Россия пытается восстановить свой авторитет за счет конфликта в Карабахе : Азербайджан за неделю
Политика
Президент Ильхам Алиев утвердил состав правительства. В новом кабинете был сменен только министр экономического развития. Вместо Гейдара Бабаеваназначен Шаин Мустафаев, который до этого занимал должность первого заместителя министра налогов, а ранее вице-президента Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) по экономическим вопросам (ИА АПА).
Как отмечает ИА АзерТАдж, Азад Рагимов вновь утвержден министром молодежи и спорта, Эльдар Махмудов - национальной безопасности, Эльмар Мамедъяров - иностранных дел, Абульфаз Гараев - культуры и туризма, Али Аббасов - связииинформационных технологий, Фазиль Мамедов - налогов, Фикрет Мамедов-юстиции, Физули Алекберов-труда и социальной защиты населения, Гусейнгулу Багиров - экологиии природных ресурсов, Исмет Абасов - сельского хозяйства, Кемаледдин Гейдаров - по чрезвычайным ситуациям, Мисир Марданов - образования, Натик Алиев - по промышленности и энергетики, Октай Ширалиев - здравоохранения, Самир Шарифов - финансов, Рамиль Усубов - внутренних дел, Сафар Абиев - обороны, Зия Мамедов - транспорта и Явер Джамалов - оборонной промышленности. Глава государства назначил и заместителей премьер-министра. Первым заместителем вновь стал Ягуб Эюбов. Абид Шарифов, Эльчин Эфендиев и председатель Госкомитета по работе с беженцами и вынужденными переселенцами Али Гасанов утверждены заместителями премьер-министра.
Как отметил "Эхо" парламентарий, член постоянной парламентской комиссии по экономической политикеНазим Мамедов, назначение глав министерств - полномочие главы государства. "Я в целом положительно оцениваю политику обновления кадров. Мустафаев весьма опытный кадр, который работал заместителем министра налогов и знаком со структурой". Впрочем, до назначения состава правительства частные эксперты высказывали различные оценки. Как отметил до назначения составаправительства "Эхо" глава Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу, ожидаласьсменаглав министерств, которые азербайджанская пресса считала одиозными. При этом Ахмедоглу не исключил того, что до конца второго срока правления президента Алиева полностью обновится весь состав Кабинета министров.
Национальный телерадиосовет (НСТР) Азербайджана намерен до конца года принять решение о прекращении вещания на национальных частотах программ радиостанций "Свобода", "Голос Америки" иBBC. Эту сенсационную новость в эксклюзивном интервью ИА "Туран" сообщил председатель НТРС Нуширеван Магеррамли. "На национальных частотах должны вещаться программы только национальных телерадиоструктур, это наша политика", - сказал Магеррамли. По его словам, НСТР проводиттакую политику поэтапно на протяжении последних лет. Так, вначале было прекращено вещание российских и турецких телеканалов, затем радиостанций этих стран. Далее было приостановлено вещание французской радиостанции. По его словам, в будущем предполагается также пересмотретьмежправительственный договор о вещании в Азербайджане первого государственного телеканала Турции - TRT1. "Что касается программ радиостанций "Свобода", "Голос Америки" иBBC, то НСТР твердо намеренпринять до конца текущего годаокончательное решение по этому вопросу", - сказал Магеррамли.
Новый генсек Международной организации в защиту свободы прессы Жан Франсуа Жуйар дал интервью ИА "Туран", в котором оценил состояние прессы и свободыслова в Азербайджане. По словам главы "Репортеров без границ", нынешняя ситуация со СМИ в Азербайджанеостается очень напряженной. "Четверо независимых и оппозиционных журналистов остаются за решеткой по обвинениям, которые не были подтверждены. Ситуация была столь тяжелой, что некоторые из осужденных проводили голодовку. Мы просим освободить Эйнуллу Фатуллаева, осужденного на 8,5 лет в октябре 2007 года икоторый подвергался угрозам и давлению в тюрьме, Ганимата Захидова, осужденного на 4 года в марте 2008 года, его брата Сакита Захидова, осужденного на 3 года тюрьмы в октябре 2006 года, и Мушвига Гусейнова, осужденного на 6 лет по обвинению в получении взятки. Мы были особенно обеспокоеныситуацией по делу корреспондентагазеты "Азадлыг" Агиля Халила, на которого было совершено несколько покушений и который подвергался физическому и психологическому давлению за публикацию материалов о коррупции офицеров Министерства нацбезопасности", - отметил Жуйар. На вопрос, почему Азербайджан в этом году опустился в индексена 11мест и занял 150-е место, глава организации отвечает, что этоснижение объясняется наличиемчетырех журналистов в тюрьме, и несколькими попытками убийства Агиля Халила и давлениемна других журналистов. "Это значит, что, несмотря на заявлениявластей Азербайджана, состояние свободы прессы в стране ухудшается. Вот почемумы призываем их начать диалог с прессой иотказатьсяот использования насилия", - отметил ЖанФрансуаЖуйар.
В парламенте депутаты раскритиковали недавнее интервью Рустама Ибрагимбекова, опубликованное в одном из российскихСМИ. В нем драматург заявил, что "...в Баку нарушен нормальный ритм городской жизни". По его словам, это как демографическая катастрофа, "...город, в котором жили полтора миллиона человек, половина по каким-то причинам уехала, в том числе азербайджанцы, авместо них приехало два миллиона людей, не подготовленных к городской жизни". Драматург заявляет, что "... каждая нация существует засчет своей элиты. Сейчас ее нет, и, самое главное, нарушен механизм ее образования". Задетые заявлениями Ибрагимбекова парламентарии потребовали, чтобы драматург попросил извинения у азербайджанского народа ("525-я газета"). Академик Ягуб Махмудов подчеркнул, что данное интервью - прямое оскорбление всего азербайджанского народа, интеллигенции. Народоизбранник не исключил, что слова драматурга были искажены. По его словам, "в этом случае он должен дать разъяснение, а в противном случае извиниться". Критику в адрес драматурга такжевысказали парламентарииАсеф Гаджиев, Фезаиль Ибрагимли, Бахтияр Алиеви Низами Джафаров. Причем последний заявил, что "я разбираюсь в писательском деле и никогда не считал Р.Ибрагимбекова великим писателем". "Он не случайно, аумышленно высказал подобные мысли. Если он считает себя азербайджанцем, то должен попросить прощения у своего народа". В свою очередь, народоизбранник Асеф Гаджиев подчеркнул, что в Азербайджане все же есть элита.
Прошедшие президентскиевыборывновь актуализировали тему внесения парламентом поправокв закон АР "О политических партиях". Закон "О политическихпартиях" был принят 3 июня 1992 года, и сегодня нередкоможно услышать мнения типатого, что многие пункты этого закона давно устарели и не отвечают требованиям Конституции, - пишет "Эхо". Один из функционеров правяшей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) Сиявуш Новрузов заявил журналистам, что подготовлены и переданы в Милли Меджлис ряд предложений попересмотру закона "О политических партиях", в которых оговоренивопрос государственного финансирования партий. Новрузовотметил, что правящая партия выступает загосударственную поддержку только тех партий, которые выставили своихкандидатов на недавних президентских выборах. После этого заявленияпартии, не участвовавшие в выборах государства, заявили, что будут препятствовать принятию подобного законавсеми имеющимися у них возможностями.
А заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Али Гасанов заявил ИА 1news, что он тоже выступает за пересмотр закона "О политических партиях". По его словам, пора начать широкое обсуждение этой темы, поскольку вопрос обновления закона назрел, и вообще это является требованием времени. "Этот вопрос уже длительное время обсуждается общественностью. Нанынешнем этапе развития общества открытость источников финансирования политических партий и прозрачность их деятельности, демократичность ихвнутреннейжизни, наличие условий для политическогосоревнованияначинают приобретать важное значение для всех. Можно сказать, что таков политический заказ общества, и если найдутся такие, кто захочет ему противостоять, они неизбежно будут смыты и отброшены с политической арены", - заявил Гасанов.
"Во-первых, я думаю, что пересмотр закона "О политических партиях" - вопрос уже давно назревший, - заявил в комментарии "Эхо" на эту тему директорЦентра политинноваций и политтехнологий Мубариз Ахмедоглу. - Ведь он был принят еще при покойном президенте Абульфазе Эльчибее, аж в 1992 году! Представитьтолько, сколько лет минуло с тех пор, сколько изменений пережила республика. И конечно же, закон того вида уже не соответствует современным реалиям. Кстати, в нем и не было записано четко как, из каких источников должны финансироваться партии Азербайджана. И в этом смысле очень хорошо, что, судя по звучащим заявлениям, азербайджанская власть готова принять на себя такую обязанность. Сегодняво всех цивилизованных странах политические силы материальноподдерживаются из внутреннихбюджетных доходов государств. А вовсе не из зарубежных источников". Я ожидал подобного поворота событий в нашей стране, говорит политэксперт. "Потому что с недавних пор наше государство взялосьза организацию финансовой помощи прессе. Сейчас, кстати, готовится очень важный документ, согласно которому финансирование внутренних СМИ государство полностью возьмет на себя, - добавил Ахмедоглу. - Можно сказать, что уже полностью неправительственные организацииАзербайджана финансируются из бюджета страны. Правда, общая сумма выделенная НПО, пока не очень велика. Но, думаю, тутнет проблемы, наверняка в ближайшие годы эта сумма вырастет до нужных размеров. В конце концов это дело должно было дойти до партий, и уже дошло".
Переговоры в Москве по Карабаху
2 ноября в подмосковном замке Майндорф состоялась трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, России и Армении - Ильхама Алиева, Дмитрия Медведева и Сержа Саркисяна. Как сообщает "Новости-Азербайджан", лидеры Азербайджана и Армении поручили главам МИД активизировать переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, говорится в декларации, подписанной по итогам трехсторонних переговоров. "В декларации отмечается, что президентыАзербайджана и Армениидоговорились продолжить работу в том числе в ходе дальнейших контактов на высшем уровне над согласованием политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта", - сказал Медведев, зачитав декларацию. "Президенты Азербайджана и Армении поручили своим министрам иностранных дел активизировать дальнейшие шаги в переговорном процессе во взаимодействии с сопредседателями Минской группы ОБСЕ", - сообщил далее президент России. По его словам, создание условий для реализации мер по укреплению доверия стороны называют самой важной задачей. Инициатором организации нынешнего саммита стал президент РФ. Переговоры в подмосковном замке Майндорф продолжались в рамках трехсторонней встречи более часа.
"Я ожидал от Москвы более решительных действий", - заявил в интервью "Эхо" глава Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу. Несмотря на это, политологотметил, что это новый этап в урегулировании карабахского конфликта. "До сих пор Армения настаивала на участии армянских сепаратистовв переговорном процессе. А сейчас уже никто не вправе требовать, чтобы представители "НКР" приняли участие в переговорах", - пояснил политолог. Одновременно эксперт указал, что измениласьфилософия урегулирования конфликта. Ранее Минская группа ОБСЕ и европейское сообщество считали, что вначале должны быть восстановлены экономические связи, а потом уже созданы условия для решения данного конфликта. "А вподписаннойв Москве декларации сутьвопроса поставлена иначе. Смысл этогодокумента в том, что первоначально должен бытьрешенконфликт, и после этого стороны могут достичь региональной стабильности, регионального сотрудничества, и так далее. Кроме того, у этого документа есть конкретная цель. А это позволяет более убедительно заняться урегулированием конфликта", - продолжил Ахмедоглу. Эксперт указал, что доконца года можноожидать еще одной встречи, которая состоится в трехстороннем формате. "Не исключено, что доконца сего года может быть подписан договор о выводе армянских войск из семи оккупированных районов, возвращении на эти земли азербайджанских вынужденныхпереселенцев. Возможно, после этого будет открыта дорога Москва-Баку-Ереван", - отметил политолог. При этом эксперттакже неисключил, что вближайшее время вАрмениимогутначаться массовые акции протеста и даже произойти государственный переворот, с цельюсмещения Саркисяна. Но эти игры с Москвой не пройдут.
Политолог Расим Мусабеков считает, что подписанный в Москве документ служит интересам российской пропаганды (ANS-Press). "В этом документе ничегосодержательного нет. Единственным новшеством является только то, что все этапы переговорного процесса должны быть подтверждены международными гарантиями. Но суть этого также не раскрывается. Единственно, что открытоотмечается Россией, так это то, что впервые за 15 лет по Нагорному Карабаху подписывается какой-то документ". Политологдумает, что Россия предлагала президентам Азербайджана и Армении выразить свое отношение к ее предложениям в тот же день, но они на это не пошли. По мнению политолога, Ильхам Алиев и Серж Саркисян захотели детально обсудить эти предложения со своими сторонниками: "Президент Азербайджана поедет в Турцию, а Саркисян во Францию. Кроме этого, главы обоих государств будут ждать итогов президентских выборов в США. Дело в том, что Азербайджан связывает свои надежды с победой Маккейна, а армяне ждут прихода Обамы". Поэтому Мусабеков считает, что стороны могут вернуться к российским предложениям только после итоговвыборовв США.
Какзаявил глава пресс-службы МИД АР Хазар Ибрагим, официальный Баку считает важной декларацию, подписанную в воскресенье в Москве президентами Азербайджана, Армении и России. "Это очень важный документ, который отражает все основные моменты переговоров, которые обсуждались между азербайджанской и армянской сторонами", - цитируют его Day.az. Как подчеркнулХазар Ибрагим, подписанныйв Москве документ является первой декларацией, под которой стоят подписи президентов Азербайджана и Армении. Коснувшись статуса Нагорного Карабаха, Ибрагим отметил: "Статус Карабаха может быть определен в рамках территориальной целостности АзербайджанскойРеспубликитолько после того, как представители азербайджанскойобщины Нагорного Карабаха, являющиеся в настоящее время вынужденными переселенцами, вернутся в свои дома". ХазарИбрагим подчеркнул, что карабахское урегулирование будет осуществляться поэтапно. На первом этапе армяне должны вывести свои войска с оккупированных земель.
Как отмечает ИА "Тренд", сопредседатели Минской группы ОБСЕ не были допущены на встречу президентов Азербайджана, России и Армении для переговоров по решению конфликта в Нагорном Карабахе, хотя их на эту встречу приглашали, сказал один из сопредседателей Метью Брайза. По его словам, это не соответствует способам работы Минской группыОБСЕ. Сопредседателей Минской группы на этой встрече не было, и декларацию онине обсуждали. Сопредседатель Минской группы от РФ Юрий Мерзляков комментарии давать отказался.
А вот по мнению главы Партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли, Московская декларация состоит из общих слов, и вней нет ничего нового для урегулирования карабахского конфликта. Декларация по сутиявилась отражением того, что устно говорилось на протяжении долгого времени ("Зеркало"). Касаясь роли России, Керимли расценил усилия Москвы как попытку улучшить имидж послеавгустовскихсобытий в Грузии. Настораживающим Керимли назвал то, что, несмотря на серьезныеразногласиямежду РФиСША по событиям в Грузии, в отношении карабахского конфликта Москва и Вашингтон демонстрируют общую позицию. При этом он усмотрел угрозу навязывания Азербайджану определения статуса НК путем проведения референдума. Из-за нерешительности Баку вопрос о референдуме все еще остается в повестке дня переговоров. Как считает Керимли, официальный Бакудолжен найтив себе силы и исключить данный вопрос из обсуждений.
Лидер партии "Мусават" Иса Гамбар выразил мнение, что перехватРоссией инициативы в карабахском урегулировании не отвечает интересам Азербайджана. Оценивая декларацию, Гамбар назвал ее "коротким и неопределенным по содержанию документом". Вместе с тем он усмотрел в этом документемоменты давления на Азербайджан, имея в виду ссылку на Мадридские предложения, предусматривающие проведение референдума в НК. Он призвал руководство Азербайджана не поддаваться на давление. Вместе с тем И.Гамбар расценил подписание Алиевым декларации как отступление им от своей прежней позиции (ИА "Туран").
"Зеркало" отмечает: "Итак, подписание совместной декларации по Нагорному Карабаху фактическине ответило ни на один из стоящих в обществе вопросов, зато породило множество новых. Прежде всего пока не видно того компромиссноговарианта, на который могут согласиться и Баку, и Ереван. Пересечение позиций по этому вопросу почти нулевое, у сторон почтинет точексоприкосновения, поэтому и не видно серьезныхперспектив для урегулирования. Анализ последних событий вокруг данной проблемы показывает, что пока стороны конфликта не идут на взаимные уступки. И, разумеется, переговоры на данный момент носят бессмысленный характер. А противоречияввопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта все более усугубляются. Таким образом, сложилась довольно парадоксальная ситуация, когда при полном отсутствии политической воли у властей Армениии Азербайджана к принятию компромиссных, а значит, и непопулярных решений, мировые и региональные державы пытаются решить карабахский конфликт. Ведь решение данного конфликта невозможно безуступок одной из сторон. Кроме того, подписаннаяв Москве декларация между Азербайджаном и Арменией считается не чем иным, как очереднымраундом борьбы за влияние намировую политику между Россией и Западом. И, как бы то ни было, ясно одно: до подведения итоговвыбороввСША каких-либо серьезных подвижекв урегулировании нагорно-карабахской проблемыне будет".
Российский политолог Александр Караваев в интервью "Эхо" выразил уверенность в том, что Россия пытается взять миротворческую инициативу в армяно-азербайджанском конфликте под свое управление. "Если бы у Москвы не былопланов по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, трехсторонная встреча, организованная по инициативе российского президента Дмитрия Медведева, не состоялась бы". Так прокомментировал в беседе с "Эхо" известныйроссийский политолог Александр Караваев инициативу российского президента Дмитрия Медведева, в рамках которой 2 ноября президенты АзербайджанаИльхам Алиеви Армении Серж Саркисян провелив Москве трехстороннюювстречу, посвященную мирному урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. По словам российскогополитолога, в последнее время Россия проявляет активную миротворческую инициативу по отношению к урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Это, как он сказал, происходит по всем понятным причинам. "В первую очередь, в настоящее время Россия должна продемонстрировать возможность мирного урегулирования конфликтов на фоне тех событий, которые произошли в Грузии, когда Россияпоставила окончательную точку в отношенияхсАбхазией и Южной Осетией, в одностороннем порядкепризнав их независимость", - отметил политолог. Теперь же, по его мнению, требуется не продолжение военной линии, а новые варианты развития процессов в кавказском урегулировании, то есть мирный сценарий, учитывающийреалииотношений между Азербайджаном и Арменией. Правда, по словам политолога, как бы там ни было, но в треугольной системе отношений Россия - Азербайджан - Армения ни о каком применениисилы не может бытьи речи. Однако при этом, как он сказал, вполне понятно, что процессурегулирования нагорно-карабахского конфликта должен быть сдвинут с места. "Должно быть какое-то движение. И желательно, чтобы этодвижениебыло произведено поинициативе России, чтобы Москва оказалась лидером в этом миротворческом процессе", - отметил Александр Караваев. Впрочем, именно поэтому, по его словам, в новых условиях, в частности, после августовской войны и некоторого кризиса в российско-американских отношениях, Россия пытается взять миротворческую инициативу в армяно-азербайджанском конфликте под свое управление. "Для карабахского урегулирования с точки зрения России нужно найти такой вариант, который с одной стороны позволил бы ей иметь продолжающиеся отношения, военно-политическое влияние и проекты в Армении, а с другой не растерять позитивный потенциал на азербайджанском направлении, который был накоплен припрезидентеВладимире Путине. Это большая сложность, и Дмитрию Медведеву предстоитнапряженное дипломатическое лавирование для разрешения этой проблемы", - подчеркнулКараваев. При этом он ещераз обратил внимание на то, что в рамках российской инициативы обязательнодолжнобыть продемонстрировано некое движение в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. "Хотябы должен быть сделан первый шаг, а первый шаг - это, безусловно, освобождениеАрмениейнескольких оккупированных азербайджанских районов", - напомнил российский политолог.
Вместе с тем, как указал политолог, те новые реалии, которые закладываются в настоящее время на Южном Кавказе, будут влиять наглобальнуюрасстановку сил. "Ясно, что мировая система отношений находится в кризисе. Это абсолютно безусловно проявляетсяна региональном уровне, а поскольку процесс будет в дальнейшем разворачиваться таким образом, что будет произведена реформа ООН и более сложные глобальные процессы, Россия должна на региональном уровне не растерять ни партнеров, ни союзников, а как минимум увеличить их число. Поэтому дальнейшие переговоры по карабахскому урегулированию, скорее всего, будут происходить в синхронизации с российско-турецкими отношениями", - пояснил Караваев, добавив, что Турция станет еще одним из гарантов нагорно-карабахского урегулирования. Говоря о возможности прорыва, который может стать результатом трехсторонней встречи в Москве, Александр Караваев сказал "Эхо", что "прорыва ожидать следует, однако не надеяться на то, что он произойдет слишком быстро". "Скорее всего, будет намечена краткосрочная повестка на перспективу ближайших нескольких месяцев. Правда, произойдет это только в том случае, если в этот процесс не вмешаются какие-то обстоятельства. Это может быть новая волна активизации США на Южном Кавказе, хотя это произойдет только в первой половине 2009 года, когда новая американская администрация вступит в свои права. Либо произойдут еще какие-нибудь неприятные явления, например, новые удары мирового экономического кризиса. Именно эти факторы могут, и, скорее всего, внесут теили иные корреляции в эти планы. При всем этом, ячеткопонимаю, что если бы у Москвы не было планов по мирному урегулированию нагорно-карабахскогоконфликта, трехсторонняя встреча, организованная по инициативе российского президента Дмитрия Медведева, не состоялась бы вообще", -заключил Александр Караваев.
На переговорах по карабахскому урегулированию наступает решающий этап. В регионе нарастает напряженность, и Россия пытаетсяподтолкнуть лидеров АрмениииАзербайджана к мирному соглашению с целью восстановления своего авторитета. Об этом в интервью Радио "Голос Америки" заявила Программный директор Международной кризисной группы Сабина Фрейзер. На вопрос, на чьей стороне будет Россия, если возобновятсявоенные действия, Фрейзер ответила, что Россия выступает в качестве гаранта безопасности Армении. "В случае возникновения новогопротивостояния Россия окажется в сложном положении. Правда, и у Азербайджана есть свои союзники. Но думаю, что создание на Кавказе второго очагаконфликта былобы плохо, поэтому все будутдумать толькоо мирном урегулировании. Если не использовать нынешнюю благоприятную ситуацию, Пражский процессможетполностью остановиться. Возобновить его будет трудно, поэтому необходимы усилия всех сторон", - сказала Фрейзер.
По ее мнению, Азербайджан "не должен хвастаться своим военным бюджетом", ибо и Армения экономически развивается и повышает военные расходы. Вместе с тем Армения не должна думать, что времяработает на нее и что де-факто независимость Нагорного Карабаха само собой превратится в реальность. Эксперт позитивно оценила визит президента Турции в Ереван. "Улучшение отношений между Турцией и Арменией полезно не только дляэтих стран, но и для всего региона в целом. Этосближение следует оценивать именно с точки зрения решения карабахской проблемы. Надеюсь, что Турцияможет выступать как полезный посредник", - сказала Фрейзер. По ее мнению, усилениемеждународного внимания к карабахской проблеме также является редким шансом, и такой возможностиможетбольше не быть ("Зеркало").
Турция во все времена будет считать Азербайджан братским государством и защищать его интересы. Об этом заявил журналистам посол Турции в Азербайджане Хулуси Кылыдж ("Эхо"). По его словам, именно как братская сАзербайджаномстрана, Турция тогда закрылаграницы с Арменией и по-прежнему не собирается их открывать до разрешения нагорно-карабахской проблемы". Вместе с тем турецкий дипломат отметил, что в его стране приветствуют предстоящую встречу в Москве президентов Азербайджана, России и Армении, придавая этим переговорам достаточнобольшое значение.
Азербайджан-Россия
"Зеркало" пишет: "Россия пытается наращивать свою роль и влияние как посредника в урегулировании проблем наЮжном Кавказе. Именно как демонстрацию Россией своеговлияния в данном регионе и стремление укрепить взаимодействие как с Азербайджаном, так и Арменией можно расценить подписание Московской декларации. Перед встречей президентов в Москве создавалось такое впечатление, что якобы подготовлены какие-то решения и Россия торопится зафиксировать их. С другой стороны, согласие Баку и Еревана на встречу в Москвемогло бы стать косвенным свидетельством о признании ими повышения роли России в делах региона. В этом аспекте подписание Московской декларации можнорассматривать как успех именно Кремля. России уговорила президентов Азербайджана и Армении встретиться друг с другом, и негде-нибудь, а именно в Москве..."
Москва с 2004 года готовила в Грузии реализацию того самого сценария, покоторому она действовала в Азербайджане в 1993 году. С таким сенсационным заявлением в интервью французской Le Monde выступилАндрейИлларионов, бывший советник Владимира Путина во время его президентства. "Целью России было свергнуть Саакашвили, войти в Тбилиси под прикрытием революции или государственного переворота, сопровождающегося вооруженными столкновениями. Такой сценарий уже имел место на Кавказе в 1990-х, и тогда за границей это мало кого беспокоило", - сказал Илларионов в интервью Le Monde, напоминая о событиях 1993 года в Азербайджане.
"Эхо" пишет: "По сути дела, Андрей Илларионов оказался первым представителем российского политического истеблишмента, кто заговорил вслух о "российском следе" в событиях 1993 года. В самом деле, нельзясказать, чтобы в Азербайджаневообще не предпринималось никаких попыток анализа того, что произошло вАзербайджанев 1993 году. И за 15 лет, прошедших с тех трагических событий, было написано и сказано предостаточно и о том, что через год после своего прихода к власти лидеры НФА уже не располагали прежней поддержкой, и об отсутствии у них опыта государственного управления и т.д. Однако при этом тема "внешних медиаторов" практически не затрагивалась. Притом что наиюль 1993 года правительство НФА планировало подписание того самого "Контракта века" на разработкуиностраннымикомпаниями месторождений нефти "Азери", "Чираг" и "Гюнешли". Теперь уже понятно: для подписания такого документа, как"Контрактвека" недостаточно провести переговоры и наметить дату. Надо еще и достаточно уверенно контролировать ситуацию внутри страны. Аэтим "фронтовики", увы, похвастать не могли, что и доказал мятеж Сурета Гусейнова. И нетрудно догадаться, что, подталкивая Сурета Гусейнова к мятежу, московские эмиссары, коих в окружении гянджинского "полководца" было предостаточно, явно рассчитывали сорвать именно подписание контракта. А привести к властирассчитывали того самогоАяза Ниязовича Муталибова - с 20 января 1990 года других достаточно управляемых марионеток у Москвы так и не появилось. К тому же первый президентскийсрок Муталибова к этому моменту еще не истек. Вообще-то после своего заявления об отставке рассчитывать на возвращение к власти Азяу Муталибову уже не приходилось, но лучшей карты в рукаве у Москвы просто не нашлось. Но вместе с тем ясно и другое: возвращение к власти Гейдара Алиева тогда не просто "смешало карты", а по-настоящему сорвало московский сценарий. Потому как Алиевуудалось создать в Азербайджане то, чего здесь не было с начала 80-х годов -эффективную и авторитетную систему власти. И чувствовать себя достаточно уверенно для того, чтобы уже примерно через год, 20 сентября 1994 года, подписать тот самый "Контракт века". И вот тут уже нельзя не заметить, что через две недели, 3-4 октября 1994 года, в Азербайджане Сурет Гусейнов вновь пытается поднятьмятеж, обещая "разорвать"подписанные контракты..."
Азербайджан-США
Заместитель госсекретаря США по вопросам коммерции Джон Салливан прибыл в Баку. Цель визита - обсуждение двусторонних вопросов в области торговли и других сферах экономики (ИА "Тренд").
