Железнодорожная магистраль от Белого моря до Урала способна вручить здоровый импульс развитию Пермского края, и раньше всего его северным районам
"Белкомур" начинали сооружать сидельцы ГУЛАГа
Фото: AKG/East News
Проект строительства железнодорожной трассы Соликамск-Гайны-Сыктывкар-Архангельск , называемый для краткости "Белкомур", вот-вот должен перейти из стадии мечтаний в некую большесущностнуюформу - до 1 июля инициаторы должны либо передать заявку в Министерство регионального развитияРоссии, либо отодвинуть затеюна более дальнюю перспективу. Запрашиваются грубо 100 млрд рублей на реализацию проекта, а то час как в бюджете инвестиционного фонда России до 2010 года уже осталось не более 175 млрд рублей, а желающих обрести эти денежки - очередность немаленькая. Между тем сроки подачи уже дважды срывались - в ноябре 2007−го и в марте нынешнего года.
Компаниям, рассчитывающим опереться на "Белкомур" при освоенииприродных ресурсов Республики Коми, Карелии, Пермского краяи Архангельской области, туманность со сроками реализации проекта не позволяет определиться со своими инвестиционными планами. Регионам же, сквозь которые должен миновать "Белкомур", и в частностиПермскому краю, нужен дюжий экономический толчок: новые предприятия, более недлинныйвыход не только к северо-западным портам России и Финляндии, но и на Транссиб. С постройкой "Белкомура" пермские транспортные магистрали, заканчивающиеся на севере края тупиками, станут транзитными дорогами между Европой, Центральной и Юго-Восточной Азией.
Воспоминание о будущем
"Белкомур" - план не новый. Фрагменты этой трассы уже существуют. Первые шпалы на этом маршруте уложили ещё в середине 30−х годов прошлого века, в отрезок времени индустриализации Севера руками заключенных ГУЛАГа. К 1944 году Печорский угольный бассейн и Череповецкийметаллургическийкомбинат связала новенькая магистральКотлас-Воркута. Она должна была сделаться частьюболее протяженнойтрассы, которая соединила бы порты Баренцева и Белого морей с промышленным Уралом и Сибирью. Но в1953 году возведение прекратилииз-за массового амнистирования рабочей силы.
В 1995 году возникла мысль отгрохать меридиональную железнодорожную магистраль, которая связалабы Пермскуюи Кировскую области, Республику Коми и Коми-Пермяцкий автономный округ. Идею горячо поддержалиправительствачетырех субъектов федерации, а вот в ОАО РЖД сочли сооружение новойветки нецелесообразным: Архангельский порт не обладает ни достаточной мощностью, ни нужной глубиной фарватера, ни возможностью круглогодичной навигации. Нет в прилегающих к трассе районах и производств, способныхзагрузитьветку. Тем не менее уже в 1996 году учреждается компания-оператор ОАО "Белкомур", а еще посредством два года началось строительство северного участка новой железной дороги. Дефолтостановилстройку - проложить успели капелькуболее четырех километровпутей. Позже значительную количество рельсов пришлось разобрать, чтобы рассчитаться с подрядчиками.
Реанимировали проект власти Пермского края и Республики Коми в 2006 году, предложив достроить недостающие участки дороги: 215 км между Архангельской областью иРеспубликой Комии 580 км от Сыктывкара до Соликамска, имеющего железнодорожные выходы на Пермь и Транссиб. Инициаторы столкнулись снеприятием проекта со стороны РЖД и Минтранса России. Железнодорожникипопросили гарантий загрузки дороги. А судя по словам замминистра транспортаАлександра Мишарина, министерство обеспокоило то, что строительство ветки перераспределило бы грузопотоки на северо-западестраны. В результате этого пострадалибы экономические интересы железнодорожников и стивидоров Мурманского морского порта.
Только стараниямипермского главу администрации областиОлега Чиркунова и его команды, модернизировавшими проект так, что он стал интересен всем потенциальным участникам, "Белкомур" получил шанс на жизнь. К тому же он оказался полностью созвучен федеральным планам развития национальной транспортной системы, признанным важнейшей государственной задачей.
Министр транспорта Игорь Левитин заверил, что в государственнойказне найдутся финансы для строительствазаполярноймагистрали, еслизаинтересованные регионы подтвердят, что она окажет существенное воздействие на формирование инфраструктуры, промышленности и социальной сферы территорий. Иными словами, если интересанты представят нечто как будто объединенного бизнес-плана.
Ставка: единственный к трем
Регионы Севера России ухватились за образовавшийся шанс. В нереально короткий срок главы Пермского края, Республики Коми и Архангельской области подписали меморандум о разработке комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития региона. Учреждено ООО"Межрегиональнаяинвестиционная группа "Северо-Запад - Прикамье"", которое и должноприготовить заявку в государственный Инвестиционный фонд ("Белкомур" не значится ни в одной из федеральных программ, потому наиболее вероятный источник средств - Инвестиционный фонд)икомплексную программу.
На средства Инвестиционного фонда предполагается создать южныйисеверный участки магистралииподъездные пути к Архангельскому порту (55 км стоимостью 5 млрд рублей). Частные инвесторы готовы вложить 45 млрд рублей в обустройствонового глубоководногорайонаАрхангельскогопорта.
Но чтобы принятьв Инвестфонде требуемые100 млрд, необходимо снабдить на произвольный вложенный государством целковый не менее 3 рублей частных инвестиций. Соответственно, суммарные инвестиции коммерциала в проектмежрегиональной комплексной программы должны быть не менее 400 млрд рублей. Сейчас, как говорят в администрации Пермского края, уже собран пул компаний, которые готовы вложить более 300 млрд рублей.
Готовность участвовать в проекте подтвердили возле двухдесятков компаний. Однако планы крупного бизнеса разместить вдоль трассы новые производства зачастую меняются. Так, повышение Россией пошлин на вывоз необработанной древесины (кругляка) существенно скорректировалоэкспортныепланы отечественной лесной промышленности. По данным Минпромэнерго, уже в 2007 году, еще до вступления всилу запретительных пошлин на экспорт кругляка 50 евро за кубометр, вывоз леса уменьшился на 8,9%. А для организацииглубокой переработки древесины на территории России понадобится немного лет. И это в идеальных условиях - без чиновничьего противодействия на местах.
Еще один форс-мажор - фирма"Российский алюминий" объявила о приостановке своего проекта в Коми из-заотсутствия договоренности с "Газпромом" о поставках природного газа на теплоэлектростанцию, которая должна снабжать электроэнергией предстоящий производственныйкомплекс на Средне-Тиманском бокситовом месторождении. Компания намеревалась сформироватьтут мощное предприятиеполного технологического цикла по выпуску алюминия, при всем при том ограничится только созданием горно-обогатительногопроизводства.
По мнению Юрия Демочкина, генерального директора компании "Северо-Запад - Прикамье", сроки начала работ по строительству магистрализависят от того, как проворно проект пройдет правительственную комиссию. Если это удастсясоорудить в 2008 году, то в 2009м начнется финансирование проектных работ. А черезполтора-два года поступят средства на строительство. Если тот самый мегапроект удастся осуществить, то экономика Прикамья получит второе дыхание. Ведь в так называемом Березниковско-Соликамском промышленном узле сосредоточены предприятия, которые выпускают 20% мирового объема титана, 17% мировогои 100% российского объема калийных удобрений, рядом половины отечественной газетной бумаги, значительную долю кальцинированной соды, синтетическихкрасителей, цветных металлов и деловой древесины. Придание до того мощному потенциалу "транспортно-транзитнойсоставляющей" позволило бы пермским властям заняться осуществлением одной из своих идей - формированием из Березников и Соликамска второго краевогоцентра, так сказать, северной столицы региона.