Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Место для взлетов и посадок

Фото: SXC

Н

овый аэропорт в Иркутске, разговоры о строительстве которого ведутся уже несколько десятилетий, решено строить в поседке Поздняково, расположенном в 24 км от областного центра. Об этом сегодня заявил журналистам и. о. губернатора Иркутской области Игорь Есиповский, находящийся в Омске. Но против этой площадки пока выступает Минтранс.

По словам Есиповского, проектирование нового международного грузо-пассажирского аэропорта начнется в этом году. Авиагавань будет построена по современным технологиям, с двумя взлетно-посадочными полосами. "Думаю, что через восемь лет мы его все-таки введем в эксплуатацию в полном объеме", - спланировал Есиповский. Аэропорт Иркутск Новый будет состоять из аэродрома класса «А» с пассажирским и грузовым перроном, объектами системы посадки и радионавигации, служебно-технической территории, аэровокзального комплекса и подъездных автодорог. Предварительная стоимость строительства аэропорта составит 23 млрд 153 млн рублей. Глава Федерального агентства воздушного транспорта РФ (Росавиация) Евгений Бачурин заявлял, что агентство оценивает инвестиции в строительство нового аэропорта Иркутска за чертой города в 30 млрд рублей. Для строительства аэродромной инфраструктуры (в том числе ВПП, рулежных дорожек и др.) потребуется порядка 15 млрд рублей - эту часть должно будет взять на себя государство, и столько же средств нужно для строительства аэропортовых объектов. Впрочем, все эти цифры - предварительные, поэтому окончательно оценить затраты на строительство аэропорта пока не представляется возможным.

Зато можно оценить главный риск нового проекта. Дело в том, что площадка под размещение аэропорта, выбранная врио губернатора, не устраивает Минтранс РФ. Как писала иркутская газетаонкурент" в начале мая, на рабочих совещаниях в Иркутской области и Игорь Есиповский, и главный федеральный инспектор по Усть-Ордынскому Бурятскому округу Виктор Головачев высказались за размещение аэропорта в селе Поздняково. Этот же варинат поддержал и полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин, будучи с визитом на Иркутском авиационном заводе. А вот замминистра транспорта России Андрей Недосеков, наоборот, выступил против этой площадки, сославшись на то, что ведомство поддержало бы размещение аэропорта в других местах, но только не в Позднякове. Категоричность министерства, по мнению экспертов, объясняется высокой затратностью строительства новой аэрогавани в районе этого села. Как ранее сообщал генеральный директор ОАО "Иркутскгражданпроект" (института - разработчика проекта обоснования инвестиций проекта Иркутск Новый) Андрей Макаров, в этом случае необходимо будет построить 60 км железнодорожной ветки и керосинопровода с переходом через Ангару, новую ЛЭП, автодороги и мосты. По информации "Конкурента", Минтранс угрожал тем, что лишит аэродром Иркутск Новый федерального финансирования.

Как сообщал журнал "Эксперт", споры о месте размещения нового аэропорта в Иркутске ведутся не один десяток лет [1]. Дело в том, что действующий аэропорт Иркутск - один из крупнейших международных аэропортов Сибири и Дальнего Востока, имеющий статус государственного предприятия и относящийся к аэропортам федерального значения, - находится в черте города. Что создает массу неудобств как для жителей Иркутска, так и для летчиков, вынужденных совершать сложные маневры для вылета или посадки в аэропорту. Кроме того, соседство с Иркутским водохранилищем приводит к тому, что аэрогавань часто оказывается закрыта из-за туманов. Специалисты подчеркивают и орнитологическую небезопасность действующих воздушных ворот Иркутска. Катастрофа А-310 , случившаяся в июле 2006 года в Иркутске, вновь актуализировала вопрос о строительстве нового аэропорта. Но предыдущая администрация региона, которую возглавлял Александр Тишанин, не смогла выбрать площадку для его строительства, которая бы устроила и федеральные министерства, и местные компании, в частности "Иркут". До недавнего времени на рассмотрение специалистов выносились три варианта - площадки в пади Ключевой (против выступал "Иркут", поскольку там проходят тестовые полеты самолетов завода), на Белой (в 100 км от Иркутска, что было неприемлемо), а также в Позднякове. Вариант с расширением возможностей действующего аэропорта тоже не отвергался, но был скорее запасным.

Очевидно, что в данном случае выбор площадки для строительства сделан в интересах Минобороны и авиазавода "Иркут". Последние изначально выдвигали свою площадку - аэропорт гарнизона "Белая" в Усольском районе. При этом отмечая, что готовы поддержать любой из вариантов, кроме пади Ключевой, поскольку строительство нового аэропорта в ней лишит завод возможности выполнять полеты в зоне испытаний воздушных судов. Между тем именно размещение новой аэрогавани в Ключевой всеми специалистами рассматривалось как наиболее экономически эффективное.

Ссылки

  • [1] http://www.expert.ru/printissues/expert/2008/21/aeroport_razdora/

Комментарий эксперта

Сергей Босхолов

депутат Законодательного собрания Иркутской области, экс-депутат Госдумы РФ

Я предупреждал Тишанина и его первого заместителя Параничева о том, что падь Ключевую не утвердят. Там находится зона тренировочных полетов Иркутского авиазавода, предприятие развивается, строит все больше самолетов. Где же они должны проводить испытания? Кроме того, поблизости создан Международный центр по обогащению урана. Да и вообще, если бы Тишанину удалось реализовать фантастический проект агломерации городов, то аэропорт оказался бы в центре мегаполиса. То есть вновь встал бы вопрос о его переносе. Единственным плюсом пади Ключевой является ее близость к Ангарску и Иркутску.

О площадке же в Позднякове лучше даже не думать - она худшая из всех. Даже аэродром "Белая" привлекательнее Позднякова стократ, хотя чтобы его использовать, необходимо передислоцировать воинскую часть, да и далековат поселок Средний от Иркутска - 80 километров. Поздняково рассматривали и в 90−х, но эту площадку не согласовало Минобороны. Во-первых , рядом ракетные части, кросс-полярные перелеты совершать нельзя. Передислоцировать части - это огромные деньги. Плюс ко всему там очень сложный рельеф местности. Рассматривать в качестве площадки под строительство аэропорта Поздняково - пустая трата времени, все равно придется возвращаться к Усть-Орде и к аэропорту международного класса, у которого уже есть название - Байкал.

Лучшей площадки, чем под Усть-Ордой , для строительства нового аэропорта не найти. Это 56−й километр Якутского тракта, 10 километров от поселка Усть-Ордынского , огромное поле, примерно 10 квадратных километров, никаких лесов, вообще ни деревца, рельеф ровный, можно строить сколько угодно полос, хоть целых 20. К тому же там никогда не бывает туманов, безопасность полетов полностью соблюдается, вблизи нет никаких населенных пунктов. Вопрос расстояний тоже рассматривался и был решен. За Ангарском предполагалось построить мост через Ангару и приблизить таким образом Усть-Орду и к Ангарску, и к Усолью. То есть аэропорт бы находился примерно в 50 километрах от всех этих населенных пунктов. Кроме того, мост бы решил и другие задачи, например по разгрузке действующих магистралей.

(По материалам газеты «СМ. Номер один»)

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |