овый аэропорт в Иркутске, разговоры о строительстве которого ведутся уже несколько десятилетий, решено строить в поседке Поздняково, расположенном в 24 км от областного центра. Об этом сегодня заявил журналистам и. о. губернатора Иркутской области Игорь Есиповский, находящийся в Омске. Но против этой площадки пока выступает Минтранс.
По словам Есиповского, проектирование нового международного грузо-пассажирскогоаэропорта начнется в этом году. Авиагавань будет построена по современным технологиям, с двумя взлетно-посадочными полосами. "Думаю, что через восемь лет мы его все-таки введем вэксплуатацию вполном объеме", -спланировал Есиповский. Аэропорт Иркутск Новый будет состоять из аэродромакласса «А» с пассажирским и грузовым перроном, объектами системы посадки и радионавигации, служебно-техническойтерритории, аэровокзальногокомплексаиподъездных автодорог. Предварительная стоимость строительства аэропортасоставит 23 млрд 153 млн рублей. Глава Федерального агентства воздушного транспорта РФ (Росавиация)Евгений Бачурин заявлял, что агентство оценивает инвестиции в строительство нового аэропорта Иркутска за чертой города в 30 млрд рублей. Для строительства аэродромной инфраструктуры (в том числе ВПП, рулежных дорожек и др.) потребуетсяпорядка 15 млрд рублей - эту часть должно будет взять на себя государство, и столько же средств нужно для строительства аэропортовых объектов. Впрочем, все эти цифры - предварительные, поэтомуокончательно оценить затраты на строительство аэропорта пока не представляется возможным.
Зато можнооценить главный риск нового проекта. Дело в том, чтоплощадка под размещение аэропорта, выбранная врио губернатора, не устраивает Минтранс РФ. Как писала иркутская газета "Конкурент" вначале мая, на рабочих совещаниях в Иркутской области и Игорь Есиповский, и главный федеральный инспектор по Усть-Ордынскому Бурятскому округу Виктор Головачев высказались за размещение аэропорта в селе Поздняково. Этот же варинат поддержал и полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин, будучи с визитом на Иркутском авиационном заводе. А вот замминистра транспорта России Андрей Недосеков, наоборот, выступил против этой площадки, сославшись на то, что ведомство поддержало бы размещение аэропорта в других местах, но только не в Позднякове. Категоричность министерства, по мнению экспертов, объясняется высокой затратностью строительства новой аэрогавани в районе этого села. Как ранее сообщал генеральный директор ОАО "Иркутскгражданпроект" (института-разработчика проекта обоснования инвестиций проекта Иркутск Новый) Андрей Макаров, в этом случае необходимо будет построить 60 км железнодорожной ветки и керосинопровода с переходом через Ангару, новую ЛЭП, автодороги и мосты. По информации"Конкурента", Минтранс угрожал тем, что лишитаэродромИркутскНовый федеральногофинансирования.
Как сообщал журнал "Эксперт", споры о месте размещения нового аэропорта в Иркутске ведутся не один десяток лет [1]. Дело в том, что действующий аэропорт Иркутск- одиниз крупнейших международных аэропортов СибирииДальнего Востока, имеющий статус государственного предприятия и относящийся к аэропортам федерального значения, - находится в чертегорода. Что создает массунеудобств как для жителей Иркутска, так и для летчиков, вынужденныхсовершатьсложные маневры для вылета или посадки в аэропорту. Кроме того, соседство с Иркутскимводохранилищемприводит к тому, что аэрогавань часто оказывается закрытаиз-за туманов. Специалисты подчеркивают и орнитологическую небезопасность действующихвоздушных воротИркутска. Катастрофа А-310 , случившаяся в июле 2006 года в Иркутске, вновь актуализировала вопрос о строительстве нового аэропорта. Но предыдущая администрациярегиона, которую возглавлял Александр Тишанин, не смогла выбрать площадку для его строительства, которая бы устроила ифедеральные министерства, и местные компании, в частности "Иркут". До недавнего времени на рассмотрение специалистов выносились три варианта - площадки в пади Ключевой (против выступал "Иркут", поскольку там проходят тестовые полеты самолетов завода), на Белой (в 100 км от Иркутска, что было неприемлемо), а также в Позднякове. Вариант с расширениемвозможностей действующего аэропорта тоже не отвергался, но был скорее запасным.
Очевидно, что в данном случае выбор площадки для строительства сделан в интересах Минобороны и авиазавода "Иркут". Последние изначально выдвигали свою площадку - аэропорт гарнизона "Белая" в Усольском районе. При этом отмечая, что готовы поддержать любой из вариантов, кроме пади Ключевой, поскольку строительствонового аэропортав ней лишит завод возможности выполнять полеты в зоне испытаний воздушных судов. Между тем именно размещение новой аэрогавани в Ключевой всеми специалистами рассматривалось как наиболееэкономически эффективное.
депутат Законодательного собрания Иркутской области, экс-депутат Госдумы РФ
Я предупреждал Тишанина и его первого заместителя Параничева о том, что падь Ключевую не утвердят. Тамнаходится зона тренировочных полетов Иркутскогоавиазавода, предприятие развивается, строит все больше самолетов. Где же они должныпроводитьиспытания?Кроме того, поблизости создан Международный центрпо обогащению урана. Да и вообще, если бы Тишанину удалось реализовать фантастический проектагломерации городов, то аэропорт оказался бы в центре мегаполиса. То есть вновь встал бы вопрос о его переносе. Единственным плюсом падиКлючевойявляетсяееблизость к Ангарску и Иркутску.
О площадке же в Позднякове лучше даже не думать - она худшая из всех. Даже аэродром "Белая" привлекательнее Позднякова стократ, хотя чтобы его использовать, необходимо передислоцировать воинскую часть, да и далековат поселок Средний от Иркутска - 80 километров. Поздняково рассматривалии в 90−х, но эту площадку не согласовалоМинобороны. Во-первых , рядомракетные части, кросс-полярные перелеты совершать нельзя. Передислоцировать части - это огромные деньги. Плюс ко всемутам оченьсложныйрельефместности. Рассматривать в качестве площадки под строительство аэропортаПоздняково - пустая трата времени, все равно придется возвращаться кУсть-Ордеикаэропорту международного класса, у которого уже есть название - Байкал.
Лучшей площадки, чем под Усть-Ордой , для строительства нового аэропорта не найти. Это 56−йкилометр Якутского тракта, 10 километров от поселка Усть-Ордынского , огромное поле, примерно 10 квадратных километров, никаких лесов, вообще ни деревца, рельеф ровный, можно строить сколько угодно полос, хоть целых 20. К тому же там никогда не бывает туманов, безопасность полетов полностью соблюдается, вблизи нет никаких населенных пунктов. Вопрос расстояний тоже рассматривался и был решен. За Ангарском предполагалось построить мост через Ангару и приблизитьтаким образом Усть-Орду и к Ангарску, и к Усолью. То есть аэропортбы находилсяпримернов 50 километрах отвсех этих населенных пунктов. Кроме того, мост бы решил и другиезадачи, например по разгрузке действующих магистралей.