Появление в III квартале 2008 г. коммерческих сетей "третьего поколения" (3G) даст шанс вымирающемурынкумобильного контента. Эксперты ожидают массовых поглощений VAS-провайдеров сотовыми операторами. На рынке останется ограниченное числокомпаний, планирующих увеличить продажи специализированных услуг, требующих высокоскоростного доступа в интернет с мобильных телефонов.
Темпы роста VAS-рынка (рынка мобильных неголосовых сервисов)замедляются. Все опрошенные CNews эксперты оценивают их в 35-50%, отмечая, что еще пару лет назад они составляли 250-500% в год. Бывший источник роста - кастомизационный контент (рингтоны, картинки) - резко сдает свои позиции. Например, доля услуг кастомизациив структуре доходовкомпанииконтент-провайдера INFON составила 39% в2007 г. и 31% в I квартале 2008 г.
Тенденция снижения роста наметилась в связи с насыщением рынка простым развлекательным контентом, уверены рыночные игроки. Пользователи научились скачивать мелодии и картинки для мобильных телефонов из интернета бесплатно. Увеличение числателефонов, позволяющих просматривать видеоролики, скачивать из сети полноразмерные музыкальные композиции и просматривать потоковое видео, привело к тому, что вслед за сотовыми операторами ставку наразвитие сетей "третьего поколения" делают контент-провайдеры.
Так, Кирилл Петров, управляющий директор компании i-Free, полагает, что появление 3G может сильно стимулировать спрос на контент. Однако пока серьезным барьером для продвижения VAS-услуг нового образца, является высокая стоимостьтрафика. В качестве примера коммерческий директор "Авант-мобайл" Роман Романенко приводит ситуацию, сложившуюся с загрузкой"тяжелогоконтента" на мобильный телефон. На сегодняшний день стоимость одного MP3-трека составляет от $5 до $15, в цену входит отправка платного SMS($1-5) и оплата GPRS-соединения. По его словам, потоковое видео также не является пока конкурентоспособным сервисом, в Россиителеканалы можно смотреть практически бесплатно, и мобильные пользователи не будут платить за это деньги.
Для просмотра изображения кликните по этой ссылке.
Запуск 3G потребует от операторов серьезных изменений тарифной политики
Контентщики считают, что введение новых сервисов на базе 3G потребует серьезных изменений от сотовых операторов, касающихся тарификационных моделей. Кирилл Петров уверен, что обязательным для сотовиков будет внедрение условно безлимитных тарифов (flat rate), когда абоненту за разумныеденьги(не более 500 руб. в месяц) предлагается не менее1 Гб трафика, который он сможетиспользовать посвоему усмотрению.
В таких условиях сотовыеоператоры начинают менять политику в отношении VAS-провайдеров. КириллПетров отмечает, что сегодня сотовики понимают малоэффективность ставки на собственного агрегатора, и делают шаги по расширению сотрудничества с контент-провайдерами. "Например, Мегафон рассматривает возможность введения новых договоровCPA (cost per actions, плата за действие) с прогрессивной шкалой разделения доходов", - отметил он. Одним из шагов, как ожидают участники рынка, станет скупка контент-провайдеров с целью выхода на VAS-рынок сотовыми операторами. Так, "Билайн" уже приобрел"Ириком", а МТС активно сотрудничает с Next Media Group и ИММО.
Если сотовики начнут делиться интернет-трафиком сконтент-провайдерами, то рынок мобильного контентаможетвырастина 80-100 млн. долларов, - уверены представителикомпании "ГДМ-Групп". Более того, весь VAS-рынок будет поделен между сотовыми операторами и компаниями-агрегаторами, а независимых контент-провайдеров со временем останется крайне мало. По прогнозам участниковрынка, в течение трех лет могут остатьсяне более 20-25 компаний из 130. Аналитик Денис Кусков считает, что из ведущих 10 игроков рынкавыживут только 3-4 провайдера.