Скорняки, занимающиеся простым копированием удачныхмоделей, уступают рынок головных уборов отечественным марочнымпроизводителям. Следующий этап развития отрасли - формирование системы дистрибуции готовых изделий
Секрет успеха, по мнению Станислава Прилоуса, в том, чтобы понять суть красоты, суть вещи и самое главное - почувствовать и даже предсказать будущие ощущения и восприятие мира покупателем
Фото: Борис Барышников
Станислав Прилоус, владелец фабрики головных уборов "ПЭЛС", фотографируется охотно, а точнее - увлеченно, с удовольствием и азартом. Словно для него это не тяжкая обязанность, на которую бизнесмены обычносоглашаются скрепя сердце, а игра или любимая работа. Точнее, одно изпроявленийтворческогопроцесса, в котором он, Станислав Прилоус, как рыба в воде - живет, дышит, созидает. С ним сложно говорить о бизнесе, для него это лишь дополнение, инструмент, который позволяет заниматься любимым делом. Его не увлекают изыски менеджерских решений и коллизиирынка, его точка зрения на первый взгляд очень проста - красивая вещь найдет своего владельца. Важно понять суть красоты, суть вещи и самое главное - почувствовать и даже предсказать будущие ощущения и восприятие мира покупателем. Уловить его внутреннее состояние, его мечты, представления об идеальном, гармоничном мире, его ожидания. Тогда успех гарантирован. По таким принципам и строитсяработа командыего предприятия - фабрики головных уборов"ПЭЛС".
Я - арт-директор
ПЭЛС - аббревиатура, образованная от общей фамилии и имен создателей компании: П - Прилоус, Э - Элита, Л - Лариса, С - Станислав. Сейчас, правда, Станислав запатентовал другое название для своегопредприятия или, скорее, даже торговую марку собственной творческой лаборатории STANISLAV PRILOUS. С ней он намерен выйти на международный рынок. ПЭЛС, по ощущениям, останется неким домашним товарным знаком. Станислав предполагает, что это имя будет принадлежать одному из подразделений компании.
Впрочем, новая вывеска - это далеко не единственная переменав жизни фабрики. Хотя самая заметнаядля окружающих, а для Прилоуса и его бизнеса, безусловно, знаковая. Ведь инойбренд - это всегда качественно иной этап развития предприятия. Вот и в нашем случае за именем STANISLAV PRILOUS постепенно формируется отличная от прежней философия бизнеса, которая в свою очередь требует изменений в структуре управления.
"Мы не просто производственнаякомпания, укоторой на первом месте объемы выпуска продукции и успешные продажи, хотя, конечно, и эти два момента очень важны для нас. Основной акцент в нашей работе мы прежде всего делаем натворчестве, - говорит о новом стиле ведения дел Станислав. - Потому я сейчас возглавил творческую лабораторию и вступил в должность арт-директора. Управление компанией передал профессиональному исполнительномудиректору".
Сейчас нафабрике работают технический и творческий топ-менеджеры. Роль управленца-координатора досталась женщине - Антонине Самохиной. Она отслеживает объемы поставок продукции, продажи, заказы, ситуацию на рынке, финансовые потоки компании, взаимоотношения с партнерами. Четкая работа предприятия на ее совести.
"Это уникальный человек. В ее манере управлять удачно сочетаются кнут и пряник, - рассказывает Станислав Прилоус. - Она долгое время работала в транснациональной корпорации, сейчас параллельно с управлениеммоей фабрикой ведетсобственное дело, поэтому ей несложно понять меня как владельца. В ее бизнесе - а он относится каграрномукомплексу - роль исполнительного директора выполняет ее супруг. Она там в свою очередь что-то вроде арт-директора. Представляете, какое у нас сочетание ролей? Фантастическое просто".
Кроме этого, Станислав Прилоус остается владельцем и собственником компании. Кстати, эти два понятия он совершенно четко разделяет, поясняя, что эти статусы подразумевают разные функции. Собственникомможно числиться номинально и не принимать никакого активногоучастия в жизнисвоего предприятия. Владелец между тем несет полную ответственность и обязанежедневновникать во все ключевые проблемы компании.
Станислав - идеолог и первого в подотрасли оптового торгового дома "Шапоград" в Москве. Он же представитель Российского союза производителей головных уборов по Новосибирску.
"Союз - важный политический момент по продвижениюнашегобренда на федеральный уровень. Это стратегический шаг, гарантирующий безопасность ПЭЛС, - говорит он. - В душе же я - арт-директор , над которым есть начальник. И это для меня настоящее счастье - работатьпо призванию".
Своя игра
"В 2009 году компания сменит не только имя, но и в целом образ тех изделий, который будет представлен от нынешнего главного режиссера фабрики "ПЭЛС"", - говорит Станислав.
Главный режиссер - это он, Станислав Прилоус. Он занимается выбором актеров, предлагает им роли, он же определяет тему, которую им предстоит играть. Бизнесдля него - спектакль. И эта аналогия, озвученная им в разговоре, кажется очень удачной и применимой к деятельности любой компании. Ведь как в спектакле, так и в бизнесе (особенно если речь идет о ключевых позициях) не должно быть случайных людей на сцене. Станислав весьма скрупулезно подходит к вопросу, кто с ним пойдет дальше, будет принимать решения и работать. Человек должен веритьвто, чтоон успешен. На вопрос, зачем он пришел в компанию, непременно ответить: "Я хочу самореализации, хочу быть единомышленником Прилоуса и хочу получать достойную заработную плату". Нестоит молчать о материальном, таково мнение Станислава, когда речь идет об устройстве на работу. Это немаловажная составляющая, ипретендент должен быть честным с руководством во всем. Поскольку для владельца и арт-директора очень важно понять, насколько близок ему этот человек по образу мыслей.
"Я формирую свой очень мощный грегор, поле, которое возникает за счет человеческой энергии, моей и моих единомышленников, - рассказывает он о принципах построения команды. - Я впускаю в свою лабораторию, в свою жизнь людей, которые резонируют с моимвнутренним духовным миром. Только в этом случае мы способны вместе следовать обозначенному мной предназначению компании".
Нести красотулюдям через материальный продукт легкой промышленности - вот миссия компании STANISLAV PRILOUS. Это своего рода эмоция, заложенная в основу бизнеса. Который, разумеется, не отличаясь ничем от любого другого, живет по принципу, однажды сформулированному Марксом: деньги-товар-деньги. Но выше всех денег для владельца, по крайней мере, так утверждает Станислав Прилоус, - красота. Именно ей должны поклоняться людиего команды и о ней в первую очередьдумать, выполняя свою работу. Она - философия бизнеса и эмоциональное наполнение поля, в котором существуют Станислав и его единомышленники.
"Я сейчас рассуждаю об этом и как собственник, и как арт-директор, - с улыбкой добавляет Прилоус. - Видите, как удобно совмещать две роли сразу. Из уст первогоидея служения красоте, выраженная в отношении всей компании, казалась бы фантазией или бредом, потому что собственникуинтереснеезарабатывать деньги, получать прибыль. Аарт-директор может сидеть у себя в лаборатории и мечтать о главенстве красоты. Ноесли творческий руководительпроизносит подобное с позиции собственника, то к этому приходится относиться очень серьезно".
История международного бизнеса знает примеры, когда люди, будучи на постах арт-директоров , переворачивали и компанию, и весь мир моды. Станислав вспоминает Тома Форда, который в 1994 году стал главным дизайнером Дома моды GUCCI. На тот момент никому не известный молодой человек получил в свое полное распоряжение все новые линии компании, начиная от одежды, обуви, духов, часов, драгоценностей, шелковых шарфов и заканчивая рекламной кампанией и дизайном интерьеров для магазинов. Уже в 1996 году он был признан лучшим модельером года, лучшим дизайнероммужской и женской одежды, а рейтинг GUCCI начал подниматься вверх.
"Том Форд смог изменить концепцию марки и продукции в целом, освежил ее, - поясняет Станислав. - Он, как талантливый режиссер, привнес собственное ощущениемира, и это очень даже пришлось миру по вкусу. Форд поставил свою пьесу, взяв за основу классический сюжет".
Станислав и в более выгодном положении, и нет. Его компания пока очень далекаот международной арены, хотя такие амбиции есть. Но в то же время Прилоус - владелец и собственник, а значит, у него больше возможностей заявить о себе. Ведь ему при реализации той или иной идеи ничего никому доказывать не нужно, кроме, конечно, себя самого.
"Вы знаете, на спектакль можно смотреть как на явление, как на движение людей по сцене, ряд звуков и изображений. Ипросто наблюдать его. Но для меня спектакль - это философия, философия моей жизни: все видимое берется из невидимого, - говорит Станислав. - То есть все, что мы однажды открыли внутри себя, потом материализуется. Вот у вас внутри родилось чувство, что вы успешны и богаты, и вдруг ни с того ни с сего люди стали воспринимать вас именно так. А все потому, что появился и оформился посыл, который люди почувствовали и прочли. И это в любом деле самое важное".
За первый поцелуй
В какой момент в Станиславе Прилоусе родились бизнесмен и арт-директор. Кто из них был первичен, а кто - вторичен, наверное, он сам сейчас не скажет точно и определенно. В детстве он одновременно занимался боксом, баскетболом и рукоделием. Вышивал Кремль на пяльцахмаме на 8 Марта, плел макраме. Ему это нравилось, его это увлекало, как, впрочем, и спорт. "Баскетбол мне был интересен как командная игра, которая учит выстраивать отношения с людьми. Сумели создать работоспособнуюкоманду - выиграли. Вот вам один из законов развития бизнеса, - рассказывает Станислав. - Бокс - это достаточно сильныеощущения. Это взаимодействие: перчатка-ты-перчатка. Он воспитывал характер, уверенность в себе, упорство, волю к победе. Все это мнетоже пригодилось в жизни и еще не раз, думаю, будет кстати. А творчество - оно было всегда".
Сейчас Станислав Прилоус проходит обучение по программе МВА. Его базовое образование - модельер-конструктор верхней одежды. Сразу после школы он окончил Новосибирский техникум легкой промышленности и сервиса. Но создавать модели и шить начал гораздо раньше. Его первые авторские работы - модные брюкидля одноклассников - сначала бананы, потом варенки. Писк моды по тем временам.
"Бизнесом это, конечно, не назовешь. Этобыло скорее миссионерство с моей стороны. Потому что цены, о которых мы договаривались, глядя в глаза друг другу, были условными, -вспоминает арт-директор. - Я просто понимал, насколько эти модные штаны нужны человеку. Он шел знакомиться с девушкой. Он переживал радость первого поцелуя. Иэто было на тот момент самое главное".
Правда, для милиции он был просто фарцовщиком, который однажды оказался в камере за спекуляцию. Хотя это случилось уже позднее, когдаПрилоуспочти наладил близкое к промышленному производство брюк. Нанялнадомников, и изсерой вареной ткани шил штаны-бананы , ставил на них штампы и продавал. Позже в его ассортименте появились собственноручно сшитые кожаные куртки. У четы Прилоусов тогда уже был небольшой цех, где трудилисьсемь человек. Но, видимо, на фоне возрастающей конкуренции молодой фирмевсе сложнеебыло работать, ивот в какой-то момент ему и его первой жене Ларисе пришла идея начать делать мягкие головные уборы. Эта рыночная ниша, как ни странно, оказалась совершенно свободной.
"Мы тогда были первыми в Новосибирске, уж не стануговорить завсю страну, - рассказывает Станислав. - В Россию из Кореи, Китая, Турции тысячами привозились кожаныепальто, дубленки. А вот мягких головных уборов не делали. Были такие твердые касочки из норки на желатине, знаете, по которым тук-тук - и она звенит, но не гнется. Амягкие шитые головные уборы были забыты в 1917 году, когда мастерские старых евреев-портных были разогнаны, а насмену традиционным головным уборам пришли пилотки, фуражки, бескозырки".
Сейчас невозможно уже представить, каким образом Станислав и Лариса создавали и самое главное - восстанавливали технологию пошива мягких головных уборов. Думается, был испорчен не один метр ткани и дециметр кожи. Но дело пошло - и неплохо. Маленькая фирма выросла в компанию, которая уже не могла размещаться в приспособленных помещениях. В 1999 году для фабрики было куплено здание площадью 2 тыс. кв. м.
"Представляете, что подобное приобретение значило для человека двадцати с небольшим лет? Да когда я купил это здание, не здоровался со знакомыми целуюнеделю, - совершенно серьезно говоритСтанислав. - У меня впервые была собственная недвижимость - целый трехэтажный дом! Но потом кризис, пред­банкротное состояние и благодаря этому я справился со своими амбициями. А затем и с самой ситуацией".
Станислав и сейчас работает в том же здании, правда, теперь на правах аренды. Пережив невеселые времена, онвновь создал команду, при этом существенные изменения претерпеллишь руководящий состав, и в 2005 году вновь вышел на промышленное производство мягкихголовных уборов для женщин. Магазины, что были у ПЭЛС на территории главного корпусаМедицинской академии и в других точках Новосибирска, вернуть, увы, неудалось (всего было восемь торговых точек). После Прилоус, словно обидевшись на малуюродину, предпочитал работатьпо всей России, но не дома. И только недавноон открыл уже под новымбрендом STANISLAVPRILOUS розничный магазин в ТЦ "Юпитер". Интересно, что, по словамСтанислава, к подобному шагу его подтолкнуло желание создать своего рода лабораторию для изучения спроса. Возможно, в этом ключе ибудет развиваться новосибирский магазин. Продвигать бренд на местный рынок станет оптовый торговый дом STANISLAV PRILOUS, который вскоре заработает здесь же в Новосибирске.
"Сейчас мы охватываемпрактическивсе регионы России, от крайних западных границ до восточных, - рассуждает о развитии бизнеса Станислав. - Но в нашем продвижении есть одна специфика - мы фабрика, которая в первую очередь разрабатывает модели, а уже потом производит и продает. В продажах мы идем по пути оптовых поставок. Нам так проще - отправлять продукциюпартнерам, которые в свою очередь занимаются вопросами розничных продаж".
При этом проблемы спроса, на взгляд владельца компании и арт-директора , не существует. Он удовлетворен настолько, насколькоженщинам близка идея шляпы от STANISLAV PRILOUS. Иными словами, модельеры создают рынок, и одновременноего формирование невозможно без позитивного восприятия женщинами того, что эти модельеры предлагают. Таким видит Станислав свое поле деятельности.
Мягкие условия
Сегодня словно и не было этих долгих лет поиска, формирования, становления, роста российских домов мод, хотя сейчас в нашей стране немало компаний, которые занимаются дизайном, производством и продажей шляп. Станислав Прилоус так и не смог назвать, хотя бы приблизительно, количество фабрик и компаний, работающих нарынке головных уборов. В силу разрозненностиигроков, консолидация которых только начинается, в частности, вокруг профессиональных конкурсов и отраслевого союза, достоверной статистки сегоднянет. Но зато он совершенно уверен в двух вещах: рынок, на котором он работает, зреющий, и на нем нет и никогда не будет жесткой конкуренции.
