Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

В спасательных жилетах

На Урале падают темпы роста пассажирских авиаперевозок. Основная причина - стремительное подорожание топлива. Чтобы максимально снизить издержки, аэропортам, авиакомпаниям и турагентствам нужно координировать планы как минимум на полгода вперед

Фото: Андрей Порубов

За первое полугодие-2008 в екатеринбургском аэропорту Кольцово впервые снизился прирост пассажиропотока. Аэропорт обслужил около 1,6 млн пассажиров, на 20,2% больше по сравнению с тем же периодом 2007 года. Но год назад аналогичный показатель составил 33,4%. Тенденция повторяет ситуацию на европейском авиарынке и в сегменте грузовых перевозок. По словам генерального директора компании "Уральские авиалинии" (УАЛ) Сергея Скуратова, у европейских авиакомпаний в январе этого года прирост снизился до 4,3% в сравнении с 6,7% в прошлом году, а за весь первый квартал пассажиропоток увеличился только на 0,3%.

Основная причина известна - непрекращающийся уже полгода рост цен на авиатопливо, обусловленный его дефицитом в российских аэропортах. Повлиять на ценовую политику нефтяных компаний ни аэропорты, ни авиаперевозчики не могут. Чтобы обсудить причины сложившейся ситуации и выработать программу совместных действий, журнал "Эксперт-Урал" провел 2 июля круглый стол "Пассажирские авиаперевозки: тенденции и перспективы развития". На него мы пригласили представителей крупнейших авиакомпаний, аэропорта Кольцово, туристических агентств, областных властей и генеральных консулов иностранных государств. Они попытались ответить на ключевые вопросы: как избежать роста издержек в ближайшие полгода, за счет чего сократить стоимость авиабилета и туристической путевки, как наладить взаимодействие всех игроков авиарынка.

Посыпались

Представители авиакомпаний, турагентств и органов власти активно включились в поиск путей снижения цен на авиатопливо

Представители авиакомпаний, турагентств и органов власти активно включились в поиск путей снижения цен на авиатопливо

Фото: Андрей Порубов

По оценке ИК "Антанта Пиоглобал", высокая эластичность спроса при резком повышении цен на топливо остается главным риском отрасли авиаперевозок. К примеру, в 2005 году в результате взлета цен годовой темп роста авиатарифов впервые превысил индекс инфляции и составил 13,7%, что привело к резкому падению спроса на авиаперевозки и замедлению темпов роста с 15% в 2004 году до 3,6% в 2005−м.

Первыми новый скачок цен на перевозки в апреле - мае 2008 года почувствовали на себе клиенты туристических компаний. "Сезон в Анталии мы открыли 19 апреля, - рассказал директор екатеринбургского бюро международного туризма "Спутник" Игорь Авдокушин. - В целом в этом году по сравнению с прошлым программа на Анталию увеличилась примерно на 60%, причем около 15% ее мы продали до 19 апреля. И вот 20 апреля объявляют о повышении стоимости топлива в Кольцово. Продажи не сказать что отрезало, но они значительно сократились, как по объему, так и по глубине. Когда же цену топлива начали повышать 2 - 3 раза в месяц, у клиентов появились вопросы. По полностью оплаченным заявкам мы взяли повышение на себя, однако бесконечно это продолжаться не может".

В первую очередь повышение затронуло чартерные рейсы: оплативших путевку еще несколько месяцев назад туристов ставили перед фактом дополнительных топливных сборов. Генеральный директор турфирмы "Море Трэвел" Александр Лобанов: "Середина июля всегда показывает традиционный спад спроса. Но возьмем, например, направление Екатеринбург - Анталия, самое массовое после Москвы и Сочи. Заявленное снижение к середине июля по всем туроператорам достигает 20%. Я думаю, что обусловлено это не только сезонностью, но и ростом топлива. По многим направлениям топливные сборы достигают 100% стоимости тарифа. Как объяснить, что человек должен два раза заплатить за билет?".

Генеральный консул Франции Клод Круай призвал турфирмы к сотрудничеству

Генеральный консул Франции Клод Круай призвал турфирмы к сотрудничеству

Фото: Андрей Порубов

По оценке генерального директора турфирмы "Мир" Сергея Бузько, на сегодняшний день величина топливных сборов доходит до 33% стоимости авиакресла, подписанной в феврале - марте текущего года. Как сообщил представитель британской авиакомпании BMI в Екатеринбурге Игорь Новиков, тариф авиакомпании на рейс Екатеринбург - Лондон составляет 8,5 тыс. рублей, а топливный сбор - 7,5 тысячи, почти 50% стоимости билета (для сравнения: в Москве - 1,6 тыс. рублей). Если тенденция сохранится, то к концу года пассажиры могут столкнуться с более чем дву­кратным удорожанием билетов, туристические агентства - с сокращением чартерных программ, авиакомпании - со снижением объемов пассажирских перевозок.

Именно на авиаперевозчиках кризисная ситуация отразится наиболее серьезно. "На взгляд мой и Росавиации, к весне следующего года количество авиакомпаний в России сократится со 170 как минимум до 120, - сообщил Сергей Скуратов. - Причины две: во-первых , они не сумели сменить технику на более экономичную, во-вторых , затраты на топливо растут критическими темпами". Увеличение затрат почувствовали на себе и УАЛ: за первое полугодие-2008 прирост на внутрироссийских линиях составил всего 5 - 6% по сравнению с прошлым годом. Прирост объемов всех пассажирских перевозок компании в мае 2008 года достиг 42%, в июне - 40%, план прироста на июль - 30%.

Задним числом

Генеральный директор аэропорта <noindex>К</noindex>ольцово Кирилл Шубин (слева) сообщил, что в Кольцово уже готовится антикризисная программа

Генеральный директор аэропорта Кольцово Кирилл Шубин (слева) сообщил, что в Кольцово уже готовится антикризисная программа

Фото: Андрей Порубов

Как застраховаться от дальнейшего роста цен и расходов? Участники круглого стола обсудили несколько путей решения проблемы. Сергей Бузько предложил аэропорту и авиакомпаниям разработать совместную программу хеджирования рисков. На основе запланированных объемов перевозок можно оценить будущие издержки и оплатить часть топлива заранее:

- В Кольцово очень мощная планово-экономическая служба. Может быть, нужно уже сегодня создать план? Объемы потребления керосина понятны. Примеры тоже есть: по хеджированию рисков есть программа в Хабаровске и Владивостоке, Lufthansa захеджировала риски на 85% в 2008 году и на 50% в 2009&minus;м. Как только цена застрахована - уверен в будущем и потребитель. А человек - это ведь не только авиакресло, это и аэропортовый сбор, сэндвич, стаканчик минеральной воды и многое другое.

По словам Сергея Скуратова, УАЛ уже хеджируют риски удорожания авиатоплива в московском аэропорту Домодедово. Компания закупает у аэропорта керосин на два месяца вперед по 5 тыс. тонн ежемесячно. Деньги приходится выводить из оборота, но в результате цена оказывается ниже, чем в любом другом аэропорту России. Важное условие: Домодедово выделило УАЛ емкости для хранения топлива. "Мы готовы закупать топливо заранее и в любом другом аэропорту, если нам предоставят такую возможность", - сообщил Сергей Скуратов. Кольцово своих емкостей для хранения пока не предоставляет.

Гендиректор аэропорта Кирилл Шубин подтвердил, что антикризисная программа готовится: "Я в течение двух недель планирую посмотреть статистику и аналитику. Несмотря на то, что выросли топливные сборы, мы видим, что отказов нет, к примеру, в Анталию и на других подобных направлениях. Глубина продаж довольно высока, все недовольны, но пока платят. Мы, безусловно, не намерены ждать, пока наступит критическая точка, будем собираться с авиакомпаниями и предлагать решение".

Директор Клуба путешествий Кольцово обратить внимание на повышение качества сервиса в аэропорту"/>

Директор Клуба путешествий "Крылья" Наталья Обожина (слева) предложила руководству аэропорта Кольцово обратить внимание на повышение качества сервиса в аэропорту

Фото: Андрей Порубов

Александр Лобанов сослался на положительный опыт работы с УАЛ и предложил перевести часть чартерных рейсов на регулярную основу. По его словам, несмотря на то, что стоимость билетов увеличивается, туроператор может по полностью оплаченной заявке зафиксировать стоимость билетов. В таком случае все риски удорожания топлива берет на себя авиакомпания, но она, в отличие от турагента, может заранее застраховаться от предстоящего повышения цен. Сергей Авдокушин с коллегой не согласился: "При переводе чартерных рейсов в регулярные мы полностью подпадаем под политику авиакомпаний. В первом случае тур­операторы как-то могут отстаивать свои интересы и интересы клиентов. На массовых

чартерных направлениях мы работаем за счет увеличения объемов - и только это позволяет нам получать прибыль. На переговорах с авиакомпанией мы торгуемся за каждый доллар с кресла. На регулярных линиях никто этого не делает, и я сомневаюсь, что пассажир будет в авиакомпании отстаивать свои интересы".

Тоже выход

Помимо страхования ценовых рисков, есть еще несколько способов сокращения затрат авиакомпаний и пассажиров. Для перевозчиков основная возможность экономии - переход на иностранные воздушные суда. "Уральские авиалинии" в следующем году списывают все Ту-154Б : самолеты исправны и готовы летать, но их топливная эффективность в два раза ниже зарубежных аналогов. В 2009&minus;м УАЛ получат еще четыре среднемагистральных Airbus, и парк этих самолетов составит десять бортов, к 2013−му будет двадцать. "Уже в следующем году в России начнет категорически не хватать самолетов, - объяснил Сергей Скуратов. - И возникнет неудовлетворенный спрос. Самолеты типа Ту-154 просто уйдут с рынка. Помочь здесь может государство, и от него нам нужно одно: снять таможенные пошлины и НДС с западных самолетов. Налогами мы вернем все вдвойне".

<noindex>Представители Чешской республики</noindex>: ру<noindex>к</noindex>оводитель а<noindex>г</noindex>ентства по подде<noindex>р</noindex>жке <noindex>чешского</noindex> би<noindex>з</noindex>неса <noindex>Czech</noindex> Trade Иржи Болечек и генеральный консул Чехии Мирослав Рамеш заинтересованы в развитии воздушного сообщения между Уралом и Чехией

Представители Чешской республики: руководитель агентства по поддержке чешского бизнеса Czech Trade Иржи Болечек и генеральный консул Чехии Мирослав Рамеш заинтересованы в развитии воздушного сообщения между Уралом и Чехией

Фото: Андрей Порубов

Пассажиры могут снизить затраты за счет использования новых технологий. "На сегодняшнем рейсе нашей авиакомпании из 90 пассажиров 80 были с электронными билетами, - рассказала представитель Malev (Венгрия) в Екатеринбурге Марианна Галагура. - Экономия на каждом билете - около девяти-десяти евро. В масштабах всей компании, более 3 млн пассажиров в год, это более чем выгодно".

По словам главы представительства авиакомпании Austrian Airlines Константина Коледы, электронный билет - это только первый шаг в развитии технологий взаимодействия авиаперевозчика и пассажира. Киоски саморегистрации уже появились во многих аэропортах мира, в том числе и в Кольцово. Сейчас Austrian внедряет в Вене систему web check-in : пассажир сможет зайти на сайт компании, самостоятельно зарегистрироваться, распечатать посадочный талон и ехать в аэропорт. Такая система значительно сократит бумажную работу и позволит дополнительно сэкономить на цене билета.

Еще одна статья экономии - визовый сбор. По словам генерального консула Франции в Екатеринбурге Клода Круая, порядка 35% виз, выдаваемых гражданам, проживающим на территории

УрФО, оформляется в Москве: "До появления нашего консульства в январе 2008 года турфирмы получали визы в столице. Время идет, но московские турфимы очень неохотно отдают сюда свои прерогативы. В результате человек из Екатеринбурга, Ханты-Мансийска , Тюмени или Челябинска по-прежнему отдает документы турфирме, которая делает визу в Москве. Это, конечно, стоит дороже - примерно на 100 долларов. Если все и дальше будут работать с Москвой, что нам здесь делать? Испанцы ушли из Екатеринбурга, а они выдают в России больше виз, чем мы. Если ситуация не изменится, нам тоже придется нелегко". Решить проблему может активное взаимодействие участников туристического рынка с уральскими консульствами иностранных государств, в особенности это касается представительств московских туроператоров.

Глава пр<noindex>е</noindex>дставит<noindex>е</noindex>льства <noindex> авиалиний" Константин Коледа (справа) считает, что введение электронных билетов снижает издержки авиакомпаний"/>

Глава представительства "Австрийских авиалиний" Константин Коледа (справа) считает, что введение электронных билетов снижает издержки авиакомпаний

Фото: Андрей Порубов

Вопрос взаимодействия стал ключевым для участников круглого стола. "Вместе мы можем решить очень многое: договориться о неких соглашениях между турфирмами, аэропортами, авиакомпаниями, - выразил общее мнение Сергей Бузько. - Первое: деньги у всех есть уже сейчас, нужно спасти хотя бы август. Второе: все должны получить прогноз, что делать осенью или зимой. Финансовые ресурсы есть: мы же находим деньги для оплаты отелей, можем попробовать сделать то же и с авиарейсами. Запрограммировать рост: условно говоря, я хочу прийти к авиакомпании завтра, заплатить за рейс на Бали определенную сумму и подписать твердое соглашение по цене на январские каникулы".

Конечно, игроки регионального рынка не могут влиять на ситуацию на федеральном уровне. Но им вполне по силам договориться между собой. К примеру, о возможности хранения топлива в аэропорту Кольцово и потенциальных объемах потребления. Для этого нужно немногое: определиться с планами, скоординировать их, учесть интересы друг друга и сделать так, чтобы эти интересы соблюдались. Пока что только иностранные перевозчики готовы предложить глубину продаж, охватывающую зимний сезон, в то время как турфирмы заинтересованы в планировании прежде всего чартерных рейсов, которые обеспечивают российские перевозчики. Поэтому на сегодняшний день задача номер один для участников уральского авиарынка - выработать совместный план действий как минимум на ближайшие полгода.

Благодарим за помощь в организации круглого стола РА "Восход"

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |