Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Бума не будет

Определение механизма инвестирования в генерацию - главная задача дня в электроэнергетике. Все рассматриваемые к употреблению инструменты будут работать при одном условии - подключении к процессу инвестирования государства

Это спланированное уничтожение предприятий! - столь эмоциональное заявление губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя по поводу роста энерготарифов в 2009 году на фоне кризиса подняло градус дискуссии в формате круглого стола с участием министра энергетики РФ Сергея Шматко, депутатов Госдумы, правитель­ства области, руководителей энергокомпаний. "Срочно заморозить тарифы, как того требуют от нас со всех сторон, неправильно, - возражал министр и руководящие энергетики, - ни о каком снижении речи быть не может. Это помешает выполнить программу либерализации отрасли". На 2009 год средний рост энерготарифов по стране составит 22%, на 2010−й и 2011−й - 18% и 20% соответственно.

Встреча, организованная правитель­ством области, проходила в Екатеринбурге. Обсуждались два законопроекта - нормативно-правовое обеспечение теплоснабжения и повышение эффективности энергопотребления. Подчеркивалось, что сейчас у российской электроэнергетики самый важный ресурс - эффективность потребления, это будет главная тематика новосозданного после РАО министерства. Поэтому такая суета и спешка была с первым чтением в Госдуме, прокрутка его по регионам перед вторым. Кстати, повышение энергоэффективности - дорогостоящее занятие: ежегодно по России надо вкладывать минимум 50 млрд долларов. Таких денег в бюджете нет, поэтому Шматко и подчеркивал: участие в этих проектах очень привлекательно для бизнеса. Законопроект в бизнес-среде получил, тем не менее, скептические оценки.

"Сами по себе нормативы внедрять - ерунда, - считает президент НП "Российское теплоснабжение" Виктор Семенов. - В Москве собираются их за три месяца разработать и за шесть внедрить. Единственный результат - появится армия инспекторов, разъезжающих на мерседесах при низкой зарплате".

Дешевые энергоресурсы были базой промышленного роста после дефолта 1998 года, но их расточительное использование - один из основных недостатков промышленности и энергетики. На производство тонны металла в России тратится в два раза больше энергии, чем в развитых странах. В связи с дальнейшим повышением цен на энергоносители российская экономика теряет конкурентные преимущества, понижаются уровень ее рентабельности и инвестиционная привлекательность. Отсутствие дешевых денег, рост тарифов, изменение конъюнктуры рынка делают повышение энергоэффективности необходимым для выживания предприятий. Эти проекты нужны для преодоления трудностей экономики. Поэтому вопрос энергосбережения и энергоэффективности признан стратегическим для экономики страны. И требует адекватного законодательного регулирования. Стрелки в отрасли переводятся на режим экономии. Это понятно. Но что мы будем в будущем экономить? Даже если перестанем терять при транспортировке 40% тепловой электроэнергии - как произведем остальные 60%?

Легко сломать и усугубить

Кто и как будет выполнять инвестиционную программу отрасли, строить новые электростанции и сети? Мы понимаем, как выглядим с этим вопросом в декабре 2008−го, но все-таки. Пояснения министра энергетики насколько выверены, настолько и туманны:

- По значительному количеству проектов работы приостановлены. Очень легко сломать логику реформирования отрасли и окончательно усугубить то недоверие, которое возникло среди участников рынка. Надо избегать упрощенных подходов: противодействие последствиям кризиса требует системности. Министерство за продолжение реформ отрасли, либерализацию рынка. Последние два месяца тарифы на нерегулируемом рынке значительно снижаются. Это связано с тем, что падают объемы электропотребления в РФ. Делать прогноз на 2009−й очень сложно, поэтому наша позиция состоит в том, чтобы не допустить хаотичных шагов в проведении дальнейшего реформирования электроэнергетики.

А вот что думают делать собственники крупнейших на Урале генкомпаний. Президент КЭС-Холдинга Михаил Слободин оценивает общую потребность в финансировании по инвестпроектам тепловых генерирующих компаний в стране в 440 млрд рублей, из них 220 миллиардов приходится на частных генераторов. То есть цена инвестобязательств - половина запланированных к строительству объемов.

- Развивающийся кризис привел к росту неплатежей, дефициту кредитования и практической остановке роста энергопотребления в стране, - говорит Михаил Слободин. - Это, с одной стороны, создает трудности для привлечения средств на реализацию инвестпроектов, а с другой - заставляет задуматься над самой необходимостью ввода в действие всего запланированного объема энергомощностей. Поэтому в настоящее время производители энергии и государство обсуждают корректировку инвестпроектов и различные идеи по привлечению средств. В качестве механизмов финансирования новых энергостроек обсуждается возможность создания специального фонда. Возможен также вариант выпуска энергокомпаниями облигаций, конвертируемых в акции под госгарантии. Считаю, что в итоге будет выбран вариант, который возможно будет реализовать в кратчайшие сроки.

Кризис, полагает Михаил Слободин, стимулирующе влияет на электроэнергетику. С одной стороны, формируются условия для серьезной интенсификации энергосбережения у потребителей, а с другой - в генерирующих компаниях появилась острая необходимость сокращения издержек. Именно от того, насколько успешно генкомпании смогут справиться с задачей максимального повышения эффективности собственной деятельности, зависит их будущее. На решение этой задачи и направлены последние действия КЭС по введению новой бизнес-модели управления. Теперь в бизнесе холдинга появляется специализация не только по территориальной привязке, но и по видам деятельности: генерация, работа на рынках электроэнергии и топлива, розничные продажи, развитие мощностей.

И решается задача сокращения издержек в новой модели. Например, объединение в дивизион "Генерация Урала" управления генерирующими и теплосетевыми активами ТГК-5 и ТГК-9 позволило значительно оптимизировать управленческий аппарат, устранить дублирующие функции.

О сложностях с реализацией инвестпланов говорят и в ТГК-10 , огромная программа которой предполагает увеличение ее установленной мощности в два раза. Как рассказал гендиректор ТГК-10 Виталий Новоселов, компания вынуждена вновь анализировать предполагаемое потребление в районах строительства энергообъектов из-за значительно изменившейся ситуации и поскольку принятые ранее прогнозы не оправдываются. Кроме того, признает он, бизнесу сложно финансово совместить две задачи: снижение издержек и начало строек в максимально сжатые сроки. Виталий Новоселов сожалеет, что у ТГК-10 отсутствует возможность воспользоваться наметившимся из-за кризиса снижением стоимости оборудования: "Пока поставщики занимают довольно жесткую позицию, поскольку знают, что мы вынуждены торопиться с началом реализации проектов. Для проведения переговоров, более точной оценки перспектив каждого проекта нужно время, которого у нас нет".

Выели весь запас

В 2006 - 2007 годах РАО "ЕЭС России" усиленно проводило конкурсы, на которых определяло подрядчиков на выполнение крупнейших энергопроектов. В итоге очень быстро сформировался рынок инжиниринговых услуг. Очень мало проектов осталось не разобрано. Инжиниринговые компании, портфели заказов которых наполнены на два-три года вперед, находятся в высоком тонусе: они готовились к буму выполнения заказов. А бума не будет. В смысле - толкотни при одновременном старте множества проектов, который так напрягал проектировщиков и машиностроителей. Будет вялая плавная линия начинаний - и это, по мнению ряда участников, даже лучше.

Старты будут, пусть не там и не тогда, как намечалось. Актуальность инвестиционных программ осталась, потому что главная проблема экономического роста - и минувшего, и того, который предполагается после кризиса, - видна уже сейчас: это инфраструктурные ограничения. Как их снять, обсуждали участники третьей межрегиональной конференции "Инвестиционные проекты Большого Урала: глобальная экономическая нестабильность и новые источники роста российской экономики", которую 13 ноября "Эксперт-Урал" провел совместно с правительством Свердловской области (см. "Жизнь после кризиса [1]", "Э-У" 46 от 24.11.08). Для той половины проектов, которые не обрели инвесторов, многие госчиновники (и не только они) видят два источника: либо тариф, либо бюджет. На самом деле в любом случае источник один - кошелек потребителя. "Самая большая ошибка - считать, что потребитель способен оплатить инвестпрограммы естественных монополий", - остерегает Илья Долматов, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ГУ-ВШЭ. "Да, часть компаний до кризиса не успела получить необходимых источников. Означает ли это, что надо останавливать инвестпрограммы, - размышляет Юрий Саакян, генеральный директор Института проблем естественных монополий. - Нет, по одной простой причине: в ближайшие два года из всех объединенных энергосистем России самый большой недопустимо низкий резерв мощности возникнет именно на Урале, особенно в Тюмени. И те генераторы, которые будут строить объекты в пору кризиса, получат конкурентные преимущества, окажутся востребованы на 100%".

Ту же мысль развил Валерий Фомин, первый заместитель начальника Свердловской железной дорогиилиала ОАО "РЖД"):

- Инвестпрограммы естественных монополий надо пересмотреть, но останавливать их нельзя. Мы столкнулись с этим в 90−х годах: когда после падения начался подъем, вдруг выяснилось, что энергетики не могут поставить нужное количество электроэнергии. Кризис все равно закончится, снова начнется подъем. Но в течение предыдущего подъема наши инфраструктурные отрасли выели весь запас советского периода. Резервов больше нет, и очередного подъема они не выдержат.

Каков все-таки должен быть механизм инвестирования в генерацию в пору кризиса? Точного ответа на этот вопрос пока не знает никто. Банкиры призывали не горячиться. "Не пришло время, по крайней мере, для банка, начинать инвестиционные проекты: потом будут дешевле и рабочая сила, и расходные материалы", - говорил, например, руководитель корпоративно-инвестиционного блока МДМ-банка Алексей Дробот. С ним не согласились: энергетике нужны быстрые решения. Выход - в скорейшем, насколько это возможно, пересмотре инвестиционных программ по каждой территории под очень жестким контролем властей. И если денег не дадут банки, тогда государство должно предоставить долгосрочные кредиты на льготных условиях - к такой мысли склонялись участники обсуждения.

Но каковы должны быть инструменты выделения таких средств? Способны ли, например, их реализовать корпорация развития Свердловской области и инвест­фонд, о намерении создать которые заявило на конференции правительство области? Власть выразила уверенность, что такие структуры позволят преодолеть бюджетные ограничения, которые еще сильно вредят длинным инвестициям. Фонд и корпорация служат для этого идеальными инструментами, уверен и независимый эксперт Павел Неверов: многие энергопроекты требуют финансирования на 25 лет. Когда корпорация определится, какие проекты нужны региону, туда пойдет и частный инвестор. Очень важная проблема - отсутствие ценовых сигналов для инвесторов, условий для возвращения капитала.

Чтобы все крутилось

А надо ли на Урале строить генерацию? Сохранит ли актуальность энергодефицит в регионе в период кризиса и спада потребления электроэнергии? Объединенная энергосистема (ОЭС) Урала в 2007 году была лидером роста энергопотребления в России. В последние два года средний прирост потребления электроэнергии по ОЭС Урала составлял 4,4%, в этом году за девять месяцев по отношению к соответствующему периоду прошлого года - 3,3%, а на ноябрь - уже 2,7%. То есть потребление резко снижается. Наибольший спад - по Челябинской энергосистеме, на уровне прошлого года остались только Удмуртская и Тюменская.

На осенне-зимний период 2008 - 2009 года ОДУ Урала прогнозировало, поясняет главный инженер управления Олег Громов, максимум потребления 37,3 тыс. МВт. В условиях кризиса и спада потребления этот максимум вряд ли будет достигнут. Но дело не в этом. Располагаемая мощность электростанций ОЭС Урала на зимний период 40,6 тыс. МВт - это вообще "все что крутится", вся генерация, которую в принципе можно поднять. Но жесткие нормативные требования обязывают энергетиков иметь в наличии 17% "холодного резерва". В итоге ОЭС Урала гарантирует нагрузку электростанций только на 34 тыс. МВт, что на 3,3 МВт ниже прогнозного максимума потребления энергосистемы. Собственно, мы уже сейчас практически проходим осенне-зимний период без резервов.

Это к вопросу о том, надо срочно строить генерацию или не надо. Акцентирует Олег Громов:

- Мы уже сейчас не соответствуем нормативам, и перспектив увеличения генерирующих мощностей нет. Начиная с 2008 года по ОЭС Урала согласовано технических условий на присоединение на 6 тыс. МВт, а вводов не будет. До настоящего момента непонятно, что делать с потребителями, которые инвестировали подключение, но генерация не построена. В 2008 году вводов генерации на Урале не будет, как и в 2009 году, скорее всего. Все вводы практически ушли вправо, часть вообще исключена из инвестпрограмм при предыдущих корректировках, поскольку нужного объема средств энергетики привлечь не смогли. Будем вводить только сетевые объекты в основном в Тюменской энергосистеме и Свердловской. Еще одна проблема - отставание развития сетей ЕЭС от темпов развития распределительных сетей. То есть мы строим за счет платы за присоединение сети 110 кВ, но подключить присоединенные объекты не всегда можем, поскольку не построены энергообъекты более высокого уровня напряжения по сети ЕНС 220 - 500 кВ, которые предусмотрены инвест-программами. Таким образом, замедление темпов роста потребления не является основанием для выводов о невостребованности объектов электроэнергетики.

Сумма мнений энергетиков, бизнеса, независимых экспертов сводится к одному: государство должно сказать свое веское слово, почему бы ему непосредственно или через институты развития, государственные банки не прокредитовать на приемлемых условиях энергопроекты, под которые не были найдены инвестиции. Разумеется, после получения к концу первого квартала сводной корректировки инвестпрограмм, которой сейчас занимаются все генкомпании. Полагают, что они урежутся на 10 - 15%, но никак не больше. Основание для такого утверждения: энергетика - по определению кризисоустойчивая отрасль.

Государство, скорее всего, пойдет навстречу компаниям электроэнергетики, входящим в некоммерческое партнерство Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики (НП СПЭ), обратившимся 5 декабря за помощью к вице-премьеру правительства РФ Игорю Сечину. Они просили в письме предоставить им кредиты. Сумма помощи является пока предметом обсуждения.

Энергетической отрасли как стратегически важной, реализация инвестпрограмм которой необходима для надежного развития промышленности и посткризисного экономического роста, по предварительным оценкам, могут занять до 50 млрд долларов по ставке 12 - 14% годовых. Предоставление льготных кредитов может способствовать стабильному развитию отрасли, несмотря на кризис, а также положительно отразиться на рынке акций энергетического сектора.

Ссылки

  • [1] /printissues/ural/2008/46/posle_krizisa/

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |