Крупнейшая российская сеть бытовой техники и электроники готова перейти к чешской финансовой компании PPF Group
Петер Келлнер покупает много и агрессивно
PPF Group подала в Федеральнуюантимонопольнуюслужбу PФ (ФАС)заявку на покупку 100% головной компании сети "Эльдорадо". Чехи также уведомили ФАС, что впоследствии 30-40% акций ритейлера они могут перепродатьитальянской страховой Generali Group, своему давнему партнеру по освоению рынков Центральной и Восточной Европы.
Это событие - логическое завершение возникшего почти год назад конфликта между "Эльдорадо" и налоговиками. В феврале 2008 года налоговая инспекция по Москве посчитала, что сеть должна ответить за неуплату налогов оптовой компаниейООО "Эльдорадо", поставлявшей ее товар. Сумма претензийсоставила15 млрд рублей штрафов и пени. Вначалеритейлер отрицал принадлежность одноименной оптовой компаниик своей структуре и пытался доказать, что не обязан нести ответственность за недобросовестность поставщика. Но это ему не удалось. Мало того, банки и поставщики потребовали в кратчайшие сроки возместить все задолженности.
В итоге осенью 2008 года "Эльдорадо" вынуждено было искать кредиты под залог акций. Первое предложение было сделано "Альфа-Групп". Однако там посчитали: если акции "Эльдорадо" перейдут к ним, при условии упрощения сложнойструктуры собственности и выведения из "серой" зоны всех цепочек поставок, рентабельность упадет до нуля, поскольку сеть позиционируется как дискаунтер.
Тогда на выручку пришла чешская компания PPF Group, владеющая банком HomeCredit, партнером "Эльдорадо" по программе потребительского кредитования. Чехи согласились предоставить ритейлеру кредит в размере 500 млн долларов. Одним из условий была возможность конвертации кредитав значительный (вплоть до мажоритарного) пакет акций "Эльдорадо".
PPF Group, имеющая в Восточной Европе репутацию агрессивного захватчика, еще в 90−е активно участвовала в приватизации государственногоимуществакакв Чехии, так и в России. Основателем иглавным акционером PPF Group (95% акций) является Петер Келлнер, ее выручка достигла 8,8 млрд евро. До сих пор компания не утратила интереса к российскому рынку. В 2007 году она купила 40−процентный пакет акций"Ингосстраха", схлестнувшись в борьбе за него с мажоритарным акционером Олегом Дерипаской. В прошлом году чехи приобрели долю вкомпании "Полиметалл", крупном производителедрагоценных металлов. Понятен интерес PPF и к "Эльдорадо": засравнительно небольшие деньги можно приобрести входной билет на огромный рынок и контроль над брендом, который аналитики весной 2008 года оценивали в 3-4 млрд долларов. Впрочем, как сообщили в PPF, окончательное решение о приобретении "Эльдорадо"будетпринято, после того как станут известны итоги выполнения ритейлером антикризисной программы, о реализации которой стороны договорились в момент выдачи кредита.
В "Эльдорадо" меж тем рапортуют об антикризисных успехах. К декабрю 2008 года просроченная задолженность перед поставщиками была сокращена до 64 млн долларов с июльских 390 млн. Просрочка по платежам в настоящеевремя не превышает пяти суток, тогда как в июле 2008 года она составляла в среднем 35 дней. Кроме того, в рамках реструктуризации бизнес-процессов был сокращен товарный запас, что позволиловысвободить дополнительные 250 млн долларов оборотных средств, а также перестроена система логистики для сокращения сроков поставки товара в магазины. Соотношение численностиуправленческого и торговогоперсонала было изменено с 1/9 до 1/18. Для сохранения рентабельности планируется с февраля повысить цены на10-20%. Поэтому вероятность, что сделка все-таки состоится, велика.
Поскольку PPFпозиционируется как портфельныйинвестор, можно ожидать, что в дальнейшем"Эльдорадо"будет перепродана стратегическому инвестору. Правда, наблюдатели пока не видят, кто может выступить в этой роли. "Думаю у таких гигантов, как MediaMarkt, сегодня нет свободных средств для поглощения российского игрока. Картина дефицита свободной ликвидности схожа у всех ритейлеров. Конечно, сама PPF может влить дополнительные деньги в "Эльдорадо". В ситуации недостатка наличных средств на рынке сетевиков это усилит позиции компании", - говорит Леонид Тюкавкин, вице-президент сети "Техносила" по стратегическому развитию.
Тем не менее свидетельства интереса западных компаний к крупнейшему игроку российского рынка существуют. Так, еще в 2006 году британский электронный ритейлерDSG, присутствующий уже во многих странах Восточной Европы, получил опцион на покупку контрольного пакетаакций "Эльдорадо". Британцы им не воспользовались из-затого, что российская компания подняла цену против первоначальной договоренности, а также из-за сложных схемдоставки товара через таможню. В новой ситуации, когда нынешний покупатель сделает компанию более прозрачной, интерес британцев можетвернуться. Известно также, что американская сеть Best Buy, освоив китайский рынок, готовится квыходу на другие развивающиеся рынки.