В ближайшие годы в Сибири планируется реализовать немало интересных проектов развития железнодорожной сети. Об этом, а также об итогах работы красноярского филиала компании "Российские железные дороги" за пять лет, прошедших с момента ее образования, рассказывает начальник красноярской магистрали Владимир Рейнгардт
Владимир Рейнгардт
Фото: Вячеслав Белов
- Какая роль отводится Красноярской железной дороге в транспортном обеспечении регионов Сибири и Дальнего Востока?
- Я бы сказал, что это стратегически значимаямагистраль не толькодля Сибири, но и для всей страны. Здесь формируется 27 процентов от общероссийских объемов погрузки цветных металлов, более 25процентов - цветной руды и свыше 13 процентов - каменного угля. Географически Красноярская железная дорога расположена в центре России: она - транспортный мост между крупнымипромышленнымирегионами, гдесосредоточенызначительные сырьевые ресурсы, лесные запасы, развиты металлургическая индустрия и теплоэнергетика. Достаточно сказать, что, например, заводы Кузбасса работают на рудном сырье, которое производится в Красноярском крае. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что здесь сходятся воедино два ключевых железнодорожных направления центральной Сибири - среднесибирский и южносибирский ход Транссиба. Они соединяются в одной точке - на станции Тайшет Красноярской железной дороги. Там же происходитразделение грузопотоков по двум ключевым направлениям востока страны - Транссибу и БАМу.
- В октябре компания "Российские железные дороги" празднует день рождения: ей исполняется пять лет. Как вы оцениваете итоги работы магистрали?
- Высоко. За пять летулучшены все качественные показателиработы Красноярской железной дороги: среднесуточная погрузка выросла на 31 процент, производительность локомотива - на 23 процента, общий оборот вагона снижен на 15,9 процента, а простой под одной грузовой операцией на семь часов. Средний вес грузового поезда увеличен на 417 тонн и составляет теперь 4 115 тонн. По итогам первого полугодия 2008 годаположительная динамика сохраниласьпрактическипо всем направлениям деятельности магистрали. Потребителям отправлено 42,1 миллиона тонн грузов: рост перевозок к аналогичномупериоду прошлого года составил 16,2 процента (плюс 5,9 миллиона тонн). Это - один из лучших показателей на сети РЖД. Впрочем, и такие объемы погрузки -далеко не предел. Грузообразующий потенциал регионов центральной Сибириочень высок. Наш прогнозговорит о достижении к 2030 году ежегодного уровня перевозок КрасЖДв133 миллиона тонн - это на 86 процентов превышает показатели 2006 года. Поэтому дороге простонеобходимоувеличивать пропускные способности, и работать над решением этой задачи мыначали уже сейчас. Цель - убрать все барьерные места, которые могут затормозить региональный экономический рост. Инвестиции, которые вкладываются РЖД в усиление инфраструктуры магистрали в 2008 году, можно назвать беспрецедентными. На обновление хозяйственного комплекса красноярского дорожного филиала в этом году направлено в общей сложности 17 миллиардов рублей. Это рекордная для региона цифра. Такиеинвестиции Красноярская железная дорога получает, наверное, впервые с момента создания железнодорожного холдинга.
- Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин во время одной из встреч с журналистами обрисовал нерадужныеперспективыразвития экономики из-занедостатка трудовых ресурсов. По его словам, в предстоящие 10 лет основная борьба в экономике развернется не за инвестиции, заказы и сбыт, а за кадры. Насколько серьезна проблема нехватки специалистов для красноярской магистрали?
- Нам действительно не хватает рабочих, руководителей среднего звена. Но я не могу сказать, что это влияет на наши производственные дела. На работу к нам идут охотно. А недостает нам именно качественных кадров. Мне как руководителю магистрали хочется, чтобы наши специалисты соответствовали самым высоким профессиональным требованиям. Сегодня необходимо повернуть сознание железнодорожника к потребителюуслуг - пассажиру, грузоотправителю. Для этого внедряется система управления, в основе которой - здравый экономический смысл. Когда мыполностью перейдем к ней, административно-командный подход отойдет на второй план, никого не нужно будетзаставлять. Вообще, управлять людьми -это большой талант. Важно заметить его как можно раньше, еще в молодом специалисте, который только пришел. Мы сегодня делаем ставку на такую молодежь. Треть от общей численности коллектива магистрали - специалисты в возрасте до 30 лет. Кстати, в июне 2008 года в Красноярске прошелрегиональный слет молодежи шести дорогОАО "РЖД". Как участник этого слета я смог оценить потенциал молодых железнодорожников, и, должен сказать, оноченьвысок. У нас прекрасная, талантливая, умная молодежь! Мне оченьпонравилась смелость и открытостьребят. Нельзя бояться экспериментировать. Порой действительно этого не хватаетнам на железной дороге. И здесь как раз можетпомочь энергия юности.
- Каким вам видится будущее дороги?
- Базой транспортной инфраструктуры Сибири является железная дорога - основной, а в ряде случаев и единственный перевозчик пассажиров и грузов. Никакой другой вид транспорта не способенпропустить такое количество грузов в таком широком ассортименте. Это понимаем мы, и это хорошо осознают крупные компании-инвесторы. Разрабатывая программы освоения новых месторождений и промышленных зон, они ориентируются на наличие действующих или запланированное строительство новых железнодорожных коридоров. Будущее развитие нашей магистрали связано в первую очередь с реализацией таких вот совместных проектов государственно-частногопартнерства. Общая задача государства и бизнеса - создать опорнуюжелезнодорожную сеть, которая ляжет в основуформирования мощных промышленных кластеров.