Деньги приятно вкладывать в то, что можноподержать в руках, любоваться самому и показатьдругим -например, в изделия избивня мамонта. Поскольку материал не восполняем, их стоимость с годами будет только расти
Фотографии предоставлены музеем "Ледниковый период" и компанией "Арт-холдинг"
Бивни мамонта как поделочный материал оценили еще первобытные люди. На их стоянках нередко находят изделия из бивня: украшения, предметы быта, наконечники стрел и копий. История изучения мамонтовв России началасьв 1692 году после того, как купцы, ездившие в Китай, рассказали Петру I об останках "лохматыхслонов", виденных ими в тундре. Царь, интересовавшийся всем необычным, велел собирать вещественные доказательства существования этих животных. Вскоребивни мамонта начали доставляться в Москву и Петербург. Известно, что Петр I собственноручно занималсярезьбой по кости. А при Екатерине II работа косторезов оплачивалась выше, чем работа ювелиров. В советские годыбивнимамонта тоже высоко ценились. Так, по словам генерального директора музея "Ледниковый период" Федора Шидловского, при Иосифе Сталинекосторезов не забирали в армию. Изделия из бивня мамонта дарили видным членам партии и первым лицам других государств. В 1980−х годах материал вновь стал поставляться за рубеж, и его цена начала расти.
В отличие от других материалов, используемых косторезами, - рога лося, клыка моржа, кости кита, коровы, - бивень мамонтаимеет болееинтересную структуру: на торцевом срезе можно увидеть характерный сетчатый рисунок. Кроме того, за тысячи лет под землей бивни приобрели разнообразные цветовые оттенки - от бледно-бежевого до синего, в зависимости от места залегания.
Схожую с бивнями мамонта структуру имеют бивниафриканского слона. Однако в настоящее время введен запрет на добычу слоновой кости во всем мире. Такой шаг был предпринят для того, чтобы не допустить истребления слонов браконьерами.
Сейчас изделия из слоновой кости крайне редко попадаются на рынке, по большей части это антиквариат. Так, в 2007 году на аукционе Sotheby"s в Париже средневековый диптих из слонового бивня, изображающий Страсти Христовы, был продан за рекордную для подобных изделийиз кости цену 4 млн.
Поскольку мамонты селились широко, их останки сейчас обнаруживают во многих странах мира, например в Канаде, США, Великобритании, Казахстане, на Украине. В России бивнимамонтанаходили во многих регионах, даже в Москве во время строительства храма Христа Спасителя. При этом в умеренном климате чаще всего попадаются экземпляры, не пригодные для художественной обработки. Лучшими косторезы считают бивни, найденные в Якутии и на Чукотке (летом, во время оттаивания льдов), так как в вечной мерзлоте они лучше сохраняются. "Однако этот материал требует очень долгой сушки и подготовительной обработки, которая может занять несколько лет", - говорит заместитель генерального директора компании "Арт-холдинг" Сергей Сильченко.
Ежегодно в Якутии и на Чукотке добывается 60-65 тонн бивней. Именно там нередко находят целые бивни, длина наиболее крупныхиз них превышает четыре метра, а вес составляет более 100 кг. Какое количество "зубов"мамонта хранит еще в себе земля, оценить трудно. Поразным данным, цифра колеблется от 500тыс. до 5 млн тонн. Нужно отметить, что бивни мамонтазачастую встречаются в безлюдных местах, например на островах, добраться до которых, а потом транспортировать оттуда груз проблематично, учитывая особенности местного климата. Кстати, цена транспортировки может составлять, по разной информации, от 20 до 50% стоимостиматериала. Навигация ограничена по времени, автомобильных и железных дорог нет, затраты на авиатранспорт высоки.
Поскольку доступного и подходящего для обработки материала становится все меньше и меньше, его цена стремительно повышается. "С 1996 года стоимость бивня мамонта выросла более чем в десять раз. Сейчас цена 1 кг материаласоставляет $500-600. Стоимость крупных и парных бивней может достигать около $1 тыс.", - говоритФедор Шидловский, добавляя, что предпосылок для снижения цен нет. "Некоторые серьезные климатологи полагают, что нашу планету в ближайшеевремя ожидает циклическое похолодание, а не потепление. Это уже чувствуется: прошлая зима на Севере была болеесуровая, анынешнее лето более прохладное. Наступление похолодания означает, чтооттаиваниемерзлотыбудет уменьшаться, следовательно, сократится количество обнажаемых бивней. То есть они могут попасть в разряд дефицитных материалов", - объясняет Федор Шидловский.
От сувениров до эксклюзива
Цены на работы из бивня мамонта имеют широкий диапазон - от $100-150 до нескольких сотен тысяч и даже миллионов. Так, в выставочном зале музея "Ледниковый период" можноувидеть трон из бивня, стоимость которого оценивается в$6 млн. Над его созданием семь с половиной лет трудились пять мастеров, было израсходовано 400 кг материала. Говорят, что трон приглянулся ИосифуКобзону, однако певец никак не рассчитывал на такую цену: он предложил "всего"$500 тыс., и ему отказали. Так что трон продолжает ждать своего владельца.
Наиболеебюджетные по цене изделия - это брелки, подвески, небольшие статуэтки, так как на их изготовление не требуется много материала и времени. Такиеработы пользуютсябольшойпопулярностью у туристов, посещающих Север России. Однако, как замечают профессионалы, если вы покупаете произведения из бивня мамонта в расчете на дальнейший рост их цены, то стоит обратить внимание на что-то более серьезное. "Сувенирка есть сувенирка. Мастера, изготавливающие сувенирную продукцию, рассчитывают на получение быстрой прибыли, поэтому не стремятся создавать высокохудожественные произведения", - объясняет Федор Шидловский. "Дешевые и дорогие работы отличаются друг от друга очень сильно. Например, нож за $300 делается максимум три дня, а нож за$3 тыс. делается минимум три месяца, - добавляет художник-скульптор Николай Логвинов. - Первых я нарежу десяток за неделю, а после второго буду лежать отдыхать эту неделю. Можно сидеть корпеть пять-шесть месяцев над одной работой, которая будет стоить 20-30 тыс., или за этот срок нарезать ширпотреба на 100 тыс. Но когда у меня получается технически сложная и красиваявещь, появляется чувство удовлетворения, что это я сделал, что это оценят и никто повторить несможет". По словам Сергея Сильченко, на выставках люди обычно не видят разницымеждудешевыми и дорогими работами, но тянутся именно к изделиям, которыеотличаютскрупулезность исполнения, насыщенность деталями, в которых чувствуется душевный настрой художника.
Итак, на что стоит обратить внимание при выборедорогойработы? Одним из важных показателей является проработанность изделия, то есть насколькоискусно автор сумел выполнить мелкие детали, например листья деревьев, шерсть животных и т. д. Также стоит поинтересоваться, выполнено ли произведение из единогокуска, либо автор склеил его из мелкихкусочков. Первое будет цениться выше за счет большей стоимости материала. Кроме того, работа над таким произведением более трудоемкая: на его изготовление может уйти несколько месяцев, а то и лет. "Своиработы я всегда делаю из единого куска. Беру кусок бивня, изучаю его, недели две придумываю сюжет. Потом в голове начинаю этотсюжет встраивать в имеющийся кусок материалас учетом трещин и сколов. И только после того, как я представлю готовую работу, яначинаю резать, пилить, сверлить. Кстати, как правило, две недели уходит только на обрубовку бивня, когда создается грубая модель будущей работы. Если бы я хотелоблегчить себе работу, то делал бы компонованные вещи, склеенные из кусков. Этозанимало бы вчетверо меньше времени, было бы легчеи стоило бы дешевле, соответственно, продавалось бы быстрее. Но это неинтересно, это ширпотреб, конвейер, так китайцы в Гонконге делают. В такихизделиях нет души", - говорит Николай Логвинов.
Удорожает изделие ииспользование драгоценных металлов, камней, редких сортов дерева. Важной ценовой составляющей является имя автора. В настоящеевремя есть целый ряд зарекомендовавших себя художников. ПомимоНиколая Логвинова это Олег Лохов, Николай Буторин, Геннадий Осипов, Владимир Баландин, Николай Зачиняев, Валерия Мокеева, Сергей Воронов и другие. Произведения этихмастеров уникальны. "Например, в произведениях питерской художницы Валерии Мокеевой и ее учеников интересно сочетаются бивень и бронза. Художник Владимир Баландин использует органичное соединение бивня с карельской березой. Московский скульптор Николай Логвинов создает высокохудожественные произведения из бивня мамонта и натурального янтаря. Эту технику пока никто не смог повторить", - рассказывает Сергей Сильченко.
"К сожалению, веккосторезов не велик: примерно к 30-33 годам они достигают мастерства, а уже в 40 летмногих их них начинают подводить глаза", - сетует Федор Шидловский. Таким образом, количество работ выдающихся мастеров, учитывая большие затраты времени наизготовлениеодногопроизведения, ограничено, что вдальнейшем будет способствовать росту стоимости. Кроме того, даже если автор решит сделать копию собственной работы, то у него все равно получится самостоятельное произведение. Так что каждоеизделие из бивня мамонта уникально.
Модель парусника (цена 750 тыс. руб)
Как правило, авторы не сотрудничают напрямую спокупателями, у них просто нет времени, чтобы заниматься продажами своих работ. Приобрести изделия можно в художественных галереях, интернет-магазинах , на выставках. Кроме того, можно попросить изготовить произведение на заказ. "Когда клиент заказывает у нас работу из бивня мамонта, мы сначала готовим графический эскиз, затем делаем модель из пластилина, потом из дерева итолько после этого беремся за кость", -рассказывает Федор Шидловский. Правда, при заказе изделия (особенно если вы хотите работу определенного автора) придется постоять в очереди. Например, Федор Шидловский признается, что у его компании заказов на два с половиной года вперед.
Выбирая изделие, стоит также довериться собственному вкусу и предпочтениям. Так, охотники часто выбирают статуэтки со сценой охоты, рыбаки - рыб. Кроме того, различают несколько приемов резьбы по кости - ажурную, рельефную, объемную и гравировку, каждый из них обладает собственным неповторимым духом.
Охотники на мамонтов
Работы из бивня мамонта пользуются большой популярностью не только в России, нои за рубежом. Однако если до 2005 года основными покупателямибыли иностранцы, то сейчасстремительно растет спрос внутри страны. "Востребованность изделий из бивня мамонта являетсячем-то вроде индикатора состояния экономики страны. Кактолькочеловек понимает, что может себя прокормить, одеть и купить все необходимое, у него растет тяга к прекрасному, он начинает приобретать произведения искусства", - говоритФедор Шидловский.
Большинство покупателей эксклюзивных работ предпочитают оставаться инкогнито и действуют через своих агентов. Это топ-менеджеры банков, нефтяных, металлургических и других крупных компаний. Так, один из участников рынка рассказал, что коллекцию произведений из бивнямамонтаимеет владелец "Металлоинвеста" Алишер Усманов и глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
Кроме того, по словам Федора Шидловского, наметилась еще одна положительная тенденция. Если раньше изделия из бивня мамонта кто-то покупал, чтобы преподнести их в качестве VIP-подарков , то сейчас люди стали больше приобретать для себя. "Первые покупают обычно в спешке, они не разборчивы, им главное - уложиться в определенную сумму, вторыеже - более требовательны, для них цена не главное. Именно такие клиенты нам более дороги, так как они действительно ценят наше искусство", - говоритФедор Шидловский.
Проблемы и риски
"Соколиная охота" (780 тыс. руб), выполненная художником Сергеем Вороновым
Как и любой вид инвестиций, покупка изделий из бивня мамонтанесет в себе ряд рисков. Такие работы довольно капризны. Если их неправильно хранить, на них могут появиться трещины. "Бивень боится двух вещей: высокой температуры и влаги. Если статуэтка будет стоятьна окне, накамине илирядом с бассейном, со временем она будет испорчена", - говорит Сергей Сильченко. Чтобы сохранить произведение, его нужнодержать в помещении сумеренной температурой и влажностью или в витрине.
Стоит также опасаться подделок. За бивень мамонта мошенники могутвам выдавать другую кость, напримеррог лося. Однако в отличие от бивня рог имеет пористую структуру. "Легче всегоперепутать бивеньмамонта с бивнем слона: на поперечном срезе того и другого есть сетка. Однако у кости слона линии пересекаются под тупым углом, а у кости мамонта - под острым. Кроме того, бивеньмамонта имеет более фактурную корку", - говорит менеджеркомпании "Норд-комплекс" Антон Посещенный. У пластмассы и костной муки, с которыми также можно спутать бивень мамонта, такой структуры нет. Нужно отметить, что многие магазины, имеющие постоянных состоятельных клиентов и дорожащие своей репутацией, дают гарантию качества изделия.
Запутать покупателя может и ценообразование на произведения из бивня мамонта. "В некоторых магазинах и галереях довольно сложно узнать цены на изделия из бивня. Ценообразование не подчинено никаким законам. Некоторые продавцы прекраснопонимают, что такой товар во многом уникален, а материал редкий. И перед тем как назвать цену, продавец изучаетпокупателя, оценивает его покупательскую способность. Не надо спешить с покупкойхудожественныхпроизведений из бивня мамонта у первого же продавца. В первую очередьнужно обратить внимание на наличие цены, узнать у продавца имя автора работы, технику исполнения. Можнопосмотреть на похожие изделия у других продавцов, сравнить их. В целом этот рынок в России еще не сложился, поэтому на похожие изделия у разных продавцов цены могут отличаться на порядок", - предупреждает Сергей Сильченко.
Еще одна проблема, с которой может столкнуться инвестор иликоллекционер, - это поиск покупателя при желании продать произведение. "Ценителей изделий из бивня мамонта пока очень мало, рынок довольно узкий. Чтобы перепродать произведениев частную коллекцию, придется немало потрудиться", - замечает Антон Посещенный. По его мнению, покупка изделий из бивня, скорее, долгосрочная инвестиция - для тех, кто готов ждать формирования более широкого рынка. Впрочем, отмечает Федор Шидловский, если произведение действительно высокохудожественное и сделано известным мастером, покупатели найдутся всегда.
Нынешняя нераскрученность изделий из бивнямамонта лишь увеличивает привлекательность финансовыхвложений. Известно ведь, что наибольшую выгодуот инвестиций получает тот, кто первым улавливаетновыйтренд.