Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Изготовившиеся к процветанию

Создать механизмы устойчивого роста региональной экономики - главная проблема краевых властей. О подходах к ее решению рассказал председатель департамента экономического развития аппарата правительства Пермского края Максим Шейфель

Максим Шейфель

Максим Шейфель

Фото предоставлено администрацией Пермского края

Три года вместе

- Максим Николаевич, для начала хотелось бы узнать, как идет ход объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого округа? Вы оттого что пионеры на этом пути. Прошло три года. Завершена ли экономическая интеграция субъектов? Как в результате изменился совокупный экономический потенциал?

- Если распространяться из того, что принят корпоративный трехлетний бюджет, то экономическая интеграция завершена. Однако служба по налаживанию административных связей ещё ведется. Что касается потенциала, он однозначно увеличился, например, за счет больше интенсивного использования имеющихся в Коми лесных ресурсов. Там в текущее время на бюджетные средства строятся дороги, связывающие лесосеки с точками переработки древесины, возводится мостовой переход посредством реку Березовая. Правительство края ведет переговоры с инвесторами по поводу строительства в округе мощного деревоперерабатывающего производства. Стоимость реализации этого проекта составит немного десятков миллионов долларов.

- Кстати, как объединение повлияло на бюджетную обеспеченность Коми?

- Она, как и оклады работников, занятых в бюджетной сфере, увеличилась на 15-20 процентов. Средняя же заработная плата выросла без малого на треть.

- А каковы темпы роста экономики края в целом?

- Если сравнивать результаты за первые четыре месяца текущего года с данными за аналогичный отрезок времени 2007−го, разрешается сказать, что объем промышленного производства увеличился почти на четверть, налоговые поступления - больше чем на треть, а товарооборот - на 17 процентов.

- За счет чего достигнуты такие результаты?

- Факторов много. Например, сниженный с 24 до 20 процентов налог на прибыль. Такого серьезного шага навстречу инвесторам не сделал ни единственный прочий русский регион. Сегодня мы с полным основанием заявляем: у нас нагрузка на коммерциал минимальная. Аналогичная обстановка со стоимостью выкупа земли - она составляет всего полтора процента от кадастровой стоимости.

- Но потому как от этого наверно снижаются доходы краевого бюджета?

- Зато мы получаем дополнительные аргументы в конкуренции с другими регионами за инвестиции, квалифицированные кадры, федеральные монеты и другие ресурсы.

Цели определены, задачи поставлены

- В Пермском крае ведется большая проектная работа, а вот реализация проектов отстает. Чем объясняется эдакий дисбаланс?

- Первые несколько лет затем прихода команды нынешнего главу администрации области были потрачены на целеполагание - разработку системы целей и задач. Сегодня мы имеем детальную схему территориального планирования Пермского края. Она принята краевым правительством и проходит завершающие этапы согласования на федеральном уровне. Мы стремимся свершить тот самый протокол живым - с понятным ресурсным обеспечением и реальными сроками поэтапного исполнения.

- И когда будет закончена разработка долгосрочной, до 2015-2020 годов, стратегии развития края?

- Надеюсь, что в этом году. Мы предусматриваем обязательное участие в этом процессе ведущих региональных бизнес-групп : у них есть собственные инвестпрограммы, от которых прямо зависят ориентация и динамика развития того или иного муниципального образования.

- Экономика Пермского края имеет жутко диверсифицированную структуру. Тем не менее ее индустриально-сырьевой нрав очевиден. Предполагает ли стратегия развития модифицирование вектора?

- Действительно, основополагающими для региона являются нефтяная отрасль с годовым объемом производства 68 миллиардов рублей и химическая промышленность, которая производит продукции более чем на 56 миллиардов в год. Думаю, что разрушать структуру краевой экономики в натуральный миг нецелесообразно. Другое дело, что нужно творить условия для приоритетного развития несырьевых отраслей. В их числе, соответственно нашему анализу, оптовая и розничная торговля, машиностроение, химия и нефтехимия с более глубокой, чем сейчас, переработкой, металлургия, легкая промышленность, строительство, фабрика и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, а кроме того финансовая деятельность.

Развивать в приоритетном порядке ещё нужно сильные территории, имеющие высокую инвестиционную привлекательность и обладающие значительными ресурсами, по иному потенциальные "точки роста" станут проблемными местами. Оптимальный дорога - вовлечение частных компаний, заинтересованных в развитии коммерциала на этих территориях, например, туристического, как в Губахинском, Ильинском и Чайковском районах.

В этом смысле сильно важна работа краевых властей по привлечению инвестиций, созданию новых бизнесов и инфраструктуры, необходимой для форсированного развития "точек роста". Одной из них мы определили городок Чайковский, где в начале июня прошло специальное выездное совещание краевого правительства.

Недавно было принято заключение об открытии инвестиционного офиса в Москве, сквозь тот, что мы будем информировать о наших проектах заинтересованные круги. Создать привлекательные условия для инвесторов недостаточно, нужно еще, чтобы они об этом узнали.

- Какие сроки вы считаете реальными для ослабления зависимости пермской экономики от сырьевых отраслей?

- Планировать конкретные сроки для осуществления до того масштабных преобразований мы не можем - они зависят от множества факторов, воздействие которых тяжко учесть. Единственное, что разрешено сказать, близки к завершению конкретные планы развития таких кластеров, как строительство, машиностроение и финансовые институты.

- Для достижения поставленных целей нужны кадры, и раньше всего, видимо, нужны люди с рабочими специальностями. А с этим во всей стране большие сложности. Как эту проблему решаете вы?

- Через агрегат регионального заказа. В прошлом году в крае таким образом было подготовлено более 63 тысяч мужчина по 150 специальностям начального и среднего профобразования. При этом заказ, который впервой размещался на конкурсной основе, был выполнен на 96 процентов.

Пристальное участливость также уделяется использованию инновационных технологий и повышению производительности труда.

- А как вы стимулируете инновационный спрос со стороны компаний реального сектора?

- На базе многих пермских предприятиях работают научные центры, разрабатывающие передовые технологии. Только что во втором чтении принят региональный Закон об инновационной деятельности. В профильном министерстве краевого правительства разрабатывается система целевой программы инновационного развития региона с горизонтом планирования до 2015 года. Создается база технологических запросов индустриальных предприятий - перечень актуальных проблем, при решении которых необходимо участие научных организаций и краевых властей. Сформированы 44 инвестиционные площадки, инфа о которых размещена на сайте www.invest-perm.com. Крупные инвестиционные проекты сопровождаются правительством края.

Его зовут "Белкомур"

- Среди проектов есть и крайне капиталоемкие инфраструктурные.

- Самый значимый план на территории края, который может кардинально изменить его облик, называется "Комплексное экономическое и инфраструктурное формирование территорий Республики Коми, Пермского края и Архангельской области". Его еще лаконично называют "Белкомур" - такое имя носит изрядный ж-д проект. Средства на его реализацию в размере 100 миллиардов рублей планируется заполучить из федерального бюджета.

"Белкомур" даст выход из транспортного тупика Березниковско-Соликамского промышленного узла, соединив железнодорожной магистралью Соликамск, Гайны и Сыктывкар. Таким образом будет создана инфраструктурная основа для долгосрочного роста экономики северных территорий, а значит, для комплексного освоения новых экономических районов и доступа к новым источникам природных ресурсов. (Дополнительный материал читайте на стр. ***.)

- В какой стадии находится реализация "Белкомура"?

- Создана уполномоченная компания, которая выступит заявителем данного проекта на краевом и федеральном уровнях. Определен пул частных предприятий, готовых вложить в проект в общей сложности более 300 миллиардов рублей. Это ОАО "Березниковский содовый завод", "Сильвинит", "Уралкалий", "Азот", "ЯрегаРуда", "Соликамскбумпром", а также "ВСМПО-Ависма" , ОООода-хлорат" и ЗАО "Северсталь-Ресурс". В апреле 2008 года подписано соглашение с ОАО "Российские железные дороги", в соответствии с которым реализация "Белкомура" будет скоординирована с мероприятиями, предусмотренными генеральной схемой развития железнодорожного транспорта на период до 2010 и 2015 года.

- Что вы считаете самым важным достижением в социально-экономическом развитии края за последние три года - с момента прихода нынешней команды?

- Это в прошлом всего подъем экономики, обеспечивающий бюджетный профицит, а также создание четких принципов распределения дополнительных средств. Ключевое важность для повышения инвестиционной привлекательности Пермского края имела, на мой взгляд, реализация проекта "24-20" - понижение ставки налога на польза предприятий и организаций с 24 до 20 процентов. Мы начали переход к одноканальному финансированию лечебных учреждений, чтобы они получали гроши через страховые компании, призванные контролировать свойство оказания услуг и соблюдение стандартов лечения. При таковой системе у лучших врачей, поликлиник и больниц появится вероятность принять больше пациентов, а значит, больше заработать.

Из инфраструктурных проектов стоит наречь запуск в начале 2007 года Красавинского моста через Каму: в эти дни бОльшая доля транзита идет в объезд Перми, за счет чего снижается напряженность внутригородского трафика.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |