Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Бежать вдвое быстрее

Высокий уровень внутренних издержек тормозит темпы роста нижегородских предприятий. Чтобы не остаться во вчерашнем дне, им необходимо комплексно модернизировать основные производственные фонды, а чтобы быстро двигаться вперед - встать на путь инновационного развития

Реиндустриализация экономики, развитие межотраслевой кооперации, положенные в основу стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, обеспечат существенный рост ключевых показателей. По прогнозам властей, валовой региональный продукт (ВРП) увеличится почти в три раза по сравнению с 2005 годом, среднедушевые доходы - втрое, а зарплата в базовых отраслях промышленности - в пять раз. Для этого объем производства должен ежегодно прирастать минимум на 6%, а объем инвестиций возрасти с 15% ВРП до 25%, что свойственно странам с развитой экономикой.

Последние два года область с такой задачей справлялась: темпы роста по всему кругу обрабатывающих предприятий даже превышали 9% в год. В результате доходы бюджета с 2005 по 2007 год увеличились с 40,6 млрд рублей до 79,5 млрд, опережая рост потребительских цен. За это же время область по уровню бюджетной обеспеченности поднялась с шестого на четвертое место среди субъектов Приволжского федерального округа.

Прирастать кластерами

Нижегородский крупный бизнес отличается высоким уровнем дифференцированности, что повышает устойчивость региональной экономики к негативным явлениям в отдельных отраслях. Стратегия развития предусматривает выход за рамки традиционной отраслевой структуризации с акцентом на отдельные предприятия и формирование производственных кластеров в автомобилестроении, химическом производстве, информационных технологиях. Инвестиции в эти направления для области приоритетны, и правительство намерено стимулировать их предоставлением налоговых льгот и неналоговых преференций.

Создание автомобильного кластера продиктовано исторической специализацией региона и активным развитием этого сегмента производства в последние годы. Свои позиции в региональном автопроме усилила "Группа ГАЗ", которая перевела в Нижний Новгород из Москвы управление бизнесом. До 2012 года эта компания планирует полностью завершить реструктуризацию и сохранить в своем составе только продуктовые дивизионы - легких коммерческих автомобилей, легковых машин, грузовиков, спецтехники, автобусов и двигателей. Ключевым элементом стратегии ГАЗа является партнерство с ведущими зарубежными автопроизводителями в основных сегментах своего бизнеса. Создано совместное предприятие с Magna International в проекте по выпуску нового легкового автомобиля Volga Siber, которое занимается логистикой поставок и локализацией производства автокомпонентов для Siber. Сама машина создана на платформе Chrysler, а дизайн разработан в английском ателье UltraMotive.

Сейчас ГАЗ работает над запуском легкого грузовика "Газель-3". На нижегородской площадке создаются новые мощности по сварке, окраске, штамповке, в которые группа инвестирует 200 млн евро. На новом производстве, рассчитанном на 300 тыс. машин в год, будет локализован выпуск грузовиков Maxus, которые сейчас собираются в Англии. Но основной объем займет "Газель-3" , к выпуску которой ГАЗ намерен приступить в 2012 году.

Как сообщил председатель правления "Группы ГАЗ" Сергей Занозин, к 2011 году холдинг намерен на 90% обновить свой модельный ряд. Генеральный директор нижегородского консалтингового центра "Приоритет" Вадим Лапидус считает весьма эффективной тактику ГАЗа по освоению технологий зарубежного автопрома и приобретению целых заводов: это позволит ему развиваться ускоренными темпами и экономить время на запуск нового продукта.

Помимо ГАЗа новые сборочные производства в области создает нижегородский производитель спецавтомобилей "Самотлор-НН" : совместно с итальянской Iveco он будет выпускать весь модельный ряд легких грузовиков Iveco Daily, напрямую конкурируя с газовской продукцией. Украинская корпорация "Богдан" не отказывается от своих планов возвести в области завод по выпуску автобусов, легковых автомобилей и силовых агрегатов. Русская автомобильная компания намерена собирать здесь среднетоннажные грузовики "Русак".

Все эти перспективы говорят о том, что для региона стратегически важен кластер по производству автокомпонентов. За последний год заключена серия соглашений о создании СП по выпуску различных комплектующих - дизельных двигателей FIA1 (холдинг "Соллерс" на площадке Заволжского моторного завода совместно с FIAT Pover Technologies), зеркал заднего вида ("Автокомпонент" и испанская Ficosa), бамперов ("Технопласт" и французская Faurezia), уплотнительных систем (Linotech и немецкая Saargummi), металлических комплектующих для двигателей ("Рида" и шведская Tonsjoe), жгутов автомобильных проводов ("ИВК" и французская Valeo). Инвестиционная активность подтверждает готовность бизнеса развиваться, используя ресурсы глобальных игроков.

В химической отрасли создание кластера по переработке полимеров привязано прежде всего к проекту "Сибур-холдинга" и бельгийской компании Solvay по строительству комплекса ПВХ (поливинилхлорида). Производство мощностью 300 тыс. тонн такой продукции в год станет одним из крупнейших в России, поэтому логично разместить рядом перерабатывающие предприятия, выпускающие готовые изделия для потребительского и строительного рынков. Кроме того, кластер должен дать импульс к развитию дзержинского химического узла, где есть необходимые мощности и квалифицированные кадры.

Равнение на лидеров

Такие предприятия, как ГАЗ, Заволжский моторный завод, "Эй Джи Си Борский стекольный завод", Выксунский металлургический завод, "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез" , выделяются на экономической карте региона подобно горным вершинам. После смены собственников в конце 90−х начале "нулевых" они планомерно наращивают инвестиции в модернизацию основных фондов и техническое перевооружение производства, освоение новых видов продукции.

Так, Объединенная металлургическая компания за последние годы инвестировала более 15 млрд рублей в модернизацию и расширение мощностей труб большого диаметра с улучшенными характеристиками для крупнейших нефтегазовых проектов. Нынешней осенью ОМК запускает в Выксе первую очередь литейно-прокатного комплекса и стан-5000 , что решит проблему импортозамещения тех марок сталей, которые используются в изготовлении труб большого диаметра.

укойл" проводит реконструкцию мощностей завода НОРСИ для более глубокой переработки нефтепродуктов и выпуска бензина, отвечающего стандартам "Евро-3" и "Евро-2". К началу 2010 года нефтяная компания планирует начать строительство новой установки первичной переработки нефти на площадке НОРСИ, вложив в этот проект 1,5 млрд долларов. Мощность предприятия после этого возрастет с 14 до 20 млн тонн нефтепродуктов в год.

Тем не менее для многих региональных промпредприятий проблема модернизации все еще остается актуальной. В обрабатывающих производствах уровень износа, по данным Министерства промышленности и инноваций, за последние годы несколько снизился, но все еще остается высоким - 47%, в организациях, занимающихся научными исследованиями и разработками, достигает 50%.

Модернизация предприятий - самый критичный фактор, определяющий потенциал роста экономики, подтверждает и Вадим Лапидус. На большинстве производств идет, по сути дела, восстановительный рост за счет повышения загрузки мощностей. Однако они подошли уже к пределу возможностей старого оборудования. Без его модернизации все труднее увеличивать объемы выпуска и проблематично осваивать новые продукты.

При этом объем инвестиций в промышленность и ее стратегическую для области отрасль - машиностроение, по оценке Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП), не соответствует ее значению для экономики. Как сообщили в НАПП, вложения в промышленное производство выросли с 2,8 млрд рублей в 1999 году до 5,5 млрд рублей в 2007−м, однако в сопоставимых ценах они составили лишь 71% от уровня сравнимого показателя. Доля промышленных инвестиций стала увеличиваться с 2003 года и достигла максимума (41,1% прироста) в 2004 году. Затем их удельный вес вновь начал сокращаться и в 2007 году составил 33,6%.

Аналогичная ситуация, но более напряженная, сложилась в машиностроении и металлообработке. Так, в 1999 году доля инвестиций в эти отрасли от общих инвестиций в экономику области была 25,1%, а в 2007 году едва дотянула до 6%. С одной стороны, это объясняется активным притоком вложений в другие отрасли и проекты, в частности, стройиндустрию, ритейл, черную металлургию, топливно-энергетический комплекс. С другой - низкой активностью самой машиностроительной отрасли. Если в 1999 году доля отраслевых инвестиций превышала 61% в общей структуре вложений в промышленность, то в 2007 году она составила лишь 18%, отмечает заместитель генерального директора НАПП Геннадий Хомутов.

Растить инноваторов

С невысоким уровнем вложений в модернизацию основных фондов коррелирует и уровень инновационной активности в промышленности: на изношенном оборудовании и с устаревшими технологиями, без квалифицированных кадров выпустить новый продукт невозможно. Доля предприятий, разрабатывающих и внедряющих новые продукты и технологии в Нижегородской области, по данным правительства, самая высокая в ПФО - 14,5−16% в разных отраслях. Но проблема в том, что на протяжении последних лет она практически не меняется, число инноваторов в промышленном производстве увеличивается незначительно. А если посмотреть, каков удельный вес инновационной продукции, то хвастаться вообще нечем: в 2006 году он составлял 5,7%, в прошлом - только 3,3%.

Модернизация производства начинается с модернизации управления, в этом видит парадигму развития бизнеса Вадим Лапидус. Предприятия, которые внедряют у себя прогрессивные технологии управления и современную организацию производства (в частности, системы "бережливого производства", "точно вовремя"), развиваются комплексно - от обновления станков до подготовки кадров. И они все на виду: перечисляя их, мы рискуем в очередной раз повториться - это "Группа ГАЗ", ЗМЗ, ВМЗ, Борский стекольный завод, павловский завод "Инструм-Рэнд".

Задачу повышения качества управления не обходит стороной и региональное правительство, ставя цель к 2010 году увеличить долю инновационной продукции в общем объеме производства до 25%. Областная власть поддерживает обучение специалистов предприятий по таким программам, как "Технологический менеджмент", "Инновационный менеджмент", "Управление проектами". Предусмотрены областные гранты на научно-технические разработки, рассматривается вопрос о гос­поддержке инвестиционных проектов обрабатывающих предприятий и НИИ, которые направлены на техническое перевооружение. Правительство готово компенсировать часть процентной ставки по банковским кредитам на финансирование таких проектов. Пока такая поддержка ограничивается предприятиями легкой промышленности и приоритетными инновационными проектами.

Власть подставляет плечо

Стимулируя внедрение инноваций, областное правительство создает условия для появления новых наукоемких производств в секторе малого и среднего бизнеса. Основные усилия власти сосредоточены на инфраструктурных проектах. Как считают в министерстве промышленности, из-за того, что не развиты основные элементы инновационной инфраструктуры, не работают и инструменты переноса знаний и новых технологий в производство. Научные организации малопривлекательны для потенциальных инвесторов по причине низкого уровня капитализации интеллектуального потенциала. Тут механизм частно-государственного партнерства оправдан и эффективен.

Первый опыт уже есть. Это создание открытого ИТ-технопарка в поселке Сатис, первым резидентом которого стала компания Intel. В развитии технопарка на свободной для российских и зарубежных партнеров территории изначально был заинтересован Федеральный ядерный центр, который намерен вывести сюда из Сарова ряд перспективных проектов. В 2008 году из областного бюджета на создание второй очереди технопарка предусмотрено 80 млн рублей, еще 68 млн дает федеральный бюджет. На условиях софинансирования с центром будет строиться парк высоких технологий "Анкудиновка".

Кроме того, областная программа пре­дусматривает строительство в области серии бизнес-инкубаторов для небольших компаний, которые находятся на стадии "посева" или start up. Первая такая структура начала действовать в прошлом году. На начальном уровне инноваторам не хватает навыков коммерциализации. Чтобы вывести компанию, которая перерастает уровень поддержки за счет грантов, на следующий уровень инвестиций через венчурный фонд, привлечение стратегического инвестора, требуются корпоративные процедуры, которые помогли бы сократить расстояние от идеи до производства. В необходимый минимум, который предлагает бизнес-инкубатор , входит отладка важных с коммерческой точки зрения процессов - составление бизнес-плана , управление финансами, проведение патентной защиты и сертификации разработок, маркетинговая стратегия.

Бизнес пошел в глубинку

Промышленными узлами Нижегородской области являются преимущественно города, где сосредоточены основные производственные мощности, есть квалифицированные кадры, более или менее развитая социальная инфраструктура, дороги и т.п. Сегодня областные власти работают над тем, как развить промышленный потенциал всех территорий. А иначе невозможно сократить число дотационных районов и повысить уровень их финансовой обеспеченности. Стратегическая цель при этом - добиться сбалансированной и растущей экономики всех муниципальных образований и городских округов.

Для ее достижения разработана долгосрочная программа развития производительных сил, которая предусматривает привлечение в глубинку инвесторов и реализацию инвестпроектов с расчетом необходимых для этого ресурсов.

До 2010 года планируется реализовать в районах области более тысячи инвестпроектов. Для северных территорий ведущим направлением станет организация глубокой переработки древесины и создание мощностей по выпуску современных стройматериалов. Такие предприятия по изготовлению компонентов для малоэтажного строительства открываются в Семенове и Шахунье. Кроме того, север области - территория размещения производств по выпуску топливных гранул из отходов деревообработки. Городец, Лысково и Богородск включаются в автокомпонентный кластер: здесь возводятся предприятия для производства комплектующих.

Нижний Новгород

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |