Газовая монополия начала интенсивно расширять свою транспортную сеть, в том числе в регионах Поволжья. Это, безусловно, правильное, хотя и запоздалое решение
Геннадий Шмаль
В сентябре в Самарской и Оренбургской областях торжественно отметили 65 лет с начала ввода в эксплуатацию газопровода Бугуруслан-Куйбышев , подавшего природный газс месторождений Оренбуржья на Безымянский промышленный узел, куда в годы войны было эвакуировано 80 крупных оборонных заводови фабрик. Газопровод этот, частично сваренный из орудийных стволов, давно не работает, но само событие, безусловно, значимое, поскольку с этого момента начался отсчетисторииЕдиной системы газоснабжения (ЕСГ) России (позже поволжские газовики подтвердили свой приоритет, построив в 1946 году магистральный газопровод "Саратов-Москва").
Однаков 90−х годах прошлого века развитие ЕСГ фактически остановилось, что, очевидно, связано не только с объективными причинами ввиде спада промышленного производства встране, но и с позицией тогдашнихуправленцев "Газпрома" во главес Рэмом Вяхиревым.
За прошедшие семь лет сменилось нетолько руководствогазовогомонополиста, но и политика вотношении развития газотранспортной сети. Так, в 2007 году концерн построил 1156 километровмагистральных газопроводови отводов, реконструировал пять тыс. км газопроводов, заменил и модернизировал более 500 газоперекачивающих агрегатов (ГПА), потратив на эти цели 177 млрд рублей. Три четверти денег пошли на расширение газотранспортной сети (ГТС).
Газовиков подталкивает к действию не только нынешнее состояние ГТС (см. график), но и растущий спрос на газ внутри страны, удовлетворитькоторый пропускная способность сетей уже не в состоянии. По оценкам, например, специалистов "Газпром промгаза", к 2020 году потребление природногогаза в Самарской областиможетвозрасти в полтора раза (с 16 млрд кубометров в год до 24), в Ульяновской - почти в четыре (с трех млрд кубометров до 11). Соответственно, до 2011 года в первом регионе "Газпром" намерен реконструировать шесть газораспределительных станций и 120 км газопроводов, а ко второму подвести новый магистральный газопровод "Сызрань-Ульяновск" , да ещепроложить вторую нитку (лупинг)магистральногогазопровода"Старая Бинарадка-Димитровград-Ульяновск".
Аналогичная ситуация в Нижегородской областииТатарстане с той поправкой, чтотам увеличение газопотребления увязано большей частью с развитием химических и нефтехимических производств: ПВХ-кластера в Дзержинске и строительством нового нефтехимического комплекса в Нижнекамске.
Тем не менее, несмотря на явное движение "Газпрома" в сторону развития газотранспортной сети внутри страны (зарубежные проекты типа"Норд Стрим" тема отдельного разговора), президентСоюзанефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль считает, что концерн упустил благоприятную возможность для своевременной модернизации ГТС. И все же, подчеркнул г-н Шмаль в интервью журналу "Эксперт Волга", ситуация такова, что газовый монополист даже в условиях кризиса будет вынужден выполнять заявленную им программу.
Привашем участии в свое время была построена основа газотранспортной сети страны, котораяпотом "по наследству" досталась "Газпрому". В каком состоянии она находится сейчас?
Нынешнее состояние магистральных газопроводов и газотранспортной системы не удовлетворяет страну. Многие трубопроводы уже давно выработали свой ресурс. Они были рассчитаны на 33 года, а первые газопроводы, построенные в основных газодобывающих регионах, например на севереТюменскойобласти, работают уже по 35−36 лет. Это не значит, что нужно ихсразу закрывать - первый советский газопровод "Саратов-Москва" , например, функционирует 60 лет. Но почтенныйвозраст магистральных газопроводовприводитк тому, чтонекоторые их участки работают на пониженном давлении - 30−60 атмосфер вместо 75.
Чем это плохо?
Тем, например, что система северных газопроводов сдерживает развитие малых независимых производителей газа. Нам известны случаи, когда такиепредприятия уже несколько лет не могутввести в действие свой промысел из-за того, что некуда подать газ.
Проблема недостатка мощностей газотранспортной системы страны реально существует.
Но представителиконцерна заявляют, что у нихесть хорошаяпрограмма по модернизации и развитиюгазотранспортной сети...
Действительно, такая программау"Газпрома"есть, но, к сожалению, последние годы капитальныйремонт и реконструкция магистральных газопроводов выполнялись процентов на 50от запланированного объема. Объясняют это тем, что не хватает то денег, тооборудования.
Когда мы работали в Миннефтегазстрое, то каждый год вводили минимум полторы трубы от Ямбурга до центра страны - это пять-шесть тысяч километров. Последние 20 лет эти цифры на порядок ниже.
Как вы думаете, у "Газпрома" действительно не хватает денег или это следствие их нерационального использования?
Это недопонимание тех, кто долгие годы управлял "Газпромом", что газотранспортную сеть надо не только эксплуатировать, но и развивать. Хотя она досталась концерну в мощном состоянии, но ГТС не вечная, и надо вкладывать деньги в ее поддержание и развитие.
Конечно, когда в результате снижения пропускной способности ГТС появились ограничения по объему перекачки и давлению газа, руководство "Газпрома" встревожилось. Но нужное время уже было упущено.
Такая же проблема есть и у поволжской газотранспортной системы?
Она касается всех. Возьмите такой больной вопрос, как коэффициент полезного действия (КПД)газоперекачивающих агрегатов (ГПА). Этот показатель очень и очень низок. Даже новые отечественные ГПА, в том числе и те, которые создавались в Самаре (газотурбинные агрегаты марки "НК", разрабатывались СНТК им. Кузнецова, серийное производство размещалось на заводе "Моторостроитель", сейчас особой популярностью у газовогомонополиста не пользуются. - Прим. ред.), имеют КПД 27−28 процентов. После тридцати лет выработки ихкоэффициент полезного действия снижается до 22−23 процентов. Это значит, что при использовании этих ГПА на перекачкегаза из Тюмени в центральныерайоны "Газпром" тратит в год на их работу 50 миллиардов кубовгаза. Если бы ГПА были с КПД 45−46 процентов, мы бы ежегодно экономили 25 миллиардов кубов газа.
Много это или мало? На реконструкцию одной компрессорной станции с заменой газоперекачивающих агрегатов на более эффективные требуется примерно 80 миллионов долларов. Ее окупаемость при таких ценах на газ - полтора года. Вот где огромный резерв, который касается и поволжской газотранспортной системы.
При каких условиях можно быстро восстановить и развить ГТС?
Для этого достаточно пяти-семи лет. А условие одно - надо просто этим заниматься и вкладывать в нужное дело деньги. И очень важно рационально использовать сохранившийся кадровый резерв профессиональных строителей нефтегазовых магистралей их можноинужно использовать при реализации проектов "Газпрома". В прошлом году, правда, газовики звонили нам и просили Союз нефтегазовых строителей(общественная организация, объединяющая персоналии и предприятия нефтегазового строительного комплекса. - Прим. ред.) дать им данные о тех строителях, которые еще остались. Информация им понадобилась для того, чтобы сверитьпрограмму развития нефтегазовой промышленности с реальными возможностями отечественных строительных подразделений. Данные мы предоставили, но дальше разговоров дело не пошло.
Что не устроило газовиков?
У "Газпрома" все время меняется инвестпрограмма. Еще год назад главным направлением развития газового концерна было освоение Штокмановского месторождения (центральная часть шельфа российского сектора Баренцева моря. - Прим. ред.). Потом поняли, что это не такое простоедело, и переключилисьна Бованенковскую группу месторождений (полуостров Ямал. - Прим. ред.). И это совершенно правильно, хотя сделать это нужно было ещечетверть века назад.
Может ли руководство "Газпрома" под предлогом финансового кризиса опять "поджать" программу по развитию газотранспортной сети?
Я думаю, нет. Во-первых , оно понимает, что ни в коем случае нельзя откладывать освоение Бованенковского месторождения. Во-вторых , такая же степень срочности и у программы по газификации регионов, которая согласована со всеми региональными властями. А ее составляющей частью являетсяразвитие газотранспортной сети, в том числе и строительство на деньги "Газпрома" внутри страны новых магистральных газопроводов. Если концерн свернет эту программу, то пострадает не только его авторитет, но не будут получены и деньги отпоследующейреализации газа. Да и местные власти, даже в условиях недостатка средств, найдут возможность совместно с газовымконцерном продолжить реализацию программы.