Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Край в транспортном узле

Красноярский край находится в начале бурного развития - "второго индустриального подъема". Однако никакой экономический рывок невозможен без развитой транспортной инфраструктуры

Денис Пашков:

Денис Пашков: "Севсиб поможет решить транспортную проблему края в долгосрочной перспективе"

Фото: Андрей Григорьев

Впоследние годы в крае нарастающими темпами осуществляются инвестиции в строительство новых дорог, но пока ситуация остается далекой от идеала. О развитии транспортной системы Красноярья рассказывает Денис Пашков, министр промышленности и энергетики правительства Красноярского края.

- Денис Геннадьевич, на обширных пространствах края неважная транспортная инфраструктура всегда была одной из больших проблем. В последние годы ее развитие связывают в основном с созданием авиатранспортного хаба и федеральной объездной автомагистралью. Но ведь это не все, что нужно для активного развития территории. На севере и в центральных районах живут наши люди, которым нужна надежная транспортная связь с "большой землей" и друг с другом.

- Вы правильно сказали, что там живут наши люди, и на эти территории распространяются наши полномочия и обязанности. Мы должны обеспечивать населению транспортную доступность. Понятно, что в последнее время основное внимание было приковано к крупным инфраструктурным проектам на территории края. Но существует каждодневная работа с обеспечением транспортной доступностью людей, проживающих на севере края. Особенность сообщения северных территорий такова, что основной вид перемещений там - летом по рекам и по воздуху, зимой - только воздушным транспортом.

В связи с этим основной упор, если говорить о северных территориях, делается на двух направлениях. Первое: развитие авиационного сообщения. Мы обязаны обеспечить жителям возможность использования авиации, услуги которой должны быть доступны. Второе: обеспечение транспортной связи приближенных к краевому центру северных территорий - Эвенкии, Енисейского, Северо-Енисейского , Туруханского районов через зимние автодороги. В 2008 году зимник на плече Енисейск-Туруханск дошел до Верхне-Имбатска. В ближайшем будущем дойдет и до Туруханска. Следовательно, зимой появится устойчивое транспортное автомобильное сообщение с этим районом, что значительно упростит и удешевит доставку туда людей и грузов. В летнее время доставка грузов в эти районы обеспечивается речным транспортом.

Если говорить о Таймырском муниципальном районе, сейчас там работает государственное предприятие "Крас­Авиа". В 2007 году Красноярский край выкупил в собственность аэропорты Хатанги и Диксона и передал в эксплуатацию "КрасАвиа" для обеспечения транспортного сообщения на Таймыре. Там существует два вида авиационных перевозок - связь с Норильском (а также маршрут Хатанга-Тура) и вертолетные перевозки между местными населенными пунктами. Поэтому сейчас у нас нет больших проблем с авиасообщением на Таймыре. Однако имеются стратегические вопросы, связанные с авиатранспортом во всем крае - поддержание технико-эксплуатационных характеристик аэропортов, обновление устаревших воздушных судов наших авиакомпаний, ремонты взлетно-посадочных полос, приобретение необходимой обслуживающей техники.

Что касается крупных инвестиционных проектов, нужно отметить развитие территории Нижнего Приангарья. Вы знаете, что государство вкладывает средства именно в инфраструктуру этой территории. Поэтому на первом этапе освоения основной объем государственных средств (за исключением инвестиций в строительство ЛЭП) идет на создание автомобильных дорог. На это направлено порядка 10 миллиардов рублей (включая строительство моста через Ангару). Второй этап (после 2012 года) мы связываем с дальнейшим развитием инфраструктуры, опять же, в основном с прокладкой автодорог: там появятся круглогодичные трассы - Богучаны-Байкит и Ванавара-Таежный. Пока они будут с переходным типом покрытия, так как для асфальтобетонного нужна экономическая обоснованность интенсивности движения. Естественно, что инвестиции в дорожную сеть "завязаны" на вложениях в регион крупнейших компаний - "Газпрома", "Роснефти", ГидроОГК. Именно эти проекты сегодня развиваются в Красноярском крае.

Деньги - в дороги

- На средства из каких бюджетов будут реализовываться эти планы? Только федерального или также краевого? Планируется ли софинансирование транспортной инфраструктуры крупными корпорациями?

- Здесь есть несколько подходов. Жители даже самых отдаленных уголков должны иметь возможность свободного передвижения по территории края. В это, естественно, будет вкладывать средства государство. Из различных источников - как из федерального бюджета, так и средств субъекта федерации.

Второе направление, связанное с инвестиционными проектами, будет финансироваться на принципах государственно-частного партнерства, когда государство вкладывает в инфраструктуру, а бизнес в производство. Бюджетные источники - это не только Инвестфонд, госбюджет, но и средства края. Причем в настоящее время федеральные органы власти проявляют большую заботу о развитии территорий, понимая, что без такого развития не будет роста экономики страны. Это работа на перспективу, и у края имеется полное взаимопонимание с федеральным центром: рост производственного потенциала территории приведет к увеличению бюджетного потенциала всех уровней. Если говорить о структуре финансирования, в каждом проекте она разная: от 100−процентного и паритетного (50 на 50) госфинансирования до максимальных вложений краевого бюджета. В каждом конкретном проекте этот вопрос решается по-своему.

- Одной из самых больших транспортных проблем края является строительство таежных дорог для перевозки леса. Что делается в этом направлении?

- В регионе имеется программа строительства лесовозных дорог, принятая в рамках большого проекта развития автодорог. В настоящее время осуществляется первый этап - проектирование. Упомянутые мной выше дороги из Богучан и Ванавары - так называемые опорные. Они станут центром развития разветвленной сети лесовозных дорог Эвенкии. В этом вопросе мы имеем полное взаимопонимание с правительством и профильным министерством. Ведь, как известно, на федеральном уровне также принята программа строительства лесовозных дорог. Думаю, что к 2010 году в крае начнется их активное сооружение. Причем в первую очередь на правом берегу Ангары (Богучанский и Кежемский районы, юг Эвенкии), потому что основные лесные ресурсы находятся там. Отмечу, что проектирование лесных дорог финансирует краевой бюджет, а строительство будет вестись с участием средств федерации. Все это станет возможным после строительства моста через Ангару к 2010 году.

Севсиб в помощь

- Еще одной большой составляющей развития транспортной инфраструктуры края являются железнодорожные магистрали. Сейчас много говорят о перспективе строительства Северо-Сибирской железной дороги. Как администрация края относится к этому проекту, и когда планируется активизировать ее строительство?

- Все почему-то ждут, что вопрос строительства этой магистрали решится быстро. Но надо понимать, что это гигантский проект: более двух тысяч километров железнодорожного пути, проходящих по территории четырех субъектов федерации! Это сравнимо по масштабам со строительством БАМа. Быстро такие вопросы не решаются. Хотя проект дороги включен в транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года. Сейчас проходят консультации и подготовка обосновывающих мате­риалов для предоставления заявки в Инвестиционный фонд, ведь ни одна область, ни один край, ни вместе, ни по отдельности, не смогут реализовать такой проект национального масштаба. Понятно, что эта дорога важна как для Красноярского края, так и для Иркутской и Томской областей, Ханты-Мансийского автономного округа. Поэтому сегодня мы активно работаем с администрациями этих субъектов федерации. Сейчас четырьмя субъектами привлечен консультант - Институт региональной политики - для составления необходимых документов. Думаю, что в 2008 году мы постараемся подготовить инвестиционную заявку для начала проектирования Севсиба. Считаю, что разработка проекта займет не менее трех-четырех лет.

- Учитывалась ли перспектива строительства Севсиба в развитии Нижнего Приангарья? Ведь освоение природных богатств региона требует хорошего транспортного обеспечения.

- Тема Севсиба звучала, но не выделялась, так как не является частью проекта освоения Нижнего Приангарья. Строительство этой магистрали будет детально прорабатываться в рамках второго этапа - при размещении на этой территории производственных мощностей и логистики экономических процессов.

Трассы в небе и на воде

- Уже 15 лет в крае обсуждается вопрос развития международных кросс-полярных трасс. Какова ситуация на сегодняшний день?

- Сейчас кросс-полярные трассы (Polar-1 и Polar-2) работают очень интенсивно. Частота рейсов достигает 400 в месяц. Другое дело, что со стороны этого не видно, потому что самолеты в красноярский аэропорт не садятся. Здесь нужно понимать два обстоятельства. Первое: для осуществления посадок грузовых самолетов, выполняющих кросс-полярные рейсы, требуется соответствие аэропорта требованиям авиакомпаний. Как известно, сейчас анонсирован проект перевода транзитных посадок грузовых рейсов Lufthansa Cargo из Казахстана в Красноярск. Администрацией края принято решение о финансировании в 2008 году реконструкции светосигнального оборудования аэропорта Емельяново для сертификации по второй категории ICAO. В настоящее время на территории России существует лишь четыре воздушные гавани, сертифицированные по этой категории: Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково. После реконструкции красноярского аэропорта у нас появится техническая возможность приглашать для промежуточной посадки зарубежные компании. Кроме того, в начале 2008 года закончена работа по строительству нового грузового терминала аэропорта Емельяново. Это один из важных элементов создания грузовой авиационной инфраструктуры нашего аэропорта. Второе: осуществление пассажирских авиаперевозок зависит от потребности. Чтобы авиалайнеры садились в нашем городе, должна быть необходимость этого. Для посадки трансконтинентальных рейсов требуется постоянный пассажиропоток из Красноярска. Если авиакомпании увидят необходимость посадок, то начнут это делать. Пока пассажиропотока просто нет. Поэтому мы ориентируемся на грузовое сообщение, ведь при постоянно растущей цене на топливо авиакомпании борются за сокращение времени перелета. При прокладке маршрутов счет идет не на часы, а на минуты. Чтобы сделать аэропорт привлекательным для посадок, мы должны создать инфраструктуру, на что и направляем усилия.

- Енисей и другие реки края являются естественными удобными путями перемещения грузов в регионе. Как развивается речной транспорт, какие задачи стоят в этом направлении?

- У нас достаточно оптимистичные прогнозы развития перевозок в бассейнах Енисея и Ангары. Ведь последние годы наблюдается стабильный и динамичный рост грузовых перевозок. Это обусловливается развитием региональных инвестиционных проектов. Если говорить о пассажирских перевозках, то сегодня мощностей предприятия "Пассажирречтранс" достаточно для удовлетворения пассажирского спроса на перевозки по нашим рекам. Тем не менее имеется перспектива развития. Именно поэтому в 2007 году администрацией края было принято решение о закупке в 2008-2009 годах четырех новых экономичных скоростных (скорость до 80 километров в час) судов вместимостью до 100 человек. В общем, в повседневной работе речной транспорт мы не забываем и считаем его перспективным направлением развития транспортной инфраструктуры края.

Транспорт для мегаполиса

- Хотелось бы коснуться и транспортной инфраструктуры краевого центра. Проезд по его улицам ежедневно становится большой проблемой. Это происходит, несмотря на расширение ряда улиц и магистралей. Почему краевая власть не активизирует строительство метро? Ведь большинству красноярцев этот вид транспорта может значительно облегчить передвижение.

- Строительство метро не решит транспортную проблему нашего мегаполиса. Метро лишь частично улучшит качество пассажирских перевозок, причем - по реальным срокам строительства - в далекой перспективе. Мы не можем говорить, что подземка решит проблему уличных пробок, ведь количество автомобилей ежегодно только увеличивается. Это задачи, которые требуют одновременного решения. Что касается программы расширения улиц краевого центра, реализуемой уже четвертый год, существует несколько проблем. Первый трехлетний период был временем подготовки осуществления масштабных инвестиций в транспортную систему. Мы решали локальные задачи расширения улиц и ликвидации особо узких мест - расширение улиц в центре, реконструкция улиц Игарской и Шахтеров. Актуальна также проблема регулирования транспортного потока на Коммунальном мосту. Она не является локальной, и ее решение растянется минимум на три года. В 2008 году заканчивается проектирование трехуровневой развязки на Предмостной площади стоимостью чуть более миллиарда рублей. Именно подъезды к мосту по проспекту Красноярский рабочий и улице Матросова являются трудными для транспорта. Надеюсь, в 2008 году сможем начать реконструкцию Предмостной площади. Начнем со строительства подземного пешеходного перехода на остановке транспорта "Улица Матросова", что позволит ликвидировать образование затора на светофоре.

Сама программа решения транспортных проблем краевого центра рассчитана до 2015 года. В нее включены, кроме Предмостной, реконструкция развязки улиц 2−й Брянской и Калинина, проект строительства четвертого автомобильного моста через Енисей, в перспективе и второй уровень развязки с Копыловского моста на улицу Республики, а также программа строительства новых дорог в красноярских новостройках в микрорайонах Северный и Взлетка.

Возвращаясь к теме строительства метро, скажу, что бросать его теперь, конечно, нельзя. Поэтому необходима более плотная работа с федеральным правительством, ведь стоимость его сооружения огромная, и край самостоятельно этот вопрос не решит. Метро же действительно облегчит проблему пассажирских перевозок.

- Возможно ли стимулирование со стороны краевой власти внедрения электротранспорта и развития инновационного транспорта на водородном топливе? Или это задача частных компаний и лиц?

- Общественный электротранспорт в Красноярске активно используется. Что касается инновациий в перевозках, это не близкая перспектива. Пока и в мире нет широкого распространения альтернативного вида транспорта. Вопрос о стимулировании внедрения инновационных видов решается не на уровне субъекта федерации. Это федеральная задача.

В рамках программной речи Дмитрия Медведева, с точки зрения инновационных подходов в развитии экономики, думаю, что в ближайшее время федеральное правительство может заняться решением этого вопроса.

Если же говорить о существующем электротранспорте - все упирается в экономику. Сегодня вложения, необходимые для его дальнейшего развития, настолько значительны, что по экономической эффективности общественный электротранспорт уступает традиционному автобусу.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |