Энергореформа провалилась - утверждают те, кто всегда желал этого. Основание: энергетики наравне с нефтяниками и прочими отраслевиками ходят просить денег у правительства на выполнение инвестиционной программы. А ведь энергореформа затевалась для того, чтобыобеспечитьприток инвестиций в отрасль.
Необходимыесредства, казалось, были обеспечены конкурентным сегментам - сбытам и генерации. Для этого в компаниях были разработаны инвестпрограммы, прошли продажи активов большинства из них. И инвесторы появились, отечественные и зарубежные. Все шло хорошо. Но почти одномоментно, так некстати для реформаторов, обозначился в конце 2007 года и бурно разразился минувшей осенью финансовый кризис.
Теперь многое в отрасли поменялось: стали почти недоступны кредиты, подорожали в разы стройматериалы и вдвое - оборудование, обвалился фондовый рынок и на порядок подешевели акции большинстваэнергокомпаний. Стало падать энергопотреблениев реальном секторе. Поэтому ценой огромных усилий сверстанные инвестпрограммы придется переделывать, иначе есть риск построить не там ине то, что будет востребованопосле кризиса, если строить все-таки возьмутся. Так ине был запущен обещанный государством на ряде пилотных электростанций механизм гарантирования инвестиций.
С каждым новым проявлением кризиса мы ощупываемсебя и спрашиваем: не спим ли, в той ли стране живем. Примерно тем же, очевидно, занимаются и притормозившие со стартами инвесторы: от выполнения инвестиционных обязательствникто еще публично не отказывается, но взят тайм-аут для корректировки. Инвесторы без госгарантий не двинутся. Потому что велика степень неопределенности: они не знают, как вернут вложения, да и стоимость проектов выросла.
Крупный бизнеспытается определиться вовремении на местности, раскладывает пасьянсы прогнозов развития ситуации: крайне пессимистичный, умеренно-пессимистичный , реалистичный, оптимистичный. Перекраивает стратегии на несколько вариантов сразу, чтобы были наготове. Бизнес помельче просто прикидывает, когда ему сворачиваться. Энергокомпании, оперирующие миллиарднымиденежнымипотоками, начинают экономить даже на канцтоварах - на всякий случай.
У нас нет практики преодоления таких "классических" ситуаций.
Желавшие провала реформы оппоненты Чубайса теперь с надеждой взирают на правительство: только оно способно финансировать модернизацию отрасли. Пользуясь моментом, договариваются до того, что вообщепора вернуть электроэнергетику в лоно государства. Да, с начала 90−х оно за полтора десятилетия не построило ни одного значимого энергообъекта. Довело отрасль до ручки: износ мощностей- 70%, эффективные технологии не развиты. Говорило - денег нет. Мир уходил вперед без нас. Потом государству повезло: появились нефтяные деньги. Но не столько, сколько требовалось на модернизацию системообразующей обносившейся отрасли. Отчего реформаторы и затеяли приватизацию электростанций, затащили встрану зарубежные энергоконцерны.
От стратегий, говорят эксперты, отказываться не нужно, можно их корректировать, но если принята какая-то линия, следуйте ей. То есть не следует возвращать энергетику государству. Простая логика, без всяких прочих высоких соображений: чиновник по части управления активами всегда проиграет менеджеру. Наступило время сконцентрировать силы государства и энергобизнеса, в том числеи на региональном уровне, чтобы подготовиться к стремительномурывку и тем перспективам, которые откроются после кризиса.
И уже сейчас планировать меры преодоления инфраструктурных ограничений будущего промышленного роста. Наступает первая зима, которую электроэнергетикапереживает с новыми собственниками генерации и сбытов.