Одна из крупнейших в стране фармдистрибуторских компаний - ОАО "Катрен" (головной офис в Новосибирске) - сделала первый шаг на пути к превращению в международный холдинг, купив контрольную долю в ООО "Вента.Лтд", входящего в десяткуведущих фармацевтических дистрибуторов Украины. Об этом корреспонденту "Эксперта Online" сообщил источник в компании.
Официальная информация о сделке должна появитьсячерез несколько дней. В компании пока не раскрывают ее условий. Известно только, что покупка былаосуществлена на собственныесредства "Катрена", поскольку заемными источниками в настоящее время пользоваться стало проблематично. "Вента.Лтд" образована в 1995 году в Днепропетровске, где до сих пор и располагается ее головной офис. По данным консолидированного фармацевтического рейтинга "Фармэксперт" за прошлый год, компания входила вдесятку дистрибуторов Украины, занимая шестое место. "Вента" имеет пять филиаловв Киеве, Харькове, Донецке, Виннице и Львове, а также три представительства в Одессе, Симферополе и Ивано-Франковске. Вближайшее время планируется открытие филиала на юге Украины. "Приобретениеорганичновписывается в развитие бизнеса"Катрен" нетолько потому, что эта компания имеет хорошие позиции на рынке Украины, но и потому, что нам удалось найтимного общего во взглядах на возможностии перспективы рынка", -отметил по поводуприобретения гендиректор "Катрена" Леонид Конобеев.
Аналитики позитивно оценивают эту новость, хотя считают, что на долю "Катрена" в России она не повлияет. Как напомнил "Эксперту Online" директор по маркетинговым исследованиям компании "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов , украинским рынком отечественные дистрибуторы заинтересовались много лет назад. И это легко объяснимо. Если темпы роста фармрынка в странах Западной Европы не превышают 5−7%, то в России и странах СНГ эти показатели зашкаливают за 20−30%. Украина, как самое крупное по населению государство в СНГ (после России), демонстрирует темпы роста на уровне 25%. В таких условияхвыход на эти рынки оправдан, поскольку инвестициивозвращаютсябыстро: потребление в этих странах будет увеличиваться. "Протек" в свое время уже выходил на Украину, но через несколько лет был вынужден свернуть бизнес. Основная трудность состоит в том, что фармрынок там уже сформирован, особеннов оптовом сегменте. Поэтому начинать на Украине с нуля очень проблематично и невыгодно, поскольку в такомслучае упускается возможность быстрого роста. Кроме того, множество проблем возникает из-за так называемой украинской ментальности - зачастую негативному отношению местного бизнеса к российским компаниям. Поэтому, считаетМелик-Гусейнов , "Катрен" поступил правильно, решив выйти на рынок с помощью покупки местного игрока.
По его мнению, перед российской компанией теперь встанет какминимум три проблемы. Первая - нивелировать риск, связанный с управлением бизнесом. "Главное, понимать местнуюментальность и действовать в принятом правовом поле", - говорит Мелик-Гусейнов , позитивно оценивая информацию "Катрена" о том, что, согласно условиям сделки, "Вента.Лтд" полностью сохранит свое руководство и штат сотрудников. Второй риск - геополитический: экономические, социальные и политические условия украинской действительности оставляют желать лучшего. Впрочем, аналогичные рискистоятперед компаниями, осваивающими и другие развивающиеся страны, и редко являются сдерживающим для них фактором. Еще одна проблема связана с условиями, характернымидля быстрорастущих рынков, из-за чего инвестиции в них в сложившихся в мире условиях становятся высокорискованными. Однако, по словам источника в "Катрене", покупкой украинского дистрибутора дело не ограничится. Компания активно изучаетрынки и других стран, правда, в сложившихся условиях финансового кризиса затрудняется четко прогнозировать дальнейшие попытки международной экспансии. Теоретически, считает Давид Мелик-Гусейнов , вторым шагом логично мог бы стать выход в Казахстан - третий по объему фармрынок в СНГ. Далее можно говорить об освоении Белоруссии, а также о выходе в Азию (Узбекистан и Киргизия). Даже на фоне мирового финансового кризиса сокращение рынка потребления лекарств в них вряд ли произойдет, поскольку потребление там и так находится на довольно низком уровне.
ОАО "Катрен" основано в 1993 году. Входит в тройку лидеров оптового фармацевтического рынка России по объему валовых продаж. По итогам 2007 года компаниязанимает 12% фармрынка России безучета ДЛО, объем товарооборота с НДС составил 1,22 млрд долларов. "Катрен" сотрудничает с 403 поставщиками, из них 203 - зарубежные, географически охватывает 95% территории РФ, имеет 26 филиалов и 37 представительств. Головной офис находится в Новосибирске.
Комментарий эксперта
Максим Клягин
аналитик УК "Финам менеджмент"
Безусловно, политические рискина Украиневесьма высоки. Особенно это очевидно в свете последних событий. Вместе с тем фармацевтический рынок Украины представляется весьма перспективным, что в значительной степени оправдывает подобную экспансию. Понашим оценкам, примерный объем фармрынка Украины на текущиймоментсоставляет более 2 млрд долларов. Темпы роста по итогам прошлогогода - не менее 15%. На этом фоне покупкаодного из крупнейших дистрибуторов (входит втоп-10крупнейших фармдистрибуторовУкраины)выглядит вполне логично, так как позволяет компании получить заметную долю достаточно капиталоемкого рынка с высоким потенциалом дальнейшего развития. Сумму сделки можно примерно оценить в диапазоне 45−60 млн долларов.