Красноярский край находится в начале бурного развития - "второго индустриального подъема". Однако никакой экономический рывок невозможен без развитой транспортной инфраструктуры
Денис Пашков: "Севсиб поможет решить транспортную проблему края в долгосрочной перспективе"
Фото: Андрей Григорьев
Впоследние годы в крае нарастающими темпами осуществляются инвестиции в строительство новых дорог, нопока ситуация остается далекой от идеала. О развитии транспортной системы Красноярья рассказывает Денис Пашков, министр промышленности и энергетики правительства Красноярского края.
- Денис Геннадьевич, на обширных пространствах края неважная транспортная инфраструктуравсегда была одной из больших проблем. В последние годы ее развитие связывают в основном с созданием авиатранспортного хаба и федеральнойобъездной автомагистралью. Но ведь это не все, что нужно для активного развития территории. На севере и в центральных районах живут наши люди, которым нужна надежная транспортная связь с"большой землей" и друг с другом.
- Вы правильно сказали, что там живут наши люди, и на эти территории распространяются наши полномочия и обязанности. Мы должны обеспечивать населению транспортную доступность. Понятно, что в последнее время основное внимание было приковано к крупным инфраструктурным проектам на территориикрая. Но существует каждодневная работа с обеспечением транспортной доступностью людей, проживающих на северекрая. Особенностьсообщениясеверных территорий такова, что основной вид перемещений там - летом по рекам и по воздуху, зимой - только воздушным транспортом.
В связи с этим основной упор, еслиговоритьо северных территориях, делается на двух направлениях. Первое: развитие авиационного сообщения. Мы обязаны обеспечить жителям возможность использования авиации, услугикоторой должны быть доступны. Второе: обеспечение транспортной связи приближенных к краевому центру северных территорий - Эвенкии, Енисейского, Северо-Енисейского , Туруханского районов через зимние автодороги. В 2008 году зимник на плече Енисейск-Туруханск дошел до Верхне-Имбатска. В ближайшем будущем дойдет и до Туруханска. Следовательно, зимой появится устойчивое транспортное автомобильное сообщение с этим районом, что значительно упростит и удешевит доставку туда людей и грузов. В летнее время доставка грузов в эти районы обеспечивается речным транспортом.
Если говоритьо Таймырском муниципальном районе, сейчас там работает государственное предприятие "КрасАвиа". В 2007 году Красноярский край выкупил в собственность аэропорты Хатангии Диксонаи передал в эксплуатацию "КрасАвиа" для обеспечения транспортного сообщения на Таймыре. Там существует два вида авиационных перевозок - связь с Норильском(а также маршрут Хатанга-Тура) и вертолетные перевозки между местными населеннымипунктами. Поэтому сейчас у нас нет больших проблем с авиасообщением на Таймыре. Однако имеются стратегическиевопросы, связанные с авиатранспортом во всем крае - поддержание технико-эксплуатационных характеристик аэропортов, обновление устаревшихвоздушных судов наших авиакомпаний, ремонты взлетно-посадочных полос, приобретение необходимой обслуживающей техники.
Что касаетсякрупных инвестиционных проектов, нужно отметить развитие территории Нижнего Приангарья. Вы знаете, что государство вкладывает средства именно в инфраструктуру этой территории. Поэтому напервом этапе освоенияосновнойобъемгосударственных средств (за исключением инвестиций в строительство ЛЭП) идет насоздание автомобильных дорог. На это направлено порядка 10 миллиардоврублей (включаястроительство моста черезАнгару). Второй этап (после 2012 года) мы связываем с дальнейшим развитием инфраструктуры, опять же, в основном с прокладкой автодорог: там появятся круглогодичные трассы - Богучаны-Байкит и Ванавара-Таежный. Пока они будут с переходным типом покрытия, так как для асфальтобетонногонужна экономическая обоснованность интенсивности движения. Естественно, что инвестициив дорожную сеть "завязаны" на вложениях в регион крупнейших компаний - "Газпрома", "Роснефти", ГидроОГК. Именно эти проекты сегодня развиваются в Красноярском крае.
Деньги - в дороги
- На средства из каких бюджетов будут реализовываться эти планы? Только федерального или также краевого? Планируется ли софинансирование транспортной инфраструктуры крупными корпорациями?
- Здесь есть несколько подходов. Жители даже самых отдаленных уголковдолжны иметь возможность свободного передвижения по территории края. В это, естественно, будет вкладывать средства государство. Из различных источников - как из федерального бюджета, так и средствсубъекта федерации.
Второе направление, связанное с инвестиционными проектами, будет финансироваться на принципах государственно-частного партнерства, когда государствовкладывает в инфраструктуру, а бизнес в производство. Бюджетные источники - это не только Инвестфонд, госбюджет, но и средства края. Причем в настоящее время федеральные органы власти проявляют большую заботу о развитии территорий, понимая, что безтакогоразвития не будет роста экономики страны. Это работа на перспективу, и у края имеется полное взаимопонимание с федеральным центром: рост производственного потенциала территории приведет к увеличению бюджетного потенциала всех уровней. Если говорить о структуре финансирования, в каждом проекте она разная: от 100−процентного и паритетного (50на 50) госфинансирования домаксимальныхвложений краевого бюджета. В каждом конкретном проекте этот вопрос решается по-своему.
- Одной изсамых больших транспортных проблем края являетсястроительство таежных дорог для перевозки леса. Что делается в этом направлении?
- В регионе имеется программа строительства лесовозных дорог, принятая в рамках большого проекта развития автодорог. В настоящее время осуществляется первый этап - проектирование. Упомянутые мной выше дорогииз Богучан и Ванавары - так называемыеопорные. Они станут центром развития разветвленной сетилесовозных дорог Эвенкии. В этом вопросе мы имеем полное взаимопонимание с правительством и профильнымминистерством. Ведь, как известно, на федеральном уровне также принята программа строительства лесовозных дорог. Думаю, что к 2010 году в крае начнется их активное сооружение. Причем в первую очередь на правом берегу Ангары (Богучанский и Кежемский районы, юг Эвенкии), потому что основные лесные ресурсы находятся там. Отмечу, чтопроектирование лесных дорог финансируеткраевой бюджет, астроительство будет вестись с участием средств федерации. Все это станет возможным после строительства моста через Ангару к 2010 году.
Севсиб в помощь
- Еще одной большой составляющей развития транспортной инфраструктуры края являются железнодорожные магистрали. Сейчас много говорят о перспективе строительства Северо-Сибирской железной дороги. Как администрация края относится к этому проекту, и когда планируется активизировать ее строительство?
- Все почему-то ждут, что вопрос строительства этой магистрали решится быстро. Но надо понимать, что это гигантский проект: более двух тысяч километров железнодорожного пути, проходящих по территории четырех субъектов федерации! Это сравнимо по масштабамсо строительством БАМа. Быстро такие вопросы не решаются. Хотя проект дорогивключен в транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года. Сейчас проходят консультациии подготовка обосновывающих материалов для предоставления заявки в Инвестиционный фонд, ведь ни одна область, ни один край, ни вместе, ни по отдельности, не смогут реализовать такой проект национальногомасштаба. Понятно, что этадорога важнакак для Красноярского края, так и для Иркутской и Томской областей, Ханты-Мансийского автономного округа. Поэтому сегодня мы активно работаем с администрациями этих субъектов федерации. Сейчас четырьмя субъектами привлечен консультант - Институт региональной политики - для составления необходимых документов. Думаю, что в 2008 году мы постараемсяподготовить инвестиционную заявку для начала проектирования Севсиба. Считаю, что разработка проекта займет не менее трех-четырех лет.
- Учитывалась ли перспектива строительства Севсиба в развитии Нижнего Приангарья? Ведь освоение природных богатств региона требует хорошеготранспортногообеспечения.
- Тема Севсиба звучала, но не выделялась, так как не является частью проекта освоенияНижнего Приангарья. Строительство этой магистрали будет детально прорабатываться врамкахвторого этапа - при размещении на этой территории производственных мощностей и логистикиэкономических процессов.
Трассы в небе и на воде
- Уже 15 лет в крае обсуждается вопрос развития международных кросс-полярных трасс. Какова ситуация на сегодняшний день?
- Сейчас кросс-полярные трассы (Polar-1 и Polar-2) работают очень интенсивно. Частота рейсов достигает 400 вмесяц. Другое дело, что состороны этогоне видно, потому что самолеты в красноярский аэропорт не садятся. Здесь нужнопонимать два обстоятельства. Первое: для осуществления посадок грузовых самолетов, выполняющих кросс-полярные рейсы, требуется соответствиеаэропортатребованиямавиакомпаний. Как известно, сейчас анонсированпроект перевода транзитных посадок грузовых рейсов Lufthansa Cargo из КазахстанавКрасноярск. Администрацией края принято решение о финансировании в 2008 году реконструкции светосигнального оборудования аэропорта Емельяново для сертификации по второй категории ICAO. В настоящее время на территории России существует лишь четыре воздушные гавани, сертифицированные по этой категории: Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково. После реконструкции красноярского аэропорта у нас появится техническая возможность приглашать дляпромежуточной посадки зарубежныекомпании. Кроме того, в начале 2008 года закончена работа по строительству нового грузового терминала аэропорта Емельяново. Это один из важных элементов создания грузовой авиационной инфраструктуры нашего аэропорта. Второе: осуществление пассажирских авиаперевозок зависит от потребности. Чтобы авиалайнеры садились в нашем городе, должна быть необходимость этого. Для посадки трансконтинентальных рейсов требуется постоянный пассажиропоток из Красноярска. Если авиакомпании увидят необходимость посадок, то начнут это делать. Пока пассажиропотока просто нет. Поэтому мы ориентируемся на грузовое сообщение, ведь при постоянно растущей цене на топливо авиакомпании борются за сокращение времени перелета. При прокладке маршрутов счет идет не на часы, а на минуты. Чтобысделать аэропорт привлекательным для посадок, мы должны создать инфраструктуру, на что и направляем усилия.
- Енисей и другие реки края являютсяестественными удобными путями перемещения грузов в регионе. Как развиваетсяречной транспорт, какие задачи стоят в этом направлении?
- У нас достаточно оптимистичные прогнозы развития перевозок в бассейнах Енисея и Ангары. Ведь последние годы наблюдается стабильный и динамичный рост грузовыхперевозок. Это обусловливается развитием региональных инвестиционных проектов. Если говорить о пассажирских перевозках, то сегодня мощностей предприятия "Пассажирречтранс" достаточнодля удовлетворения пассажирского спроса на перевозки по нашим рекам. Тем не менее имеется перспектива развития. Именно поэтому в 2007 году администрацией края было принято решение о закупке в 2008-2009 годах четырех новых экономичных скоростных (скорость до 80 километров в час) судов вместимостьюдо 100человек. В общем, в повседневной работе речной транспорт мы не забываем и считаем его перспективным направлением развития транспортной инфраструктуры края.
Транспорт для мегаполиса
- Хотелось бы коснуться и транспортной инфраструктуры краевого центра. Проезд по его улицам ежедневно становится большой проблемой. Это происходит, несмотря нарасширение ряда улиц и магистралей. Почему краевая власть не активизирует строительство метро? Ведь большинству красноярцев этот вид транспорта может значительно облегчить передвижение.
-Строительство метро не решит транспортную проблему нашего мегаполиса. Метро лишь частично улучшит качествопассажирских перевозок, причем - по реальным срокам строительства - в далекой перспективе. Мы не можем говорить, что подземка решит проблему уличных пробок, ведь количество автомобилей ежегодно только увеличивается. Это задачи, которые требуют одновременного решения. Что касаетсяпрограммы расширения улиц краевого центра, реализуемой уже четвертый год, существует несколько проблем. Первыйтрехлетний период был временем подготовки осуществления масштабных инвестиций в транспортнуюсистему. Мы решалилокальные задачирасширения улиц и ликвидации особо узких мест - расширение улиц в центре, реконструкция улиц Игарской и Шахтеров. Актуальнатакже проблема регулирования транспортного потока на Коммунальном мосту. Она не является локальной, и ее решение растянется минимум на три года. В 2008 году заканчивается проектирование трехуровневой развязки на Предмостной площади стоимостью чуть более миллиарда рублей. Именноподъезды к мосту по проспекту Красноярский рабочий и улице Матросова являются трудными для транспорта. Надеюсь, в 2008 году сможем начать реконструкцию Предмостной площади. Начнем со строительства подземного пешеходного перехода на остановке транспорта "Улица Матросова", что позволит ликвидировать образование затора насветофоре.
Сама программа решения транспортных проблем краевого центра рассчитана до 2015 года. Внее включены, кроме Предмостной, реконструкция развязки улиц 2−й Брянской и Калинина, проект строительства четвертого автомобильного моста через Енисей, в перспективе и второй уровень развязки с Копыловского моста на улицу Республики, а также программа строительства новых дорог в красноярских новостройках в микрорайонах Северный и Взлетка.
Возвращаясь к теме строительства метро, скажу, что бросать его теперь, конечно, нельзя. Поэтому необходима более плотнаяработа с федеральнымправительством, ведь стоимость его сооружения огромная, и край самостоятельно этот вопрос не решит. Метро же действительно облегчит проблему пассажирских перевозок.
- Возможно ли стимулирование со стороны краевой власти внедрения электротранспорта и развития инновационного транспорта на водородном топливе? Или это задача частных компаний и лиц?
- Общественный электротранспорт в Красноярске активно используется. Что касается инновациий в перевозках, это не близкая перспектива. Пока и в мире нет широкого распространения альтернативного вида транспорта. Вопрос о стимулировании внедрения инновационных видов решается не на уровне субъекта федерации. Это федеральная задача.
В рамках программной речи Дмитрия Медведева, с точки зрения инновационных подходов в развитии экономики, думаю, что в ближайшее время федеральное правительство можетзаняться решением этого вопроса.
Если же говорить о существующем электротранспорте - все упирается в экономику. Сегодня вложения, необходимые для его дальнейшего развития, настолько значительны, что по экономической эффективностиобщественный электротранспорт уступает традиционному автобусу.