Послание президента РФ Федеральному собранию. Полный текст
Предлагаем вашему вниманию полный текст послания президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию, с которым он выступил сегодня, 5 ноября. Текст послания предоставлен пресс-службой президента РФ.
Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемые граждане России,
Уважаемые депутаты и члены Совета Федерации,
Начну своё Послание с оценки событий текущего года. В2008 году в нашей стране произошлообновление ключевых властных институтов. По итогам выборов Президента было сформировано новое Правительство. В полную силу заработали в новой Государственной Думе парламентские партии.
Началась реализация новых планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы. Строятся заводы и дороги. ПеревооружаютсяАрмия и Флот. Осваиваются новые технологии. Создаются учебные, научные, медицинские, центры. Наши спортсмены показывают примеры ярких побед.
Но этот год стал для наших граждан, для всех нас не тольковременем новых надежд и достижений. Произошли события, ставшие, я уверен, оченьзначимыми буквально для каждого в нашей стране. И одновременно - серьёзным испытанием для всей России.
Это - варварская агрессия против Южной Осетии. И, конечно, набирающий обороты глобальный финансовый кризис. Две очень разные проблемы, имеющие, однако, общие черты, и можно сказать - общее происхождение. Нападение грузинской армии на российских миротворцев обернулось трагедией для многих тысяч людей, для целыхнародов. В результате этой провокации резко возрослонапряжение во всем кавказском регионе.
Конфликт на Кавказе был использован какпредлог для ввода в Черное море военных кораблей НАТО. А затем идля ускоренного навязывания Европе американских противоракетных систем. Что, само собой, повлечет ответные меры со стороны России(о чем я ещё сегодня скажу). Таким образом, локальная авантюра тбилисского режима обернулись ростом напряженности далеко за пределами региона, во всей Европе, во всем мире. Поставила под сомнениеэффективность международных институтов обеспечения безопасности. Фактически - дестабилизировала основы глобального порядка.
Мировой финансовый кризис тоже начинался как "локальное ЧП" - на национальном рынке Соединенных Штатов. Будучи теснейшим образом связаннойсрынками всех развитых стран и при этом самой мощнойиз всех - экономика Соединенных Штатов потащила за собой вниз, на траекторию спада, финансовые рынки всей планеты. И этот кризис тоже приобрел глобальный характер.
Свойство некоторых местных проблем становиться всеобщими - характерно для нашеговзаимосвязанного мира. Мы давносделали свойвыбор впользуглубокой интеграциив мировое хозяйство. Мы понимаем свою ответственность. Получив значительные преимущества в период активного роста мировой экономики - Россия готова вместесдругимистранами противостоять и тем трудностям, к которым ведет ее замедление. Нонеобходимо создать механизмы, блокирующие ошибочные, эгоистические, а подчас - простоопасные решения некоторых членов мирового сообщества. Ведь что греха таить - трагедия Цхинвала стала, помимо прочего, следствием самонадеянного, не терпящего критики и предпочитающего односторонние решения курса американской администрации.
Думаю, возникшее после распада Советского Союза представление о собственном мнении как о единственно верном и неоспоримом - в конечном итоге привело власти США и к крупным просчетам в экономической сфере. Надуваяденежныйпузырь для стимулирования собственного роста - они не только не потрудились скоординировать свои решения с другими участниками глобальных рынков, но и пренебрегли элементарным чувством меры. И не внималимногочисленнымпредостережениямсо стороны своих партнеров (кстати, в том числе, и нашим). В результате чего нанесли ущерб и себе, и другим.
Но, как говорится, нет худа без добра. Урок ошибок и кризисов 2008 года доказал всем ответственным нациям, что пора действовать. И нужно радикально реформировать политическую и экономическую системы. Россия, во всяком случае, будет на этом настаивать. Будет взаимодействовать на этом направлении с Соединенных Штатов Америки, с ЕС, с государствами БРИК, со всеми заинтересованными сторонами. Мы сделаем всё, чтобы мир стал более справедливым и более безопасным.
Я уверен, что так и будет, поскольку наша страна сильна и экономически, и политически. Военные действия августа и тревожные новости с мировых рынков нагляднопроявилизрелость гражданского общества и политическое единство государства. Отрадно отметить(и говорю это с искренней благодарностью), что по событиям на Южном Кавказе крупнейшие политические движения страны действовали солидарно. Что антикризисные меры, направленные на стабилизацию экономики - также были встречены с пониманием.
Полагаю, по-другому и не должно быть. Когда речь идет о народе с тысячелетней историей, освоившем и цивилизовавшемогромную территорию. Создавшемнеповторимуюкультуру. Мощный экономический и военный потенциал. Действующем на прочной основе выработанных, выстраданных, выверенных завека ценностей и идеалов.
О наших ценностях, об общественных идеалах и нравственных принципах хочу сказать особо. Не собираюсь никому читать мораль или пускаться в абстрактные рассуждения. Президент России - это очень конкретная и практическая работа. Но скажу откровенно, исходя уже из собственного опыта: принимать решения, от которыхзависит жизнь (всамом прямомсмысле этогослова), благосостояние, здоровье тысяч людей, а такжерепутация и судьба великого народа - оченьнепросто. И принимая их, твердо нужно знать - есть вещи, которыминельзя поступиться, есть вещи, радикоторыхнужно боротьсяи побеждать. Это - то, что дорого вам, дорого мне, дорогонам всем. То, без чего мы не можем себе представить нашу страну.
Наш народ духовно и нравственно богат. Нам есть, чем гордиться, есть, что любить. Есть что отстаивать и что защищать, есть к чему стремиться. Поэтому мы не отступим на Кавказе. Поэтому мы преодолеем последствия мирового экономического кризиса и выйдем из него еще болеесильными.
Теперь, собственно, о ценностях. Они хорошо известны.
Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей. Реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции. Добивающаяся достойного места для каждогочеловека в обществе и для всей российскойнации - в системе международных отношений.
Это свобода - личная, индивидуальная свобода.
Свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. И свобода общая, национальная. Самостоятельность и независимость Российского государства.
Жизнь человека, его благосостояние и достоинство. Межнациональный мир. Единство разнообразныхкультур. Защита малых народов. И признаниенезависимости Южной Осетии и Абхазии - это, кстати, пример такой защиты.
Семейные традиции. Любовь и верность. Забота о младших и старших.
Патриотизм. При самомтрезвом, критическом взгляде на отечественную историю и на наше далеконе идеальное настоящее. В любых обстоятельствах, всегда - вера вРоссию, глубокая привязанность к родному краю, к нашейвеликой культуре.
Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще - таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией.
Это то, от чего мы не откажемся ни при каких обстоятельствах.
Наши ценности формируют и наше представление о будущем. Мы стремимся к справедливому обществу свободных людей. Мы знаем - Россия будет процветающей, демократической страной. Сильной и вто жевремя комфортной для жизни. Лучшей в мире для самыхталантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан.
Хочу, чтобы всезнали: наши цели неизменны. Резкие колебания политической и экономической конъюнктуры, турбулентность мировой экономики и даже нагнетаемая военно-политическая напряженность - не станут поводом для демонтажа демократических институтов. Для огосударствления промышленности и финансов. Политические свободы граждан и их частная собственность - неприкосновенны.
Хочу также еще разподчеркнуть - государство будетвыполнять все свои обязательства перед людьми. Денежные сбережения граждан, уровеньпенсионного обеспечения, все социальные гарантии должны быть предметом самого пристального внимания, повседневной работы и безусловной ответственности Правительства России. Исполнительнойвластивсех уровней. И в этойсвязи напомнюруководителям министерств, ведомств, субъектов Федерации, органов местного самоуправления: согласно статье7 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство, которое обеспечивает свободное развитиечеловекаи при этом устанавливает гарантии социальной защиты. Следовательно, ущемление гражданских свобод и действия, ухудшающие материальноеположение людей - они нетолько аморальны, они еще и незаконны.
Для защиты нашей экономики от внешнихрисков уже многое было сделано. Не зря мы накапливали золотовалютные и бюджетные резервы. Не зря перешли на среднесрочное бюджетное планирование. А при первых признаках воздействия глобального кризиса на нашу финансовую систему - предприняли оперативные шаги по нормализации положения. Правительство приняло программу действий по минимизации последствий кризиса в России. По оздоровлению банковской системы и поддержке отдельных секторов экономики. Сегодня главное - эти меры полностью реализовать.
Обращаю особоевниманиеПравительства, Банка России, всех государственныхорганизаций - промедление с реализацией этих мер недопустимо. Надо, прежде всего, пробить образовавшиеся в экономике "финансовые тромбы". Так, чтобы выделенные средства дошли до их конечных получателей. Я имею в виду предприятия в таких отраслях как сельское хозяйство и строительство, машиностроение и оборонно-промышленный комплекс. А также - до малых предприятий. При этом каждый рубль должен тратиться эффективно, значит - с умом.
Экономический кризис - не нужно обольщаться - ещё далек от завершения. Весь этот период нам надо быть предельно собранными и с максимальным вниманием относиться как к эффективности нашейработы, так и к обоснованности новых планов и программ. Это касается и государства, и бизнеса, и каждого конкретного человека.
Уверен, что мы справимся со всемитрудностямии уже в ближайшем будущем - сформируем современную самостоятельную финансовую систему, способную противостоять любым внешним вызовам и обеспечить стабильное решение собственных задач.
То, что нам сегодня больше всего необходимо - это доверие и сотрудничество. И мы не должны ни на день откладывать решение наших стратегических программ. В сложившихся условиях, как никогда, надо действовать на опережение. Именно сейчас нам нужно создавать основынациональной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Надо быстро осваивать высвобождаемыев мировой экономике ниши. Создавать новые и эффективные предприятия. Внедрять самые передовые технологии. Такой подход - это и есть одно из лучших антикризисных "лекарств", и, с другой стороны, неотъемлемая часть идеологиисовременного развития России.
Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырех "И" -Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации. Такой подходзакреплен и в подготовленной Правительством Концепции развития до 2020года. Реализовать его нужно в полном объеме. Добавив к нему, как я уже об этом как-то говорил, пятую составляющую- Интеллект.
Наш приоритет - это производство (а в перспективе - и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит - достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть напереднемкрае инноваций в основных сферах экономикии общественной жизни. И на такие цели нигосударству, ни бизнесу скупиться нестоит - даже в непростые финансовые периоды.
Основу нашейполитики должнасоставить идеология, вцентрекоторой - человек. Как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности. А жизненный успех которого зависит от его личной инициативыи самостоятельности. От его способности к новаторству и творческому труду. И сейчас это для нас важнее, чем когда-бы то ни было.
Повторю, мы просто обязаны консолидироваться вокруг наших национальных приоритетов. Ипоэтому худшее, что сегодня может случиться - это использование ситуации для сведения счётов, для недобросовестной конкурентной борьбы. В том числе с использованием административного ресурса. Обращаю внимание госслужащих, работников правоохранительных органов, должностныхлиц компаний на недопустимость и безнравственность таких действий сегодня. Сегодня легко заработать репутацию, но также легко - её потерять. Восстанавливать её потом придётся очень долго. Если это вообще будет как-то возможно.
Тем, кто хотел бы нажить на глобальном экономическом кризисе "легкий" политический капитал, кто настроился на популистскую болтовню, кто хотел бы дестабилизировать общество, чтобы удовлетворить личные амбиции - советую прочитать Конституцию. Считаюсвоим долгом предостеречь тех, кто надеется спровоцировать обострение политической обстановки. Мы не позволим разжигать социальную и межнациональную рознь, обманывать людей и вовлекать их в противоправные действия. Конституционный порядок и впредь будет обеспечиваться всеми законными средствами.
Напомню, что в декабрероссийской Конституции исполняется 15лет. Дело, конечно, не только в юбилейной дате. Дело, прежде всего, в том, что именно Конституция утверждаетсвободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа - не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. То есть придает им практическую силу и поддерживает всеми ресурсами государства. Всем авторитетом основного закона. Формирует социальные институты и образ жизни миллионов людей.
Именно поэтому в первом Послании Федеральному Собранию считаю необходимым обозначить свое видение фундаментальных норм нашей жизни. Целей иценностейнашего общества - закрепленных в Конституции Россиии, благодаря этому, прямо влияющих на все аспектывнутренней и внешнейполитики.
Кратко проанализирую, как эти целии ценности обеспечили развитие российской государственности. И остановлюсь на следующих темах.
Первая - это решающая роль Конституции в становлении российской демократии. Я уже сказал, что гарантируемый ею уровень свободы личности, зрелость демократических институтов и процедур - это источник нашегодальнейшего подъёма. И ставя задачи нового этапа развития - мыдолжны обеспечить широкое участие граждан, политических партий и других общественных институтов в их решении. Их я сегодня также назову.
Вторая тема - это значение Конституции для формирования качественноновой правовой системы и независимого суда. Для избавления от коррупции и правового нигилизма. Последний, замечу, появился в России невчера. Он уходит своими корнями в наше давнее прошлое. И пятнадцать лет - слишком малый срок для преодоления столь укоренившихся традиций. Однако справедливо и то, что этой проблемой - пренебрежения к праву - мы ещё системно и глубоко не занимались.
Третье - это Конституция и дальнейшее расширение экономической, предпринимательской свободы. Именно в этом - успех формирования среднегокласса, роста малого и среднего бизнеса, становления инновационной экономики.
Четвёртое - это реализация социальных гарантий, закрепленных Конституцией: зарплат, пособий, пенсий, сбережений. Повторю, в сегодняшний непростойпериод государство будет выполнять свои обязательства, обязательства перед гражданами. Хотел бы, кстати, напомнить, что Конституцией также установлен запрет на пропаганду социального превосходства. Эта норма, эта моральнаянорма - является у нас и нормойзакона.
Наконец, пятая тема - это Конституция и укрепление международной законности. Известно, что онаскладывается из соблюдения государствами своих национальных конституций. Из обязательности следования международным соглашениям и договорам. И поэтому, чем лучше состыкованы действия государств на мировой арене с международно-правовыми нормами - тем выше уровеньбезопасности на планете.
Уважаемые коллеги,
Конституция предопределила путь обновления России как государства свободнойнации. Как общества, для котороговысшей ценностью являютсяправа и достоинство каждого человека.
В России напротяжении вековгосподствовалкульт государства и мнимой мудрости административного аппарата. А отдельный человек с его правами и свободами, личными интересами и проблемами воспринимался в лучшем случае как средство, а в худшем - как помеха для укрепления государственного могущества. Повторю, так было на протяжении веков. И хотел бы привести слова Петра Столыпина, который говорил: "Прежде всего, надлежит создать гражданина и когда задача эта будет осуществлена - гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. А у нас обыкновенно проповедуют наоборот".
Поэтому принятие в 1993 году Основного закона, провозгласившего высшей ценностью человека, его жизнь, его права и собственность - стало беспрецедентным событием в историироссийской нации. И мы должны поблагодарить за это всех, кто участвовал в разработке и согласовании этого документа. Причем, некоторыеиз них присутствуют и в этом зале.
В наши дни, уже на новом этапе развития-российское общество подтверждает приверженность демократическим ценностям Конституции. Оно, в основном, освоило навыки, практики и процедуры демократии. И в отличие от недавнего прошлого - демократическое устройство ужене ассоциируется у наших граждан с хаосом, с бессилием, с деградацией. Новая Россия доказала свою способность выполнять социальные обязательства и обеспечивать экономический рост, гарантировать права граждан и требовать соблюдения законов, успешно бороться стерроризмомисвнешней агрессией.
Теперьвопрос не в том, быть илине быть демократии в России, какэто было еще совсем недавно, 15 лет назад. Понятно, что быть. Очевидно. С этим никто не спорит. Теперь вопрос: как должна развиваться дальше российская демократия?
Считаю, что граждане России сейчас в гораздо большей степени, чем в начале реформ готовы к свободной деятельности (и профессиональной, и общественно-политической). Деятельности - без государственной опеки. Всё большее число людейрассчитывают, прежде всего, на себя. Полагают, что толькоот нихзависит и их личный успех, а, следовательно, и успех всей страны. Поэтому возможнои просто необходимо повышать уровень доверия в обществе.
Между тем, государственная бюрократия по-прежнему, как и 20 лет назад - руководствуется все тем же недоверием к свободному человеку, к свободной деятельности. Эта логика подталкивает её к опасным выводам и опасным действиям. Бюрократия периодически "кошмарит" бизнес - чтобы не сделал чего-то не так. Берет под контроль средства массовой информации - чтобы не сказали чего-то не так. Вмешивается в избирательный процесс - чтобы неизбрали кого-нибудь не того. Давит на суды - чтобы не приговорили к чему-нибудь не тому. И так далее.
В результате, государственный аппаратунас в стране - это и самый большой работодатель, самый активный издатель, самый лучший продюсер, сам себе суд, сам себе партия и сам себе в конечном счете народ. Такаясистема - абсолютно неэффективна и создаёт только одно - коррупцию. Она порождает массовый правовой нигилизм, она вступает в противоречие с Конституцией, тормозит развитие институтов инновационной экономики и демократии.
Сильное государство и всесильная бюрократия - это не одно и то же. Первое нужно гражданскому обществу какинструмент развития и поддержанияпорядка. Для защиты и укрепления демократических институтов. Вторая- смертельно опасна для него. Поэтому наше общество должно спокойно, настойчиво и не откладывая на "потом" - развивать институты демократии.
Созданные за этигоды (прямо скажем, по указанию "сверху") демократические учреждения должны укорениться во всех социальных слоях. Для этого, во-первых, нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. И, во-вторых - доверять все большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению. Да, государство не можетотказаться от ответственности в пределах его компетенции. Идействоватьнужно прагматично, трезво оценивая риски. Но действовать - нужно.
Поэтому прежде всего- предлагаю принять меры подальнейшему повышению уровня и качества народного представительства во власти. Меры, способные обеспечить большую включенность граждан в политическую жизнь. За партии, прошедшие в Госдуму в 2007 году, проголосовало более 90%избирателей. Но при этом почти 5 миллионов человек, 5 миллионов наших граждан отдали голоса партиям, которые в Государственную Думу не попали. Эти люди не получили представительства на федеральном уровне, хотя и проявили гражданскую активность, и просто пришли на выборы. Это несправедливо. Идолжно быть исправлено. При этом пока не считаю необходимым снижать барьер прохождения в Государственную Думу, установленный законом для депутатов.
Таким образом, мое первое предложение - дать гарантиипредставительстваизбирателям, проголосовавшим за так называемые малые партии. Считаю, что партии, получившиеот 5 до 7% голосов, могли бы рассчитывать гарантированно на 1-2 депутатскихмандата. Такая схема позволит, с однойстороны, сохранить системупоощрений и укрепления крупных партий, то, чем мы с вами занимались последние годы, партий, который составляют каркас национальной политической модели. А с другой - дать парламентскую трибуну малым партиям, представляющим интересы достаточно значительного числалюдей.
Второе. Считаювозможным, чтобы предложения покандидатурамбудущих руководителей исполнительной властисубъектов РФ представлялись Президентутолькопартиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах. И, стало быть, больше никем. Таким образом, исключительное право выдвижения соответствующих кандидатур - будет закреплено за публичными, открытыми политическими структурами, представляющими основную часть населения страны.
Третье. Использование денежного залога на выборах всех уровней должно быть отменено. Участвовать в выборахили нет - должны решать не деньги, а мнение людей, репутация партии и доверие избирателей к ее программе.
Надо обсудить и возможность поэтапного снижения количества подписей избирателей, собираемых для участия в выборах в Государственную Думу. А партии, которые входе следующихвыборовв Государственную Думу смогут набрать более 5% голосов, либо создавшие фракции в более чем трети региональных парламентов - надо полностью освободить от сбора подписей. Сегодня, напомню, такой привилегией обладают лишь партии, имеющие фракции в Государственной Думе.
Четвертое. Совет Федерации должен формироваться только из числа лиц, избранных в представительные органы властии депутатовместного самоуправления соответствующего субъекта Федерации. Так называемый "ценз оседлости", предписывающий члену Совета Федерации проживать в ранее определенном регионеопределенноеколичество лет - должен быть отменен. В результате в Совете Федерации будут работать граждане, прошедшие процедуру публичного избрания, имеющие опыт работы с избирателямии представляющие не только органы властисубъекта Федерации, но и, самое главное, непосредственно его население.
Необходимые преобразования следует произвести без потрясений и кадровой чехарды, предусмотрев переходный период и меры по сохранению кадрового потенциала Совета Федерации.
Пятое. Поэтапно должно быть снижено минимальное количество членов организации, требуемых для регистрации новой политической партии.
Шестое. В закон о партиях надо внести поправки, обязывающие производить ротации руководящего партийного аппарата, согласно которым одно и то же лицо не может занимать определенную руководящую должность в аппаратепартии дольше определенного срока.
Седьмое. Представительные органы местного самоуправления должны иметьвозможность более действенно контролировать, а при необходимости - и отстранять от должности руководителей муниципалитетов. Вопрос повышения ответственности муниципальных начальников за качество и результаты их работы - давно назрел.
Наделение представительных органов местного самоуправления столь серьезными полномочиями предполагает, в свою очередь, и повышениетребованийи к качеству их собственной работы. Нужно, чтобы они избирались при самом активном участиикак политических, таки неполитических объединений местных жителей - правозащитных, добровольческих, благотворительных и просветительских. И напомню, что право не только политических партий, но и общественных организаций выдвигать избирательные списки намуниципальных выборах - предусмотрено законом. Однако большинствопартий и общественных организаций в муниципальныхсоветахпредставлены пока слабо. Это положение закона должно стать действенным.
Восьмое. Прошу предусмотреть дополнительные меры для привлечения к законотворческому процессу представителей неправительственных организаций, Общественной палаты. Думаю, было бы полезным их обязательное участие в рассмотрении законопроектов, затрагивающих важнейшие для каждого человека вопросы - свободы человека, вопросы здоровья и вопросы собственности. И соответственно - надо внести изменения в регламенты Государственной Думы и Совета Федерации.
Девятое. Парламентские партии должны иметь четко сформулированные гарантии освещения их работы в государственных СМИ.
Десятое. Свобода слова должна быть обеспечена технологическими новациями. Опыт показал, что уговаривать чиновников "оставить в покое" СМИ практически бесполезно. Нужно не уговаривать, а как можно активнее расширять свободноепространствоинтернетаи цифрового телевидения. Никакойчиновник не сможет препятствовать дискуссиям в интернете или цензурировать сразу тысячуканалов.
Уверен, что названные мной меры будут способствовать повышению качества народного представительства, более полному учёту интересов людей. Укрепят доверие граждан к власти и солидарность общества.
Уважаемые граждане России! Дорогие друзья!
Мною сейчас сформулированы вполне конкретные решения по развитию гражданского общества и демократического государства. Они продиктованы желанием видеть нашу Россию уже в близком будущем передовой, прогрессивнойиудобнойдля жизни страной, процветающим, иоснованным на справедливых законах сообществом свободных людей. Это первоочередные задачи, которые будут решаться без промедления. И нет никаких сомнений в том, что мы будем вместе продолжать демократическиепреобразования.
Впереди большая работаисерьезные шаги. Это и дальнейшая децентрализация, и гуманизация социального устройства и политической системы. И чем более свободна и разнообразна общественная жизнь, чем динамичнее экономика и острее политическая борьба, тем прочнее и стабильнее должны быть фундаментальные институтыдемократии, ее, образно говоря, несущие конструкции, на которых держится все здание демократического государства.
Думаю, многие со мной согласятся, что российская политическая культура, да и наше общественное мнение, отводят эту роль Президенту и федеральному парламенту - двум институтам высшей государственной власти, которых отличает прежде всего то, что ониизбираютсявсенародно и действуют от имени всей страны.
Убежден, наше движение к свободе и демократии будет успешным и неуклонным лишь в том случае, если авторитет Президента и Государственной Думы будет достаточно высок, основан не только на предвыборных обещаниях, но и на практических результатах деятельности, если у них будет достаточновремени, чтобы все заявленное провести в жизнь, и результаты своей работы реально показать народу, отчитаться за них перед избирателями, перед страной.
Сегодня, когда реализуются планы долгосрочного развития, а по сути, решаются задачи перехода к экономике нового типа, предстоит заниматься сразу множеством труднейших вопросов: противодействовать глобальному кризису и трудностям конкурентной борьбы, модернизировать армию и управлять гигантской и сложнейшей по своемунационально-культурномусоставу страной, и в этих условиях укреплять демократическиеинституты и поддерживатьстабильность. Вот далеко не все, но наиважнейшие причины, в связи с которыми я вношу два предложения.
Первое. Расширитьконституционные права Федерального Собрания, отнести к предметам ведения Государственной Думы (статья 103) контрольные функции в отношении исполнительной власти, установив конституционную норму, обязывающую Правительство России ежегодноотчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и повопросам, поставленнымнепосредственно парламентом.
И второе предложение. Увеличить сроки конституционных полномочий Президента и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно.
Эти вопросы, начиная уже с 90-х годов, поднимались неоднократно. Эти темы давно обсуждаются. Многие ссылались на историю, котораязнаетдостаточное количество случаев, когда демократические государства изменяли сроки полномочий органовгосударственнойвласти.
Не буду их перечислять, эти случаи общеизвестны, но хочупрямосказать: речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. О действительноважных, но все же уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовуюсущность существующих институтов. Они, скорее, дают необходимый дополнительный ресурс для их стабильного функционирования. Так что "реформаторский зуд" в отношении Основного закона абсолютно неуместен. Российская Конституция эффективна, она работает, иее базовые положения должны на многие годы вперед оставаться незыблемыми. Права и свободыграждан, суверенитет народа, государственныйстрой, федеративное устройство, принципы организации судебной власти и принципы местногосамоуправления, другие основы конституционного строя установлены на длительный исторический период. И эти фундаментальные установленияякакгарант Конституции буду хранить и защищать.
Уважаемые коллеги,
Для свободного, демократического и справедливого общества враг"номер один" - это коррупция. Вы знаете, Национальный план противодействия коррупции подписан еще в июле, а соответствующий пакет законов уже внесен мной в Государственную Думу. Их главная особенность - в комплексности, системности и адресной направленности. В первоочередном устранении тех причин коррупции, которые порождены несовершенством нашего государственного и хозяйственного механизмов.
Сейчас уже вносятся изменения в законы, регулирующие деятельность сотрудников таможни и органоввнутреннихдел, прокуратуры и Федеральной службы безопасности, судей и служащих аппаратов судов, органовгосударственнойвласти, муниципальных органов и других. Крайне важно и то, что антикоррупционная работа строится на использовании мерупреждения. Насоздании атмосферы "невыгодности" коррупционного поведения.
Какие это меры?
Во-первых, серьёзно повышаются требования к государственным и муниципальным служащим. Речь идёт о предоставлении дополнительных сведенийоб их доходах и имуществе - в том числе, принадлежащих членам их семей. Достоверность декларируемых сведений будет тщательно проверяться, вплоть до использования оперативно-розыскных возможностей.
Во-вторых, государственные и муниципальные служащие обязаны соотносить свои действия с установленными правиламиповедения наслужбе. Их невыполнение должно влечь дисциплинарную, а в необходимых случаях, и административную, и уголовную ответственность.
В-третьих, вводятся меры уголовного наказания за злоупотреблениеполномочиями лицами, которые исполняют управленческие функциив негосударственных организациях. Они будут соответствовать тем, что применяются к госслужащим.
В-четвёртых, вводится административная ответственность юридических лиц за передачу взятки от имени или в интересах юридического лица. И целый ряд других мер, которые уже сегодня известны.
Кроме того, устанавливается контрольза имущественным положением лиц с особым правовым статусом-преждевсего, судей.
Названные меры - безусловно, строги, но необходимы. И как справедливо заметил еще дореволюционный специалист по государственному праву Николай Коркунов, "установление законности всегда чувствуется как стеснение произвола властвующих". И здесь выбор для нас очевиден.
Считаю, что такое- законодательное закрепление направлений антикоррупционнойработыявилось бы хорошим началом. Это позволит нам строить её системно и последовательно. А при необходимости мыбудем принимать и дополнительные меры. Рассчитываю на скорейшее принятие всего пакета законов, ихуспешнуюреализацию на практике.
Естественно, что кроме мер собственно законодательного порядка - нам надо совершенствовать саму систему государственных органов, оптимизировать и конкретизировать их полномочия. Обеспечивать конкуренцию и объективность при проведении конкурсов, заключении государственных или муниципальных контрактов. Устранять необоснованные запреты и ограничения в сфере экономической деятельности. Создавать условия для эффективной адреснойподдержки людей в социальной сфере.
Теперь несколько слов о развитии судебной системы. Известно, что независимый и честный суд - это основа справедливого общественного порядка. И помере укрепления нашего демократического государства роль суда будет, естественно, только возрастать.
Проблемы формирования судебной системы - в значительной частирешены. В том числе, расширена компетенция судов, связанная с рассмотрением жалоб на действия госорганов и должностных лиц, а также с возмещением вреда, причиненного их незаконными действиями.
В ближайшее время будут введены и другие новации. Так, я поручил подготовить заключение о возможности передачи на федеральный уровень вопросов деятельности мировых судей. Решение этой задачи, несмотря на необходимость определённых трат, позволит завершить формирование стройной вертикали судебной власти.
Я внесу также законопроект по сокращению сроков рассмотрения гражданских дел и введению дополнительных мер ответственности за создание препятствий, ведущих кзатягиваниюсудопроизводства.
Кроме того, надо установить механизмвозмещенияущерба, причинённого гражданам при нарушении их прав на судопроизводство в разумные сроки, на полное и своевременное исполнение судебных решений.
И, наконец, уже в ближайшее время следует принять закон "Об обеспечениидоступа к информации о деятельностисудов в Российской Федерации". Он распространяется на все суды. И даст людям возможность получать достоверные сведения о функционировании судебной системы. Кроме того, он впервые и достаточно детально закрепит различные формы их обнародования - в том числе, через Интернет.
Такие изменения вводят ясныеи понятные для граждан правилаипроцедуры. И в конечном счете - способствуют усилению национального механизма применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом нам необходимо принять ещё целый ряд серьезных решений. И, в первую очередь, добиться строгого исполнения судебных решений. Это - важнейшая составляющая права граждан на справедливое судебное разбирательство.
Подчеркну, исполнение судебных решений - всё ещё огромная проблема. Причём - проблема всех судов, включая Конституционный. Причины везде, конечно, разные. Однако отмечу одну общую: это отсутствиереальнойответственностидолжностныхлиц, да и самих граждан, которые не исполняют решения суда. Такая ответственность должна быть введена.
Нельзя забывать и о таком принципиальном вопросе, как гуманизация закона и порядка его применения. Судам следует более взвешенноотноситься к избранию мер пресечения в виде ареста и к назначению наказаний, связанных с изоляцией от общества. В то же время - правоохранительная и судебная системы должныобеспечивать действенную защиту прав и интересов лиц, пострадавших от совершенных преступлений.
В праве, как известно, следует видеть не толькопродуктпрактическойпользы, а "условие истинно человеческого существования", когда-то утверждал известныйрусский правовед Борис Чичерин. И полагаю, что заинтересованное обсуждение на VII съезде судей всех вышеназванных новаций и имеющихся проблем - могло бы придать реформе судебной системы новый и серьезный импульс.
Фундаментальнозначимым для нашего общества стало введение институтаместного самоуправления и укрепление федеративных начал государства. Вы знаете: государственная политикавэтих вопросах во многом осуществлялась путем "проб иошибок" - сучётомопытадругих государствисложившихся в мире форм федерализма. Но ведь такой многосубъектной, многонациональной и многоконфессиональной федерации как Россия - в мире больше не существует. Поэтому то, что мы сегодня делаем - делаем действительно впервые.
Напомню, что 1 января 2009 года заканчивается переходный период, установленный для введения в действие всех положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Но совершенствование этого законодательства будет продолжаться.
Должен при этом сказать, что на территории двух субъектов Федерации - Чеченской Республики и Республики Ингушетия - местное самоуправление вообще отсутствует. То есть, граждане этих республик необоснованно лишены своих конституционныхправ. Знаю, что руководство этих субъектов Федерации планирует создание органов местного самоуправления к октябрю следующего года. И поддерживаю их в этом важном деле.
Теперь - несколько слов о дальнейшем развитии российского федерализма. В своих современных формах он был установлен, сформирован на основе Конституции. Причём, особую роль в его становлении сыграл Конституционный Суд России. В его решениях был найден баланс между разными интересами уровнейвласти - порою, остро конфликтными. Это касается как споров федеральных и региональных органов власти между собой, так и споров оразличных способах устройства местного самоуправления. Между тем, мы и сегодня продолжаем сталкиваться с этими проблемами.
Что сегодня для нас особенно важно?
Первое - достигнуть оптимального баланса разграничения полномочий между Федерацией и регионами. Как вы знаете, здесь была проведена большая, можно сказать, огромная работа. Но мы всё равноежегодноуточняем параметры этого разграничения. В том числевносим изменения в перечни имущества, необходимого для федерального, регионального уровня, для того, чтобы полноценно исполнять свои функции. Считаю, что надовернуться к этомувопросу, и, наконец, определиться, сколько и какого имущества надо регионам.
Второе. До сих пор не найдена схема оптимального размещения по стране территориальных структур федеральных органов исполнительной власти. Их вообще оченьмного, надо их сокращать. А также - нужна схема их эффективного взаимодействия с региональными органами власти. Напомню, что в соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции - федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему.
Однако эта нормаКонституции в полной мере пока так и не реализована. Правительству следует еще раз изучить этот вопрос и представить необходимые предложения. В том числе, с учётом установленных критериев оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти и соответствующих органов субъектов Федерации.
Третье. Законодательные органы власти субъектов Федерации вносят в Государственную Думу множество инициатив, но законами изэтих инициативстановятся лишь единицы. Это объясняется их недостаточной проработкой и большим количеством альтернативных законопроектов в Госдуме. А в целом - плохой информированностью регионов о законодательном процессе на федеральном уровне. Полагаю, что здесь значительно большую роль, чем сейчас, мог бы сыграть СоветФедерации-как координатор законодательной деятельности представительных органов территорий. Прошу представить такие предложения с учётомпредлагаемого мной новогопорядка его комплектования.