Если говорить об этих постулатах подробнее, то все больше набирают силу марочные производители головных уборов. Скорняки-подпольщики , которые копируют наиболее удачные или популярные модели, постепенноуступают имсвою территорию. Опять же, в силу отсутствия точных данных, невозможносказать, каковосейчас на рынке соотношение профессионалов и любителей.
Причина отсутствия жесткой конкуренции в этой отрасли, по мнению Станислава Прилоуса, заключается в акценте на творчестве и моде. Именно они формируют мягкие условия конкурентной борьбы. "Есть три вида рынка: мягкий, жесткий и рынок без правил, - рассуждает владелец фабрики "ПЭЛС". - Уголь, нефть, газ - это какраз третий случай, там нет творчества, там нужно обладать властью и деньгами. Иэтогодостаточно для победы. Жесткий уровень конкуренции сейчасдемонстрирует, например, пищеваяотрасль. Здесь уже есть элементы творчества, мы ведь постоянно наблюдаем создание новых продуктов, ингредиентов, упаковок, технологий производства. Но в тоже время в этом сегментесуществуют и вполне определенные жесткие правила игры, административные рычаги. Если ты не знаешь их, обязательнопровалишься. Но беспредела уже нет".
Одежда, обувь, аксессуары, головные уборы, по его мнению, живут и развиваютсяпо правилам творчества, и потому этотрынок Станислав называет мягким. Здесь не работают административные илифинансовые ресурсы, нет каких-либо известных всем правил. Кроме, пожалуй, одного - у каждоготакого бизнеса должна быть собственная идея, интеллектуальный, творческий стержень, на котором держится все: работа дизайнеров и модельеров, производство, продажи, вся жизнь компании. И это главное отличие мягкого рынка. Крайне важна роль маркетинга ирекламы. Авостальном - все как у всех. Нынешние компании прогнозируют появление отечественных мощных игроков на розничном рынке головных уборов. Они в свою очередь возьмут на себя функции организации системы продаж. Ведь согласитесь, сегодня как таковой внятной концепции торговли головными уборами не существует. Нет структуры, нет понимания, где и какую шляпу, шапку можнокупить.
Розничные сети, по предположению Станислава, скорее всего, будут представлены в ведущих торговых центрах крупных городов и собственными магазинами. Они познакомят покупателей с ведущими производителями головных уборов, представятсильные имена в мире моды и предложат самый широкий выбор.
Кроме этого, со временемнаиболеекрупные и активные компаниивыйдутсо своими предложениями за пределы России. Сегодня это движение уже началось. И кстати, не остался в стороне и новосибирский ПЭЛС. По крайней мере, одна шляпа точно уехала за границу.
"ВНовосибирсккак-то приезжалафранцузская консалтинговаякомпания "Джи Фоб". Ее возглавлял Жан Люк Жендер. Из нашей компании тогда у нихучились пять человек. Поокончании курса мы подарили Жану наш головной убор под псевдонимом "Скальп". Веселенький такой, сторчащими вверхклочками меха, - вспоминает забавную историю Станислав. - С этим и другимиизделиями мы были спонсорами чемпионата по сноуборду. Жану так понравилось наша шапка, что он попросил еще несколько головных уборов, чтобы показать Жану Полю Готье. Он долго смотрел на наши произведения и не произнес ни слова. Я думаю, что даже сам Готье не понял, о чем он думал, глядя на русские творения моды. Но его молчание быловысокой оценкой моего профессионального коллеги".
Если серьезно, то на обновленную фабрику головных уборов Станислава Прилоуса уже работает группа немецких дизайнеров. Сейчас как раз готовится документ об эксклюзивном сотрудничестве с ними натерритории России. В планах владельца компаниипривлечь ещенемало громких имен зарубежного и отечественного подиума. Это позволит расширить ассортимент и сделает продукцию ПЭЛС наиболее интересной представительницамслабого пола, что откроет для нееновые горизонты.