Проекты, реализуемые в Саратовской области с участием крупного бизнеса, способны существенно улучшить ситуацию в регионе. Но процесс этот, учитывая сроки окупаемости инвестпроектов, длительный. Чтобы ускорить подъем экономики, областное правительство старается привлечь внимание федеральных властей
Александр Ульянов
Экономическое положение Саратовской области в последние годы благополучным не назовешь. На регион обрушилось сразу несколько проблем. Одна из главных -диспаритет цен в сельском хозяйстве, спровоцировавший кризис в отрасли. Для области, где аграрный сектор составляет немалую часть региональной экономики, проблема оказалась крайне серьезной. Кроме того, на территории Саратовской области былонемало оборонных предприятий, которые прекратили свою работу.
Сейчас в регионе наметилось улучшение экономической ситуации - осознав конкурентные преимущества Саратовской области (включая избыточные энергомощности), сюда стали приходить крупные компании. Власти, со своей стороны, пытаютсяулучшить условия вхождения инвесторов. О стратегии развития региона в интервью журналу "Эксперт Волга" рассказал и.о. министра экономического развитияСаратовскойобласти Александр Ульянов.
Открытые ворота
Власти Саратовской области часто говорят о проблемах развития, связанных с отсутствием врегионе современного аэропорта. Сейчасвопрос сдвинулся с мертвой точки. На какой стадии находится сегодня работа по созданию нового аэропорта?
Проект предусматривает создание нового авиатранспортного узла, в 50 километрах отСаратова, на правом берегу Волги, врайоне поселка Сабуровка. Аэропорт займет около 380 гектаров земли. Здесь будут осуществляться грузовые и пассажирские перевозки. Пока проектировщиками предусмотренаодна взлетно-посадочная полоса, с перспективой строительства второй. Взлеты и посадки будут выполняться исключительно над нежилымикварталами.
Новый аэродром относится к категории"Б"с перспективой развития и расширения до класса "А". Длина и несущая способность взлетно-посадочной полосы позволятпринимать все типы современных магистральных судов. Объемперевозок составит один миллион пассажироввгод. Ориентировочная стоимостьнового аэропорта около278 миллионов евро.
В 2009 году начнется проектирование.
Развитиеаэропорта, без сомнения, увеличит инвестиционную привлекательность региона. Какие еще меры предпринимают губернские власти для привлечения бизнеса в регион? Какие инвестпроекты уже дают отдачу?
Саратовская область - динамично развивающийся регион, обладающий широкими инвестиционнымивозможностями. Объеминвестиционных поступлений за последние три года увеличился практически в2,5 раза. Для развития бизнеса и инвестиционной деятельности на территории Саратовской области принят пакет законов, обеспечивающийинвесторамрежим наибольшего благоприятствования, все меры государственной поддержки, включая существенные налоговые льготы.
Реализацияпроектовпроцесснепростой. Так, в июле 2007 года правительство Саратовской области и ОАО "Северсталь" подписали соглашение о реализации инвестиционного проекта. В ноябре того же года "Северсталь" и администрация Балаковского муниципального района подписали договор аренды земельного участка для строительства завода по производству сортового проката строительного назначения. Участок площадью 347 гектаров расположен на территории Быково-Отрогского муниципального образования. Разрешение на подготовительные работы получено в апреле этого года на основаниизаключениясанитарно-эпидемиологическойэкспертизы, а2 июля в Балаково Саратовской области начались работы на площадке нового предприятия "Северстали" ЗАО "Северсталь Сортовой завод Балаково".
"СеверстальСортовой завод Балаково" 100−процентная дочерняя компания ОАО"Северсталь". Планируемая мощность завода-один миллион тонн сортового проката в год. Объем инвестиций составит свыше 600 миллионов долларов с созданием 400 500 рабочих мест. Ввод завода в эксплуатацию планируется в 2010 году.
Краткосрочные проекты - со сроком реализацииокологода - уже дают отдачу. Прежде всего это строительство предприятий по производству строительных и отделочных материалов. Запущен в действиепроизводственный комплекс "Ртищевскийпесчаный карьер", объем инвестиций 192 миллиона рублей. Введен в строй Саратовский трубный завод в Энгельсе по производству высококачественных полимерных труб. Встадии реализации находится около 70 инвестиционных проектов, по которым уже оформлены земельные участки.
В промышленности в 2008 году будет реализованосразунесколько проектов. Это проект по размещению НП "Холдинговая компания ""Инкотекс""" (Москва) производства изделий электроннойтехники на территории Марксовского муниципального района Саратовской области. Объем инвестиций 500 миллионов рублей. Далее, проект по производству композитных материалов на территории г. Энгельса. В Вольском районе компаниями HolcimGroup и ЗАО "ВолгаЦемент" начато строительство цементных заводов. Кроме того, втечение трех лет будут построены мусоросортировочный комплекс в Балаково и завод битумных материаловв Саратовском районе.
Свои-чужие
Долгое время прежний саратовский губернатор Дмитрий Аяцков буквально не пускал в область инвесторов. Но после прихода к власти ПавлаИпатова началась экспансия московского бизнеса и компаний из соседних регионов. Появилось даже понятие "самарские рейдеры". Как сейчас складываются у областных властей отношения с иногородними инвесторами?
Москвичи не хотят уходить в регионы, потому что тогда менеджерам придется переезжать в глубинку. Размещение заказов москвичами на наших предприятиях болеереальное направление и действует достаточно давно. Но это лишь производствокомплектующих, что, по большому счету, не может нас устраивать. Выгодновыпускать конечный продукт.
Что же касается самарских рейдеров, то вопрос по ним еще не изжит. Случаи нецивилизованногоповедения, откровенные захватнические действия вызывают неприятие самарского бизнеса.
Естьитакой нюанс. Когда инвестор приходит в регион, он мыслитсвоими московскими, самарскими мерками. Но уровень благосостояния в Саратовской области ниже. Вот примерсамарские бизнесмены, контролирующие телефонные сети, ввели у нас новые тарифы наоплату телефона. Население протестовало, едва недошло до демонстраций. Пришлось за счет областного бюджетадавать льготы малоимущим по оплате услуг телефонной связи. Интересно, конечно, что такая ситуация сложилась именно с самарским бизнесом. У нас есть предприниматели из Пензы, из северных регионов никаких проблем с ними нет. Правда, они в основном работают в сфере сельского хозяйства.
А как сейчас развивается аграрный сектор, имеющий стратегическое значение для экономики области?
Когда говорят, что Саратовская область традиционно сельскохозяйственный регион, то этоне совсем так. В проекте программысоциально-экономическогоразвития России до 2010 года в качестве приоритетных направлений Саратовской области указаны химия, машиностроение и металлообработка, аграрно-промышленный комплекс, транспорт. Однако сейчас очень важно обеспечить продовольственную безопасность. Вот, к примеру, мы можем свернутьсейчас зерновой клин, ведь нам столько зерна не нужно. Но надо обеспечивать и другие регионы России. В растение­водстве ситуация довольно благополучная за счет фермеров, которые нетолькообрабатывают большие участки земли, но и выращивают сортовыесемена зерновых культур. Но мы стремимся отдать приоритет животноводству. Поэтому сейчас строятся фермы, обновляется поголовье.
Кстати, долгое время Саратовская область была лидером России по количеству фермеров. Проводился эксперимент, когда всесельское хозяйствоЛысогорского районаперевели на "фермерские рельсы". И он оказался успешнымименнотамошние фермеры сейчас снабжают область элитными семенами. В программе поддержки сельского хозяйства унас фермеры наравне с другими хозяйствами участвуют в получении компенсаций затрат на ГСМ, минеральные удобренияисемена. Но сельское хозяйство в целом одни фермеры, конечно, не спасут.
Вспомнили советские времена
В начале этого года была выдвинута идея об объединении Саратова и его города-спутника Энгельса. И глава Саратова Олег Грищенко вроде бы не отверг такую возможность. А как к ней относитесь вы?
Эта идея впервые прозвучала еще в советские времена, когда в городах-миллионерах стали появляться "лишние сорта"колбасы. И когда население переваливало за миллион, можно было ставить вопрос о строительстве метро. То естьв советские времена это было выгодно. Хотя был аргумент и против ведь в Саратовской области находитсяединственный в мире город, названный в честь ФридрихаЭнгельса. Сейчас экономических предпосылок для объединения нет, а управляемость нового муниципалитета будет осложнена, особенноучитывая, чтона следующий годзакроетсяна ремонт центральный мост междуСаратовоми Энгельсом.
Но недавно города-миллионеры получили крупные суммы на ремонт дорог. Именно на этот факт ссылаются сторонники объединения.
Так деньги дали один раз. И дадут ли такиесредства второй раз, неизвестно. Потом, нам миллиарда, который выделялся на нужды городов-миллионеров , все равно на ремонт дорог Саратова не хватит. Тем не менее Саратов по проекту партии получил средства на эти цели, только в меньшем размере. Другой экономической выгоды объединение городов не принесет.
Много энергии
В Саратовской области находится такой крупный объект энергетики, как Балаковская АЭС. В то же время глава Саратова Олег Грищенко неоднократножаловался на то, что Саратов энергодефицитный муниципалитет, и это препятствует приходу в город инвесторов. Нет ли в этом противоречия?
Действительно, Саратовская область имеет Балаковскую АЭС. Если посмотреть концепцию развития Пензенской или Самарской областей, то они в качестве своего конкурентного преимущества называют наличие рядом нашей АЭС. Но поскольку это федеральная собственность, мы получаем электроэнергиюна общих основаниях. Не предусмотрено никаких преференций для области за то, что у нас расположен столь важный объект энергетики. Более того, при расчете наших потребностей в электроэнергии считается, что они должны закрываться в первую очередь за счет ТЭЦ, расположенных на территории губернии. А эти ТЭЦ старые, малоэффективные, и, стало быть, электроэнергия крайнедорогая. Так что нам сначала в обеспечение включают дорогую энергию с ТЭЦ, а недостающую с оптового рынка электроэнергии, а не с Балаковской АЭС или Саратовской ГЭС. А на оптовом рынке энергия дороже, чем отпускаемая генерирующими компаниями. Воти получается, что у нас электроэнергия дороже, чем в соседних регионах.
Губернские власти давно просят, чтобы на нужды Саратовскойобласти замкнули хотя бы один энергоблок АЭС, а электроэнергия отпускалась хотя бы по тем ценам, по которым она отпускается на оптовом рынке.
Сейчас идет достройка пятогои шестого энергоблоков АЭС. Работы идут успешно один блокготов почти на 60 процентов, другой на 25 процентов, но некоторое время назад глава уже упраздненного сейчас РАО "ЕЭС"Анатолий Чубайс заявил, что Поволжье энергоизбыточная часть России и надо развивать направления Сибири. Однако, по расчетам, к 2013 году Поволжье столкнется с дефицитом электроэнергии. Так что проблемы с пятым и шестым блоками есть.
Сейчас обсуждаетсявопрос об увязкестроительства энергоблоков со строительствомнового предприятия "РУСАЛа" в Саратовскойобласти.
Какие же пути выхода вы видите из сложившейся ситуации?
Одним из путей может стать строительство альтернативных генерирующих станций. Например, современные ТЭЦ производят электроэнергию по более низкой цене. К тому же расширение строительства жилья требует дополнительных теплоисточников. Так что вопрос о строительстве новой теплоэлектроцентрали в Саратове назрел. Но без поддержки федеральных властей решить подобные вопросы невозможно, как впрочем, и многие другие в губернии.