Решение энергетических проблем Центральной Азии невозможно без создания объединенного энергорынка, тесно связанного с соседними по континенту энергосистемами
В конце сентября в Астане представители энергетических компаний Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана обсудили создание региональной модели передачи электроэнергии, разработанной специалистами Агентства США по международному развитию (USAID). По мнению разработчиков, предложенная ими модель организации региональной энергосети позволит эффективнее планировать производство электроэнергии, оптимизировать передачи и в конечном итоге сократить частоту отключений - то есть будет способствовать решению проблемы энергодефицита в Средне-Азиатском регионе. Однако без осуществления масштабных инвестиций в развитие генерации и укрепление связей с соседними странами - крупными игроками на рынке электроэнергии, прежде всего Россией и КНР, решить проблемы Средне-Азиатского региона вряд ли удастся.
Электрическая история
В советскую эпоху энергосистемы стран Центральной Азии (ЦА) были тесно связаны между собой и входили в колоссальную Единую энергосистему Союза. При этом сети Казахстана были иерархически разделены - была энергосистема Северного Казахстана, а южные сети входили в объединенную энергосистему (ОЭС) Средней Азии. ОЭС Северного Казахстана имела крепкие связи с системами Сибири, Урала, Средней Волги. Северный Казахстангнал свою и сибирскую электроэнергию в центр, юг страны питался от среднеазиатской энергосистемы. Связь между севернымии южными областями Казахстана обеспечивало сечение Север-Юг, состоявшее из трех линий - 500, 220, 110кВ - общей пропускной способностью около15 млрд кВт.ч. Диспетчером южной энергосистемы Средней Азии являлся (и до сих пор является) координационный диспетчерский центр "Энергия", расположенный в Ташкенте. Он занимается управлением режимами работы системы, ее надежностью и качеством электроэнергии - соответствием стандартам по частоте, напряжению и ряду других параметров.
Координация перетоков в среднеазиатской ОЭС крайне важна - различныерегионыотдельных стран являютсяпоставщикамиэнергии для соседей. Так, разделена энергосистема Таджикистана-южнаячастьизбыточна, северная энергодефитная, и почти всю электроэнергию она (4,5 млрд кВт.ч) получает из Узбекистана. Юг же примерно столько же туда передает. Идет, по сути, обмен- без оплаты. Такая же ситуация и в Киргизии - юг обеспечивает Ферганскую долину Узбекистана, север питается узбекской электроэнергией через казахстанские сети, где дефицит около 300 МВт. Таким образом, ОЭС сейчас завязана в основном на энергетикеУзбекистана. Такой порядок существует до сих пор. Даже после развала Союза, даже после того, как в 1998 году было объявлено о параллельной (в данном случае интегрированной) работе севера июга Казахстана, перетоки изСредней Азии сохранились. Так, до 2008 года ежегодные поставки электроэнергии из Киргизии составляли около 2,5 млрд кВт.ч (7% производимой в Киргизии).
Соседские раздоры
С советских времен в электроэнергетическом хозяйстве стран Центральной Азии накопилось множество проблем. Изношенность генерирующих мощностей и сетей достигает 70%. Если они не будут обновляться, то в течение 15-20 лет регионупридетсясократить величину вырабатываемой мощностина треть - до 10 тыс. МВт. Это притом что среднеазиатским потребителям и так постоянно приходится сталкиваться с нехваткой электроэнергии. Прежде всего - из-за неурегулированных вопросов использования водных ресурсов. Для Таджикистана и Киргизии вода с гор - источник электроэнергии, она особенно нужна зимой, в пики нагрузки, которые достигают 5000 МВт. Узбекистану и Казахстану вода жизненнонеобходима весной и летом - для полива полей. Но для того чтобы накопить воду для сельскохозяйственного сезона, нужноограничивать сток зимой - в этом случае страдают потребители электроэнергии. Дискуссии о водепостоянно приводят к конфликтам между странами.
Не удается достичь твердых договоренностей по поставкам электроэнергии между странами региона. Перманентно возникающие дефициты в Киргизии (см. "Жажда света", "ЭкспертКазахстан", - 40 от 13.10.2008) приходится покрывать соседним странам в авральных режимах. После того как Узбекистан провел линию в Фергану и перенаправил часть энергопотоков туда, киргизские энергетики, ранее закупавшие элекроэнергию у узбеков, были вынуждены переключиться на закупки в Казахстане - до 200 млн кВт.ч ежегодно. Несмотря на кажущуюся крепкой связь, энергосистема порой не способна справиться с техническими сложностями. Например, в мае 2007 года из-за отключения линии 500 кВ, соединяющей Таджикистан и Узбекистан, автоматика отключила потребителей Узбекистана, Казахстана, Киргизии общей мощностью 650 МВт.
Иными словами, отсутствует общий электроэнергетический рынок (ОЭР). Сегодня предлагаетсянесколько путей решения этой проблемы.
Жить, как в Швеции
Разработка USAID была создана в рамках Программы по содействию региональным рынкам электроэнергии (REMAP). "Сейчас мы изучаем опыт в организации рынка электроэнергии странСкандинавии (энергетическая биржа Nordpool), США, Южной Африки. Пока больше склоняемся к скандинавскому сценарию. Там похожая ситуация - независимые государства объединили свои энергосистемы и весьма успешно пользуются преимуществами, которые дает общий рынок", - говорит координатор энергетических проектов USAID Сергей Елькин. По его словам, Скандинавия на сегодняшний день обладает наиболее грамотноорганизованным общим энергорынком. Несмотря на то что работа через Nordpool не обязательна, доля договоров через нее неуклонно растет. При этом трансграничные перетоки возможны только через эту биржу.
Что касается ЦА, то для странрегиона предлагаетсясоздание новой совместной компьютерной модели энергосистемы. Данная модель, по замыслу разработчиков, позволит упростить получение информации о мощностях передачи электроэнергии в каждом секторе ОЭС и более эффективно планировать производство и перетоки четырем сегментам ОЭС - Киргизии, Узбекистану, Таджикистануи югу Казахстана. Для начала USAID предоставил энергетикам этих регионов необходимое программное обеспечение. На его основе были созданы модели национальных систем электропередачи. В организацииговорят, что работа координировалась центром "Энергия", а также энергетиками Афганистана и Туркменистана - предполагается, что эти страны присоединятся к проекту.
По словам г-на Елькина, финансирование проекта за последние два года составило 3,3 млн долларов, в последующие тригода планируется вложить еще 16-16,5 млн: "Эти деньги направляются на обучение специалистов, покупкунеобходимого программного обеспечения, техническое перевооружение диспетчерских центров".
По данным "Эксперта Казахстан", сейчас USAIDвместе с казахстанскими энергетиками работает над созданием центральноазиатской биржи электрической мощности. Пока точные сроки ее создания и технико-экономические подробности неизвестны. Судя по всему, это можетпроизойти в течениегода-двух , и тогда диспетчеризация этой системы будет вестись из Казахстана.
Без генерации - никак
REMAP не предусматривает разрешения водных споров, и, судя по сумме инвестиций (около 20 млн долларов), очевидно, что и обновления основных фондов генерации и передачи он в своих рамках не планирует - для решения этих задач требуются вложения на порядок выше.
По мнению некоторых экспертов, у модели, предлагаемой USAID, есть и другие недостатки. В частности, из нее фактическиисключаются такие крупные игроки, как Россия и Китай. Между тем, по мнениюначальникаотдела экономического анализаЕвразийского банка развития Евгения Винокурова, гидроэнергетический потенциал стран ЦА достаточен нетолько в пределах региона, но и при необходимых инвестициях будет востребован далеко заего пределами, вплоть до огромных рынков этих двух соседних с нами стран (см. "Регион способен на большее").
Реализация каких-либопроектовулучшения работы ОЭС Центральной Азии в полной мере возможна лишь при решении водно-энергетических проблеми обновлениисуществующих изношенных основных фондов - станций илинийсвязи - и строительстве новых. Если же такие шаги не будут предприняты, результатом станет лишь восстановление существовавших в советское время связей, позволявших эффективноуправлятьперетоками. Но этого мало - необходимо развивать генерирующие мощности, чтобы обеспечить требуемыеобъемы электроэнергии. Пока реальные шаги в этом направлении сделаны лишь Россией, при содействии которой введены в строй два блока Сангтудинской ГЭС (Таджикистан). Но российская сторона уже объявила о сокращении планов по вводу мощностей у себя - с 40 ГВт до 20 к 2020 году. Маловероятно, что планы по мощностям в Центральной Азии нескорректируются в сторону уменьшения.