей, вернее - Сержа Саркисяна".

"Я думаю это было именно тем, о чем мы уже несколько месяцев говорим, - сказал журналистам в связи с грабителями магазина "Роберто" пресс-секретарь лидера оппозиции, первого президента Армении Левона Тер-Петросяна Арман Мусинян. - и эта истина не могла один раз не всплыть". "Вынесенный обвинительный вердикт в отношении трех доверенных лиц Сержа Саркисяна, ограбивших маркетоберто" во период событий 1 марта, является вдали не последним опровержением их официальной трактовки", - заявил Мусинян. По его словам, в связи с событиями 1 марта будет еще сильно непочатый край "открытий", причем намного более сенсационных. "Мы постоянно говорили, что погром нескольких магазинов в центре Еревана вечером 1 марта был шибко ладно спланированной и осуществленной провокацией властей. Нет ничего удивительного в том, что даже нынешняя порочная судебная организация не смогла не признать факт участия в ограблении магазина "Роберто" доверенных лиц Сержа Саркисяна. Данное обстоятельство говорит само за себя", - подчеркнул Мусинян. (АрмИнфо).

Навстречу июньской сессии ПАСЕ

Над Арменией нависла реальная опасность лишения права голоса армянской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы. Об этом заявил лидер оппозиционной Либерально-Прогрессивной партии Ованес Ованнисян. Комментируя по просьбе корреспондента АрмИнфо возможные последствия подобных шагов ПАСЕ он заметил, что, разумеется, речь в то время как не идет о замораживании армянских счетов в европейских банках или невыдаче въездных виз в европейские страны. Однако наверное все экономические проекты будут сразу приостановлены и по и без того невысокому международному имиджу Армении будет нанесен дюжий удар, считает Ованнисян. По его словам. ясно, что власти Армении не намерены исполнять каких-либо шагов, о которых говорится в апрельской резолюции ПАСЕ N1609, оттого угроза принятия Ассамблеей жестких мер достаточно реальна. По мнению же секретаря оппозиционной парламентской фракции "Наследие" Степана Сафаряна, на июньской сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы Армению могут лишить права голоса до осенней сессии. По его словам, в настоящее миг внутри провластного лагеря происходит раскол. В одну входят депутаты парламента от Республиканской партии Давид Арутюнян, Грануш Акопян и другие, они выступают за инициация реального диалога с оппозицией и принятие ее требований. Другая, более многочисленная, во главе со спикером парламента Тиграном Торосяном, "хочет покинуть все, как есть". Власть ищет внутри себя компромисс, но пока безрезультатно, а пока ПАСЕ может принять жесткие меры в отношении страны, отметил Сафарян. "Если на летней сессии ПАСЕ армянскую делегацию лишат права голоса, я буду проверять сожаление. Но о негативных последствиях должны были размышлять власти, когда фальсифицировали итоги президентских выборов и расстреливали людей", заявил на встрече с журналистами член Политического Совета партии "Республика" Сурен Суренянц. Он напомнил, что Армения сама изъявила охота сделаться членом Совета Европы и, соответственно, обязана почитать европейские стандарты. "На нынешний день власти Армении не выполнили ни одно из требований резолюции ПАСЕ N1609. Если они намерены довести ситуацию до санкций, нехай затем задумываются над тем, как это отразилось на карабахском урегулировании", сказал Суренянц. Заявления ряда представителей властного лагеря о том, что некоторые из европейских стандартов противоречат национальным интересам, оппозиционер назвал циничными. В отклик на просьбу прокомментировать попытки парламентского большинства расширить образ оппозиции в Национальном Собрании, Суренянц подчеркнул, что "лучшим законом для нас будет роспуск парламента, который как коллективный орган совершил строй тяжелых преступлений, в частности, проявил раболепие при привлечении к "уголовной" ответственности своих коллег".

Прибывший в Ереван заместитель генерального директора департамента по внешним отношениям Еврокомиссии Хьюг Миграрели подтвердил оценку, данную ЕС президентским выборам 19 февраля. "Европейский союз выступил после этого последних выборов с заявлением, в котором выражалась озабоченность произошедшими 1 марта в Ереване событиями, когда в ходе столкновений силовиков с участниками акции протеста оппозиции погибли 10 и получили ранения более 200 человек", сказал Миграрели. По его словам, передает Armenia Today, "нет ни одной причины, чтобы в Армении были политические заключенные". В то же пора Миграрели отметил, что ЕС продолжает звать власти Армении инициировать диалог с оппозицией, чтить право оппозиции на организацию митингов, собраний и демонстраций. Он призвал руководство страны не препятствовать проведению 20 июня митинга протестных сил, ибо это может вылиться в большее недовольство. Более того, передает Armenia Today, по его мнению, проведение этой акции может содействовать возможности диалога.

По мнению депутата-республиканца Армена Ашотяна, в недавно опубликованном докладе Госдепартамента США сравнительно прав человека и демократии держаться односторонние и субъективные оценки о президентских выборах и поствыборных процессах в Армении. Как заявил народный избранник на пресс-конференции 6 июня, удивителен тот факт, что оценка Госдепа противоречит оценке, содержащеся в докладе наблюдательской миссии ОБСЕ, соответственно которой, выборы проведены в соответствии с демократическими нормами. По словам Ашотяна, рапорт Госдепартамента США состоит из двух частей. В первой части, по его словам, держатся субъективные подходы к армянским выборам, во второй - отчетный контент о собственной работе по развитию демократии в Армении. От этого текста, добавил депутат, складывается впечатление, что авторы доклада обращаются к налогоплательщикам США, "смотрите мол, как мы тратим ваши деньги". Ашотян напомнил, какие оценки в близкое час дала международная правозащитная организация "Фридом хаус" состоянию демократии в самих Соединенных Штатах. Организация, в частности, отмечала, что ряд высказавшихся супротив войны в Ираке журналистов был уволен с работы, что осуществлялась цензура, что за политическое инакомыслие людей держали в тюрьмах. В США, по словам Ашотяна, полиция нередко превышает свои полномочия, применяет насилие, а 3% населения, на глаз 7 млн людей, находятся в тюрьмах, до сих пор действует закон о смертной казни. Между тем, отметил депутат, США констатируют, что во момент событий 1 марта в Армении "погибло не менее 10 человек". ("Ноян Тапан").

Председатель армянской делегации в ПАСЕ Давид Арутюнян считает, что Армения должна претворить в жизнь пункты резолюции ПАСЕ "О функционировании демократических институтов в Армении". По словам Арутюняна, резолюция ПАСЕ является объективной и она должна быть выполнена в указанные сроки. Он отметил, что бытуют два неправильных мнения. "Первое - Армению лишат права голоса в любом случае, чтобы она ни сделала, и второе - Армению не лишат права голоса даже в случае не выполнения резолюции", подчеркнул Арутюнян, выразив родное несогласие с обоими мнениями. (АрмИнфо).

Ряд правозащитных организаций Армении, Грузии и Азербайджана выступили с совместным обращением к Парламентской Ассамблее Совета Европы о назначении специального докладчика по политзаключенным на Южном Кавказе. Об этом агентству Turan сообщила босс Института мира и демократии Лейла Юнус. По ее словам, критерии определения "политзаключенного" были разработаны экспертами СЕ для Азербайджана и Армении еще в 2001 году, дальнейшем они использовались только для Азербайджана. Однако вслед за тем последних выборов в Армении и Грузии задача ещё стала актуальна для всего региона, потому как в Армении появилось от 138 до 192 политзаключенных, а в Грузии - не менее 26. В Азербайджане по данным Федерации правозащитных организаций страны есть не менее 55 политзаключенных. В этой связи, как считают авторы обращения, направление спецдокладчика по политзаключенным на Южном Кавказе могло бы подмогнуть решению проблемы. Обращение, подготовленное по инициативе ФПОА, подписали от Азербайджана: Лейла Юнус и Эльдар Зейналов (Правозащитный Центр Азербайджана), от Армении: Микаэл Даниэлян (Хельсинкская Ассоциация Армении) и Анаит Баяндур (Армянский Национальный Комитет Хельсинкской Гражданской Ассамблеи), от Грузии: Уча Нануашвили ( Правозащитный Центр Грузии) и Эмиль Адельханов (Кавказский Институт Мира, Демократии и Развития). (АрмИнфо). Армянская реальность и США

На вопросы газеты "Айоц Ашхар" отвечает зампредседателя Республиканской партии Армении Размик Зограбян

Айоц Ашхар: Госдеп США и международная правозащитная организация "Amnesty International" в своих опубликованных на днях докладах подвергли Армению критике. Что справедливо в этих оценках, и какие формулировки обусловлены политическими соображениями?

Размик Зограбян: По сути, эти оценки являют ежегодно повторяющиеся стандартные оценки в отношении стран, власти которых не находятся под американским влиянием. Оценки, имеющиеся в последних докладах, кроме того не вызывают необходимости серьезной реакции, т.к. и в этом случае и Госдеп США, и "Amnesty International" руководствовались двойными стандартами. Когда в какой-либо стране верх им не нравится, то положение в этой стране ими представляется в черных или серых тонах. Сегодня Армения является независимым и самостоятельным государством. Мы строим нашу государственность, формируем здоровое гражданское общество. На этом пути нам еще многое предстоит сделать. Тогда как в упомянутых докладах события, в частности происшедшие 1 марта и последовавшие им, представляются так, как-будто пресечена некая освободительная борьба. В Советском Союзе, к примеру, всех инакомыслящих или сажали в тюрьмы, или направляли на принудительное "лечение" в психиатрические больницы. А в нашей стране власти не только предложили всем политическим силам большой диалог, но и использовали все возможности для восстановления общественного согласия. В этой ситуации оппозиция не только выдвинула невыполнимые предусловия, дабы располагать предлог избежать диалога, но даже в текущее время готовится с 20 июня еще более накалить внутриполитическую ситуацию. Эти доклады могут лишь подбодрить тех, кто планирует новые провокации, т.к. за собой они чувствуют поддержку США и некоторых международных структур. Подобный политический допинг сегодня впрыскивается с намерением воссоздать поредевшие очевидным образом ряды сторонников ЛТП (так, обычно, провластная "Айоц Ашхар" пренебрежительно называет первого президента Армении Левона Тер-Петросяна. - прим. ИА REGNUM). Тогда как в отношении к "лидеру" в рядах уже возникли определенные подозрения и очевидно, что он выполняет указания неких внешних сил. Было бы лучше, если бы американцы раньше всего оценили состояние демократии и защиты прав человека в своей стране. Пусть представят, что происходит в тюрьмах и концентрационных лагерях США. Множество людей оказались в этих местах из-за своих политических взглядов или по политическим причинам. Тогда как все это представляется в виде социальных или бытовых обвинений. При желании политическую основу разрешено откопать и в бытовом преступлении. А если некто вышел для выражения своих политических взглядов, при всем при том арматурой разбивает голову другому, то что, его воспрещено привлекать к уголовной ответственности?

Айоц Ашхар: Г-н Зограбян, а для чего США применяют двойные стандарты?

Размик Зограбян: США имеют колоссальные финансовые возможности и не чувствует недостатка в агентах, передающих информацию о внутреннем положении в нашей стране. Этими инструментами США направляют лидеров новоявленной "оппозиции", за которыми, к сожалению, идет недалекая и обманутая доля нашего народа. В этом ли состоит демократия? США сумели осуществить цветные революции в Украине, Грузии, Киргизии. Пусть посмотрят и узреют. Если 1 марта в Ереване "революционеры" смогла порушить лишь часть столицы, то в Киеве и Тбилиси разрушения и грабежи были более масштабными. А в Кригизии все перерушили не только в столице, но и по всей стране. Однако получается, что в Киргизии демократия находится в лучшем состоянии, нежели в Армении, т.к. их глава по душе США, а свой президент не является их ставленником. Только лишь их определение, мол, "народ не имеет возможности поменять власть", является явным призывом к революции. Главной целью руководимых Бушем неоконсерваторов является именно проведение изменений в мире. Я уверен, сколь бы ни продолжались попытки цветных революций, в нашей стране своих целей они не добьются. Кроме США в мире существует хоть отбавляй других стран, которые следят и за прогрессом демократизации в нашей стране, и за поствыборными процессами, и за проходящими судебными процессами. Очевидно, что наши правоохранительные органы идут на определенные уступки, чтобы предотвратить всевозможные политические спекуляции. Многие, кто участвовал в политической борьбе, и, несомненно, совершил уголовные преступления, осуждаются судами и освобождаются условно. В тех же США никто бы не проявил подобного мягкого отношения к уголовным преступлениям. ("Айоц Ашхар").

Издающаяся в Ереване и Лос-Анджелесе газета "Жаманак" пишет: "В нашем распоряжении имеются некоторые документы Министерства юстиции США, которые доказывают, что в 2006-2007 гг. Серж Саркисян в США и Европе заказал и осуществил платную лоббистскую деятельность, направленную на создание и пропаганду собственного рейтинга, за которую он за отчетные 6-7 месяцев заплатил, не считая "чаевых", как самое меньшее 331 тыс. 666 долларов США. Вышеупомянутые сведения были подчерпнуты из специального доклада Министерства юстиции Конгрессу США". "Согласно законодательству, в частности по закону "О регистрации об иностранных агентах", организации, проводящие лоббинг в пользу иностранных заказчиков регистрируются в криминальном управлении Министерства юстиции, отчитываясь каждые полгода о своей деятельности. В свою очередь, Минюст каждые полгода докладывает Конгрессу, отчитываясь о заказчиках и подрядчиках по странам. В настоящее время имеется отчет министра юстиции США (Attoney General) Конгрессу за вторую половину 2006 года и первую половину 2007 года. Отчет за вторую половину 2007 года пока не представлен в Конгресс. За отчетный отрезок времени (2006.11-2007.04) лоббистской деятельностью в пользу Сержа Саркисяна занималась одна из известнейших компаний в этой сфере Burson-Marsteller (BM), которая привлекла для работы свою дочернюю фирму BKSH. Последняя, для реализации поставленной задачи перед правительством США и правительствами Европы, привлекла не только свои американские, но и европейские структуры. Согласно отчету армянская край заплатила 331.666 долларов, из которых 111.666 во втором полугодии 2006 года, а 220.000 долларов в первом полугодии 2007 года. В распоряжении газеты имеются договоры о лоббизме со стороны BM и BKSH в пользу С. Саркисяна, подписанные неким жителем Глендела (Калифорния) Степаном Мартиросяном. Согласно первому договору от 26. 09. 2006 года BM обязалась:

- в октябре 2006 года послать команду из 3 мужчина (двое из США, один из Брюсселя) для организации встреч с соответствующими лицами и выработки совместной стратегии;

- обратить в Ереван оперативного сотрудника BKSH Чарли Блэка с целью организации политического консалтинга".

Согласно изданию в 2006-2007 гг. Серж Саркисян проводил в США и Европе платную лоббистскую дело для формирования и пропаганды своего позитивного имиджа в иностранных государствах и европейских структурах. В западных СМИ распространялись благоприятные для него материалы. Кроме того, делалось все для ускорения организации встреч С. Саркисяна с руководителями этих государств и структур. Эта занятие велась параллельно с деятельностью С.Саркисяна на посту министра обороны и премьер- министра, что может быть расценено как применение служебного положения в личных целях. Эти действия происходили в течение двух лет, которые предшествовали президентским выборам в Армении и продолжались вплоть до начала предвыборной кампании, что дает вероятность анализировать эти действия в контексте президентских выборов. В своей лоббистской стратегии С. Саркисян пользовался имеющимися ресурсами для формирования наиболее широкой аудитории и коалиций. Например, вовлечение в ход бельгийского филиала BM дало возможность основать лоббизм не только в США, где это традиционно, но и в европейских государствах и структурах, охватывая Европейский Союз и Совет Европы. Это является относительно новой сферой политического лоббизма. Поэтому не удивительно, что лидером в этой практике в Европе стала американская кампания. Брюссельский филиал BM, пишет "Жаманак", действует в рамках следующей парадигмы: "Воздействовать на европейскую политику, включая 27 стран и 3 структуры ЕС (комиссии, парламент и совет министров) и на их окружение". Таким образом, заключает газета, служба брюссельского филиала BM в пользу Сержа Саркисяна, в определенной мере определяет мягкое касательство европейских структур ко всему электоральному процессу в Армении, несмотря на несчетные нарушения, фальсификации и насилие. "Жаманак" полагает, что выбрав в качестве главного подрядчика BM, Серж Саркисян получил выход на высшие слои американского истеблишмента, причем как республиканцев так и демократов. BM была энергично вовлечена в нынешню президентскую кампании в США. Основатель BM Марк Пенн до последнего времени был одним из руководителей предвыборной кампании Хилари Клинтон, а основатель ее дочерней фирмы BKSH Чарли Блэк, который является субподрядчиком С. Саркисяна и в октябре 2006 года посетил Армению, является финансовым директором предвыборной кампании Джона Маккейна. Если учесть, что в пользу С. Саркисяна работали и BM и BKSH, то позволительно констатировать, что он де-факто работал с двумя командами. Газета отмечает, что лоббизм осуществляемый Сержем Саркисяном в Европе и США ставит ряд серьезных вопросов о транспаретности государственного управления в Армении. Министр обороны, а после этого премьер-министр для достижениях личных и официальных целей выплатил из своего кармана более 300.000 долларов США зарубежной лоббистской компании. "Жаманак" считает, что необходимо узнать происхождение этой суммы, было ли проинформировано руководство Армении об этой сделке и приняло ли оно решение о ее одобрении, а также персона и полномочия Степана Мартиросяна, который представлял интересы армянской стороны. Было бы полезно, в условиях расследования обстоятельств сделки, исследовать деятельность ряда делегаций находящихся с визитами в Армении, а также ряд контактов армянских делегаций за пределами страны. Понимая роль лоббизма в США, газета, тем не менее констатирует, что лоббитская сделка Сержа Саркисяна показывает явственный конфликт государственных и личных интересов, что, скорее всего, противоречит как ряду американских, так и армянских законов. "Жаманак" считает, что выяснение источника финансовых средств, без малого наверняка, даст возможность вещать и о других нарушениях закона.

Доклад омбудсмена

Как сообщает радио "Свобода", в парламенте Армении состоялись слушания по вопросу внеочередного доклада Защитника прав человека Армении Армена Арутюняна, посвященного президентским выборам 19 февраля и поствыборным развитиям событий. В событиях 1 марта, в результате которых погибли 10 человек, Омбудсмен в своем докладе обвинил также власть. Генеральный прокурор Армении и министр юстиции подвергли доклад Омбудсмена критике, обвинив его в превышении своих полномочий. В парламенте выступили Защитник прав человека, генеральный прокурор и министр юстиции.

Как сообщает газета "Лрагир", генеральный прокурор в своем 40-минутном выступлении представлял правовые основания своих возражений докладу Омбудсмена. "Институт Омбудсмена как в Армении, так и в других странах, заложен как гарантия обеспечения прав человека и других основополагающих свобод, формирования общественного согласия, повторяю - общественного согласия", заявил Агван Овсепян, назвав внеочередной доклад Омбудсмена "политическим".

По мнению Armenia Today, доклад Омбудсмена "поверг в шок генпрокурора и министра юстиции", до этого занимавшего пост замгенпрокурора и они решили дружно стукнуть по омбудсмену, назвав его творение "субъективным и политическим". Как отмечает агентство, приглашенные - адвокаты, общественные деятели решили использовать эпизод и более точно определить точка зрения генпрокурора по поводу поствыборных событий, в частности, изведать его оценку адекватности примененной 1 марта против мирных митингантов силы. "Это конечно ни капли не обрадовало генпрокурора. Он прямо заявил, что не намерен об этом говорить. Депутат парламента Заруи Постанджян поинтересовалась, есть ли на сегодняшний день обвиняемые в убийстве 10 дядя во время беспорядков 1 марта, возбуждены ли по факту убийства данных людей отдельные уголовные дела и признаны ли родственники убитых правопреемниками потерпевших. Генеральный прокурор заявил, что не собирается откликаться на подобные вопросы по той немудрёный причине, что закон запрещает проводить слушания по уголовным делам. После того, как депутат повторила свойский вопрос, генпрокурор заявил, что этого он не скажет. Кроме того он отказался продемонстрировать общественности видеозаписи утра и вечера 1 марта, отпарировав, мол "мы не намерены заниматься нравственной пропагандой". Согласно агентству, нежелание генпрокурора отзываться на вопросы о событиях 1 марта дошла до того, что он заявил, что утром 1 марта на площади Свобода, правоохранительные органы пришли не с обыском, как прежде заявлял президента Армении Роберт Кочарян, а для изъятия "большого количества оружия". Уже в следующем своем предложении он назвал эту операцию "осмотром места происшествия". Не надобно быть юристом, чтобы понять, что все три мероприятия имеют различные основания. Так что же заставило генпрокурора так запутаться в своих мыслях, спрашивает Armenia Today. "Может в силу последних активных перестановок в руководстве страны, генпрокурору не спится, так как не исключено, что и он расстанется со своим креслом? Нервозность Агвана Овсепяна была в такой степени явной, что, выйдя из зала заседаний, он набросился на журналистов, выкрикивая, что он вышел отдохнуть, и не намерен беседовать с прессой, хотя журналисты не особенно и стремились подступать к нему. Как отмечает агентство, "последней каплей для подпорченных нервов генпрокурора" стал вопрос председателя постоянной парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам, народного избранника парламента Давида Арутюняна (бывший министр юстиции) о том, что если Агван Овсепян представляет только возражения по поводу доклада омбудсмена Армении, означает ли это, что он не нашел там положений, требующих разъяснений. Овсепян отметил, что в следующий раз назовет свои возражения "возражениями-разъяснениями". Депутат переформулировал наш вопрос: "Какие заключения данного доклада вы считаете обоснованными, и требующими разъяснений?". В реакция на это генпрокурор предложил Арутюняну увидаться особняком и обсудить данный вопрос. Этот ответ, как и многие другие, вызвал негодование и возмущение присутствующих, которые также ожидали заполучить ответ на данный вопрос. Арутюнян поинтересовался также, зачем возражения генпрокурора и министра юстиции Армении совпадают, причем уровень этих совпадений крайне высока. "Были ли эти возражения подготовлены совместно, или одно из этих ведомств имеет приоритет, и если да, то которое?", поинтересовался депутат. Генпрокурор на это ответил, что "возражения не были подготовлены совместно, а кто первым об этом подумал, не имеет значения". Одним словом, заключает Armenia Today, выступление генпрокурора в парламенте на долгое время запомнится общественности. "А сам он надеемся еще долговременно не будет спать, размышляя что же произошло 1 марта".

Как сообщает ИА REGNUM, выступая в парламенте, омбудсмен Армен Арутюнян отметил, что доводы, содержащиеся в ответных докладах генпрокурора и министра юстиции, выдернуты из контекста и искажены. Более того, по его словам, все вопросы, отраженные в докладе превращены в утверждения. "В своих докладах они даже отвечают на несуществующие вопросы. Складывается впечатление, что текст моего доклада подстраивают под критику, а возражения выполнены в лучших традициях времен СССР", отметил омбудсмен. Более того, по словам Арутюняна нет прецедента, чтобы защитника прав человека в какой либо-стране подвергали такому агрессивному нападению. В докладе, в частности, раскрывается динамика изменения социально-психологической атмосферы в условиях невозможности получения объективной информации об избирательных процессах в предвыборный период, закономерности ее формирования. "Целью же доклада - изготовить предметом широкого обсуждения те проблемы, решения которых может содействовать преодолению раскола в обществе и сформировать условия для эффективной защиты прав человека", отметил он. В то же время Арутюнян подчеркнул, что, несмотря на острые возражения генпрокуратура и министерства юстиции, на волнующие среда вопросы ответов получено не было. "Остается непонятным, кто дал инструкция применить силу. Я не поверю, что правоохранительные органы спонтанно собрались и решили провести операцию", - отметил он, добавив, что вместо того, чтобы ответствовать адекватно ли было использование силы, "нас обвиняют в том, что мы задаем тот самый вопрос". Комментируя возражения генпрокуратуры и министра юстиции по поводу того, что в докладе указывается о применении к первому президенту Армении Левону Тер-Петросяну режима домашнего ареста, поскольку, законодательство Армении не предусматривает этого, Арутюнян попросил вручить определение этому режиму. "Как по иному разрешается окрестить тот факт, когда человека не выпускают из дому, а всех входящих к нему обыскивают. Обыскали спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе Питера Семнеби, а помощник советника госсекретаря Мэтью Брайза не позволили себя обыскать", - отметил Арутюнян. Он подчеркнул, что доклад не является абсолютной истиной, и призван обсудить сущность проблем, отраженных в нем.

Вместо ответов на волнующие общественность и поднятые в докладе вопросы, Омбудсмен получил возражения Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции, которые не только не ликвидировали озабоченности относительно поднятых в докладе вопросов, но и вызвали новые вопросы, заявил Омбудсмен Армен Арутюнян. По словам Омбудсмена, передает "Ноян Тапан", в его докладе нет и намека на сомнения в знаниях, уровне и профессионализме какого-либо должностного лица или государственного органа, в то время, как в текстах возражений Генпрокуратуры и Минюста, а также во время телевизионных выступлений представителей этих ведомств были выражения, содержащие элементы личных оскорблений и ставящие под колебание профессионализм Омбудсмена. "Стиль возражений направлен против плюрализма и свободы слова, общество Армении сегодня стоит перед выбором: рскручиваться в направлении обеспечения демократических ценностей и укрепления институтов или шагать по пути усиления или сохранения порочных авторитарных тенденций властей, углубляя тем самым водораздел между властями и большей частью общества", отметил Омбудсмен. Армен Арутюнян отметил, что в их архиве было обнаружено несколько заявлений первого Омбудсмена - Ларисы Алавердян, направленных в Генеральную прокуратуру Армении, на которые несколько раз был дан один и тот же ответ: "Вы превышаете свои полномочия". "То есть, это, как словно уже становится прецедентом для прокуратуры, когда Омбудсмен выдвигает острые вопросы, они идут этим путем", заключил Арутюнян, спрашивая, по каким полномочиям Генеральная прокуратура предъявляет обвинения Омбудсмену.

"Извращая, а порой и развивая поставленные вопросы, авторы возражений поднимают несуществующие в докладе вопросы и дают на них подробные ответы, создавая тем самым видимость обоснованности возражений", заявил в своем докладе Омбудсмен Армен Арутюнян. По его мнению, передает газета "Лрагир", в реальности эти структуры (Генпрокуратура и Минюст. - прим. ИА REGNUM) не имели права толковать о превышении им своих полномочий. "Это столкновение мировоззрений, мышления и менталитета. Именно поэтому, вместо обсуждений имело местоположение тотальное неприятие. Многие говорят об общечеловеческих ценностях, свободах, человеческом достоинстве, равноправии граждан, попирая на деле все эти ценности", сказал Арутюнян об отзыве властных структур о его докладе. "Часто Омбудсмена критикуют за то, что за основу он взял неофициальные источники, зачастую забывая о том, что Омбудсмен является единственным официальным лицом, который не только имеет право, но и обязан основываться на неофициальные источники, поскольку, если я буду хватать за основу только официальные источники, то я легко перестану вкалывать - буду сиживать и воспроизводить официальную версию. Весь толк института Омбудсмена содержится в том, что он является посредником между властями и обществом, и те вопросы, которые не нашли в обществе ответа, он должен озвучивать, обретать ответы, чтобы снизить напряженность", сказал Армен Арутюнян.

"Омбудсмен Армении в своем докладе попытался попасть тому слою, который считается оппозицией", заявила на пресс-конференции 4 июня член фракции АРФД Алвард Петросян. По ее словам, "человек, имеющий такие обязанности в находящейся в ситуации морально-психологического кризиса стране, не должен быть популистом". "Мне кажется, что омбудсмен должен быть весьма трезвой, очень могучей личностью: он не должен подсоблять кого-либо", - заявила Алвард Петросян. По ее оценке, нужно мочь унимать в подобные кризисные моменты свойственное человеку стремление стать героем. "Омбудсмен Армении встал в позу защиты проигравшей оппозиции, между тем, омбудсмен не имеет права вмешиваться в эти игры", заявила Алвард Петросян. ("Ноян Тапан").

Внеочередной доклад вызвал недовольство, в силу того что что Защитник прав человека сделал центровой упор на критику полиции, прокуратуры и других правоохранительных органов. Это не могло не побудить возражений. Столь критическое отношение неприемлемо. Омбудсмен не имел права сооружать свой доклад на анализе создавшейся в стране кризисной ситуации. Он должен был проанализировать нарушения, а до этого - предпринять шаги по их устранению. Между тем он излишне углубился в политический разбор и представил политическую оценку. Всю вину за случившееся омбудсмен возложил на власти, что неприемлемо", заявил в беседе с газетой "Айоц Ашхар" член парламентской комиссии по правам человека Рафик Петросян.

Секретарь парламентской фракции "Наследие" Степан Сафарян обвинил Генерального прокурора Армении Агвана Овсепяна в откровенной лжи. Выступая в дискуссионном клубе "Тесакет", Сафарян заявил, что намедни в ходе парламентских слушаний по внеочередному докладу Омбудсмена, Агван Овсепян заявил, что Полиция 1 марта действовала спонтанно и без специальных письменных указаний. По словам депутата, прокурор пытался доказать, что "военно-полицейская операция 1 марта не имеет авторов". "Агван Овсепян лжет. Мне доподлинно известно о наличии письменных документов, свидетельствующих о том, что полицейские действовали по приказу", заявил парламентарий. Он также заявил, что было бы недурственно продемонстрировать по Общественному Телевидению Армении несмонтированные видеокадры событий 1 марта в Ереване. (АрмИнфо).

По мнению газеты "Айкакан жаманак", парламентские слушания показали, что выявлению ответственного за организацию трагедии 1 марта альтернативы нет, и власти, хотят они того или нет, должны будут дать на это ответ. "Агван Овсепян и Геворг Даниелян (генпрокурор и министр юстиции. - прим. ИА REGNUM) пытаются не предположить подтверждения ответственности Роберта Кочаряна. Однако тракт решения этой задачи до того тернист, что он "изнашивает" тех, кто пытается грудью не дать в обиду Кочаряна, и в первую очередность Овсепяна. Последний, пытаясь отстоять Роберта Кочаряна, по сути дела вынужден забрать ответственность на себя". С эдакий точки зрения, пишет газета, примечательно, что в последнее время упрямо муссируются слухи о его скором смещении с должности.

Комментируя парламентские слушания по внеочередному докладу Омбудсмена, газета "Аравот" пишет: "Трудно сказать, то ли эта место вызывает пробуждение совести, то ли выбирая кандидатуру на пост Омбудсмена, экс-президент Роберт Кочарян без затей ошибся, предполагая, что выдвигает очередного лизоблюда, но факт остается фактом: и начальный Омбудсмен Лариса Алавердян, и Армен Арутюнян пытались, в пределах своих возможностей, реализовывать предусмотренные законом обязанности". Газета обращает внимание на то, что перед своим избранием Армен Арутюнян открыто предупредил депутатов: "Если считаете, что я буду приспешником, прошу вас голосовать "против". Депутаты покорно выполнили команду "верхов" и избрали нынешнего Омбудсмена, пишет газета, "и... влипли". Дело в том, пишетравот", что "закон этот верно написан": избрать можешь, а вот сметить с должности (без соответствующего решения суда) - нет. "Такая правовая норма на самом деле теоретически обеспечивает относительную независимость должностного лица. Можно, конечно, изменить закон или подбросить в карманчик господина Арутюняна несколько граммов наркотика и опосля судить. Но подобные примитивные "ментовские приемы", по всей видимости, будут использоваться после обсуждения нашего вопроса в Страсбурге".

Защитник прав человека Армении Армен Арутюнян доволен слушаниями по его докладу, прошедшими накануне в парламенте страны. Как передает корреспондент ИА REGNUM, Арутюнян заявил журналистам, что в ходе слушаний процесс от резкой критики перешел в конструктивное обсуждение, что запрещено не приветствовать. Омбудсмен отметил, что конструктивные слушания только на пользу обществу, тем более, когда обсуждаются вопросы, имеющие особенный резонанс. "Если в обществе есть напряжение, то при обсуждении проблем оно спадает", - заметил Омбудсмен. Принимая критику в свой адрес, Арутюнян согласился, что доклад не является абсолютной истиной, он призывает обсудить суть проблем, отраженных в нем. "Если подобные обсуждения будут иметь в распоряжении продолжительный характер, то всенепременно поднимут в глазах общества престиж самого парламента", - заявил Арутюнян.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |