амый масштабный проект сотрудничества российского бизнеса с мировым автопромом разрушен финансовым кризисом. Холдинг "Русские машины", подконтрольный Олегу Дерипаске, вышелиз инвестиций в компанию Magna International Inc. "Кредитор дочернейкомпании"Русских машин" реализовал право на 20 млн акций Magna, заложенных в обеспечение финансирования, которое "Русские машины" привлекли для своей инвестиции в Magna 20 сентября 2007 года. Соответственно, участие "Русских машин" в соглашении со Stronach Trust (основной акционер Magna) прекращено", - говорится в сообщении Magna.
Что за кредитор выступил в роли разрушителя многообещающего союза холдинга Олега Дерипаски с одной из ведущих мировых компаний по разработке и производству автокомпонентов - пока неизвестно. Ранее сообщалось, что "дочка" "Русских машин" - Veleron Holding BV привлекла кредит банка BNP Paribas дляфинансированиясделкипо покупке пакета акций Magna. Размер первоначальноготранша составил 877,95 млн долларов. Поусловиямсоглашенияс банком размер кредита мог быть увеличен до 1,229 млрд долларов через четыре месяца после выделения первого транша. Кредит был предоставлен сроком на два года. В результате перехода акций к кредитору"Русские машины" выйдут изчисла бенефициаров M Unicar Inc., холдинговой компании, созданной в прошлом году структурой Дерипаски, Stronach Trust и топ-менеджерами Magna для владения акциями канадской компании.
Структуры Олега Дерипаски контролировалиоколо 25%канадской Magna. Итоги неожиданнозавершившегося партнерства с "Русскими машинами" в Magna оценивают позитивно. "Наш стратегический альянс помог нам ускорить рост на российском рынке", - сказал исполнительный директор компании Зигфрид Вольф, процитированный в сообщении. В пресс-службе компании "Русские машины" отказались комментировать ситуацию. "Базовый элемент" в своем лаконичном сообщении мотивировалвыход из Magna мировым кризисом, не объяснив, как конкретно он сказался на судьбе этой инвестиции. "Сотрудничество ОАО "Русские машины" с компанией Magna по развитию автокомпонентного бизнеса в России и другие проектыбудутпродолжаться", - говорится в заявлении "Базэла", размещенном на его сайте.
Аналитики согласны, что причинойстоль неожиданной развязки послужил финансовый кризис, поразивший весь мир. "Очевидно, кредитор "Русских машин", будь то Paribas или какая-то другая компания, в ситуации кризиса ликвидности решил пожертвовать проектом радиспасения собственного бизнеса, а Олег Дерипаска, исходя из проблем, связанных с тем же кризисом, не смог предоставить требуемую сумму, чтобы сохранить свой проект", - отметил на условиях анонимности эксперт одной из российскихинвестиционных компаний. Однако в целом аналитики пока осторожно оценивают происходящее, поскольку информация крайне скудна и противоречива. Понятно лишь, что этособытие может негативно отразитьсяна планах группы ГАЗ (входит в "Русские машины") по запуску новых автомобильных проектов, к участию вкоторых руководство компании активно привлекло специалистовMagna. Речь идет в первую очередь о проекте "Волга-Siber" , созданной на базе Chrysler Sebring. Дело в том, что Magnaдавноявляетсяоднимиз основных поставщиков Chrysler и прекраснознает эту модель. В недавнообъявленныхГАЗом планах по проведению масштабной локализации нового автомобиля (до 70%) компанииMagna, очевидно, отводилась не последняя роль. Да и сама Magna всерьезрассчитывала (возможно, и до сих пор рассчитывает) на российский рынок, не так давно начав приобретать автокомпонентные активы в Нижегородской области. Как все происходящее отразится на планах международной компании - пока неизвестно.
Комментарий эксперта
Михаил Васильев
заместитель директора научно-исследовательского центра МИР
- Считаете ли вы, что главный фактор сложившейся ситуации - финансовый кризис? Мог ли неопознанный пока кредитор "Русских машин" затребовать возмещения своих вложений и вынудить Дерипаску расстаться с пакетом акций Magna?
- Во-первых , отмечу, что ситуация крайне неоднозначная и информации очень мало, так что мы можемтолькорассуждать и строить предположения. Я склонен согласиться с вами, что финансовый кризис сыграл тут важную роль. Однако что касается мотивации господина Дерипаски, то тут есть варианты. Вполне вероятно, что решениерасстаться с Magna он принял самостоятельно, а не под давлением со стороны кредиторов.
- Что вы имеете в виду? Ведь это партнерство громко и пафосно презентовалось и анонсировалось как стратегическое...
- Дело в том, что ситуация меняется каждый день, и отношения с Magna у "Русских машин" такжемогли существенно измениться. Наиболее важный аспект сотрудничества двух компаний -проект "Волга-Siber". Однако сейчас уже можно констатировать, что этот проектоказался не таким успешным, как рассчитывало руководство "Русских машин". Довольновысокая цена вряд ли позволит рассчитывать на большиеобъемы продаж. ГАЗ уже признал, что ключевым сегментом для компании является коммерческий транспорт, а в этомнаправлении Magna уже далеко не так интересна нижегородскому автозаводу - тут они и сами вполне состоятельны.
- А как же бытьс проектами по развитию автокомпонентного холдингаили по крайней мере по активному участию ГАЗа в этомсегменте рынка вместе сMagna?
- Смотрите, сейчас не та ситуация, когда автопроизводители могут заниматься всем сразу - о кризисе вы заговорили сами в начале нашейбеседы. В таких условиях компании вынужденысосредоточиться на основномбизнесе и не распылять средства и ресурсы. Поэтому участие автопроизводителей в автокомпонентных проектах, скорее всего, будет снижаться. Тот же АвтоВАЗ делает сейчас ровното же самое -выводит вспомогательные и непрофильныеактивы вотдельные структуры. Вполне вероятно, что и ГАЗу сейчас не до автокомпонентов, а втаком случае партнерство сMagna становится второстепенным, если не сказать больше. К тому же вся эта идеяимелабольше смысла, когда MagnaработаласАвтоВАЗом - создание автокомпонентного холдинга, который бы работал сразу и на ГАЗ, и на АвтоВАЗ, было бы более рентабельным. Но сейчас шансы Magna на сотрудничество с тольяттинским автозаводом стремятся к нулю, следовательно, идея теряет привлекательность.
- Но ведь все в один голос твердят, что создание автокомпонентной отрасли - основа создания современного конкурентоспособного российского автопрома, что же получается, теперь нам это неинтересно?
- Безусловно, автокомпонентычрезвычайно важны и именно в этойсфере сегодня сосредоточены самые большие проблемы отечественной автомобильной индустрии. Однако вопросзаключается в том, что нам нужнытехнологии, а та же Magna не особо стремилась их привнести. Даже когда она доводила вазовский "Проект С", по сути, работу выполнял инженерный центр Hyundai, а Magna только курировала работу. Исходя из этих соображений, могу предположить, чтовыход Олега Дерипаски из акционерного капитала Magna и сворачивание сотрудничества с ней зрели уже давно. Просто финансовый кризис стал катализатором. Такое вполне могло быть.