Эксперт: В эпоху финансового кризиса островком стабильности по-прежнему остается искусство
27 октября в московской галерее pop/off/art открылась выставка графики и видео художника Кирилла Чёлушкина. В рамках выставки под названием "Adaptation" представлены семь крупноформатных работ (до пяти с половиной метров в длину), выполненных в технике графики на специальном холсте.
Экспозицию дополняет видеоинсталляция, в которой сюжеты полотен повторяются вдинамике трехмерного изображения. Ведущим - хотя и не единственным - мотивом работ художника является тема города, архитектуры, урбанистической среды, представленных в оригинальном, почти фантастическом ракурсе.
О выставке, авторе работ и в целом о судьбе отечественного искусства в эпоху мирового кризиса корреспондент ИА REGNUM поговорил с директором галереи pop/off/art Сергеем Поповым.
ИА REGNUM: Можно с уверенностьюпредположить, что прислове "графика" зритель, как правило, представляет себе нечто минималистичноеи камерное. И вот он приходит навыставку и видит пятиметровое полотно... В свете этого, стоит ли говорить об уникальности художника Кирилла Чёлушкина, либо все же причислить его ккакой-либо из существующих школ, направлений изобразительного искусства?
Вы Кирилла охарактеризовали достаточно точно. Он и правда уникальный мастер. Школа здесь безусловно есть - это школа Московского архитектурного института, который он в свое время закончил. Ноэтодаже связаноне столько с архитектурными отголосками или какой-то бумажной архитектурой, сколько с каким-то фантазиями художника по поводу искусства, которые воплотились в таком масштабе. Кирилл - визионер, утопист, до определенной степени фантаст, романтик. И в то же времяочень жесткий и очень техничныйреалист. Я бы сказал, что он реалист в том смысле, что каждый раз отношения с реальностью проверяет на прочность, доводит их допредела, ищет новых путей интерпретации. Каждый раз получаетсяочень интересный результат. Много лет он шел путем опыта мега-графики на тему архитектуры. Были работы на пластике до семи метров в масштабе. Эта выставка, "КБ", проехалапо нескольким региональныммузеям, где вызвала настоящий фурор.
Представленныеработы - нечто среднее междуживопись и графикой, и это новый жанр в искусстве, потому что это графика, созданная по мотивам его собственных видеоскульптур. То есть здесь сочетаются разные виды изобразительного искусства - получается такой уникальный синтез.
ИА REGNUM: Тема города как арт-объекта сейчас не слишком востребована у художников. В отличиеот фотографов. На Ваш взгляд, так ли это, и в таком случае можно ли назвать урбанизм в представленных работах некой новой тенденцией?
Да, Кирилл - архитектор прежде всего по пространственному видению в своем искусстве. Образование настолько фундаментально, что дает о себе знать в каждом квадратном сантиметре произведений. Архитектура интересует его как тема, и интересуетего в самых причудливых форматах. Здесь она играет все-такиподспудную, не центральную роль. Его фантазийное, образное мышление распространяется на все сферыжизни, от микрокосма до космоса.
Видно, чтоего интересуюткакие-то техногенные события. Городская жизнь, сакральные сюжеты... Но у него действительно потрясающее урбанистические чутье, он чувствует город как никто другой. Он любит все, что связано с городом, не только архитектуру - городского человека, машины, в целом городскую среду. Он делает нечто сопоставимое с фотографией, но в то же время это совершенно классическое искусство, чистой воды рисование, очень художественное и пластическое. В этом смысле это тренд. Индивидуальный - как и все значительное в современном искусстве. У многих других современных авторовпорой бывает криво именно с этой образностью. Кирилл создает современное искусство, которое не требуетникаких оправданий: ему не нужно лаять собакой, обнажаться или делать что-то еще, непонятное простому зрителю - его работы самоценны и самоочевидны. Он в самом деле большой мастер, мастер в мировом масштабе, русский по рождению, но абсолютно интернациональный по мышлению.
ИА REGNUM: На волне текущего финансового кризиса большинство рынков немилосердно лихорадит. А как бы вы оценили состояние отечественного арт-рынка в нынешнюю эпоху глобальной нестабильности?
Настроение достаточно напряженное. Есть некоторые неутешительные результаты, это правда. Например, аукцион Phillips de Pury, который прошел в Лондоне 18 октября, далнегативные по отношению ко всем ожиданиям результаты. Но, отмечу, это вызвано специфическими особенностями русского коллекционерского сообщества. Думаю, ситуация поправится и уже в ближайшее время напряжение должно спасть. Это целая большая тема, о ней можно говорить с разныхсторон: можнорассматриватьискусство как предмет категории luxury, а можно рассматривать его как вечные ценности, которые неоднократно переживали разнообразные катаклизмы и выходили из них в плюсе. Вконцеконцов, не будем забыватьо том, что рушатся империии корпорации, а искусство если не вечно, тоочень близко к этому состоянию. На фоне всех неурядиц и невзгод я бы рекомендовал обратить внимание на возможности этого рынка, который еще только-только на старте в России, и у него очень хорошие перспективы из-за уже сложившейсяна данный момент мощнейшей инфраструктуры, очень убедительной, очень четко работающей, со своими персонажами. По-настоящему хорошего искусства мало, ноего продолжат потреблять при любых кризисах, при любых неурядицах, таквсегда было и такбудет. Искусство из всех кризисов выходило даже прибавив для себя, даже в тех случаях, когда речь шла о тяжелейших катастрофах - таких, как Вторая мировая война. На фоне всеобщей разрухи искусство и тогда было наиболее конвертируемым ценностью. Что касается отечественного искусства, то нам не привыкать. Русские художники до сих пор не достигли тойстепенивостребованности, которая позволяла бы кризису сильно влиять на их благосостояние. Они скромно жилии скромно продолжают жить, ничего особенно не поменяется. Искусство будет производиться вне зависимостиот любых кризисов, как художник работали, так онии будут работать, как было первоклассное искусство, таким оно и останется. Более того, наше лучшее искусство возрастало именно в тяжелых условиях: взять андеграунд, взять перестроечную эпоху - художники творили потому, что хотелитворить, а не потому, что их кто-то подмасливал. И этоопять же наводит на мысль, что искусство - это очень стабильный если не рынок, то островок стабильности.
Сейчас, в условияхкризиса, всякая медиа-пена сойдет, и останется твердое, самое достойное искусство.
ИА REGNUM: То есть можно представить себе сценарий, при котором инвесторы, разочаровавшись в вложении средств в металлы, акции, нефть, обратятся именно к искусству, поймут, что инвестировать в него не только престижно, но и надежно?
Я, честно говоря, не вижу именно таких сценариев. Ведь что такое сценарий? Это когда ряду людей объясняют, что им делать, какие действия производить. Можно было бы себе представить такую ситуацию, если бы у нас государство было бы хоть немного вовлечено в ситуацию с искусством. Но все его возможности, которые лежат на поверхности, просто никто не использует.
Государство делает вид, что культуры нет в его поле зрения, в сфере его интересов. Это чудовищноепреступление со стороны верхов. Именно поэтому ситуация не разовьется как сценарий: никто не скажет богатым людям, куда переправить свои капиталы. Но есть целый ряд новыхлюдей, которые на волне разочарования вовсех прочих рынках, перебросят свои деньги в искусство. А этого уже достаточно для того, чтобы изменить ситуацию. Сегодня на отечественном арт-рынке погодуделаютвсего несколько человек. Достаточно еще нескольких, чтобы ситуация измениласьеще сильнее, и ее наиболее качественный сегмент был бы еще более дорог и востребован.
По материалам: ИА REGNUM Опубликовано: 28 октября 2008