На Урале падают темпы роста пассажирских авиаперевозок. Основная причина - стремительное подорожание топлива. Чтобы максимально снизить издержки, аэропортам, авиакомпаниям и турагентствам нужно координировать планы как минимум на полгода вперед
Фото: Андрей Порубов
За первое полугодие-2008 в екатеринбургском аэропорту Кольцово впервые снизился прирост пассажиропотока. Аэропорт обслужил около 1,6 млн пассажиров, на 20,2% больше по сравнениюс тем же периодом 2007 года. Ногод назад аналогичный показатель составил33,4%. Тенденция повторяет ситуацию на европейском авиарынке и в сегменте грузовых перевозок. По словам генерального директора компании "Уральские авиалинии" (УАЛ) Сергея Скуратова, у европейских авиакомпаний в январе этого года прирост снизился до 4,3% в сравнении с 6,7% в прошлом году, а за весь первый квартал пассажиропоток увеличился только на 0,3%.
Основная причина известна - непрекращающийся уже полгодарост цен на авиатопливо, обусловленный его дефицитом в российских аэропортах. Повлиять на ценовую политику нефтяныхкомпаний ни аэропорты, ни авиаперевозчики не могут. Чтобы обсудить причины сложившейсяситуации и выработать программу совместных действий, журнал "Эксперт-Урал" провел 2 июля круглый стол "Пассажирские авиаперевозки: тенденции и перспективы развития". На него мы пригласили представителей крупнейших авиакомпаний, аэропорта Кольцово, туристических агентств, областных властей и генеральных консулов иностранныхгосударств. Онипопыталисьответитьна ключевыевопросы: какизбежать роста издержек в ближайшие полгода, за счет чего сократить стоимость авиабилетаи туристической путевки, как наладить взаимодействие всех игроков авиарынка.
Посыпались
Представители авиакомпаний, турагентств и органов власти активно включились в поиск путей снижения цен на авиатопливо
Фото: Андрей Порубов
По оценке ИК "Антанта Пиоглобал", высокая эластичность спроса при резком повышении цен на топливо остается главным риском отраслиавиаперевозок. К примеру, в 2005 году в результате взлета цен годовой темп роста авиатарифов впервые превысил индекс инфляции и составил 13,7%, что привело к резкомупадениюспросана авиаперевозки и замедлению темпов роста с 15% в 2004 году до 3,6% в 2005−м.
Первыми новый скачок цен на перевозки вапреле - мае 2008 года почувствовали на себе клиенты туристических компаний. "Сезон в Анталии мы открыли 19 апреля, -рассказалдиректорекатеринбургскогобюро международного туризма "Спутник"Игорь Авдокушин. - Вцелом в этом году по сравнению с прошлым программа на Анталиюувеличилась примерно на 60%, причем около 15% ее мы продали до 19 апреля. И вот 20 апреляобъявляют о повышении стоимости топлива в Кольцово. Продажи не сказать что отрезало, но они значительно сократились, как по объему, так и по глубине. Когда же цену топлива начали повышать 2 - 3 раза в месяц, у клиентовпоявились вопросы. По полностью оплаченным заявкам мы взяли повышение на себя, однакобесконечноэто продолжатьсяне может".
В первую очередь повышение затронуло чартерные рейсы: оплативших путевку еще несколько месяцев назад туристов ставили перед фактом дополнительных топливных сборов. Генеральный директор турфирмы "Море Трэвел" Александр Лобанов: "Середина июля всегда показываеттрадиционный спад спроса. Но возьмем, например, направление Екатеринбург - Анталия, самое массовое послеМосквыи Сочи. Заявленное снижение к серединеиюля по всем туроператорамдостигает 20%. Я думаю, что обусловлено это не только сезонностью, но и ростом топлива. По многим направлениям топливные сборыдостигают 100% стоимости тарифа. Как объяснить, что человек должен два раза заплатитьза билет?".
Генеральный консул Франции Клод Круай призвал турфирмы к сотрудничеству
Фото: Андрей Порубов
По оценке генерального директора турфирмы "Мир" Сергея Бузько, на сегодняшний день величинатопливных сборов доходит до 33% стоимости авиакресла, подписанной в феврале - марте текущего года. Как сообщил представитель британской авиакомпании BMIв Екатеринбурге Игорь Новиков, тариф авиакомпании на рейс Екатеринбург - Лондон составляет 8,5 тыс. рублей, а топливный сбор - 7,5 тысячи, почти 50% стоимости билета (длясравнения: в Москве - 1,6 тыс. рублей). Если тенденциясохранится, то к концу года пассажиры могут столкнуться с более чем двукратным удорожанием билетов, туристические агентства - с сокращением чартерных программ, авиакомпании-со снижениемобъемов пассажирских перевозок.
Именно на авиаперевозчиках кризисная ситуация отразится наиболее серьезно. "На взгляд мой и Росавиации, к веснеследующего года количествоавиакомпаний в Россиисократится со 170 какминимумдо 120, - сообщилСергей Скуратов. - Причины две: во-первых , они не сумели сменить технику на более экономичную, во-вторых , затраты на топливо растут критическими темпами". Увеличение затрат почувствовали на себе и УАЛ: за первоеполугодие-2008 прирост на внутрироссийских линиях составил всего 5 - 6% по сравнению с прошлымгодом. Прирост объемоввсех пассажирских перевозок компании вмае 2008 года достиг 42%, в июне - 40%, план прироста на июль - 30%.
Задним числом
Генеральный директор аэропорта Кольцово Кирилл Шубин (слева) сообщил, что в Кольцово уже готовится антикризисная программа
Фото: Андрей Порубов
Как застраховаться от дальнейшего роста цен и расходов? Участники круглого стола обсудили несколько путей решения проблемы. СергейБузькопредложил аэропорту и авиакомпаниям разработать совместную программу хеджированиярисков. Наоснове запланированных объемов перевозок можно оценить будущиеиздержкии оплатить часть топлива заранее:
- В Кольцово очень мощная планово-экономическая служба. Может быть, нужно уже сегодня создать план? Объемы потребления керосина понятны. Примеры тоже есть: по хеджированию рисков есть программа в Хабаровске и Владивостоке, Lufthansa захеджировала риски на 85% в 2008 году и на 50% в 2009−м. Как только цена застрахована - уверен в будущем и потребитель. А человек - этоведь не только авиакресло, это и аэропортовый сбор, сэндвич, стаканчик минеральной воды и многое другое.
По словам Сергея Скуратова, УАЛ уже хеджируют риски удорожания авиатоплива в московском аэропорту Домодедово. Компания закупает у аэропорта керосин на два месяца вперед по 5 тыс. тонн ежемесячно. Деньгиприходитсявыводить из оборота, новрезультате цена оказывается ниже, чем в любом другом аэропорту России. Важное условие: Домодедово выделило УАЛ емкости для хранения топлива. "Мы готовы закупать топливо заранее и в любом другом аэропорту, если нам предоставят такую возможность", - сообщилСергей Скуратов. Кольцово своих емкостей для хранения пока не предоставляет.
Гендиректор аэропорта Кирилл Шубин подтвердил, что антикризисная программа готовится: "Я в течение двух недель планирую посмотретьстатистику и аналитику. Несмотря на то, что выросли топливные сборы, мы видим, что отказов нет, к примеру, в Анталию и на других подобных направлениях. Глубина продаж довольно высока, все недовольны, но пока платят. Мы, безусловно, не намерены ждать, пока наступит критическая точка, будем собиратьсясавиакомпаниямиипредлагать решение".
Кольцово обратить внимание на повышение качества сервиса в аэропорту"/>
Директор Клуба путешествий "Крылья" Наталья Обожина (слева) предложила руководству аэропорта Кольцово обратить внимание на повышение качества сервиса в аэропорту
Фото: Андрей Порубов
Александр Лобанов сослался на положительный опыт работы с УАЛ и предложил перевести часть чартерных рейсов на регулярную основу. По его словам, несмотря на то, что стоимость билетов увеличивается, туроператор может по полностью оплаченной заявке зафиксировать стоимость билетов. В таком случае все рискиудорожания топлива берет на себя авиакомпания, но она, в отличие от турагента, может заранее застраховаться от предстоящего повышения цен. Сергей Авдокушин с коллегой не согласился: "При переводе чартерных рейсов в регулярные мы полностью подпадаем под политику авиакомпаний. В первом случае туроператоры как-то могут отстаивать свои интересы и интересы клиентов. На массовых
чартерных направлениях мы работаем за счет увеличения объемов - и только это позволяет нам получать прибыль. На переговорах савиакомпанией мы торгуемся за каждый доллар с кресла. На регулярных линиях никто этого не делает, и ясомневаюсь, что пассажир будет в авиакомпании отстаивать свои интересы".
Тоже выход
Помимо страхования ценовых рисков, есть еще несколько способов сокращения затрат авиакомпаний и пассажиров. Для перевозчиков основная возможность экономии - переход на иностранные воздушные суда. "Уральские авиалинии" в следующем году списывают все Ту-154Б : самолеты исправны и готовы летать, но их топливная эффективность в два раза ниже зарубежных аналогов. В 2009−м УАЛ получат еще четыре среднемагистральных Airbus, и парк этих самолетов составит десять бортов, к 2013−му будет двадцать. "Уже в следующем году в России начнет категорически не хватать самолетов, - объяснил Сергей Скуратов. - И возникнет неудовлетворенный спрос. Самолеты типа Ту-154 просто уйдут с рынка. Помочь здесь может государство, и от него нам нужно одно: снять таможенные пошлины и НДС с западных самолетов. Налогами мы вернемвсе вдвойне".
Представители Чешской республики: руководитель агентства по поддержке чешского бизнеса Czech Trade Иржи Болечек и генеральный консул Чехии Мирослав Рамеш заинтересованы в развитии воздушного сообщения между Уралом и Чехией
Фото: Андрей Порубов
Пассажиры могут снизить затраты за счет использования новых технологий. "На сегодняшнем рейсенашей авиакомпании из 90 пассажиров 80 были с электронными билетами, - рассказала представительMalev (Венгрия) в Екатеринбурге МарианнаГалагура. - Экономияна каждом билете - около девяти-десяти евро. В масштабах всей компании, более3 млн пассажиров в год, это более чем выгодно".
По словам главы представительства авиакомпании Austrian Airlines Константина Коледы, электронный билет - это только первый шаг в развитии технологий взаимодействия авиаперевозчика и пассажира. Киоски саморегистрации ужепоявились во многих аэропортах мира, в том числе и в Кольцово. Сейчас Austrian внедряет в Венесистему web check-in : пассажир сможет зайти на сайт компании, самостоятельно зарегистрироваться, распечатать посадочный талон и ехать в аэропорт. Такая система значительно сократит бумажную работу и позволит дополнительно сэкономить на цене билета.
Еще одна статья экономии - визовый сбор. По словам генерального консула Франции в ЕкатеринбургеКлода Круая, порядка 35% виз, выдаваемых гражданам, проживающим на территории
УрФО, оформляется в Москве: "До появления нашего консульствав январе 2008 года турфирмыполучаливизы встолице. Время идет, но московские турфимы очень неохотно отдаютсюда свои прерогативы. В результате человек из Екатеринбурга, Ханты-Мансийска , Тюмени или Челябинска по-прежнемуотдает документы турфирме, которая делает визу в Москве. Это, конечно, стоит дороже-примерно на 100 долларов. Если все и дальше будут работать с Москвой, что нам здесь делать? Испанцы ушли из Екатеринбурга, а они выдают в России больше виз, чем мы. Если ситуация не изменится, нам тоже придется нелегко". Решить проблему может активное взаимодействие участников туристического рынка с уральскими консульствами иностранных государств, в особенности это касается представительств московских туроператоров.
авиалиний" Константин Коледа (справа) считает, что введение электронных билетов снижает издержки авиакомпаний"/>
Глава представительства "Австрийских авиалиний" Константин Коледа (справа) считает, что введение электронных билетов снижает издержки авиакомпаний
Фото: Андрей Порубов
Вопрос взаимодействия стал ключевым для участников круглого стола. "Вместе мы можем решитьочень многое: договориться о неких соглашениях между турфирмами, аэропортами, авиакомпаниями, - выразил общее мнение Сергей Бузько. - Первое: деньги у всех есть уже сейчас, нужноспасти хотя бы август. Второе: все должныполучить прогноз, что делать осенью или зимой. Финансовые ресурсыесть: мы женаходим деньги для оплатыотелей, можем попробовать сделать то же ис авиарейсами. Запрограммировать рост: условно говоря, я хочу прийти к авиакомпании завтра, заплатить за рейс на Бали определенную сумму и подписать твердое соглашение по цене на январские каникулы".
Конечно, игроки регионального рынка не могут влиять на ситуацию на федеральном уровне. Но им вполне по силам договориться между собой. К примеру, о возможности хранения топлива в аэропорту Кольцово и потенциальных объемах потребления. Для этого нужно немногое: определиться с планами, скоординировать их, учестьинтересыдруг друга и сделать так, чтобы эти интересы соблюдались. Пока что толькоиностранные перевозчики готовы предложить глубину продаж, охватывающую зимний сезон, в то время как турфирмы заинтересованы в планировании прежде всего чартерных рейсов, которые обеспечивают российские перевозчики. Поэтому на сегодняшний день задача номер один для участников уральского авиарынка - выработать совместный план действий какминимумна ближайшие полгода.
Благодарим за помощь в организации круглого стола РА "Восход"