"Зеркало" пишет: "Визит в Баку очередного высокопоставленного американского политика перед "московской встречей"президентов Азербайджана, Армении и России нельзя назвать случайным. Видимо, США в очередной раз захотели получить от официального Баку внятныйответ на вопрос: ожидаются ли виражи во внешнеполитическом курсеАзербайджана? Дело в том, что И.Алиев неоднократно называл главным союзником Азербайджана США и заявлял, что именно присодействииСША были реализованы энергетические проекты. Алиевпонимает, что без поддержки Вашингтона ему будет крайне сложно обеспечить международную поддержку. Правда, официальный Баку в последнее время делал жесты и всторону России. По крайней мере, и для Москвы, и для Вашингтона важно, чтобы политическая обстановка в Азербайджане оставалась стабильной. И как бы ни относилась оппозиция к Алиеву, переизбранному президентомстраны на второй срок, политическиекругиЗапада и России считают, что в данный момент в Азербайджане нет другого политика, способного обеспечить стабильность. Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что направление внешней политики целиком зависит от того, как удастся президенту Азербайджана поставить себя перед лидерами супердержав. Судя по прогнозам, ему придется проявить всесвои способности лидера и политика в предстоящей борьбе за поддержкуВашингтона и Москвы. Выборвнешнеполитической ориентации Баку в большойстепени зависит от проблем нефтедобычи и транспортировки азербайджанской нефти, хотя наличие нефти и экономический фактор еще не означают скорого расцвета демократии западного образца вАзербайджане. Сейчас, когда в связи с вступлением новых государств в ЕС и расширениемНАТО на Восток расклад мировых сил каждый день приобретаетновые узоры, какпри легком повороте детского калейдоскопа с цветными стеклышками, Азербайджану более чем когда-либо необходима взвешенная, гармоничная внешняя политика. Потомучто условие нашего выживания - здравый смысл, инстинкт самосохранения и стратегический расчет".
Председатель Партии Народного фронта (ПНФА) Али Керимли считает, что не стоит ожидать каких-либокоренных изменений в политике Америки по отношению к Азербайджану в случае победы того илииного кандидата. "У США имеются государственные интересы, и президент страны действует исходя именно из этих интересов", - сказал он. Но в любом случае, считает Керимли, и Обама, и Маккейн в ранге президента США для Азербайджана болееприемлемы, чем нынешний хозяин Белого дома. "Команда Джорджа Буша, можно сказать, являласьрупором нефтяных магнатов. И Америкапроводила в Азербайджанеполитику, которая соответствовала интересам этой прослойки", - сказал лидер Народного фронта ("Зеркало"). А.Керимли считает не случайным то, что президент Бушпредпочитал закрывать глаза на то, что творится в Азербайджане. "Хотя оннемалосделал для победы демократии в других регионах мира", -заявил председатель ПНФА.
Лидер партии "Мусават" Иса Гамбар заявил "Зеркало" о том, что личность президента и то, какую партию он представляет, не играет значительной роли при формировании внешней политикиСША. "Поэтому я не считаю, что в азербайджано-американских отношенияхмогут произойтикакие-то изменения", - сказал башкан. Что же касается относительно возможности признания так называемого "геноцида армян", то, как заявилИса Гамбар, всякий раз вовремя президентских выборов в Америке хотя бы один из кандидатов выступает с обещаниями о признании "геноцида армян". "Но впоследствии эти обещания не выполняются", - сказал политик. Но при этом И.Гамбар отметил усиление кампанииза признание так называемого "геноцида армян". "И Турции, и силам, которыезанимают в этом вопросе объективную позицию, все сложнее препятствовать этому", - сказал башкан. Политик уверен, что сотрудничество между Вашингтономи Баку в области нефтедобычи будет продолжено в любом случае. Обещание Барака Обамы уменьшить цену на нефть до 30 долларов И.Гамбар прокомментировал следующим образом:"США, безусловно, имеют решающее влияние в образовании цен на нефть, но не только президент Америкиопределяют эту цену", - заявил Иса Гамбар.
По материалам: ИА REGNUM Опубликовано: 05 ноября 2008