Продолжение реализации крупных инвестиционных проектов и финансирование развития инфраструктуры и промышленного производства будет эффективно только при условии масштабного участия коммерческих банков, страховщиков и частных управляющих компаний. Существующая модель государственно-частного партнерства при денежном голоде банковской системы приведет нас в тупик
Фото: ИТАР-ТАСС
Продолжившееся во второй половине 2008 года расползание американского кредитного кризиса похоронило последние надежды на возврат к прежней модели развития, когда российские банки брали (фактически под залогразмещенного за рубежом Стабфонда) сравнительно дешевыеденьги и сприбылью раздавали их российским заемщикам. Из этой цепочки надолго выпало ключевое звено - транснациональные финансовые институты, которым потребуется время на рекапитализацию и переоценку рисков.
Эра "дешевых денег" закончилась, а растущие потребности российской экономики и населения в банковских услугах остались. Огромны потребности реального сектора экономикив обновлении производственной базы и инфраструктуры, рост доходов и уровня финансовой грамотности населения сформировал устойчивый спрос на финансовые инструменты. Мощная суверенная финансовая система требуется государству для проведения макроэкономической политики и реализации масштабных госпроектов.
Выстраивать суверенную систему в существующих непростых условиях необходимо за счет более активного вовлечения финансовых институтов в механизмы государственно-частного партнерства.
Нынешняямодельчастно-государственного партнерства не стимулирует эффективное взаимодействие. Причины, по большому счету, две. Первая: принцип "разделения труда" дестимулируетнацеленность на результат. К примеру, государство ичастный бизнес договариваются вместе развивать некий производственно-инфраструктурный кластер. Государство берется строить железную дорогу из точки А в точку Б, а частный инвестор - предприятие в точке Б. При этом деньгивыделяются некредитные, риски не управляются и не страхуются в значительнойстепени, в результатесроки срываются, частный инвестор, который не несет бремя риска по инфраструктурной части задачи, не контролирует эффективность этих инвестиций, а государство не может контролировать, что в итоге в точке Б построит частный инвестор. Вообще такое взаимодействие в отсутствии рыночных стимулов и внешнего мотива (например, банковского риск-менеджмента и кредитного механизма) вырождается в отличную "кормовую базу" для чиновников. И не болеетого. Вторая причина: банки, страховые и управляющие компании очень слабо задействованы в проектах ЧГП. Их либо не пускают в эту сферу (см. пункт первый), либо они не имеют возможность фондирования под такие срокии масштабы проектов. А это уже фундаментальная проблема нашей финансовой системы. То, что уженабило оскомину и, пожалуй, даже стало общим местом, - нет длинных денег. Могут ли они появиться?Тем более в такой непростой ситуации, как сейчас?
На поклон к государству
Мировая финансовая система вступила в период повышенной волатильности, и в ближайшие полгода-год рассчитывать на высокие темпы привлечения средств частного сектора не приходится. В этих условиях использование части накопленных сбережений государственных и квазигосударственных структур, направленное на смягчение дефицита ресурсов, оправданно. Альтернатива - "кредитная заморозка", острый дефицит оборотных средств, резкое замедление экономического роста, в конечном итоге- подрыв основ политической и социальной стабильности -выглядиткрайне непривлекательно.
Дьявол кроется в деталях, точнее - в механизмах предоставления госсредств. Инфляция, коррупция, вытеснение внутренних частных сбережений - все эти негативныепоследствия можно и нужно минимизировать. К примеру, рефинансирование государственными фондами валютныхкредитов, выданных российским компаниям на покупку зарубежных компаний или технологий, не приводит к росту инфляционного давления и сколько-нибудь существенному дестимулированию частных сбережений. Публичный статус компании, требования к рейтингам, системе корпоративного управления и информационной открытости должны свести к минимуму коррупционные риски, а кредитные риски возьмет на себя банк.
Не создаст дополнительного инфляционного давления и рефинансирование валютных кредитов банков, замещающих внешние займы российских компаний. В этом случае банк, выдав валютный кредит российской компании, получит от государственного агентства кредит на сопоставимую сумму. Фактически российский финансовый секторзаменитиностранный в качестве посредника при размещении государственных валютных резервов. Динамика денежной массы от этого не изменится, а процентная маржа останется в России и поспособствует укреплению российской финансовой системы.
Золото под ногами
Сбережения государства смягчат эффект резкого падения притока внешних займов лишь в ближайшие один-два года. Уже сегодня нужно работать над тем, чтобы к 2010-2011годам заработали другие драйверы роста. Кто-то скажет, что в России, кромегосрезервов, нет внутренних сбережений, достаточных для формирования ресурсной базы банков, и будет не прав. Во-первых , унас приемлемый уровень текущих валовых сбережений - порядка 31% ВВП. Другое дело, что в 2007 году только 21% из них было использовано для инвестиций в основной капитал. Во-вторых , существуют накопленные и приобретенные сбережения в форме материальных и нематериальных активов. Чтобы они стали капиталом, они должны получить денежную оценку и начать обращаться на рынке. В концепции развития финансового рынка, подготовленной рейтинговым агентством "Эксперт РА" и Ассоциацией региональных банков России, этот процесс назван капитализацией активов. Предложение обсуждалось на банковском форуме в Сочи "Банки России- XXI век". Предъявленные президентом Ассоциации Анатолием Аксаковым и генеральным директором "Эксперт РА" Дмитрием Гришанковым принципы прорыва на финансовом рынке вызвали одобрение финансистов и... некоторое непонимание монетарных властей. К сожалению, главный аргумент противников ускорения развития - "не надо торопиться, мы и так неплохо растем". Эта пораженческая позицияникогда непозволит вывести Россию в мировые финансовые лидеры.
Столь мощный макроэкономический рычаг, как капитализация национального богатства, использовали все страны, лидирующиесегодня по уровню экономического развития. Так сказать, высший пилотаж в этой сфере демонстрируют США, где, помимопрочего, через эмиссию валюты сверх потребностей национальной экономики капитализируется доверие к доллару. Конечно, сейчас модно рассуждать о крахе американской системы. Бурная дискуссия по этому поводу развернулась, например, на девятой Алма-Атинской межбанковской конференции. Михаил Хазин, президент компании "Неокон" и телеведущий Михаил Леонтьев - наиболее яркие сторонники тезиса о полном провале американской модели - предрекают абсолютный коллапс в американской экономике и финансах. Однако нельзя не признать, что на протяжении очень продолжительноговремени США эффективно направляли риски на экспорт (ичасть из них Россия успешно импортировала под эгидой стерилизации внутренней ликвидности). Есть чему поучиться - тем более что у нас имеется возможность избежать ошибок американцев. Например, понятно, что даже ради стимулирования кредитной активности не стоит позволять банкамполностью перекладывать кредитные риски на инвесторов, как это было в США.
В России объем некапитализированного национального богатства (земля, рекреационные ресурсы, изобретения и проч.) таков, что капитализация обязана стать одним из ключевых драйверов роста. Капитализировать активы, то есть вовлечь их в финансовый оборот, можнопутем превращения в биржевой товар, выпуска обеспеченных ценных бумаг, внесения в капитал финансовых и нефинансовых институтов. Как один из механизмов капитализации можно рассматривать создание авиастроительной и судостроительной корпораций с последующим выводом этих компанийна IPO. Анонсированноенедавно созданиеФондасодействия развитию жилищного строительства - фактически еще один механизм, который позволит затем капитализировать часть земельных ресурсов, принадлежащих государственным структурам.
Для стимулирования банковскогокредитования наилучшим образом подходит использование актива в качествезалога, снижающее банковские риски. Кроме того, рубли, эмитированные под транзакционный спросдля сделок с капитализированными активами, могут пополнить пассивы кредитных организаций ввиде депозитов юридических лиц и вложенийвкапитал банков, а сами активы - войти в состав собственных средств кредитных организаций.
Чтобы механизм капитализации заработал, потребуется изменить законодательную базу в сфере защиты прав собственности, залогов, секьюритизации и планомерно работать по изменению соответствующей правоприменительной практики. Необходимы также процедуры оценки активов, организованные рынки для торговли активами, поддерживающиекотировки маркетмейкеры, совершенствование патентного права, синхронизация кросс-секторного регулирования.
Успешный опыт капитализации нефтегазовых запасов в стоимости акций "Газпрома" и других российских компаний свидетельствует, что передача полного контроля над активами иностранному капиталу не является необходимым условием их адекватной оценки. Кроме того, во избежание возникновения пузырей на рынках активов, запасы которых крайне ограничены (например, недвижимость в центре крупных городов), часть их может оставаться в собственности федеральных, региональных и муниципальных властей и предоставляться в аренду. В этомслучае государство сможет отреагировать на спекулятивный рост цен увеличением предложения активов, предоставляемых в долгосрочную аренду.
Когда эффект капитализации активов начнет иссякать, важнейшим драйвером роста станут сбережения населения. Для этого требуются стабилизация инфляции на уровне ниже средних ставок по депозитам, повышение финансовой грамотности и расширение спектра доступных инвестиционных инструментов для консервативных инвесторов. Позитивный эффект способен обеспечить и механизм вмененных инвестиций - субсидированных государством средств, использование которых ограничено. Один из таких механизмов - "материнский капитал" - уже запущен, на подходе софинансирование государством пенсионных накоплений.
Где солому стелить
Задействовав все эти механизмы, можно обеспечить рост активовроссийских финансовых институтов, существенноопережающий динамику номинального ВВП. Однако быстрый рост финансового сектора вкупе со слабо развитой финансовой инфраструктурой, неадекватными технологиями управления рисками, затрудненным перетоком ликвидности между банками, а также отсутствием отлаженных механизмов сотрудничества между банкамиимонетарнымивластямиведет к накоплению системных рисков и увеличивает чувствительность к различным шокам. Поэтому не обойтись без механизмов, ограничивающих принятие рисков и смягчающихпоследствия внешних и внутренних шоков.
Самим банкирам многое предстоит сделать по приближению систем управления рисками к наилучшей мировой практике. Внедрение скоринговых моделей в розничномсекторе, отработка процедур управления просроченной задолженностью, мероприятия по минимизации операционных рисков - вот лишь некоторыеиз направлений совершенствованиякорпоративного риск-менеджмента. Необходимы консолидированные усилия участников рынка и органов власти по совершенствованию инфраструктуры, обеспечивающей оценку рисков (обмен информацией между бюро кредитных историй, устранение правового вакуума всфере рейтингования) и переток ликвидностивнутри банковского сектора (организованный рынок межбанковского кредитования, развитие синдицированного кредитования).
Но часть масштабных рисковвсе же должны взять на себя монетарныевласти. Последствия кредитногокризисав США - яркий пример внешнего шока, с которым банковский сектор самостоятельно не справится. В середине2008 года замаячилпризрак уже внутреннего шока - "жесткой посадки" экономики, спровоцированной чрезмерным ужесточением монетарной политики. Ещеодин пример - ожидаемая в 2008-2011 годахволатильность потоков как по текущему, так и по капитальному счетуплатежного баланса. Сгладить эти колебания призвано краткосрочное рефинансирование со стороны Банка России. Поэтому важно, чтобы система рефинансирования ЦБ РФ основывалась на прозрачных правилах, позволяющих получить доступ к рефинансированию всем кредитным организациям с приемлемымкачеством активов.
Крайне важен конструктивный диалог надзорных органов с банками. Такой диалог позволяет быстро купировать проблемы отдельных банков - находить "белого рыцаря", предоставлять рефинансирование, предотвращать вывод активов из проблемных банков. Избежать при этом чрезмерного роста расходов на содержание надзорного аппарата поможет дифференцированное регулирование, при котором интенсивностьконтактов с банком зависит от набора лицензий, размера активов и ролибанка в системе.