Примеры реального партнерства между государственными и частными структурами в энергетике можно пересчитать по пальцам. Очевидно, оно начнет развиваться тогда, когда станет ясно, что будет дальше с отраслью в целом
Постреформенная (после ликвидации РАО "ЕЭС России") поволжская энергетика сейчас представляет собой десятки компаний в трех основных сферах деятельности: транспортировке, сбыте и генерации. В первой тон задают госкомпании (ФСК и МРСК) с преимущественно государственным же финансированием, являющиеся, по закону, монополистами в этом виде деятельности на своей территории. Поэтому говорить об их партнерстве сдругими участниками рынка - потребителями можно лишь снекоторой натяжкой. Скорее, это обычная операционная деятельность. То жесамое относится и к сфере сбыта, в которой действуют государственные регуляторы и многочисленные частные энергокомпании: вряд ли кому взбредет в голову назвать партнерством процесс установления тарифов и сбораденег за электроэнергию. Иное дело - сфера генерацииэлектроэнергии, где и появились первые яркие примеры частно-государственного партнерства.
Дружба - дружбой...
Наиболее успешные отношения такого рода демонстрирует "Татэнерго". Республиканские властиТатарстана всегда заботливо ограждали свой энергетический холдинг от давления извне, обеспечивая ему наиболее благоприятные условия для развития внутри республики. Другое дело, что резервов Татарстана сейчас уже не хватает для того, чтобы обеспечить"Татэнерго"необходимое ускорение, поэтому республиканские власти начали присматриватьему стратегического инвестора за пределамиреспублики.
Удачно складываются отношения и между стратегическим инвестором тепловой энергетики Поволжья - холдингом "Комплексные энергетические системы" ("КЭС-холдинг" , который контролирует ТЭЦ в 16 областях и республиках Урала и Поволжья), и властямиРеспублики Удмуртия и Кировской области. КЭС, например, является основным участником Комплексной программыповышения энергоэффективности Удмуртии. Эта программа рассчитанана 10 лет и предполагаетинвестирование около 22 млрд руб в модернизацию и развитие генерирующих мощностей, реконструкцию тепловых сетей и внедрение систем учета, упорядочивание расчетов исбора платежей. Ввиде преференций кабинет министров республики в августе этого года определил ТГК-5 , входящую в холдинг, победителем конкурса инвестиционных проектов организаций региона на право получения льгот по налогу на имущество: в течение пяти лет ей будут предоставлены налоговые скидки 2,6 млн рублей.
А в Кировской области КЭС вместе с областным правительством разработалцелевую программу по развитиюторфяной отрасли. Интерес энергохолдинга к ней понятен: технологические возможности кировских ТЭЦ позволяют использовать торф в больших объемах, а по некоторым расчетам, уже к 2010 году цена условной тонны этоготоплива будет ниже, чем преобладающихсегодня газа и угля.
В целом реализация программы, в основном на деньги КЭС, позволит увеличить добычу торфа к 2013 году вшесть раз до трех миллионов тонн в год. Экономический эффект этого проекта для региональной власти заключается, прежде всего, в увеличении налоговых поступлений в бюджетывсех уровней. Кроме того, программа предполагает развитие транспортной инфраструктуры. ГубернаторНиколай Шаклеин уже заявил о планахстроительства моста и автомобильных дорог общего пользования, в частности, на участке Кирово-Чепецк Карино.
...а табачок врозь
Хуже сложились отношения КЭСа с властями куда более богатых Самарской и Нижегородской областей. Встолице округа одним из камней преткновениястал отказ энергохолдинга строить Нижегородскую ТЭЦ, которая была запланирована врегионе ещевбытность РАО "ЕЭС". Региональные власти так и не смогли убедить КЭС в серьезности своих намерений построить в этом месте новый большой район. К тому же площадка, на которой предполагалось строительство, оказалась занятойтретьими лицами. В Самаре же застопорились планы по расширению Самарской ГРЭС. Объект вроде небольшой 32 МВт, однако вопрос его развития принципиальный. С однойстороны, ГРЭС обеспечивает теплом и электроэнергией историческую часть города и наиболее престижные места застройки. С другой КЭС отказался брать на себя затраты по строительствунового газопровода и разводящих сетей, которые составили больше половины стоимости модернизации СамГРЭС, чем вызвалявное неудовольствие региональных властей. Сейчас обе сторонытщательно сохраняют хорошую мину при плохой игре и ход переговоров стараются не комментировать.
"Завис" и самый крупный частно-государственный инвестпроект в энергетике Поволжья - увеличение мощности Балаковской АЭС на 2000 МВт, который явился следствием идеи "Русала" построить в Саратовской области крупнейший в стране алюминиевый завод мощностью свыше миллиона тонн продукции в год (совокупные инвестиции на два объекта должны были составить 350−400 млрд рублей).
Инвестиционное соглашение между "Русалом"и правительством Саратовской области о новойстройке было подписано еще летом прошлого года, и стороны договорились о том, что вместе попытаются пробить в Минэнерго и Росатоме решение о строительстве пятого и шестого энергоблоков БаЭС для снабжения этого завода электроэнергией. Однако проект расширения БаЭС в Федеральную целевую программу развития атомного энергопромышленного комплекса и генеральную схему размещения объектов электроэнергетики России на период до 2020 года не вошел, а следовательно, деньги в обозримом будущем на него из федерального бюджета выделять не будут.
Да и в самом "Русале"в условиях кризиса, похоже, решили сосредоточиться на другом частно-государственном партнерском проекте - строительстве в Забайкалье на паритетных началах с госхолдингом "РусГидро" (бывшая "ГидроОГК") Богучанского алюминиевого завода и одноименной гидроэлектростанции на реке Ангаре мощностью 3000 МВт.
Впрочем, не исключено, что после наступления встране финансовой стабилизации этот и другие совместные энергетические проекты в Поволжье получат вторую жизнь.