Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Запоздалая решимость

Газовая монополия начала интенсивно расширять свою транспортную сеть, в том числе в регионах Поволжья. Это, безусловно, правильное, хотя и запоздалое решение

Геннадий Шмаль

Геннадий Шмаль

В сентябре в Самарской и Оренбургской областях торжественно отметили 65 лет с начала ввода в эксплуатацию газопровода Бугуруслан-Куйбышев , подавшего природный газ с месторождений Оренбуржья на Безымянский промышленный узел, куда в годы войны было эвакуировано 80 крупных оборонных заводов и фабрик. Газопровод этот, частично сваренный из орудийных стволов, давно не работает, но само событие, безусловно, значимое, поскольку с этого момента начался отсчет истории Единой системы газоснабженияСГ) России (позже поволжские газовики подтвердили свой приоритет, построив в 1946 году магистральный газопровод "Саратов-Москва").

Однако в 90−х годах прошлого века развитие ЕСГ фактически остановилось, что, очевидно, связано не только с объективными причинами в виде спада промышленного производства в стране, но и с позицией тогдашних управленцевазпрома" во главе с Рэмом Вяхиревым.

За прошедшие семь лет сменилось не только руководство газового монополиста, но и политика в отношении развития газотранспортной сети. Так, в 2007 году концерн построил 1156 километров магистральных газопроводов и отводов, реконструировал пять тыс. км газопроводов, заменил и модернизировал более 500 газоперекачивающих агрегатов (ГПА), потратив на эти цели 177 млрд рублей. Три четверти денег пошли на расширение газотранспортной сети (ГТС).

Газовиков подталкивает к действию не только нынешнее состояние ГТС (см. график), но и растущий спрос на газ внутри страны, удовлетворить который пропускная способность сетей уже не в состоянии. По оценкам, например, специалистов "Газпром промгаза", к 2020 году потребление природного газа в Самарской области может возрасти в полтора раза (с 16 млрд кубометров в год до 24), в Ульяновской - почти в четыре (с трех млрд кубометров до 11). Соответственно, до 2011 года в первом регионе "Газпром" намерен реконструировать шесть газораспределительных станций и 120 км газопроводов, а ко второму подвести новый магистральный газопровод "Сызрань-Ульяновск" , да еще проложить вторую нитку (лупинг) магистрального газопровода "Старая Бинарадка-Димитровград-Ульяновск".

Аналогичная ситуация в Нижегородской области и Татарстане с той поправкой, что там увеличение газопотребления увязано большей частью с развитием химических и нефтехимических производств: ПВХ-кластера в Дзержинске и строительством нового нефтехимического комплекса в Нижнекамске.

Тем не менее, несмотря на явное движение "Газпрома" в сторону развития газотранспортной сети внутри страны (зарубежные проекты типа "Норд Стрим" тема отдельного разговора), президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль считает, что концерн упустил благоприятную возможность для своевременной модернизации ГТС. И все же, подчеркнул г-н Шмаль в интервью журналу "Эксперт Волга", ситуация такова, что газовый монополист даже в условиях кризиса будет вынужден выполнять заявленную им программу.

При вашем участии в свое время была построена основа газотранспортной сети страны, которая потом "по наследству" досталась "Газпрому". В каком состоянии она находится сейчас?

Нынешнее состояние магистральных газопроводов и газотранспортной системы не удовлетворяет страну. Многие трубопроводы уже давно выработали свой ресурс. Они были рассчитаны на 33 года, а первые газопроводы, построенные в основных газодобывающих регионах, например на севере Тюменской области, работают уже по 35−36 лет. Это не значит, что нужно их сразу закрывать - первый советский газопровод "Саратов-Москва" , например, функционирует 60 лет. Но почтенный возраст магистральных газопроводов приводит к тому, что некоторые их участки работают на пониженном давлении - 30−60 атмосфер вместо 75.

Чем это плохо?

Тем, например, что система северных газопроводов сдерживает развитие малых независимых производителей газа. Нам известны случаи, когда такие предприятия уже несколько лет не могут ввести в действие свой промысел из-за того, что некуда подать газ.

Проблема недостатка мощностей газотранспортной системы страны реально существует.

Но представители концерна заявляют, что у них есть хорошая программа по модернизации и развитию газотранспортной сети...

Действительно, такая программа у "Газпрома" есть, но, к сожалению, последние годы капитальный ремонт и реконструкция магистральных газопроводов выполнялись процентов на 50 от запланированного объема. Объясняют это тем, что не хватает то денег, то оборудования.

Когда мы работали в Миннефтегазстрое, то каждый год вводили минимум полторы трубы от Ямбурга до центра страны - это пять-шесть тысяч километров. Последние 20 лет эти цифры на порядок ниже.

Как вы думаете, у "Газпрома" действительно не хватает денег или это следствие их нерационального использования?

Это недопонимание тех, кто долгие годы управлял "Газпромом", что газотранспортную сеть надо не только эксплуатировать, но и развивать. Хотя она досталась концерну в мощном состоянии, но ГТС не вечная, и надо вкладывать деньги в ее поддержание и развитие.

Конечно, когда в результате снижения пропускной способности ГТС появились ограничения по объему перекачки и давлению газа, руководство "Газпрома" встревожилось. Но нужное время уже было упущено.

Такая же проблема есть и у поволжской газотранспортной системы?

Она касается всех. Возьмите такой больной вопрос, как коэффициент полезного действия (КПД) газоперекачивающих агрегатов (ГПА). Этот показатель очень и очень низок. Даже новые отечественные ГПА, в том числе и те, которые создавались в Самаре (газотурбинные агрегаты марки "НК", разрабатывались СНТК им. Кузнецова, серийное производство размещалось на заводе "Моторостроитель", сейчас особой популярностью у газового монополиста не пользуются. - Прим. ред.), имеют КПД 27−28 процентов. После тридцати лет выработки их коэффициент полезного действия снижается до 22−23 процентов. Это значит, что при использовании этих ГПА на перекачке газа из Тюмени в центральные районыазпром" тратит в год на их работу 50 миллиардов кубов газа. Если бы ГПА были с КПД 45−46 процентов, мы бы ежегодно экономили 25 миллиардов кубов газа.

Много это или мало? На реконструкцию одной компрессорной станции с заменой газоперекачивающих агрегатов на более эффективные требуется примерно 80 миллионов долларов. Ее окупаемость при таких ценах на газ - полтора года. Вот где огромный резерв, который касается и поволжской газотранспортной системы.

При каких условиях можно быстро восстановить и развить ГТС?

Для этого достаточно пяти-семи лет. А условие одно - надо просто этим заниматься и вкладывать в нужное дело деньги. И очень важно рационально использовать сохранившийся кадровый резерв профессиональных строителей нефтегазовых магистралей их можно и нужно использовать при реализации проектов "Газпрома". В прошлом году, правда, газовики звонили нам и просили Союз нефтегазовых строителей (общественная организация, объединяющая персоналии и предприятия нефтегазового строительного комплекса. - Прим. ред.) дать им данные о тех строителях, которые еще остались. Информация им понадобилась для того, чтобы сверить программу развития нефтегазовой промышленности с реальными возможностями отечественных строительных подразделений. Данные мы предоставили, но дальше разговоров дело не пошло.

Что не устроило газовиков?

У "Газпрома" все время меняется инвестпрограмма. Еще год назад главным направлением развития газового концерна было освоение Штокмановского месторождения (центральная часть шельфа российского сектора Баренцева моря. - Прим. ред.). Потом поняли, что это не такое простое дело, и переключились на Бованенковскую группу месторождений (полуостров Ямал. - Прим. ред.). И это совершенно правильно, хотя сделать это нужно было еще четверть века назад.

Может ли руководство "Газпрома" под предлогом финансового кризиса опять "поджать" программу по развитию газотранспортной сети?

Я думаю, нет. Во-первых , оно понимает, что ни в коем случае нельзя откладывать освоение Бованенковского месторождения. Во-вторых , такая же степень срочности и у программы по газификации регионов, которая согласована со всеми региональными властями. А ее составляющей частью является развитие газотранспортной сети, в том числе и строительство на деньги "Газпрома" внутри страны новых магистральных газопроводов. Если концерн свернет эту программу, то пострадает не только его авторитет, но не будут получены и деньги от последующей реализации газа. Да и местные власти, даже в условиях недостатка средств, найдут возможность совместно с газовым концерном продолжить реализацию программы.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |