В ближайшие три года в Москве под землю начнут переносить промышленные объекты и автомагистрали. Московский стройкомплекс в СМИ
Жилищное строительство
"Для того чтобы жилье в Москве стало более доступным, нужно развивать строительство, банковский сектор экономики, фондовыйрынок и какможно больше строить в регионах". Об этомсообщил "Независимой газете" первый заместитель мэра столицы в правительствеМосквы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы Владимир Ресин. Интервью с ним газета публикует в номере от 5 сентября. "Вопрос социального жилья будет актуальным и для вас, и для ваших детей, и даже для правнуков. Эта тема вечна. И ни в одной стране мира она не решается на таком уровне, как в Москве. Я бы хотел, чтобы все жилье в городе былосоциальным. Но я реалист. И скажу так: оптимальным является такое соотношение, при котором строится максимум социального жилья, возможный для текущего бюджета. Бюджет дает нам возможность строить большиеобъемы социального жилья - сейчас возводим по 2,5 миллиона квадратных метровв год. Этопримерно половина всего объемастроительства в городе... В Москве еще есть резервы для застройки - около 90 миллионов квадратных метров жилья. Но мы считаем, что будущее во многом за городами- спутниками Москвы типа Зеленограда. Только строить их нужно комфортно - с рабочими местами, комплексной застройкой, удобными квартирами и возможностью быстро добираться до центра Москвы. Вполне решаемый вопрос. Мы над ним уже работаем. Поэтому и покупку земли не исключаем. Уже идет работа в Люберцах - там будет построено 5 миллионов квадратных метров жилья, относящегося и к городу, и к области", обещает Ресин. Главастройкомплекса отдаетприоритет комплексной застройке перед точечной: "Точечная застройка очень болезненно воспринимается москвичами. Шум, грязь, прочие неудобства стройплощадки мало кто хочет у себя под боком. Именно из-за протестов мы и отказались от подобной практики. И перешли к комплексной застройке кварталов. К такому решению отнеслись с пониманием большинствоинвесторов и заказчиков. То, что точечная застройка изжила себя, - очевидно. А если говорить об архитектурной привлекательноститочечного строительства, то она и при комплексном подходе не теряется. И даже наоборот. Когда"дают" целый квартал, у архитектора появляется возможность проработать градостроительную концепцию с нуля. Учесть все особенностиландшафта, колористики, архитектурной специфики всего района". Также в материале идет речь оразвитии транспортной структуры, аэропортов, изменениях в самомдепартаменте.
Говоря о жилье в Москве, невозможно обойти тему ценовой ситуации. "Московский рынок жилья продолжилрост. Но текущие цены непосильны для большинства потенциальных покупателей, и платежеспособный спрос сокращается. Вероятно, рынок изменится уже в ближайшее время, о чем говорит снижение количества заключаемых сделок", сообщает деловой еженедельник SmartMoney в номере от 8 сентября. "Несмотря на неутихающие разговоры о перегретости московского рынка жилья, цены предложений продолжили расти. Почему? В первую очередь из-за сохранявшегося платежеспособного спроса... На рынке сложилась парадоксальная ситуация. Цены предложений на жилье экономклассав большинстве регионов превышают уровень платежеспособного спроса значительной доли домохозяйств даже с возможностью оформить ипотеку. А средние ставки аренды подошли кпределу покупательной способности, когда съемщик не способен отдавать более 50% своихдоходов за аренду. Вместе с тем за первые семь месяцевсредниерублевые цены предложенийна московское жилье увеличились в зависимости откласса и расположения на 9,4-30,3%. Особенно заметно рос вторичный рынок, ценовая ситуация на котором является определяющей из-за существенных объемов. Удорожанию способствовали сокращение предложения, а также стимулированиеспроса со стороны платежеспособных домохозяйств слухами о деноминациирубля и неминуемом росте цен в условиях мирового кризиса", пишет газета. "С большой вероятностью цены на жилье экономкласса начнут снижаться уже в текущем году, но процесс будет плавным. Основнаяпричина - истощение платежеспособного спроса. Появились и первые признаки: на рынке заключается все меньше сделок, а квартиры все чаще сдаются в аренду сразу на несколько домохозяйств. Немаловажно, что в первые недели августа стоимостьпредложений на вторичном рынке снизилась почти на 3%. Впрочем, пока рано сполной уверенностью утверждать, что этопревращается в устойчивую тенденцию", осторожно заключает газета.
Коммерческое строительство
В Москве начали строить отели для рабочих-гастарбайтеров. Первый из нихоткрылся на юго-востоке столицы. "Два года назад комитет межрегиональных связей и национальной политики правительстваМосквы впервыепоставилвопросо необходимости строительства гостиниц упрощенного типа для того, чтобы обеспечить прибывающим в столицу трудовым мигрантам нормальныеусловияпроживания", напоминает "Российская газета" в номере от 9 сентября. "Пришли к выводу, что аналогами подобныхгостиницмогут стать здания из модулей, вроде тех, вкоторых зачастую живут, например, геологи. Так постепенно в Москве стали появляться так называемые административно-бытовые городки длявременного проживания рабочих. Но пока их очень мало. Возвести их могут позволить себе лишь крупные строительные организации. Такие, как турецкая "Энка", которая давно работает в Москве. На ее счету - восстановление Белого дома, строительство московского Международного Дома музыки, ряд строящихся объектов в "Москва-Сити". Городок, куда пригласилижурналистов, находится на Новохохловской улице, неподалеку от Третьего транспортного кольца и Таганки. Сколько всего там разместилось трехэтажныхдомиков- даже представители компании не смогли точно сказать, просто не считали". В материале приводятся комментарии чиновников столичного правительства: "Мы считаем, что это - важное достижение, котороедаст возможность уйти от нелегального размещенияиностранных строителей. До конца года нашему департаменту поручено собрать заявки от руководителей строительных организаций, которые хотят получить земельные участки для размещения подобных городков. Свободные территории уже ищем. Можем предложить, например, промзоны, так называемые неугодья. Пугаться этого не нужно. Это же временные строения, главное, что эти участки будут расположены в черте города", отмечает Сергей Омельченко, заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы. Руководитель комитета межрегиональных связей и национальной политики АлексейАлександров добавляет, что "есть уже поручение мэра столицы о том, чтобы префектурырассмотрели возможностьразмещения на территории своих округов временных административно-бытовыхгородков, аналогичных тому, что имеется у "Энки". Это необязательно будут гостиницы только для мигрантов из других стран, в них могут жить иногородние рабочие, да и просто приезжие".
"Судя по первому впечатлению, городок на Новохохловской вполне можно отнести в разряд образцово-показательных. Двухэтажные щитовые домикиранжированы по "звездности". Самые простые номера - для обычных работяг. В комнате четыре кровати, туалет и душ, цветастые шторки на окнах и домотканые половички. Для инженерного состава уюта побольше - просторные гостиные и солидная меблировка. Руководящие "люксы" обставлены мягкими диванами, креслами, плазменными панелями и даже оборудованы мини-кухнями", описывают увиденное "Известия" вномере от 5 сентября. "Дома разбираютсяза один день, - воодушевленнообъясняет журналистам председатель комитета межрегиональ-ных связей и национальных отношений Алексей Александров. - У нас принято решениевкаждом округе строить такие мобильные гостиницы. Префектурам дано задание определиться с местом их дислокации".
Метрострой
Ко Дню города в московском метро открылась новая станция - "Славянский бульвар". "По большомусчету открытие "Славянского бульвара" оказалось хорошим поводом, чтобы рассказать президенту о проблемахметрополитена и похвастаться достижениями. Гаев заявил, что новая станция - 177-я по счету, но такого количества станций мало - подземка работает с колоссальной перегрузкой", отмечает "Московский Комсомолец" в номере от 7 сентября, цитируя Гаева: "К 2020 году мы планируем увеличить объем перевозок с 9 до 12 миллионов пассажироввдень, - сказал он. - И потому темпы строительства сейчас выше, чем в 1930-егоды". "А вообще Москва намерена построить до 2015 года 22 новых станции и 42 км путей. Но это непредел - российскаястолицанамерена не отставать от Европы и Азии: каждые 10 лет должны появляться 100 километров новых метропутей. "И главная составляющая успеха - это финансирование", - подытожил Гаев".
"Чтобы решить проблему перегруженности, столичному метрополитену нужно еще 130 км", продолжает тему "Независимая газета" в номере от 8 сентября. "Часть из этих 130 кмбудет пройдена в самое ближайшее время. До того момента, когда метро придет в Новокосино, осталось всего-то два года. Уже сейчас начинаются работы по продлению Калининской ветки Московского метрополитена в этот густонаселенный район за МКАД. Таким образом, после станции "Новогиреево" будет идти следующая - "Новокосино". Больше всех повезет жителямГородецкой улицы, потому что именно там, примерно посередине между Суздальской и Новокосинской, откроется новая станция... Серьезный анализ инфраструктуры районов показал, что наземные ветки прошли бы через уже сложившуюся архитектурнуюзастройку, поэтому разработчиков проекта не прельстила даже гораздоболее низкая стоимость одного километра "легкого" метро по сравнениюстрадиционным (18 млн. вместо 36 млн. долларов). Разрабатывая проект, чиновники решили не обижать и область. Издавна существующий "конфликт" между райономНовокосино и городомРеутов Московской области, которые разделяет одна улица, решен просто: часть выходовновой станции будет в черте города, часть - уже в области... началоработы этого агрегата придется на осень 2009 года, а открытие станции планируется осенью 2010 года", пишет газета. "Помимо станции "Новокосино" строительство идет полным ходом на Люблинско-Дмитровской, Арбатско-Покровской и Замоскворецкой линиях, а через год планируется начать строить перегон, соединяющий Выхино и Жулебино".
Перспективное развитие города
"Незадолго до Дня города в мегаполисе начинается битва за то, чтобы успеть сдать к часу икс определенноеколичестводорожных развязок, парков, скверов и т.д. В этом году довести до ума успели пять объектов", сообщает "Труд" в номере от 8 сентября. "В День города заново отстроенная гостиница "Москва" предстала без лесов. Правда, пока окрыли только фасад. Весь следующий год будут отделывать интерьеры. Первых постояльцев "Москва" примет в конце 2009 года. Она станет частью сети пятизведочных гостиниц Four Seasons... Новая станция Арбатско-Покровской линии появилась между "Парком Победы" и "Кунцевской"... Позади очередной этап реконструкции "Большой Ленинградки". В субботу Юрий Лужков открыл транспортную эстакаду на пересечении Ленинградского и Головинского шоссе... Сдача новой развязки приблизила окончание работ по реконструкции Ленинградки... На Аллее славы после реставрации открыли обелиск "Покорителям космоса"... Ко дню городаприурочили открытие обновленного участка на Дмитровском шоссе - от Малогокольца МЖД до Коровинского шоссе. Трассу расширили - вместо трех полос теперь здесь будет по четыре в каждую сторону. Протяженность этого участка - 2,5 километра, сдали 2,2 километра. Работы на оставшихся300 метрах (в районе Малого кольца МЖД) должны завершить к 10 октября".
Концепции развития подземногопространства Москвы на этой неделе посвящен целыйряд материалов. Их тон - от сугубо информативного доизрядно встревоженного. "В ближайшие три года на территории 37 зон столицыпоявятся подземные сооружения, в том числемногофункциональные центры и транспортно-пересадочные узлы. Мэр Москвы Юрий Лужков одобрил на вчерашнем заседании правительствапрограммуподготовки к комплексному освоению подземногопространствастолицы напериод с 2009 по 2011 годы", сообщает"Российская газета" в номере от10 сентября. "Как заявил первый заместитель руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства МосквыКонстантин Королевский, освоение подземногопространства позволит решить многие транспортные проблемы мегаполиса. Кроме того, перенос под землю основных источников загрязнения - производственных объектов и автомагистралей - пойдет на благо экологии Москвы. Под жилыми микрорайонами появятся их подземные "дубли": паркинги, проезжая часть, остановки общественного транспорта и тротуары для пешеходов, а также пункты бытового обслуживания, кафе, химчистки, книгохранилища. Под землей разместятся также энергетические объекты, включая новые электро- и трансформаторные подстанции. В городе появятся подземные автобусныеостановки, а подземные пешеходные переходысовместят с магазинами. Кстати, в ближайшие годы в столице расширят около сотни переходов. В частности, тольковЦентральном округе в это время планируется реконструировать 44 подземных пешеходных тоннеля", пишет "РГ".
"Спускаться в подземельезаставляют очевидные проблемы", констатирует "Газета" в номере от 9 сентября. "По оценке авторов документа (а это оптимистическиеоценки), сейчас обеспеченность москвичей автостоянками в среднем по городу составляет лишь 47%. И принятая не так давно масштабная программа строительства новых гаражей до 2010 года доведет этот показатель только до 60% - во многом по причине дефицита свободных территорий. Схожие проблемы - с обеспечением столичных горожан другими атрибутамикомфортнойжизненной среды: объектами соцкультбыта, спорта и т.п. Дажеподземныхпереходов, которые серьезно разгружают дороги и улучшают безопасность пешеходов, в Москве лишь 30-40% нормы... Копание, особенно в историческом центре города, как правило, вызывает протесты местных жителей и общественных организаций. Чтобы решить эти проблемы, столичные власти намерены, в частности, создать систему стимулирования подземного строительства. Кроме того, чиновники обещают подготовить для инвесторов необходимое количество специалистов и внедрить в эту область инновации. А чтобы Москва неушла подземлю вся, вести постоянный мониторинг состояния городских почв. Как выйдет на самом деле - вопрос. Пока обумении осваивать подземельекрасноречиво свидетельствуют постоянные провалы в центрегорода", отмечает газета.
"Глубинные объекты появятся в каждом округе. Уже известно 37 зон, под которыми будут рыть землю", пишет "Труд" в номере лот 10 сентября. "Через год-два подземные сооружения появятся на Дмитровском шоссе у метро "Петровско-Разумовская", у Савеловского и Рижского вокзалов, возле метро "Профсоюзная" и "Сокол". Инженерно-изыскательные работы, чтобы определить, выдержит ли грунт нагрузку, тут начнутся уже в этом году... Под землей продублируют и главные трассы Москвы. Власти отказались от идеи строительствасквозных подземныхшоссе через весь город, озвученной несколько лет назад... Под асфальтом планируют проложить сеть транспортных артерий, ведущих косновнымдостопримечательностям. Тоннели будут начинаться в районе будущего Четвертого транспортного кольца. Они свяжут самые крупные подземные объекты... Столичные власти собираются приспособить подземелье и для пешеходов, создавая аналог верхних улиц. Подземные дублерыпока планируют построить только для трех улиц: Тверской, Крымского Вала и Нового Арбата". А вот жильепод землей строить не планируется. Газетаприводиткомментарии специалистов: "Это может привести ктому, что Москвав пределах Третьего кольца провалится. Более70% территорий подтопленоиз-за неправильного отведения подземных рек, канализационных утечек. В районах строительства подземных паркингов (например, на площади перед Белорусским вокзалом) или тоннелей (как у Лефортовского) здания трещат по швам из-засмещения грунтов и оседания фундамента, которыйподмывает вода. Наиболее опасны в этом отношении Тверская улица, Бутырский Вал, улицаКуусинена, Ленинградка. Из-за усадки грунта проваливалась даже Манежка, которуювласти приводят как пример успешного подземного строительства", считает руководитель движения"Диггер-спас"Вадим Михайлов.
"По сути освоение "подмосковья" давно идет: строятся транспортные тоннели, паркинги, торговые подземелья типа "Охотного Ряда", но происходит все это крайне хаотично. Подземные куски города выхватываются наобум. Теми, кто успел. Соревнуются не проекты, а деньги. Причем зачастую без серьезной геологической, технологической и нормативной проработки, что чревато серьезными авариями", констатируют "Известия" вномереот 10 сентября. "Мало того, как вчеравыяснилось, теподземные стройки, что уже существуют или начаты, фактически "незаконны" - у нас до сих пор не разработан городской закон "О недрах", на основании которого, какдиктуетфедеральноезаконодательство, их и надо вести. А также выставлять на конкурсы. До сих пор не готова картагеологическихрисковМосквы, разрабатываемая по заказу мэрии Институтом геоэкологии РАН. А значит, велики риски зарыться куда-то "не туда". Не ясно даже, как собирать налоги с владельцев подземной недвижимости", поясняет газета. "Неоказалось в программетакже ни одного слова о доступности подземных сооружений для миллиона с лишниминвалидов, для которых сегодня и по земле-то столичной передвигатьсякрайне сложно, и в метро не войти... В итоге программу все-таки приняли. А "Известия"попросили прокомментировать ее архитектора Бориса Улькина, признанного специалиста вобласти подземных строек", пишет газета, цитируя эксперта: "Застраивать подземное пространство отдельными кускаминельзя, это нерационально и бессмысленно... Необходимо разрабатывать проектыстроительства цельного подземного города. Нижние этажи столицы должны проектироваться как город со своими коммуникациями. Любой нынешний "спуск вниз" обязан предусматривать улучшение транспортной ситуации наверху. Иначе он сослужит городу дурную службу. К сожалению, в своих подземных проектах город сегодня занимаетсямигом, а не вечностью. И может за это поплатиться". В материале перечислен ряд прежних крупных проектов по освоению столичного подземелья - отметрополитена до "Охотного ряда". "Ну а бесконечные протечкив подземных паркингах случаются так часто, что о них даже упоминать не принято - не тотмасштаб", - заключает газета.
Вероника Шарова
По материалам: ИА REGNUM Опубликовано: 15 сентября 2008