Оргкомитет Новая Молдавия : Переучреждение молдавского государства
В редакцию ИА REGNUM 9 июня 2008 года поступил контент программы оргкомитета "Новая Молдавия" ("План действий "Новая Молдавия"), подписанной представителями оргкомитета - гагаузским политологом, советником башкана (главы) Гагаузии Вячеславом Крачуном, молдавским писателем и журналистом, лауреатом "Русской премии" за 2008 год Владимиром Лорченковым, молдавскимжурналистом и политологом Евгением Шоларем. ИА REGNUM публикует "План действий" полностью:
"Что такое "Новая Молдавия"? Это не только страна, которая должна возникнуть здесь, на месте провального унитарного проекта "Республика Молдова". "Новая Молдавия" - ещё и качественная гражданская альтернатива всему современному политическому классу Республики Молдова. Причем альтернативакак нынешней властиРМ, так и ее оппозиции, которая ничем не отличается от власти.
Национальным проектом "НовойМолдавии" по сохранению и возрождениюмолдавского государства являетсяСОЗДАНИЕ МОЛДАВСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ(ПОЛИТИЧЕСКОЙ) НАЦИИ. Создание этой нации на базе этнического равноправия и молдавско-русского билингвизма. Этой стратегической задаче подчинено все. Потому что тольковыполнение этой задачи сохранит Молдавию как страну, и нас - как ее народ.
1. Национальный вопрос
На данный миг ни единого молдавского народа, объединяющего ВСЕХ обитателейстраны, ни состоявшейся молдавской нации, не существует. Без решения фундаментальной задачи - консолидации молдавского народа в единую общность, объединенную едиными целями - у молдавского государства нет будущего. Поэтому "Новая Молдавия" считаетнеобходимым возвратиться к фундаменту молдавской государственности. Мы предлагаем создание новой Молдавии наоснове согласия различных общественных и этнических групппо правилам общежития встране. Итогом станет разработка "дорожной карты" укрепления межэтнического согласия, которая будет основана на следующих принципах:
- принцип добровольного этнического самоопределения граждан;
- принцип гражданской нации ("молдаванин" = гражданин Молдавии);
- принцип равноправных государствообразующих общин вместо разделения на "титульную нацию" и подлежащие ассимиляции "национальные меньшинства";
- принцип юридического и фактического равноправия и равенства шансов для всех этнических групп;
- принцип возможности для ВСЕХ граждан быть включенными в политическую и социально-экономическую существование страны;
- принцип неизбежности наказания в соответствии с законодательством Республики Молдова за разжигание межнациональной розни и публичные высказывания нацистского характера.
2. Языковой вопрос
Важнейшим фактором проекта молдавской гражданской нации является истинный русско-молдавский билингвизм. Именно он делает Молдавию уникальным государственным образованием и сводит на нет притязания соседей на ее территорию. "Новая Молдавия" считает необходимым фактическое и юридическое закрепление данного положения на основе следующих принципов:
- принцип равноправия двух государственных языков - русского и молдавского (официальный статус гагаузского языка в Гагаузской автономии);
- принцип всемерной поддержки языков государствообразующих общин со стороны государства;
- дело каждый государственной должности быть может при знании, как минимум, одного из государственных языков;
- внедрение государственной программы бесплатных экспресс-курсов для госслужащих по изучению молдавского и русского языков;
- принцип доплаты госчиновникам за знание двух государственных языков по результатам аттестации;
- принцип равноправного использования латинской и кириллической графики молдавского языка.
3. Смена политических элит
Помимо нового стратегического общественного консенсуса, - этого мирного договора между всеминами, - Молдавия должна приобрести новую политическую культуру и свежеиспеченный политический класс. Механизмсмены политических элит "Новая Молдавия" видит в реализации следующих принципов:
- принцип коллективной ответственности молдавского политического класса 90-х - начала 2000-х годов за крах молдавского государства (с возможностью поражения в политических правах);
- принцип денацификации, принятие мер по привлечению к ответственности без учета срока давности лиц, причастных к развязыванию агрессии супротив Приднестровья, организации похода "волонтеров" на Гагаузию, нагнетанию нацистской истерии и русофобии в РМ;
- отмена закона о запрете для лиц, имеющих двойное гражданство, занимать государственные должности или быть депутатами парламентов различного уровня;
- дебюрократизация, сокращение численности чиновничьего аппарата, урезание привилегий и льгот для чиновников.
4. Приднестровское урегулирование
"Новая Молдавия" выступает за мирное, поэтапное, политическое урегулированиеприднестровского конфликта на основе равноправного диалога сторон. Конечной целью урегулирования являетсясоздание нового государства в границах Молдавской ССР на 1 января1990 года. Механизмурегулирования конфликта содержится в последовательной реализации Республикой Молдова следующих шагов, позволяющих свершить план создания общего государства привлекательным для жителей Приднестровья:
- отмена закона 2005 года "Об особом правовом статусе Приднестровья";
- подписание Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Приднестровьем, разработанного на основе проекта, предложенного приднестровской стороной 11 апреля 2008 года в Бендерах;
- реформирование молдавской политической системы на основе принципов демократизации, декриминализации, демилитаризации и денацификации Республики Молдова;
- законодательное обеспечение гарантий признания и неприкосновенности имущества на территории Приднестровья, охватывая достояние иностранных граждан;
- признание равенства экономических, трудовых, социальных, пенсионных и иных гуманитарных прав жителей Республики Молдова и Приднестровья;
- равноправные переговоры между Кишиневом и Тирасполем (при участии гагаузской стороны) о формировании общего государства, о его формате и разграничении полномочий с учетом справедливого представительства в центральных органах власти всех государствообразующих субъектов;
- проведение на обоих берегах Днестра всенародного референдума о создании нового общего государства.
5. Государственное устройство
"Новая Молдавия" выступает за отказ от унитарного принципа устройства молдавского государства. На первом этапе мы считаем необходимой реализацию преобразований, основанных на следующих принципах:
- полное и безусловное выполнение закона "Об особом правовом статусе Гагаузии";
- квотирование представительства в центральном законодательном органе для Гагаузской автономии;
- восстановление права на создание региональных партий;
- восстановление механизма выборов президента всенародным голосованием;
- принцип решения всех стратегических вопросов молдавской внутренней и внешней политики с помощью всенародных референдумов.
В перспективе приднестровского урегулирования "Новая Молдавия" выступает за выработку приемлемой формы федеративных отношений Республики Молдова, Приднестровья и Гагаузии на основе следующих принципов:
- принцип права вето субъекта в отношении вопросов национальной безопасности, обороны, внешней политики, нейтрального статуса иливхождения в международные политические, военно-политические или экономические организации;
- принцип обеспечения свободы внешнеэкономической деятельности, международных коммуникаций, внешних гуманитарных и культурных связей для субъектов;
- принцип права субъекта на выход из состава государства в случае утраты им международной правосубъектности;
- принцип квотирования представительства субъектов в центральном законодательном органе по территориальному принципу;
- будущность перехода к двухпалатному парламенту, верхняя палата которого представляет интересы субъектов и формируется путем квотированногопредставительства от каждого субъекта (50% мест - Республике Молдова, 25% - Приднестровью и 25% - Гагаузии);
- рассмотрение возможности придания муниципию Кишинев статуса субъекта федерации, а ещё создания других государственно-территориальных образований в качестве субъектов федеративного государства (Тараклийский район, "Северный", "Южный" и "Центральный" районы со своими региональными центрами).
6. Экономика
Мы считаем, что экономика Республики Молдова представляет собой гибрид, в котором скрещены наихудшие черты капиталистической и социалистической систем. В то же время, страна - обкрадывая трудовых мигрантов -не использует громадный потенциал средств мигрантов, благодаря которым эта держава еще существует. Мы предлагаем надобный исрочный комплекс мер, основанных на следующих принципах:
- легализация доходовмигрантов, зачет рабочего стажа мигранта при его выходе на пенсию;
- практическая отмена взимания налогов со средств мигрантов (поскольку государство, не сумевшее снабдить своего гражданина работой, не имеет никакого права облагать его заработок налогами) и ограничение ВСЕХ налогов до 2-3% от суммы;
- льготная налоговая политика государства для гастарбайтеров, решивших занятьсябизнес-проектами в РМ, введение принципа "три к одному" (если мигрант вкладывает 1 евро вфабрикау себя народине, держава добавляет три);
- отказ от бесплодных попыток абстрактной "интеграции в ЕС" взамен на реальное признание странами Евросоюза прав рабочих из РМ;
- упрощение системы налогообложения, сокращение числа налогов для бизнеса, связанного с производством товаров, услуг, понижение НДС до 15%, введение единого подоходного налога в размере 13%;
- схватка со спекулятивным ростом цен;
- создание условий для обеспечения экономических агентов "дешевыми" кредитами, создание фондов гарантирования кредитов, снижение процентных ставок коммерческих банков;
- диверсификация производства, ориентация на конкурентоспособные товары, для которых есть немного рынков сбыта;
- продвижение отечественных производителей на внешнем рынке и отстаивание их интересов, броня местного производителя, создание условий для доступа малого коммерциала к внешним рынкам;
- подмога государства в международной сертификации товаров, налоговые льготы для производителей сертифицированной продукции;
- прямые и государственные инвестиции в общую инфраструктуру (в первую очередность - дороги и телекоммуникации), налоговое стимулирование частных компаний, работающих в данных областях;
- формирование системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования.
7. Внешняя политика
Мы видим Молдавию нейтральным и демилитаризованным государством с прагматичной, последовательной и предсказуемой внешней политикой, ориентированной на выстраивание партнерских отношений со странами-соседями, а кроме того с традиционными внешнеполитическими партнерами республики на основе следующих принципов:
- принцип гарантирования государственного единства и нейтралитета Молдавии со стороны России;
- принцип всестороннего анализа и пересмотра перспектив членства Молдавии в международных организациях, нахождение в которых не способствует реализации стратегических внешнеполитических приоритетов государства;
- принцип объективности, реализма и прагматизма при оценке перспектив европейской интеграции Республики Молдова вместо пустого популизма и политических спекуляций.
Заключение
Мы отдаем себе доклад в том, что ни одна из нынешних молдавских политических сил не способна ни провозгласить, ни, тем более, реально реализовать эти условия.
Мы также осознаем, что для кого-тоони могут показаться непривычными и более того пугающими.
Да, речь истинно идет, ни больше, ни меньше, о переучреждении молдавского государства.
Мы готовы схватить на себя эту ответственность, объективно понимая, чтодругих способов преодоления кризиса молдавской государственности, сохранения молдавскогогосударстваи обретения им смысла своего существования несложно нет.
Только Новая Молдавия станетроднымдомом для всех своих граждан".
По материалам: ИА REGNUM Опубликовано: 10 июня 2008