И, наконец, ещё один фактор, способный серьезно упрочить нашу Федерацию - это поддержка национальных традиций и культур народов России. Считаю это нетолько условием укрепления федеративных основ, но и условием согласия в нашем обществе. Единства российской нации -как залога стабильного, цивилизованного развития всей страны.
Я уже говорил, что межнациональный мир - это одна из главных наших ценностей. У нас исторически сложился уникальный и богатейший опыт толерантности и взаимного уважения. В то же время, сохраняются проблемы, способные обострять межэтнические, межконфессиональныеотношения. Среди них - безработица(особенно в районах с трудоизбыточным населением), правовая неурегулированность земельных отношений, нелегальная миграция и ряд других причин. Причем, такие проблемы особенночувствительны там, где не решаются социально-экономические вопросы. Где региональные и местные власти не помогают развитию малого бизнеса, не создают новые рабочие места.
Обращаю особое внимание - надо оптимизировать организацию миграционных процессов внутри страны. И создать реальные условия для повышения мобильности российских граждан - как эффективного перераспределения трудовых ресурсов, так и обеспечения права граждан на труд.
Своего совершенствования требуют и механизмы регулирования внешней миграции. Они должны, наконец, получить правовое оформление, адекватное потребностям нашей страны, масштабам самоймиграции. В Россию продолжает прибывать поток мигрантов, особенно из стран Содружества. Известно, что многие из них стремятся получить российское гражданство. В целом это позитивный процесс. Однако получение гражданства должно стать доказательством их успешной интеграции в жизнь нашего общества и восприятия его культуры и традиций. Отмечу также, что мы должны, прежде всего, сохранять баланс на рынкетруда и обеспечиватьинтересы российских граждан.
Уважаемые депутаты и члены Совета Федерации,
Какие быидеальные законы и стратегии ни принимались на основе Конституции - реализация заложенного в них смысла зависит от конкретных людей. Их интеллектуальная энергия, творческая сила - это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития.
Нам нужно организовать масштабныйисистемный поиск талантов и в России, и за рубежом. Вести, я бы сказал, настоящую "охоту за головами". Содействовать приходу молодых, одарённых людей в фундаментальную и прикладную науку. Ускорить формирование сильных государственных и частных центров разработки новых технологий. Реально помочь маломуи среднему бизнесу в созданииинновационных предприятий. Подчеркну, что всё это - задачи для всех нас, а не только для каких-то новых государственных корпораций. Это - задача всего общества и в то же время шанс для каждого применить свои способности.
Сегодняшней России и её будущейинновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг - нужна и новая система формирования кадрового резерва, которая позволит привлечь в органы государственного, муниципальногоуправления, в бизнес наиболее талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей. Вы знаете: такое решение мной уже принято.
Поэтому поручаю Правительству и Администрации Президента уже до конца этого года "запустить" Программу формирования и подготовки резерва управленческих кадров, разработанную совместными усилиями органовгосударственнойвласти, местного самоуправления и общественных организаций.
Управленческий резерв должен включать в себя три уровня - муниципальный, региональный и федеральный. А наиболее успешные руководители должны составить так называемую "президентскую тысячу". Считаю, что лучших управленцев должна знать вся страна. Поэтому информацию о наиболее способных специалистах в различных сферах деятельности надо включать и в общероссийский банк данных.
Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должносыграть возрождениероссийской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляетжелать лучшего. Надо прямо сказать: с передовыхпозиций мы уже "откатились". И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности.
Кроме того, система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. Передает новым поколениям ценности нации.
Стратегия развития российского образования в целом - скоро будет утверждена Правительством. Ее реализацияпродолжится как в рамках национального проекта, так и с опорой на недавно принятое законодательство. Сегодня же основной акцент я сделаю на школьном образовании. Оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека. Являетсярешающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны.
Совсем недавно, вместе с профессиональнымсообществом - мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Её главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия -инициатива "Нашановая школа". И её составляющими станут пять направлений.
Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаювсжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась.
Второе. Одновременно с реализацией стандартаобщего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Третье. Ключевая роль в школепринадлежитучителю. И нам необходимо разработать системуморальных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно - для пополнения школ новым поколением учителей. Причём, вовсе не обязательно-только с педагогическим образованием.
Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. И хотел бы подчеркнуть - мы сделаем все, чтобыучитель стал уважаемой фигуройв обществе. Но и сами педагоги должны внимательно относиться к ученикам, уважительно относиться к ним. Должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Четвертое. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, нои самоподготовки, занятий творчеством и спортом.
Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть "ветхой" - и в прямом, ивпереносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовыхи спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно - и психологически, и физически.
Поручаю Правительству разработать всамоеближайшеевремя новые принципы работы школ, а также - порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. При этом - необходимо в полной мере использовать результаты, полученные в ходе реализации нацпроекта "Образование".
Пятое. Именно в школьный период формируетсяздоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать" только в их сторону - нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен бытьприменениндивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения - в обществе тоже много вопросов.
Уверен: если приоритет здоровогообразажизни будет в полной меререализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом.
Соответствующая Государственная программа должна быть принята уже в этом году. В центре ее будут механизмы, обеспечивающие ответственность врачей и медицинских организаций за качество и результаты работы. Они расширят их возможностии одновременно - будут мотивировать к достижению наиболее высоких показателей.
Несколько слов об обязательном медицинском страховании. Надо прямо сказать - оно так и не стало у нас действенным. Права застрахованных граждан в полной мере не обеспечены. Несмотря на законодательно закреплённую возможность выбора страховых организаций, медицинских учреждений, выбора просто самого врача - в реальной жизни такой выбор практически отсутствует. А при росте платныхмедицинских услуг - все ещемедленноразвивается добровольное медицинское страхование. Всёэто никак неспособствует развитию конкурентной среды в здравоохранении.
Нам предстоит поэтапно, но последовательновнедрять полноценное медицинское страхование. Полноценное и по охвату, и по стоимости. Финансовуюсбалансированность системы медстрахования должно обеспечитьгосударство. Обращаю внимание, что вопросами здравоохранения мы занимаемся не ради самой отрасли, а для того, чтобы вырослапродолжительность жизни и увеличилась рождаемость.
Разумеется, мы не должны забывать и о нашем старшем поколении. Люди старшего поколения, люди пенсионного возраста имеют право надостойную жизнь. Поэтому пенсионнаясистемабольше не может ориентироваться на абстрактные средниепоказатели пенсионного обеспечения. Каждому человеку должно быть абсолютнопонятно, каким образом он может достичь определенного уровня жизни в пенсионном возрасте. Сколько ему гарантировало государство, сколько он получит от обязательных взносов, которые перечислены егоработодателем, а сколько - ему нужно откладывать самому.
Принципиальные решения по этим вопросам уже приняты. В том числе, о повышении пенсийтем, кто зарабатывал часть своей пенсии в советский период. Принято также решение о повышении тарифов пенсионного страхования доуровня, позволяющего достичь европейских стандартовпенсионногообеспечения. Для работодателей это дополнительная финансовая нагрузка, и Правительство уже в этом году должно определить, как её компенсировать бизнесу.
И, наконец, мы начинаем реализацию утвержденной программы софинансирования государством добровольных пенсионных накоплений граждан. К настоящему времени, всего за пять недель, заявки на участие в этой программе уже подали около 100 тыс. человек.
Считаю, что именно в этих сферах, важнейших сферах: в образовании, в здравоохранении, впенсионномобеспечении - люди должныясно увидеть, зачем нужен экономический рост, какие плоды он принесети как они будут распределяться.
Уважаемые коллеги,
Я уже говорилсегодня о трагических событиях в Южной Осетии. Они во многом были определены серьезнымиотступлениями от международного права. Отказавшись от мирного, политического урегулирования и правовых методов, грузинское руководство избрало самый безобразный сценарий.
Подчеркну еще раз: решение о принуждении агрессора к миру и операция, предпринятая нашими военными осуществлялись не против Грузии, не против грузинского народа, а ради спасения жителей республики и российских миротворцев. Для обеспечения прочной и долговременной безопасности народов Южной Осетиии Абхазии. Прежде всего - от рецидивов преступногоавантюризма тбилисского режима.
Кавказский кризис вновь показал, что применение силы однойиз сторон конфликта не может обеспечить жизнеспособные решения. В этой связи, на основе норм международного права мы будем и дальше способствовать устранению очагов нестабильности в сопредельных регионах. И исходя изуважения существующих форматов, будем содействоватьприднестровскому и нагорно-карабахскому урегулированию. Сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами. Выходить на взаимоприемлемые договоренности.
Хотел бы сделать ряд выводов, выходящих по своему значению за рамки самого конфликта.
Первый и главный вывод. Фактически зафиксировано формирование качественноновой геополитической ситуации. Августовский кризис лишь форсировал наступление "момента истины". Мы действительно доказали - в томчисле и тем, кто спонсировал нынешний правящий режим в Грузии, что в состояниизащитить своих граждан. Что мы в состоянии на деле отстаивать и наши национальные интересы, и эффективно выполнять миротворческие обязательства.
Вывод второй. Наши Вооруженные Силы в значительной мере восстановили свой боевой потенциал. Тем не менее, военному руководству нужно проанализировать не толькоуспехи, но и промахи. И извлечь из этогосамые серьёзные уроки. Что касается перевооружения АрмиииФлотасовременной техникой, то соответствующие решения мною уже приняты, поручения Правительству даны. Я утвердил новую конфигурацию облика Вооруженных Сил нашей страны.
Добавлю: от того, с чем нам приходится сталкиваться в последние годы (А что это? Это - конструирование глобальной системы ПРО, окружение России военными базами, безудержное расширение НАТО и другие "подарки" России) - складывается устойчивое впечатление, что нас просто испытывают на прочность.
В гонку вооружений мы, конечно, втянуть себя не дадим. Но не учитывать все это в нашем оборонном строительстве - не можем. И безопасностьгражданРоссии будет и впредь обеспечиваться надежно. Поэтомуя сегодня объявлю вам некоторые из мер, которые будутпредприняты. В частности - для эффективного противодействия упорно, постоянно навязываемым нынешней Администрацией США новымэлементам глобальной системы ПРО в Европе. Так, ранее планировалось снять с боевого дежурства три ракетных полка ракетной дивизии, дислоцированной в Козельске, а саму дивизию к 2010 году расформировать. Я принял решение воздержаться от этих планов. Ничего расформировывать не будем. Кроме того, для нейтрализации, при необходимости, системы ПРО, в Калининградской области будет развернут ракетный комплекс "Искандер". Естественно, что мы предусматриваем использование в этих целях и ресурса Военно-Морского Флота России. С территории того же западного региона, то есть Калининградской области, будет осуществляться радиоэлектронное подавление новых объектов системы ПРОСоединенных Штатов Америки.
Хочу подчеркнуть, что эти меры - вынужденные. Мы не раз говорили всем нашим партнерам, что настроены на позитивное сотрудничество. Хотимдействовать против общих угроз, хотим действовать совместно. Но нас, к сожалению, к великому сожалению, слушать не хотят.
Третье. У насесть интеграционное ядро в лице Союзногогосударства и ЕврАзЭС. Мы будем наращивать объемы и глубину взаимодействия в военно-политической сфере в ОДКБ. И продуктивный разговор наэту тему уже состоялся на саммите в Москве.
Четвертое. Реакция на события 8 августа и на признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии ещё раз показала, что мы живем в мире "двойных стандартов". Мы поступили ответственно - в интересах восстановления международной законности и справедливости. Понимая, что любые колебания или попытки отложить эти шаги были бы чреваты еще более серьезной гуманитарной катастрофой. На этом фоне откровенно предвзятой выглядит позиция наших партнеров, ещё недавно приложивших максимум усилий, чтобывобходнорм международного права добиться отделения Косово от Сербии и признания этого самопровозглашенного региона в качестве субъекта международного права, а теперь, как ни в чём не бывало, критикующих Россию.
Пятое. В развитии международной обстановкипоследних лет накопилось много неблагоприятных тенденций. Ответы на новые угрозы могут быть найдены только коллективными усилиями. Именно поэтому мы выступаем за продуманнуюреформу Организации Объединенных Наций. За укрепление её центральной роли и повышение эффективности её структур и механизмов.
С опорой на это, надо предпринимать шаги по развитию международного режима контроля над вооружениями. И ключевое значение имел быпрогресс в российско-американском взаимодействии. Не секрет, что многиегосударства ещё по инерции оглядываются на то, куда "дует ветер" в отношениях между Россиейи Соединенными Штатами. Да, сегодня эти отношения переживают не самый простой период. И у нас тоже возникает много вопросов, в том числе нравственного порядка. Но подчеркну, у нас нет проблем с американским народом, у нас нет врождённого антиамериканизма. И надеемся, что нашимипартнерами, новой администрацией США, будет сделан выбор в пользу полноценных отношений с Россией.
Отмечу, что явно перезрелвопроссозданияновойглобальной архитектуры безопасности. И для нас особенно важно добиться результата на евроатлантическом пространстве - объединяющем Россию, Евросоюз и Соединенные Штаты. Я выступил с инициативой о разработке соответствующего договора - Договора о европейской безопасности. Повторю: такойдокументпозволил бы создать абсолютно четкие и понятные всем правила поведения. Зафиксировать единый подход к разрешению конфликтов. Прийти ксогласованной позиции по созданию надежных инструментов контроля над вооружениями.
Кстати, урегулирование осетинского кризиса продемонстрировало возможность результативных европейских решений. Имы будем углублять наши отношения с Европойвсфере безопасности. Уверен, что у них есть хорошее будущее.
На чём, считаю, надо сосредоточиться в практической деятельности?
Во-первых, надо продолжать работу по укреплению правовых основ международных отношений. Именнообщепризнанныенормы и принципы международного правадолжны определять правила игры в мировых делах. И выработка у всех привычки соотносить с международным правом свои поступки - будет способствовать снижению фактора "жёсткой" силы, утверждению коллективного образа действий. В противном случае- мы столкнемся с международным хаосом и практической невозможностью сохранить международный правопорядок.
Во-вторых, как никогда актуальна идея формирования полицентричной международной системы. Её нельзя решить без целого комплекса мер - включая реформу ведущих международных институтов, укрепление многосторонней дипломатии в целом. Вместе со всеми заинтересованными сторонами мы будем создавать подлинно демократическую модель отношений, не допуская единоличного доминирования в какой-либосфере.
Вообще самонадеянность и силовые аргументы уже не столь убедительны, не столь эффективны, как было раньше. Миром нельзя управлять из одной столицы. Те, кто отказываются это понять, будут лишь создавать новые проблемы для себя и для других. Ипереход большинства стран к действительно прагматичной многовекторной политике свидетельствует обактуальности укрепления международных институтов. С этих позиций мы рассматриваем и участие России в таких форматах, как"Группа восьми", Шанхайская организациясотрудничества, БРИК, АТЭС, в других объединениях.
Третья задача - это утверждение универсальных дипломатических методов урегулирования кризисных ситуаций. Об этом я уже сказал применительно к урокам Цхинвала. Добавлю, что для достижения позитивных результатов "проблемные" государства - в какой бы точке земного шара они ни находились- надо не изолировать, а вовлекать в диалог. И мы готовы содействовать разрешениюлюбых региональных конфликтов.
Четвертое - необходим постоянный диалог с нашими партнёрами для максимально быстрого формирования новых правил мировой финансовой архитектуры. Монополия в этой сфере оказалась не просто неадекватной реалиям современной глобальной экономики. Она оказалась опасной для всех. Ипоэтому новая финансовая архитектура должна обеспечивать интересы всех её участников. Но при этом она должна быть защищена от использования в интересах одной страны или группы стран, однойэкономической системы, которыебудут компенсировать свои грубые ошибки за счет других.
Вы знаете, страны "двадцатки" приняли решение провести15 ноябрявстречу вВашингтоне. Мы свои предложения об основныхпринципах создания новойэкономической архитектуры подготовили и нашим партнерам направили. Считаем, что глобальные финансовые институты должны получить действенные возможности предупреждать возникновение кризисов, минимизировать их последствия для остального мира. В какой бы стране они ни зарождались и какой бы рынок ни затрагивали - финансовый, энергетический или продовольственный.
Минимальный наборзадач включает разработку новых систем оценки риска, которые учитывают взаимозависимость финансовых институтов и реального сектора; внедрение современных технологий раскрытия объективной информации об участниках рынка и о финансовых операциях; гармонизацию стандартов бухгалтерского учёта и отчётности, а также повышение требований ккапиталу финансовых учреждений.
Мандаты на решение этих задач должны быть распределены между существующими иливновьсоздаваемыми международными организациями, и региональными, кстати, тоже. А роль ведущих стран мира - заключалась бы в гарантировании эффективности их деятельности. При выстраивании такой архитектуры нельзя забывать слова известного экономиста Василия Леонтьева, о том, что "систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могутдействовать без присмотра".
Пятое. Уже до конца текущего годанадо принять пакет законов, формирующих основу длясозданиявРоссии одногоиз ведущих мировых финансовых центров. И такой центр должен служить ядром самостоятельной и конкурентоспособной российскойфинансовойсистемы.
Нужно предпринять практические шаги по усилению роли рубля в качестве одной из валют международных расчетов. И, наконец, начать переход к расчётам в рублях - который мы, к сожалению, затянули- конечно, прежде всего загаз и за нефть. Надо стимулировать размещение новых эмиссионных ценных бумаг именно в рублях и желательно - на российском рынке. Конечная цель всех этих процессов - сделать рубль одной из региональных валют.
Я думаю, что подобные действия будут совершать и другие быстро развивающиеся страны. Но чем больше будет в мире сильных финансовых центров, и чем выше степень нашей общей взаимозависимости - тем безопасней и устойчивей будет глобальное развитие.
И ещё одна, шестая, задача - активизация действий во внешнеэкономической политике. Самоизоляция - это путь в тупик. Мы будем продолжатьпроцесс интеграции в мировую экономику. Но при этом нужно учиться гибко сочетать использование имеющихся и открытие новых конкурентных преимуществ. А привлекая внешние ресурсы - эффективно защищать свои экономические интересы.
Сейчаснужно активно содействовать нашим компаниям в получении максимальных выгод из открытости российской экономикиииз текущей рыночной ситуации, несмотря на всю ее сложность. Помогать им повысить свою эффективность и выйти нановые рынки - рынки товаров, технологий, рабочей силы. Наши конкуренты не стесняются этого делать. А мы зачастую сидим, сложа руки. Времявэтом случае - уходит. Авместе с ним, естественно, уходят и деньги. Чего мы ждем? Институты развития у нас есть. Ресурсы - тоже есть. И мы обязаны сформировать бесперебойно работающий механизм поддержки.
Кроме того, важно наращивать диверсифицированные связи с членамиЕврАзЭСи другими странами Содружества, с Евросоюзом, с Китаем, с Индией, с другими крупными азиатскими партнерами. Не ослабляя при этомвнимания и к открывающимся возможностямв Латинской Америке и Африке, где заинтересованность во взаимодействии - тоже налицо.
И, наконец, мыготовык взаимовыгодному сотрудничеству со всеми странами, совсеми объединениями, которые рассчитывают, которые хотят развития конструктивных отношений с Россией. Наличие разногласий по отдельным вопросам не считаем ограничителем для откровенного обсуждения и решения самых сложных проблем. При этом любое взаимодействие будем выстраивать предельно прагматично - с учетом реальной отдачи для нашей страны, для всех российских граждан. И география здесь не будет иметь никакого значения. Главное - взаимныйпозитивныйнастрой, взаимный интерес.
Уважаемые коллеги,
Заявленные Конституцией цели, ценности и механизмы доказали свою состоятельность. Помоглинашемуобществу преодолеть трудностии выйти на путь устойчивого развития. И мы будем дальше максимально использовать потенциал Основного закона.
Главное - сделать все необходимое, чтобы помочь людям проявить себя. И особенно - открыть дорогу способным и деятельныммолодымлюдям. Они - ровесники новой, демократической России. В них - ее открытость, ее свободный дух, стремление ковсемупередовому. И им предстоитнестиответственность за сохранение наших фундаментальных ценностей.
Свободное развитие людей и и социальная защита - всегда будут приоритетом государственной политики. Будут нашей главной заботой. Будут - целью развития нашего общества.
Дорогие друзья! Мы с вами живем в свободной и в современной стране. И мы уже многое сумели сделать. У нас есть положительный опыт созданиядемократическогогосударства. Есть не просто успехи, есть настоящие победы. И мы вместе идем вперед, чтобывместе находить ответы на самые сложные вопросы. Чтобы снова добиваться успеха. И снова -побеждать.
Спасибо.
По материалам: ИА REGNUM Опубликовано: 05 ноября 2008