Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Альянс распался

Фото: magna.com

С

амый масштабный проект сотрудничества российского бизнеса с мировым автопромом разрушен финансовым кризисом. Холдинг "Русские машины", подконтрольный Олегу Дерипаске, вышел из инвестиций в компанию Magna International Inc. "Кредитор дочерней компании "Русских машин" реализовал право на 20 млн акций Magna, заложенных в обеспечение финансирования, которое "Русские машины" привлекли для своей инвестиции в Magna 20 сентября 2007 года. Соответственно, участие "Русских машин" в соглашении со Stronach Trust (основной акционер Magna) прекращено", - говорится в сообщении Magna.

Что за кредитор выступил в роли разрушителя многообещающего союза холдинга Олега Дерипаски с одной из ведущих мировых компаний по разработке и производству автокомпонентов - пока неизвестно. Ранее сообщалось, что "дочка" "Русских машин" - Veleron Holding BV привлекла кредит банка BNP Paribas для финансирования сделки по покупке пакета акций Magna. Размер первоначального транша составил 877,95 млн долларов. По условиям соглашения с банком размер кредита мог быть увеличен до 1,229 млрд долларов через четыре месяца после выделения первого транша. Кредит был предоставлен сроком на два года. В результате перехода акций к кредитору "Русские машины" выйдут из числа бенефициаров M Unicar Inc., холдинговой компании, созданной в прошлом году структурой Дерипаски, Stronach Trust и топ-менеджерами Magna для владения акциями канадской компании.

Структуры Олега Дерипаски контролировали около 25% канадской Magna. Итоги неожиданно завершившегося партнерства с "Русскими машинами" в Magna оценивают позитивно. "Наш стратегический альянс помог нам ускорить рост на российском рынке", - сказал исполнительный директор компании Зигфрид Вольф, процитированный в сообщении. В пресс-службе компании "Русские машины" отказались комментировать ситуацию. "Базовый элемент" в своем лаконичном сообщении мотивировал выход из Magna мировым кризисом, не объяснив, как конкретно он сказался на судьбе этой инвестиции. "Сотрудничество ОАО "Русские машины" с компанией Magna по развитию автокомпонентного бизнеса в России и другие проекты будут продолжаться", - говорится в заявлении "Базэла", размещенном на его сайте.

Аналитики согласны, что причиной столь неожиданной развязки послужил финансовый кризис, поразивший весь мир. "Очевидно, кредитор "Русских машин", будь то Paribas или какая-то другая компания, в ситуации кризиса ликвидности решил пожертвовать проектом ради спасения собственного бизнеса, а Олег Дерипаска, исходя из проблем, связанных с тем же кризисом, не смог предоставить требуемую сумму, чтобы сохранить свой проект", - отметил на условиях анонимности эксперт одной из российских инвестиционных компаний. Однако в целом аналитики пока осторожно оценивают происходящее, поскольку информация крайне скудна и противоречива. Понятно лишь, что это событие может негативно отразиться на планах группы ГАЗ (входит в "Русские машины") по запуску новых автомобильных проектов, к участию в которых руководство компании активно привлекло специалистов Magna. Речь идет в первую очередь о проекте "Волга-Siber" , созданной на базе Chrysler Sebring. Дело в том, что Magna давно является одним из основных поставщиков Chrysler и прекрасно знает эту модель. В недавно объявленных ГАЗом планах по проведению масштабной локализации нового автомобиля (до 70%) компании Magna, очевидно, отводилась не последняя роль. Да и сама Magna всерьез рассчитывала (возможно, и до сих пор рассчитывает) на российский рынок, не так давно начав приобретать автокомпонентные активы в Нижегородской области. Как все происходящее отразится на планах международной компании - пока неизвестно.

Комментарий эксперта

Михаил Васильев

заместитель директора научно-исследовательского центра МИР

- Считаете ли вы, что главный фактор сложившейся ситуации - финансовый кризис? Мог ли неопознанный пока кредитор "Русских машин" затребовать возмещения своих вложений и вынудить Дерипаску расстаться с пакетом акций Magna?

- Во-первых , отмечу, что ситуация крайне неоднозначная и информации очень мало, так что мы можем только рассуждать и строить предположения. Я склонен согласиться с вами, что финансовый кризис сыграл тут важную роль. Однако что касается мотивации господина Дерипаски, то тут есть варианты. Вполне вероятно, что решение расстаться с Magna он принял самостоятельно, а не под давлением со стороны кредиторов.

- Что вы имеете в виду? Ведь это партнерство громко и пафосно презентовалось и анонсировалось как стратегическое...

- Дело в том, что ситуация меняется каждый день, и отношения с Magna уусских машин" также могли существенно измениться. Наиболее важный аспект сотрудничества двух компаний - проект "Волга-Siber". Однако сейчас уже можно констатировать, что этот проект оказался не таким успешным, как рассчитывало руководство "Русских машин". Довольно высокая цена вряд ли позволит рассчитывать на большие объемы продаж. ГАЗ уже признал, что ключевым сегментом для компании является коммерческий транспорт, а в этом направлении Magna уже далеко не так интересна нижегородскому автозаводу - тут они и сами вполне состоятельны.

- А как же быть с проектами по развитию автокомпонентного холдинга или по крайней мере по активному участию ГАЗа в этом сегменте рынка вместе с Magna?

- Смотрите, сейчас не та ситуация, когда автопроизводители могут заниматься всем сразу - о кризисе вы заговорили сами в начале нашей беседы. В таких условиях компании вынуждены сосредоточиться на основном бизнесе и не распылять средства и ресурсы. Поэтому участие автопроизводителей в автокомпонентных проектах, скорее всего, будет снижаться. Тот же АвтоВАЗ делает сейчас ровно то же самое - выводит вспомогательные и непрофильные активы в отдельные структуры. Вполне вероятно, что и ГАЗу сейчас не до автокомпонентов, а в таком случае партнерство с Magna становится второстепенным, если не сказать больше. К тому же вся эта идея имела больше смысла, когда Magna работала с АвтоВАЗом - создание автокомпонентного холдинга, который бы работал сразу и на ГАЗ, и на АвтоВАЗ, было бы более рентабельным. Но сейчас шансы Magna на сотрудничество с тольяттинским автозаводом стремятся к нулю, следовательно, идея теряет привлекательность.

- Но ведь все в один голос твердят, что создание автокомпонентной отрасли - основа создания современного конкурентоспособного российского автопрома, что же получается, теперь нам это неинтересно?

- Безусловно, автокомпоненты чрезвычайно важны и именно в этой сфере сегодня сосредоточены самые большие проблемы отечественной автомобильной индустрии. Однако вопрос заключается в том, что нам нужны технологии, а та же Magna не особо стремилась их привнести. Даже когда она доводила вазовский "Проект С", по сути, работу выполнял инженерный центр Hyundai, а Magna только курировала работу. Исходя из этих соображений, могу предположить, что выход Олега Дерипаски из акционерного капитала Magna и сворачивание сотрудничества с ней зрели уже давно. Просто финансовый кризис стал катализатором. Такое вполне могло быть.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |