По мнению учредителя сервисной службы такси "Максимум" Юрия Максименко, легально работающие компании всегда по ценебудутпроигрывать частнику - поэтому без помощи государства необойтись. Но пока власти вместоподдержки создают барьеры, ужесточая условия работы на рынке.
Юрий Максименко
- Насколько остра конкуренция с частниками?
- Это проблема, на которую на протяжении нескольких лет не хотят обращать внимания, при этом данный вопрос первым поднимается на каждом собрании в департаментетранспортаг. Алматы. Теперь частники могут получить патент в Налоговом комитете, и никто не интересуется, можноли на таком транспорте возить пассажиров. Кроме того, патент требуют только оттех, у кого на машине стоит плафон с шашечками. В итоге у нас полный город тех, кто просто подвозит пассажиров, не имея патента и не неся никакойответственностиперед ними. Это похоже на какую-то негласную социальную программу, которую ввели в годы перестройки, когда не хватало рабочих мест и все просто закрывали глаза на то, что люди подрабатывают извозом.
Мы создаем рабочие места и оплачиваем налоги. В ценовомотношении компании всегда будут проигрывать частнику, и чтобы работать в таких жестких конкурентных условиях, мы должны прежде всего заботиться о качестве предоставляемых услуг.
- Какие еще препятствия стоят на пути развития рынка?
- Последние изменения в Административном кодексе были сделаны без учета такси. Например, там предусмотрена ответственность запользованиерадиостанцией. Возникаетвопрос, как нам работать. Я его задавал на совещаниивдорожной полиции, на что получилисчерпывающий ответ: "Закон есть закон, вы обязаны его исполнять".
Страховка ГПО для юридических лиц - при ДТПтеперьповышается тариф наследующую страховку на весь автопарк! Получается, что даже при малейшейаварии (при парке в 50 единиц) на следующий год предприятие должно будет выплатить за страховку ГПО на 500 тысяч тенге больше. Я разговаривал с юристами страховых компаний, они согласны, чтоэто неправильно, но опять-таки - закон. Значит, в свои тарифы мы вынуждены закладывать максимальную стоимость страховки вместо 14-38 тысяч тенге.
Сейчас сильно завышена цена за обучение водителей - более 120 тысяч тенге. Работать в такси идут небогатые люди, но при такой ценеони не могут себе позволить обучение. Через несколько лет мы будем испытывать дефицит кадров.
- Как планируете развивать бизнес в таких условиях?
- Мы развиваемся, изыскиваем возможности для открытия филиалов в Астане и Атырау. Но трудность заключается в получении кредитов без стабильных залогов (недвижимость). Банки рассматривают автотранспорт как не более 15%от всего залога. Молодое предприятие не имеетсобственной недвижимости, а рентабельность возрастает только при расширении автопарка. Получается замкнутый круг: мыпокупаем за свои деньги транспорт, но чтобы расшириться, в залог его оставить не можем. Должна быть государственная программа, которая бы гарантировала возможность получениякредита в банке. Вот и итог - нам нужны правильные законы и доступность кредитования.