Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Не дожидаясь отдачи

Проекты, реализуемые в Саратовской области с участием крупного бизнеса, способны существенно улучшить ситуацию в регионе. Но процесс этот, учитывая сроки окупаемости инвестпроектов, длительный. Чтобы ускорить подъем экономики, областное правительство старается привлечь внимание федеральных властей

Александр Ульянов

Александр Ульянов

Экономическое положение Саратовской области в последние годы благополучным не назовешь. На регион обрушилось сразу несколько проблем. Одна из главных - диспаритет цен в сельском хозяйстве, спровоцировавший кризис в отрасли. Для области, где аграрный сектор составляет немалую часть региональной экономики, проблема оказалась крайне серьезной. Кроме того, на территории Саратовской области было немало оборонных предприятий, которые прекратили свою работу.

Сейчас в регионе наметилось улучшение экономической ситуации - осознав конкурентные преимущества Саратовской области (включая избыточные энергомощности), сюда стали приходить крупные компании. Власти, со своей стороны, пытаются улучшить условия вхождения инвесторов. О стратегии развития региона в интервью журналу "Эксперт Волга" рассказал и.о. министра экономического развития Саратовской области Александр Ульянов.

Открытые ворота

Власти Саратовской области часто говорят о проблемах развития, связанных с отсутствием в регионе современного аэропорта. Сейчас вопрос сдвинулся с мертвой точки. На какой стадии находится сегодня работа по созданию нового аэропорта?

Проект предусматривает создание нового авиатранспортного узла, в 50 километрах от Саратова, на правом берегу Волги, в районе поселка Сабуровка. Аэропорт займет около 380 гектаров земли. Здесь будут осуществляться грузовые и пассажирские перевозки. Пока проектировщиками предусмотрена одна взлетно-посадочная полоса, с перспективой строительства второй. Взлеты и посадки будут выполняться исключительно над нежилыми кварталами.

Новый аэродром относится к категории "Б" с перспективой развития и расширения до класса "А". Длина и несущая способность взлетно-посадочной полосы позволят принимать все типы современных магистральных судов. Объем перевозок составит один миллион пассажиров в год. Ориентировочная стоимость нового аэропорта около 278 миллионов евро.

В 2009 году начнется проектирование.

Развитие аэропорта, без сомнения, увеличит инвестиционную привлекательность региона. Какие еще меры предпринимают губернские власти для привлечения бизнеса в регион? Какие инвестпроекты уже дают отдачу?

Саратовская область - динамично развивающийся регион, обладающий широкими инвестиционными возможностями. Объем инвестиционных поступлений за последние три года увеличился практически в 2,5 раза. Для развития бизнеса и инвестиционной деятельности на территории Саратовской области принят пакет законов, обеспечивающий инвесторам режим наибольшего благоприятствования, все меры государственной поддержки, включая существенные налоговые льготы.

Реализация проектов процесс непростой. Так, в июле 2007 года правительство Саратовской области и ОАО "Северсталь" подписали соглашение о реализации инвестиционного проекта. В ноябре того же года "Северсталь" и администрация Балаковского муниципального рай­она подписали договор аренды земельного участка для строительства завода по производству сортового проката строительного назначения. Участок площадью 347 гектаров расположен на территории Быково-Отрогского муниципального образования. Разрешение на подготовительные работы получено в апреле этого года на основании заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы, а 2 июля в Балаково Саратовской области начались работы на площадке нового предприятия "Северстали" ЗАО "Северсталь Сортовой завод Балаково".

"Северсталь Сортовой завод Балаково" 100−процентная дочерняя компания ОАО "Северсталь". Планируемая мощность завода - один миллион тонн сортового проката в год. Объем инвестиций составит свыше 600 миллионов долларов с созданием 400 500 рабочих мест. Ввод завода в эксплуатацию планируется в 2010 году.

Краткосрочные проекты - со сроком реализации около года - уже дают отдачу. Прежде всего это строительство предприятий по производству строительных и отделочных материалов. Запущен в действие производственный комплекс "Ртищевский песчаный карьер", объем инвестиций 192 миллиона рублей. Введен в строй Саратовский трубный завод в Энгельсе по производству высококачественных полимерных труб. В стадии реализации находится около 70 инвестиционных проектов, по которым уже оформлены земельные участки.

В промышленности в 2008 году будет реализовано сразу несколько проектов. Это проект по размещению НП "Холдинговая компания ""Инкотекс""" (Москва) производства изделий электронной техники на территории Марксовского муниципального района Саратовской области. Объем инвестиций 500 миллионов рублей. Далее, проект по производству композитных материалов на территории г. Энгельса. В Вольском районе компаниями Holcim Group и ЗАО "ВолгаЦемент" начато строительство цементных заводов. Кроме того, в течение трех лет будут построены мусоросортировочный комплекс в Балаково и завод битумных материалов в Саратовском районе.

Свои-чужие

Долгое время прежний саратовский губернатор Дмитрий Аяцков буквально не пускал в область инвесторов. Но после прихода к власти Павла Ипатова началась экспансия московского бизнеса и компаний из соседних регионов. Появилось даже понятие "самарские рейдеры". Как сейчас складываются у областных властей отношения с иногородними инвесторами?

Москвичи не хотят уходить в регионы, потому что тогда менеджерам придется переезжать в глубинку. Размещение заказов москвичами на наших предприятиях более реальное направление и действует достаточно давно. Но это лишь производство комплектующих, что, по большому счету, не может нас устраивать. Выгодно выпускать конечный продукт.

Что же касается самарских рейдеров, то вопрос по ним еще не изжит. Случаи нецивилизованного поведения, откровенные захватнические действия вызывают неприятие самарского бизнеса.

Есть и такой нюанс. Когда инвестор приходит в регион, он мыслит своими московскими, самарскими мерками. Но уровень благосостояния в Саратовской области ниже. Вот пример самарские бизнесмены, контролирующие телефонные сети, ввели у нас новые тарифы на оплату телефона. Население протестовало, едва не дошло до демонстраций. Пришлось за счет областного бюджета давать льготы малоимущим по оплате услуг телефонной связи. Интересно, конечно, что такая ситуация сложилась именно с самарским бизнесом. У нас есть предприниматели из Пензы, из северных регионов никаких проблем с ними нет. Правда, они в основном работают в сфере сельского хозяйства.

А как сейчас развивается аграрный сектор, имеющий стратегическое значение для экономики области?

Когда говорят, что Саратовская область традиционно сельскохозяйственный регион, то это не совсем так. В проекте программы социально-экономического развития России до 2010 года в качестве приоритетных направлений Саратовской области указаны химия, машиностроение и металлообработка, аграрно-промышленный комплекс, транспорт. Однако сейчас очень важно обеспечить продовольственную безопасность. Вот, к примеру, мы можем свернуть сейчас зерновой клин, ведь нам столько зерна не нужно. Но надо обеспечивать и другие регионы России. В растение­;водстве ситуация довольно благополучная за счет фермеров, которые не только обрабатывают большие участки земли, но и выращивают сортовые семена зерновых культур. Но мы стремимся отдать приоритет животноводству. Поэтому сейчас строятся фермы, обновляется поголовье.

Кстати, долгое время Саратовская область была лидером России по количеству фермеров. Проводился эксперимент, когда все сельское хозяйство Лысогорского рай­она перевели на "фермерские рельсы". И он оказался успешным именно тамошние фермеры сейчас снабжают область элитными семенами. В программе поддержки сельского хозяйства у нас фермеры наравне с другими хозяйствами участвуют в получении компенсаций затрат на ГСМ, минеральные удобрения и семена. Но сельское хозяйство в целом одни фермеры, конечно, не спасут.

Вспомнили советские времена

В начале этого года была выдвинута идея об объединении Саратова и его города-спутника Энгельса. И глава Саратова Олег Грищенко вроде бы не отверг такую возможность. А как к ней относитесь вы?

Эта идея впервые прозвучала еще в советские времена, когда в городах-миллионерах стали появляться "лишние сорта" колбасы. И когда население переваливало за миллион, можно было ставить вопрос о строительстве метро. То есть в советские времена это было выгодно. Хотя был аргумент и против ведь в Саратовской области находится единственный в мире город, названный в честь Фридриха Энгельса. Сейчас экономических предпосылок для объединения нет, а управляемость нового муниципалитета будет осложнена, особенно учитывая, что на следующий год закроется на ремонт центральный мост между Саратовом и Энгельсом.

Но недавно города-миллионеры получили крупные суммы на ремонт дорог. Именно на этот факт ссылаются сторонники объединения.

Так деньги дали один раз. И дадут ли такие средства второй раз, неизвестно. Потом, нам миллиарда, который выделялся на нужды городов-миллионеров , все равно на ремонт дорог Саратова не хватит. Тем не менее Саратов по проекту партии получил средства на эти цели, только в меньшем размере. Другой экономической выгоды объединение городов не принесет.

Много энергии

В Саратовской области находится такой крупный объект энергетики, как Балаковская АЭС. В то же время глава Саратова Олег Грищенко неоднократно жаловался на то, что Саратов энергодефицитный муниципалитет, и это препятствует приходу в город инвесторов. Нет ли в этом противоречия?

Действительно, Саратовская область имеет Балаковскую АЭС. Если посмотреть концепцию развития Пензенской или Самарской областей, то они в качестве своего конкурентного преимущества называют наличие рядом нашей АЭС. Но поскольку это федеральная собственность, мы получаем электроэнергию на общих основаниях. Не предусмотрено никаких преференций для области за то, что у нас расположен столь важный объект энергетики. Более того, при расчете наших потребностей в электроэнергии считается, что они должны закрываться в первую очередь за счет ТЭЦ, расположенных на территории губернии. А эти ТЭЦ старые, малоэффективные, и, стало быть, электроэнергия крайне дорогая. Так что нам сначала в обеспечение включают дорогую энергию с ТЭЦ, а недостающую с оптового рынка электроэнергии, а не с Балаковской АЭС или Саратовской ГЭС. А на оптовом рынке энергия дороже, чем отпускаемая генерирующими компаниями. Вот и получается, что у нас электроэнергия дороже, чем в соседних регионах.

Губернские власти давно просят, чтобы на нужды Саратовской области замкнули хотя бы один энергоблок АЭС, а электро­энергия отпускалась хотя бы по тем ценам, по которым она отпускается на оптовом рынке.

Сейчас идет достройка пятого и шестого энергоблоков АЭС. Работы идут успешно один блок готов почти на 60 процентов, другой на 25 процентов, но некоторое время назад глава уже упраздненного сейчас РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс заявил, что Поволжье энергоизбыточная часть России и надо развивать направления Сибири. Однако, по расчетам, к 2013 году Поволжье столкнется с дефицитом электроэнергии. Так что проблемы с пятым и шестым блоками есть.

Сейчас обсуждается вопрос об увязке строительства энергоблоков со строительством нового предприятия "РУСАЛа" в Саратовской области.

Какие же пути выхода вы видите из сложившейся ситуации?

Одним из путей может стать строительство альтернативных генерирующих станций. Например, современные ТЭЦ производят электроэнергию по более низкой цене. К тому же расширение строительства жилья требует дополнительных теплоисточников. Так что вопрос о строительстве новой теплоэлектроцентрали в Саратове назрел. Но без поддержки федеральных властей решить подобные вопросы невозможно, как впрочем, и многие другие в губернии.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |