Делим землю, воду и трубы: петербургская экономика глазами СМИ
Конфликты и скандалы в петербургской экономике глазами СМИ. 8-14 сентября 2008 года.
Переезд в промышленных масштабах
На минувшей неделе правительство Ленинградской области обнародовало планы по созданию в регионе 19 новых промышленных зон. Власти субъекта призывают городские предприятия переселиться насвою территорию. СМИ изучили реакцию бизнеса на приглашение.
Петербургский "Коммерсантъ"сообщил 12.09: "Главный архитектор области Валерий Ким на форуме "Архитектурный диалог" объявил, что проект схемы территориального планирования региона (местный Генплан) уже почти готов и в нем зарезервировано 19промзон для инвесторов, каждая - от 300 га. Приоритет при их распределении будет отдаваться петербургским предприятиям, но областной чиновник призвал городской бизнес поторопиться, так как к промзонам уже "активно присматриваются" инвесторы из других регионов, а чем раньше городские предприятияпереедут, тем дешевле это будет".
Издание излагает мнениеглавного архитектора о том, почему городскойбизнесдолженсоблазниться приглашением в Ленинградскуюобласть: "Господин Ким уверен, что производство вгородской черте Петербурга становится неэффективным по причине высоких налогов на землю, транспортного и логистического коллапса в мегаполисе, а в Ленобласти есть необходимая инфраструктура и налоги на землюменьше" (12.09).
Опрошенные "Коммерсантом"руководителикрупных предприятий, тем не менее, осторожничают. Так, генеральный директор ОАО "Звезда" Павел Плавник полагает, что принципиальный вопрос - "баланс рабочей силы": "Создание производственнойплощадки предполагает наличие свободных трудовых ресурсов, которые бы обеспечили работу предприятия. Однако, насколькоя знаю, уровень безработицы в Ленобласти составляет 1%, то есть свободных кадров нет" (12.09). А заместитель гендиректора по стратегическому развитию и корпоративным вопросам ОАО "Климов" Александр Вознесенский заявил, что даже если ставка налога в области будет равна нулю, многое зависит от того, где именно расположены предлагаемые промзоны. "Если участки у КАД - это одно дело, если в 15 км от нее - тоникакая ставка не поможет. Рабочие могут не захотеть ездитьв область и перейдут на смежные предприятия типа "Красногооктября", а многие специалисты у нас "штучные". Даже при нашей готовности организовать доставку, люди психологически не готовы ездить на работу за город" (12.09).
Тем временем один изкрупнейшихпетербургских производителей все же решился переместиться. Однако не загород, а на границу с Ленинградской областью. "Ведомости" сообщают: "Вчера правительство Петербурга выделило "Силовым машинам" 104,5 га земли в промзоне "Металлострой" под изыскательские работы для строительства завода энергетического оборудования. Неделю назад чиновники разрешили компании изыскательские работы на соседнем участке в 44 га" (10.09).
Досье ИА REGNUM
Компания "Силовые машины" - ведущий российский производитель и поставщик комплексных решений в области энергомашиностроения, включающих инжиниринг, производство, поставку, монтаж, сервис и модернизацию оборудования для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций. В 2000 году производители энергетического оборудования: "Ленинградский Металлический завод" (ЛМЗ), "Электросила", "Завод турбинных лопаток" (ЗТЛ), "Калужский турбинный завод" (КТЗ) и сбытовая компания "Энергомашэкспорт" (ЭМЭ) объединились в единую структуру. Проект по объединению предприятий был реализован холдинговой компанией "Интеррос". В 2003 году в составкомпании "Силовые машины" вошло "Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И. Ползунова"(НПО ЦКТИ).
Внастоящее время основной акционер ОАО"Силовые машины" - компания Highstat Ltd., конечным бенефициаром которой являетсяАлексей Мордашов.
Капитализация в млн. долл. США
2000г. 11,30
2001г. 14,00
2002г. 33,90
2003г. 64,10
2004г. 252,62
2005г. 446,00
2006г. 757,50
2007г. 1669,70
По данным журнала "Эксперт".
"Ведомости" пишут: "Силовые машины"планируют построить в "Металлострое" современное производство и постепенно перевести на эту площадку мощности трех петербургских предприятий - Ленинградского металлического завода (ЛМЗ), "Электросилы" и Завода турбинных лопаток (ЗТЛ), рассказал представитель концерна. Перевод компания планирует завершить в 2012г. По его словам, компания панирует выводить производство из города по мере запуска новых мощностей, чтобы не допустить сбоя в исполнении заказов" (10.09).
Экспертыгазеты подсчитали, что на реализацию проекта потребуются 500-800 миллионов долларов и 5-6 лет. К освобождающимся площадям уже присматриваются девелоперы. Они оценивают землю под заводамихолдинга- 118,7 га - в 1,2 миллиарда долларов, считая самыми привлекательными участки под ЛМЗ и "Электросилой". Площадка под ЗТЛ, по мнению экспертов, годится только для строительства технопарка. Примерная стоимость освоения земель"Силовых машин" оценивается в 3-4 миллиарда долларов.
"Эксперт - Северо-Запад" напоминает: "Переезд заводов "Силовым машин" из центра города обсуждается давно. Но до сих пор он откладывался из-зачастой сменыакционеров концерна. Дело пошло после того, как собственником концерна стал владелец "Северстали" Алексей Мордашов" (15.09).
Напомним, что город, действительно, задолго до появления инициативы Ленобласти началразвиватьпрофильные промзоны с тем, чтобы перевести туда предприятия из центра Петербурга. Но, как констатирует"Эксперт - Северо-Запад", "сегодня уже очевидно, что усилия властей как Петербурга, так и Ленобласти по созданию промзон для рядовых, нестратегическихинвесторовзашли в тупик. Главная причина - отсутствиеу государства свободной земли (разрешенной для промышленного использования). Проведенная петербургским Комитетом экономического развития, промышленной политикии торговлиинвентаризация показала, что из 18 тыс. га промышленных территорий лишь около 1 тыс. га - свободные участки, находящиеся в собственности города" (15.09). Журнал предлагает идти другим путем - создавать частные индустриальные парки. Изданиеприводит несколько примеров уже существующих в Петербурге ИП и сообщает: "Эксперты убеждены, что частные ИПмогут стать весьмаэффективным способом решения проблемы дефицита такихучастков. Но при этом не вызывает сомнений, что подобные проектыдолжны поддерживаться государством, иначе они будут малопривлекательны для инвесторов" (15.09).
Потомуне вполне ясно, прикаких условиях промышленникизадумаются о переезде в сопредельный регион. "Коммерсантъ" напоминаетпо этому поводу: "Любопытно, что губернатор Петербурга Валентина Матвиенкоранееобращаласьк идеео переводе промышленных предприятий в Ленобласть тольков связи с вопросом объединения двух регионов. Пока изСмольного комментариев на предложение вывести заводы из центра городане на окраины, а в область, не поступало" (12.09).
Порт заштормило
Петербургская пресса обнаружила на минувшей неделе проблемы, свалившиеся на порт Петербурга. Их масштабы - разные. Первая - глобальна и перспективна: Большой морской порт может потерятьчасть потока из Китая, обеспечивающего почти 90% контейнерных грузов, идущих через Северную столицу. Другая - локальна, но остра: серьезно повздорили между собой акционеры второй по величине стивидорной компании "Петролеспорт".
"Большой порт Петербурга может лишиться части своих контейнерных морских перевозок с Китаем. Об этом на заявил на 4-м Китайском международном форуме по развитию контейнерныхиинтермодальных перевозок заместитель руководителя представительства компании "Евросиб-Логистика" в Пекине Майкл Чжао. Он видитпричинуввозможном переходе части контейнерных грузопотоков из Большого порта Санкт-Петербурга вюжные порты страны в нехватке терминальных площадей натерритории Северной столицы" ("Коммерсантъ", 10.09).
Издание пишет: "В своем выступлении Чжао отметил, что главный российский контейнерный порт - Санкт-Петербург -перегружен. И уже сегодня используетсяпуть доставки китайскихгрузов через Новороссийский порт. "Набирает популярность схемадоставки китайских грузов через румынский порт Констанца до украинского Ильичевска и российскогоНовороссийска. Надо отметить, что Констанца начинает играть в Черном море такую же роль, какую играют порты Гамбург, Роттердам на севере Европы""(10.09).
Проблема состоит в том, что, по оценкам экспертов "Коммерсанта", почти 90% контейнерных грузов, принимаемых в Большом порту Санкт-Петербурга, приходится на Китай.
СПРАВКА ИА REGNUM
По информации Северо-Западного таможенного управления, из стран дальнего зарубежья по стоимостному объему импорта через порты Северо-Западного федерального округа первоеместо принадлежит Китаю - 3,566 млрд. долларов. За последний год доля Китая выросла с 12% до 14,9%, стоимостный объем увеличился в 1,5 раза. Из Китая импортировались машиностроительная продукция, средства наземноготранспорта, изделия из пластмассы, одежда и обувь. Объем перевалки контейнеров в январе-июле 2008 года Большого порта Санкт-Петербург вырос на 19% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и достиг 1,14 млн TEU. За первое полугодие 2008 года в Новороссийске контейнерный грузооборотсоставил 215 тыс. TEU, что на 40% превысило показательза тот жепериод прошлого года.
Собеседники издания, однако, успокаивают - по их мнению, Новороссийск сможет "отбить" у Петербургаот 10% до 25% контейнерных грузов; хотя и этот объем не кажется маленьким. Так, Дмитрий Васильев, руководителькомпании ARIVIST Logistics Overseas GmbH (Гамбургское отделение таможенно-логистического холдинга Arivist) прогнозирует: "Вряд ли порт Новороссийск сможет взять на себя больше 10% от контейнерных морских перевозок Петербурга. Теоретически возможно, что Новороссийский порт наладит с Китаем прямые судоходные линии. Однако, во-первых, порт в Новороссийске ограничен пропускной способностью Босфорского пролива, который смогут пройти не все океанские суда. Во-вторых, сами производительные компании, находящиеся в районе Петербурга, не заинтересованы в том, чтобы детали и комплектующие доставлялись кним через Новороссийский порт" (10.09).
Впрочем, перспектива потери частиконтейнерного потокав действительность пока не воплотилась. Зато вторую по величинекомпанию, что с этим самым потоком работает, сотрясает вполне реальный скандал. Миноритариистивидорнойфирмы"Петролеспорт"пытаются оспорить решение основного акционера о принудительном выкупе их акций.
"Виктор Коноваленко и Черил Энн Сигсби, которым принадлежит несколькоакций "Петролеспорта", на этой неделе подали искк Transportation Investments Holding в Арбитражный суд Москвы", - сообщают "Ведомости" (12.09). Миноритарии уверены, что основной акционервыкупает их бумаги по заниженной цене и требуют провести независимую рыночную оценку их стоимости.
"Ведомости"отследили сюжет в развитии: "Входящая в"Н-транс" (до 2008 года - "Северстальтранс") Transportation Investments к апрелю собрала 84% акций "Петролеспорта" и предложила остальным акционерам продать ей бумаги номиналом 10 руб. по 1936 руб. ($75). В началеавгуста, консолидировав 96%петербургского стивидора, Transportation Investments инициировалапроцедуру обязательного выкупа бумаг мелких акционеров по той же самой цене" (12.09).
При этом, как заверили "Ведомости" в "Н-трансе", независимая оценка акций проводилась - компанией ФБК.
Издание напоминает: "В апреле "Антанта пиоглобал" всвоем отчете называла справедливую цену акций стивидорав $237 за штуку, при том, что тогда они торговались по $135. Последниесделки с акциями компании в РТС прошли в июле по цене $110 за штуку" (12.09).
"В июне этого года "Н-транс"объявила о планахпо консолидации своих портовых активовв новую компанию GlobalPorts. В нее должны войти "Петролеспорт", Восточная стивидорная компания, а также50%-ные доли в "Моби Дике", строящемся сухопутном терминале в Янино (Ленинградская область) и в контейнерных терминалах в Муссало и Вестерн-Харбор (Финляндия). Руководство "Н-транс" не исключало, что после консолидации активов акции GlobalPorts могут быть выведены на биржу" (12.09).
СПРАВКА ИА REGNUM
"Петролеспорт" - вторая после Первого контейнерного терминала стивидорная фирма. По данным запервое полугодие 2008 года, ее доля в грузообороте большого порта (29,6 млн тонн) состваляет13,3 % против 19,6% ПКТ. По итогам восьми месяцев 2008 года - с января по август - суммарный грузооборот ОАО "Петролеспорт" составил 5,3 млн тонн. По отношению каналогичному периоду прошлого года объем перевалки увеличился на 13,8%, сообщает пресс-служба группы компаний "Н-Транс".
Хасанский базар
Судебная тяжба между компанией ОМИ, управляющей Хасанским рынком, и Смольным, похоже, разрешилась в пользу последнего. Арбитраж Петербурга переиграл собственный вердикт и разрешил выставить землю под Хасанским на аукцион, который состоится 16 сентября.
В течение ушедшей недели стороны обменялись ударами. Ситуация развивалась спеременным успехом. Напомним, что недавно Управление федеральной антимонопольной службы поинициативе ОМИналожиломораторий на проведение спорных торгов. После, как сообщают "Ведомости", "Арбитражный суд Петербурга в обеспечениеиска "ОМИ" определил приостановить действие постановления правительства о вынесении на торги участкаплощадью 4,2 га на ул. Хасанской" (08.09).
Но к концу недели аргументы комитета по управлению городским имуществом приобрели больший вес. ИА РБК сухо проинформировало: "Арбитражныйсуд отменил обеспечительные меры поприостановке торгов по продаже права арендытерритории Хасанского рынка, расположенного в Красногвардейском районе города" (12.09). Информагентствоцитируетсообщение пресс-службы Фонда имуществаПетербурга: "В настоящее время создананездороваяситуациявокругстроительства продовольственного рынка на Хасанской улице. Судебныеразбирательства снижают привлекательность этого участка для потенциальных инвесторов. Тем не менее, фонд имущества намерен проводить торги в установленном законом порядкеи рассчитывает увидеть средипретендентов всех заинтересованных лиц, в том числе и ООО ОМИ, в настоящий момент сдающую в аренду торговые места нарынке" (12.09).
ЗакС.ру передает возмущение адвоката компании ОМИ: "Решение Арбитражного суда беспрецедентно, потому что отмена решения бывает после изменения обстоятельств. А в этом случае никакие обстоятельства, как известно, не менялись", - заявил корреспонденту ЗакС.ру Григорий Соломинский, юрист компании "ОМИ"... Юристтакже подчеркнул, что заявки на торги уже поданы. "Там уже за все заплачено, - считает он. - Прием заявлений прекратился еще вчера и позавчера. Все заявлениябыли в любом случае поданы, пока приостановление было. Они продолжали принимать заявления во время приостановки дела и дальше, вероятно, будут выполнять все ранее намеченные планы" (12.09).
Предприниматели, испробовавшие все способы борьбы за место под солнцем, ждут окончательного вердикта - городской суд должен вынести решениепо иску, оспаривающему само постановление правительства о проведении аукциона, а не его процедуру, 7 октября.
Как писали некоторые петербургские СМИ еще летом, представители "ОМИ" считают. что ихместо хочет занять ООО "Лента", которое планирует расширить свой гипермаркет, расположенный по соседству. Но официальнов"Ленте"отказываются от претензий на этутерриторию.
Пока же бизнесмены пытаются повлиять наситуацию неординарным способом. ИА REGNUM сообщает: "В Санкт-Петербурге сегодня, 15 сентября, 2 500 предпринимателей торговогокомплекса "Хасанский" проведут молебны в четырех городских храмах разных конфессий. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе комплекса, молитвы в Князь-Владимирском соборе, Большой Хоральнойсинагоге, Соборноймечетии Санкт-Петербургском дацане будут прочитаны "за здоровье и благополучие губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко".
Предполагается, что в Князь-Владимирском соборе "благопожелания во здравие губернатора города" будутпрочитаны в течение трех дней, и отдельно будет заказан Сорокоуст за здравие.
В Соборной мечети города прочитают молитву за то, чтобы Матвиенко пошла навстречу предпринимателям. В буддийском храме отметили, что на 15 сентября приходится"15-й день лунных суток, когда любое благопожелание человеку усиливается в 1 000 раз, а сам человекпри посещении храма или при произнесении за него молитв успокаивается душевно и может достичь в этот день большого духовного озарения".
Планируется, что в Большой Хоральнойсинагоге специальную молитву произнесет ректор еврейской семинарии раввин Хаим Толочинский, которыйсоставил "Молитву за успехи предпринимателей торгового комплекса "Хасанский", чтобы власть пошла им навстречу, и за здоровье Валентины Матвиенко" (15.09).
Напомним, что торги по участку назначены на 16сентября, их победитель должен в течение трех с половиной лет построить на участке продовольственный рынок. Стартовый размер арендной платы на этот срок -381 млн руб. На участке находится открытый рынок, им управляет ООО "ОМИ", арендовавшее этот участок с 2000 г. В 2004 г. срок аренды истек, но компания считает договор продленным. В 2005 г. ей удалось через суд отменить торги. Городская администрация полагает, что территория используется под рынок незаконно.
Монополия на монополиста
Власти города решили консолидировать тепловые сети, сформировав единую теплосетевую компанию набазе ТГК-1 и ГУП "ТЭК СПб". Подробности проекта излагает RBC Daily (12.09).
"Петербургские власти обратились с предложением к акционерам ТГК-1 о создании в городе единой теплосетевой компании. Об этом вчера рассказал председатель комитетапо энергетике и инженерному обеспечению Петербурга АлександрБобров. Сейчас городские тепловые сети принадлежат ТГК-1 и ГУП "ТЭК СПб", в будущем Смольный хотел бы получить контроль в свои руки. Основная идея чиновников - конкуренция в теплосетевом бизнесе невозможна, поэтому необходимо, чтобы этот сектор регулировался государством", - сообщает газета.
Издание напоминает: "Идеюсоздатьв Петербурге единую теплосетевую компанию менеджмент "Ленэнерго" выдвигал еще до разделениякомпаниипо трем видам деятельностив ходе реформы РАО "ЕЭС"и, соответственно, до возникновения ТГК-1. Однако тогда она не нашла поддержки у властей. Тем не менее, весной этого года представители Смольногосами выступили с предложением о создании подобной структуры". Ссылаясь на господина Боброва, RBC Daily пишет: "Вчера он отметил, что город сформулировал свои предложения по созданию такой компаниии направил их на рассмотрение совету директоров ТГК-1. По данным г-наБоброва, в ближайшее время Госдума вернется к рассмотрению закона о теплоэнергетике, который будет предусматривать разделение деятельности по производству и транспортировке тепловой энергии. Таким образом, создавать новую компанию все равно придется".
На какую точную долю в новой теплосетевой компании рассчитывает Петербург, Александр Бобров не сказал. Однакоранее он говорил, что посколькуугорода больше сетевого имущества, чем у ТГК-1 (у компании нет распределительных сетей, только магистральные), то его пакет должен быть больше.
RBC Daily цитирует экспертов: "Аналитик "Брокеркредитсервиса" ИринаФилатоваотмечает, что, имея в собственности теплосети, ТГК-1может влиять на уровень тарифов натепло. С передачей сетей в другую компанию такая возможность исчезнет. "Для города смысл создания новой структуры состоит вполучении контроля над теплосетями, - отмечает директор информационно-аналитического департамента ИК "Энергокапитал" Денис Демин. - Аналогичная стратегия была применена правительством Петербурга в отношенииэлектросетевой компании "Ленэнерго" (в этом году город получит 25% ее акций. - РБК daily). Однакосудитьо том, насколько такой вариант невыгодендля собственников ТГК-1, можно будет только после того, как станут понятны условия возможного выделения".
СПРАВКА ИА REGNUM
ГУП "ТЭК СПб" обеспечивает 45% потребности Петербурга в производстве тепловой энергии и 85% - в ее транспортировке. В сфереответственности 377 котельных ГУПа - 2,5 миллиона жителей Петербурга. Тепло и горячая вода поступают в 14 тысяч зданий, в том числе более 8 тысяч жилых домов, 1,5тысяч зданий социально-бытового назначения. Протяженность тепловых сетей ГУП "ТЭК СПб" - 5321,8 км.
ОАО "ТГК-1" - ведущий производитель и поставщик электрической и тепловой энергии в Северо-западном регионе России. Компания является стратегическим поставщиком тепловой энергии в Петербурге, Петрозаводске, Мурманске, гг. Кировск Ленинградскойобластии Апатиты Мурманской области. Генерирующие активы компании включают в себя электростанции различных типов (тепловые, гидро-, дизельные, комбинированные) в четырех субъектах РФ (Санкт-Петербурге, Республике Карелия, Ленинградской и Мурманской областях). Также в структуру активов входят тепловые сети протяженностьюсвыше 940 км. Установленная электрическая мощность компании 6 278,4 МВт, тепловая - 14 754 Гкал/ч. Выработанная электроэнергия частично экспортируется в Финляндию и Норвегию.
Основные акционеры ОАО"ТГК-1": 28,66 % акций принадлежит ОАО "Газпром", 17,65 % акций - ООО "Русские энергетические проекты", 25,66 % акций - "Fortum Power and Heat Oy", 5,60% акций - ОАО "ГМК "Норильский Никель".
В состав ЗАО "Лентеплоснаб" входят 52 котельные, 15 центральных тепловых пункта (ЦТП) и 4станции смешения; 540,66 километров тепловых и 970 километровэлектрических сетей;306 трансформаторных подстанций; 262 котельных агрегата. Компания обеспечиваеттеплом более 300 тысяч жителей южных пригородов Петербурга; осуществляет теплоснабжение более 2300 зданий, из них 1800 жилых домов и порядка 500 зданий социально-бытового назначения - больницы, школы, детские сады, производственные объекты. В 2007 году предприятие выработало 1,417211 млн. Г/кал тепловой энергии.
По материалам: ИА REGNUM Опубликовано: 16 сентября 2008