В 2009 году, согласно заявленным ранеепланам, государстводолжноперейти от модернизации к развитию дорожной сети. Финансовый кризис может внести в эти планы свои коррективы
Иногда проехать по сибирской дороге можно не только на бульдозере
Фото: Борис Барышников
Дорожный сезон заканчивается. Как правило, поздняя осень - время, когда отрасль дорожного строительства подводит итоги производственной деятельности за год. В Новосибирске мэр Владимир Городецкий отмечает, чтобезусловным успехом прошедшего года можно считать начало проектирования третьего моста через Обь - проект 20−летней давности, наконец включенный в Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", и завершение строительства 53−километрового Северного объезда - он позволит пропустить транспортный транзитный поток в обход городских улиц.
В целом же, если прирост объемовдорожного строительства в Новосибирске в 2008 году относительнопредыдущего года составил порядка 30%, 2009−й такого результата не обещает. Потому что в течение последних двух лет очень помогла городским властям в деле обустройства дорожногохозяйства федеральная финансовая поддержка, выделяемая городам-миллионникам - так называемыйдорожный миллиард, который являлся целевым (сумму можно было потратить только на реконструкцию и строительство дорог). В следующем году этих денег небудет. Федеральный бюджетпредоставит лишь около 556 млн рублей. Снижениеобъемов централизованно выделяемых средств заставит власти искать другие источники покрытия дефицита, чтобы хотя бы оставить финансирование дорожного строительства на прежнем уровне.
Потерянный интерес
Оценки перспектив дорожного строительства, высказываемые непосредственно игроками рынка, осторожны. Всебудет зависеть исключительноот воли федерального центра. В случае утраты его интереса или смены приоритетов относительно важности развития инфраструктуры ни региональные, ни муниципальные бюджеты в одиночку потянуть дорожное строительство в прежнихобъемахне смогут.
"Все будет зависеть от денег, которые мы будем иметь. Мы финансируем стройкииз федерального бюджета и бюджета области. В частности, новым составом Законодательного Собрания теперь будет прорабатываться программа финансирования дорожного строительства на много лет вперед, - рассказывает начальник отдела строительства и реконструкции дорог дирекции по строительству и эксплуатации автодорог Иркутской области Андрей Полтораков. - Объекты выставляются на конкурсные торги, после их проведения включаетсямеханизм инвестирования из федерального и областногобюджетов. Но ситуация не очень хорошая, финансирование мизерное. В 2003 году осваивализа год 500 миллионов рублейот федерального центра, сегодня - 320 миллионов".
Как говорят операторы рынка, федеральное финансирование сокращается с каждым годом, центр сбавляет обороты, чтобы регионы тратили на дорожное строительство свои деньги. Это принуждениеместных властейк более ответственному хозяйственному отношению воспринимаетсякакнастоящая беда. Ведь если раньше территории обладалисобственнымдорожным фондом, в котором аккумулировались деньги от сбора транспортного налога, теперь регионы ждут дотаций и субсидий. И тут ситуация по ним совершенно разная - в той же федеральной программе транспортного развития на 2010-2015 годы наибольшую сумму субсидий на софинансирование конкретных объектов дорожного строительства намечено выделить Омской области (2,6 млрд рублей), Алтайскому краю (2,1 млрд) и Новосибирскойобласти (1,6 млрд).
"К сожалению, приходится констатировать, что пока строительство и реконструкция дорожной сетиидет точечными действиями, - говорит генеральный директор ЗАО "Труд" (Иркутск) Сергей Тен. - Сейчас активно ведется ремонт и строительство федеральных автомобильных дорог. Также можно говорить о серьезном ремонтемагистралей в крупных городах, этому уделяется внимание. Но если мы шагнем куда-то в сторону от трассы, посмотрим, как обстоят дела с дорогами нефедерального подчинения, где-нибудь в глубинке, мы таких темпов строительства, к сожалению, не увидим. У нас около 80 процентовиз почти 10 тысяч километровдорожной сети регионального значения находится вочень тяжелом состоянии. Поэтому, если говорить в целом о дорожном строительстве, то, наверное, мы еще очень долгобудем выходить на требуемый уровень, необходимый нашей стране".
Неучтенный кризис
Пока никаких официальных заявлений о том, что федеральное финансирование снизится, нет. Собственно, как и решений об уменьшении выделения денег из бюджетов других уровней. Давно озвученные планы корректировке не подвергаются.
Но даже эти планы уже былиурезаны в свое время - ведь первоначально объем средств, требуемых на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы транспортного развития был рассчитан на уровне 9,9 трлн рублей на 2010-2015 годы. Эта цифра была скорректирована до 4,3 трлн рублей, при этом федеральный бюджет выделит около 3,2 трлн, бюджеты субъектов Российской Федерации - 394 млрд рублей, из внебюджетных источников запланировано получить 692 млрдрублей. Как ни прискорбно, более чем двукратное сокращение финансирования было произведено в основном за счет нужд Сибири и Дальнего Востока, говорят операторы рынка.
В складывающихся условиях финансовой нестабильности нельзя быть уверенным в том, что объемывыделяемых на дорожное строительство средств не уменьшатся. Уже сейчас представители дорожного сектора поставлены не в лучшие условия. Сегодня потенциал крупной региональной компании, по оценкам специалистов, реализуется в лучшем случае наполовину. То есть на существующих в настоящеевремямощностях теми же силами можно строить и ремонтировать вдвое больше километров дорог. Такое наращивание мускулов отрасль успела произвести за последние два года относительного улучшения ситуации с дорожным строительством. Компании закупали импортную технику, выращивали новые кадры.
"Если подрядчики видят перспективу на этом рынке, они думают о том, как развиваться завтра, - говорит Сергей Тен. - От этого зависит, как они будут действовать - вкладывать деньги в персонал, покупать новуютехнику, брать под это долгосрочные кредиты в банках. Никто не будет вкладыватьсредствасегодня на завтра, не понимая, что будет в следующем году".
При снижении объемов работ неизбежны рост издержек, увольнения и прочие неприятности, от которых не застрахован никто. Так что все будетзависеть от стратегии, которую предпримут центри власти регионов.