Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Прощай, Эльдорадо

Крупнейшая российская сеть бытовой техники и электроники готова перейти к чешской финансовой компании PPF Group

Петер Келлнер покупает много и агрессивно

Петер Келлнер покупает много и агрессивно

PPF Group подала в Федеральную антимонопольную службу(ФАС) заявку на покупку 100% головной компании сети "Эльдорадо". Чехи также уведомили ФАС, что впоследствии 30-40% акций ритейлера они могут перепродать итальянской страховой Generali Group, своему давнему партнеру по освоению рынков Центральной и Восточной Европы.

Это событие - логическое завершение возникшего почти год назад конфликта между "Эльдорадо" и налоговиками. В феврале 2008 года налоговая инспекция по Москве посчитала, что сеть должна ответить за неуплату налогов оптовой компанией ООО "Эльдорадо", поставлявшей ее товар. Сумма претензий составила 15 млрд рублей штрафов и пени. Вначале ритейлер отрицал принадлежность одноименной оптовой компании к своей структуре и пытался доказать, что не обязан нести ответственность за недобросовестность поставщика. Но это ему не удалось. Мало того, банки и поставщики потребовали в кратчайшие сроки возместить все задолженности.

В итоге осенью 2008 года "Эльдорадо" вынуждено было искать кредиты под залог акций. Первое предложение было сделано "Альфа-Групп". Однако там посчитали: если акции "Эльдорадо" перейдут к ним, при условии упрощения сложной структуры собственности и выведения из "серой" зоны всех цепочек поставок, рентабельность упадет до нуля, поскольку сеть позиционируется как дискаунтер.

Тогда на выручку пришла чешская компания PPF Group, владеющая банком Home Credit, партнером "Эльдорадо" по программе потребительского кредитования. Чехи согласились предоставить ритейлеру кредит в размере 500 млн долларов. Одним из условий была возможность конвертации кредита в значительный (вплоть до мажоритарного) пакет акций "Эльдорадо".

PPF Group, имеющая в Восточной Европе репутацию агрессивного захватчика, еще в 90−е активно участвовала в приватизации государственного имущества как в Чехии, так и в России. Основателем и главным акционером PPF Group (95% акций) является Петер Келлнер, ее выручка достигла 8,8 млрд евро. До сих пор компания не утратила интереса к российскому рынку. В 2007 году она купила 40−процентный пакет акций "Ингосстраха", схлестнувшись в борьбе за него с мажоритарным акционером Олегом Дерипаской. В прошлом году чехи приобрели долю в компании "Полиметалл", крупном производителе драгоценных металлов. Понятен интерес PPF и к "Эльдорадо": за сравнительно небольшие деньги можно приобрести входной билет на огромный рынок и контроль над брендом, который аналитики весной 2008 года оценивали в 3-4 млрд долларов. Впрочем, как сообщили в PPF, окончательное решение о приобретении "Эльдорадо" будет принято, после того как станут известны итоги выполнения ритейлером антикризисной программы, о реализации которой стороны договорились в момент выдачи кредита.

В "Эльдорадо" меж тем рапортуют об антикризисных успехах. К декабрю 2008 года просроченная задолженность перед поставщиками была сокращена до 64 млн долларов с июльских 390 млн. Просрочка по платежам в настоящее время не превышает пяти суток, тогда как в июле 2008 года она составляла в среднем 35 дней. Кроме того, в рамках реструктуризации бизнес-процессов был сокращен товарный запас, что позволило высвободить дополнительные 250 млн долларов оборотных средств, а также перестроена система логистики для сокращения сроков поставки товара в магазины. Соотношение численности управленческого и торгового персонала было изменено с 1/9 до 1/18. Для сохранения рентабельности планируется с февраля повысить цены на 10-20%. Поэтому вероятность, что сделка все-таки состоится, велика.

Поскольку PPF позиционируется как портфельный инвестор, можно ожидать, что в дальнейшем "Эльдорадо" будет перепродана стратегическому инвестору. Правда, наблюдатели пока не видят, кто может выступить в этой роли. "Думаю у таких гигантов, как MediaMarkt, сегодня нет свободных средств для поглощения российского игрока. Картина дефицита свободной ликвидности схожа у всех ритейлеров. Конечно, сама PPF может влить дополнительные деньги в "Эльдорадо". В ситуации недостатка наличных средств на рынке сетевиков это усилит позиции компании", - говорит Леонид Тюкавкин, вице-президент сети "Техносила" по стратегическому развитию.

Тем не менее свидетельства интереса западных компаний к крупнейшему игроку российского рынка существуют. Так, еще в 2006 году британский электронный ритейлер DSG, присутствующий уже во многих странах Восточной Европы, получил опцион на покупку контрольного пакета акций "Эльдорадо". Британцы им не воспользовались из-за того, что российская компания подняла цену против первоначальной договоренности, а также из-за сложных схем доставки товара через таможню. В новой ситуации, когда нынешний покупатель сделает компанию более прозрачной, интерес британцев может вернуться. Известно также, что американская сеть Best Buy, освоив китайский рынок, готовится к выходу на другие развивающиеся рынки.

Последние публикации по этой теме:

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |