Россия пытается восстановить свой авторитет за счет конфликта в Карабахе : Азербайджан за неделю
Политика
Президент Ильхам Алиев утвердил состав правительства. В новом кабинете был сменен только министр экономического развития. Вместо ГейдараБабаева назначен Шаин Мустафаев, который до этого занимал должность первого заместителя министра налогов, а ранее вице-президента Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) по экономическим вопросам (ИА АПА).
Как отмечает ИА АзерТАдж, Азад Рагимов вновь утвержден министром молодежи и спорта, Эльдар Махмудов - национальной безопасности, ЭльмарМамедъяров - иностранных дел, Абульфаз Гараев - культуры и туризма, Али Аббасов - связи и информационных технологий, Фазиль Мамедов - налогов, ФикретМамедов -юстиции, Физули Алекберов - труда и социальной защиты населения, Гусейнгулу Багиров - экологиии природных ресурсов, Исмет Абасов - сельского хозяйства, Кемаледдин Гейдаров - по чрезвычайным ситуациям, Мисир Марданов - образования, Натик Алиев - по промышленности и энергетики, Октай Ширалиев - здравоохранения, Самир Шарифов - финансов, Рамиль Усубов - внутренних дел, Сафар Абиев - обороны, Зия Мамедов - транспорта и Явер Джамалов - оборонной промышленности. Глава государства назначил и заместителей премьер-министра. Первым заместителем вновь стал Ягуб Эюбов. Абид Шарифов, ЭльчинЭфендиев и председатель Госкомитета по работе с беженцами и вынужденными переселенцами Али Гасанов утверждены заместителями премьер-министра.
Как отметил "Эхо" парламентарий, член постоянной парламентской комиссии по экономической политике Назим Мамедов, назначение глав министерств - полномочие главы государства. "Я в целом положительно оцениваю политику обновления кадров. Мустафаев весьма опытный кадр, который работалзаместителем министра налогов и знаком со структурой". Впрочем, до назначения состава правительства частные эксперты высказывали различныеоценки. Как отметил до назначениясостава правительства "Эхо" глава Центра политических инноваций и технологий, политолог МубаризАхмедоглу, ожидалась смена глав министерств, которые азербайджанскаяпресса считала одиозными. При этом Ахмедоглу не исключил того, что до конца второго срокаправления президента Алиева полностью обновится весь состав Кабинета министров.
Национальный телерадиосовет (НСТР) Азербайджана намерен до конца года принять решение о прекращении вещания на национальных частотах программ радиостанций "Свобода", "Голос Америки" иBBC. Эту сенсационную новость в эксклюзивном интервью ИА "Туран" сообщил председатель НТРС Нуширеван Магеррамли. "На национальных частотах должны вещаться программы только национальных телерадиоструктур, это наша политика", - сказал Магеррамли. По его словам, НСТР проводит такую политикупоэтапно на протяжении последних лет. Так, вначале было прекращено вещание российских и турецких телеканалов, затем радиостанций этих стран. Далее было приостановлено вещание французской радиостанции. По его словам, в будущем предполагается также пересмотреть межправительственный договор о вещании в Азербайджане первого государственного телеканала Турции - TRT1. "Что касается программ радиостанций "Свобода", "Голос Америки" иBBC, то НСТР твердо намерен принятьдо конца текущего года окончательное решение по этому вопросу", - сказал Магеррамли.
Новый генсек Международной организации в защиту свободы прессы Жан Франсуа Жуйар дал интервью ИА "Туран", в котором оценил состояние прессы и свободы слова в Азербайджане. По словам главы "Репортеров без границ", нынешняя ситуация со СМИ в Азербайджане остается очень напряженной. "Четверо независимых и оппозиционных журналистов остаются за решеткой по обвинениям, которые не были подтверждены. Ситуация была столь тяжелой, что некоторые из осужденных проводили голодовку. Мы просим освободить Эйнуллу Фатуллаева, осужденного на 8,5 лет в октябре 2007 года и который подвергался угрозам и давлению в тюрьме, Ганимата Захидова, осужденного на 4 года в марте 2008 года, его брата Сакита Захидова, осужденного на 3 года тюрьмы в октябре 2006 года, и Мушвига Гусейнова, осужденного на 6 лет пообвинению в получении взятки. Мы были особенно обеспокоены ситуацией по делу корреспондента газеты "Азадлыг" Агиля Халила, на которого было совершено несколько покушений и который подвергался физическому и психологическому давлению за публикацию материалов о коррупции офицеров Министерства нацбезопасности", - отметил Жуйар. На вопрос, почему Азербайджан в этом году опустился в индексе на 11 мест изанял 150-е место, глава организации отвечает, что это снижение объясняется наличием четырех журналистов в тюрьме, инесколькими попытками убийства Агиля Халила и давлением на других журналистов. "Это значит, что, несмотря на заявления властей Азербайджана, состояние свободы прессы в странеухудшается. Вот почему мы призываем их начать диалог с прессой и отказаться от использования насилия", -отметил Жан Франсуа Жуйар.
В парламенте депутаты раскритиковали недавнее интервью Рустама Ибрагимбекова, опубликованное в Правде.ру. В нем драматург заявил, что "...в Баку нарушен нормальный ритм городской жизни". По его словам, это как демографическая катастрофа, "...город, в котором жили полтора миллиона человек, половина по каким-топричинам уехала, в том числе азербайджанцы, а вместо них приехало два миллиона людей, не подготовленных к городской жизни". Драматург заявляет, что "... каждая нация существует за счет своей элиты. Сейчас ее нет, и, самое главное, нарушен механизмее образования". Задетые заявлениями Ибрагимбекова парламентариипотребовали, чтобы драматург попросил извинения у азербайджанского народа ("525-я газета"). АкадемикЯгуб Махмудов подчеркнул, что данное интервью -прямое оскорбление всего азербайджанского народа, интеллигенции. Народоизбранник не исключил, что слова драматурга были искажены. По его словам, "в этом случае он должен дать разъяснение, а в противном случае извиниться". Критику в адрес драматурга такжевысказали парламентарии Асеф Гаджиев, Фезаиль Ибрагимли, Бахтияр Алиев и Низами Джафаров. Причем последний заявил, что "я разбираюсь в писательском делеи никогда не считал Р.Ибрагимбекова великим писателем". "Он не случайно, а умышленно высказал подобные мысли. Если он считает себя азербайджанцем, то долженпопросить прощения у своего народа". В свою очередь, народоизбранникАсеф Гаджиев подчеркнул, что в Азербайджане все же есть элита.
Прошедшие президентскиевыборывновьактуализировали темувнесения парламентом поправок в закон АР "О политических партиях". Закон "О политических партиях" был принят3 июня 1992 года, и сегодня нередко можно услышать мнения типа того, что многие пункты этого закона давно устарели и неотвечают требованиям Конституции, - пишет "Эхо". Один из функционеров правяшей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) СиявушНоврузов заявил журналистам, что подготовлены и переданы в Милли Меджлис ряд предложений по пересмотру закона "О политических партиях", в которых оговорен и вопрос государственного финансирования партий. Новрузов отметил, что правящая партия выступает за государственную поддержку только техпартий, которые выставили своих кандидатов на недавних президентских выборах. После этого заявления партии, не участвовавшие в выборах государства, заявили, что будут препятствовать принятию подобного закона всеми имеющимися у них возможностями.
А заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Али Гасанов заявил ИА 1news, что он тоже выступает за пересмотр закона "О политических партиях". По его словам, пора начать широкое обсуждение этой темы, посколькувопрос обновления закона назрел, ивообще это является требованием времени. "Этот вопрос уже длительное время обсуждается общественностью. На нынешнем этапе развития общества открытость источников финансирования политическихпартий и прозрачность их деятельности, демократичность их внутренней жизни, наличие условий для политического соревнования начинают приобретать важное значение для всех. Можно сказать, что таков политический заказ общества, и если найдутсятакие, кто захочет ему противостоять, они неизбежно будут смыты и отброшены с политической арены", - заявил Гасанов.
"Во-первых, я думаю, что пересмотр закона "О политических партиях" - вопрос уже давно назревший, - заявил в комментарии "Эхо" на эту тему директор Центра политинноваций и политтехнологий Мубариз Ахмедоглу. - Ведь он был принят еще при покойном президенте Абульфазе Эльчибее, аж в 1992 году!Представить только, сколько лет минуло с тех пор, сколько изменений пережила республика. И конечно же, закон того вида уже не соответствуетсовременным реалиям. Кстати, в нем и не было записано четко как, из каких источников должны финансироваться партии Азербайджана. И в этом смысле очень хорошо, что, судя по звучащим заявлениям, азербайджанская власть готовапринять на себя такую обязанность. Сегодня во всех цивилизованных странах политические силы материально поддерживаются из внутренних бюджетных доходов государств. А вовсе не из зарубежных источников". Я ожидал подобного поворотасобытий в нашей стране, говорит политэксперт. "Потому что с недавних пор наше государство взялось за организацию финансовой помощи прессе. Сейчас, кстати, готовитсяочень важный документ, согласно которому финансирование внутренних СМИ государство полностью возьмет на себя, - добавил Ахмедоглу. - Можно сказать, что уже полностью неправительственные организации Азербайджана финансируются из бюджета страны. Правда, общая сумма выделенная НПО, пока не очень велика. Но, думаю, тут нет проблемы, наверняка в ближайшие годы эта сумма вырастет до нужных размеров. В конце концов это дело должно было дойти до партий, и уже дошло".
Переговоры в Москве по Карабаху
2 ноября в подмосковном замке Майндорф состоялась трехсторонняявстреча президентов Азербайджана, России и Армении - ИльхамаАлиева, Дмитрия Медведева и Сержа Саркисяна. Как сообщает "Новости-Азербайджан", лидеры Азербайджана и Армении поручили главам МИД активизировать переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, говорится в декларации, подписанной по итогам трехсторонних переговоров. "В декларации отмечается, чтопрезиденты Азербайджана и Армениидоговорилисьпродолжитьработу в том числе в ходе дальнейших контактов на высшем уровне над согласованием политического урегулированиянагорно-карабахского конфликта", - сказал Медведев, зачитав декларацию. "Президенты Азербайджана и Армениипоручили своим министрам иностранных делактивизироватьдальнейшие шаги в переговорном процессе во взаимодействии с сопредседателями Минской группы ОБСЕ", - сообщил далее президент России. По его словам, создание условий для реализации мер поукреплению доверия стороны называют самойважнойзадачей. Инициатором организации нынешнего саммита стал президент РФ. Переговоры в подмосковном замке Майндорф продолжалисьврамках трехсторонней встречи более часа.
"Я ожидал от Москвы более решительных действий", - заявил в интервью "Эхо" глава Центра политических инноваций и технологий, политолог МубаризАхмедоглу. Несмотря на это, политолог отметил, что это новый этап в урегулировании карабахского конфликта. "До сих пор Армения настаивала на участии армянских сепаратистов в переговорном процессе. Асейчас уже никто не вправе требовать, чтобыпредставители "НКР" приняли участие в переговорах", - пояснил политолог. Одновременноэкспертуказал, что изменилась философияурегулирования конфликта. Ранее Минская группаОБСЕ и европейское сообщество считали, что вначале должны быть восстановлены экономические связи, а потом уже созданы условия для решения данного конфликта. "А в подписанной в Москве декларациисуть вопроса поставлена иначе. Смысл этого документа в том, что первоначально должен быть решен конфликт, и после этого стороны могут достичь региональной стабильности, регионального сотрудничества, и так далее. Кроме того, у этогодокумента естьконкретная цель. А это позволяет более убедительно заняться урегулированием конфликта", - продолжил Ахмедоглу. Экспертуказал, что до конца года можно ожидать еще одной встречи, которая состоится в трехстороннем формате. "Не исключено, что до конца сего года может быть подписан договор о выводе армянских войск из семи оккупированных районов, возвращении на эти земли азербайджанских вынужденных переселенцев. Возможно, после этогобудет открыта дорога Москва-Баку-Ереван", - отметил политолог. При этом эксперт такжене исключил, что в ближайшее время в Армении могут начатьсямассовыеакции протеста и даже произойти государственный переворот, с целью смещения Саркисяна. Но эти игры с Москвой не пройдут.
Политолог Расим Мусабеков считает, что подписанный в Москве документ служит интересам российской пропаганды (ANS-Press). "В этом документе ничего содержательного нет. Единственнымновшеством являетсятолькото, что все этапы переговорного процессадолжны быть подтверждены международными гарантиями. Но суть этоготакже не раскрывается. Единственно, что открыто отмечается Россией, так это то, что впервые за 15лет по НагорномуКарабахуподписывается какой-то документ". Политолог думает, что Россия предлагала президентам Азербайджана и Армении выразить свое отношение к ее предложениям в тотже день, но они на это не пошли. По мнению политолога, Ильхам Алиев и Серж Саркисян захотелидетально обсудить эти предложения со своимисторонниками: "Президент Азербайджана поедет в Турцию, а Саркисян во Францию. Кроме этого, главы обоих государств будут ждать итогов президентских выборов в США. Дело в том, что Азербайджан связывает свои надежды с победой Маккейна, аармяне ждут прихода Обамы". Поэтому Мусабеков считает, что стороны могут вернуться к российским предложениям толькопосле итогов выборов в США.
Как заявил глава пресс-службы МИД АР ХазарИбрагим, официальный Баку считает важной декларацию, подписанную ввоскресеньев Москве президентами Азербайджана, Армении и России. "Это очень важный документ, которыйотражаетвсе основные моменты переговоров, которые обсуждались между азербайджанской иармянской сторонами", - цитируют его Day.az. Как подчеркнул Хазар Ибрагим, подписанныйв Москве документ является первой декларацией, под которой стоят подписи президентов Азербайджана и Армении. Коснувшись статуса Нагорного Карабаха, Ибрагим отметил: "Статус Карабаха может быть определен в рамках территориальной целостностиАзербайджанской Республики только после того, как представители азербайджанской общины Нагорного Карабаха, являющиесяв настоящее время вынужденными переселенцами, вернутся в свои дома". Хазар Ибрагим подчеркнул, чтокарабахское урегулированиебудет осуществляться поэтапно. На первомэтапе армяне должны вывести свои войска с оккупированных земель.
Как отмечает ИА "Тренд", сопредседатели Минскойгруппы ОБСЕ не были допущены на встречу президентов Азербайджана, России и Армении для переговоров по решению конфликта в Нагорном Карабахе, хотя их на эту встречу приглашали, сказал один из сопредседателей Метью Брайза. По его словам, это не соответствует способам работы Минской группы ОБСЕ. Сопредседателей Минской группы на этой встрече не было, и декларацию они не обсуждали. Сопредседатель Минской группы от РФ Юрий Мерзляков комментарии даватьотказался.
А вот по мнению главы Партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли, Московская декларация состоит из общих слов, и в ней нетничего нового для урегулирования карабахского конфликта. Декларация по сути явилась отражением того, что устно говорилось на протяжении долгого времени ("Зеркало"). Касаясь роли России, Керимли расценил усилия Москвы как попытку улучшить имидж после августовских событий в Грузии. НастораживающимКеримли назвал то, что, несмотря на серьезные разногласия между РФ и США по событиям в Грузии, в отношении карабахского конфликта Москва и Вашингтон демонстрируют общую позицию. При этом онусмотрел угрозунавязывания Азербайджану определениястатуса НК путем проведения референдума. Из-за нерешительностиБаку вопрос о референдуме все еще остается в повесткедня переговоров. Как считает Керимли, официальный Баку должен найти в себе силы и исключить данный вопрос из обсуждений.
Лидер партии "Мусават" Иса Гамбар выразил мнение, что перехват Россиейинициативыв карабахском урегулировании не отвечает интересам Азербайджана. Оценивая декларацию, Гамбар назвал ее "коротким и неопределенным по содержанию документом". Вместе с тем он усмотрел в этом документе моментыдавления на Азербайджан, имея в виду ссылку на Мадридские предложения, предусматривающиепроведениереферендума в НК. Он призвал руководствоАзербайджана не поддаваться на давление. Вместе с тем И.Гамбар расценил подписание Алиевым декларации как отступление им от своей прежней позиции (ИА "Туран").
"Зеркало" отмечает: "Итак, подписание совместной декларации по НагорномуКарабаху фактически не ответилони на один из стоящих в обществе вопросов, зато породило множество новых. Прежде всего пока не видно того компромиссного варианта, на который могут согласиться и Баку, и Ереван. Пересечение позиций по этому вопросу почти нулевое, у сторон почти нет точек соприкосновения, поэтому и не видно серьезных перспектив для урегулирования. Анализ последнихсобытий вокруг данной проблемы показывает, что пока стороны конфликта неидут на взаимные уступки. И, разумеется, переговорына данный момент носят бессмысленный характер. Апротиворечия в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта все болееусугубляются. Таким образом, сложилась довольнопарадоксальная ситуация, когда приполном отсутствииполитической волиувластей АрмениииАзербайджана к принятию компромиссных, а значит, и непопулярныхрешений, мировые и региональныедержавы пытаются решить карабахский конфликт. Ведь решение данного конфликтаневозможно без уступок одной из сторон. Кроме того, подписанная в Москве декларация между Азербайджаном и Арменией считается не чем иным, какочередным раундом борьбы за влияние на мировую политику между Россией и Западом. И, как бы то ни было, ясно одно: до подведения итогов выборов в США каких-либо серьезных подвижек в урегулировании нагорно-карабахской проблемы не будет".
Российский политолог Александр Караваев в интервью "Эхо" выразил уверенность в том, что Россия пытается взять миротворческую инициативу в армяно-азербайджанскомконфликтепод своеуправление. "Если бы у Москвы не было планов по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, трехсторонная встреча, организованная по инициативероссийского президента Дмитрия Медведева, не состоялась бы". Такпрокомментировал в беседе с "Эхо" известный российский политолог Александр Караваев инициативу российского президента Дмитрия Медведева, в рамках которой 2 ноябряпрезидентыАзербайджанаИльхамАлиеви АрменииСерж Саркисян провели в Москве трехстороннюю встречу, посвященную мирному урегулированию армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. По словам российского политолога, в последнее время Россия проявляет активную миротворческую инициативупо отношению к урегулированиюармяно-азербайджанскогонагорно-карабахского конфликта. Это, как он сказал, происходит повсем понятным причинам. "В первую очередь, в настоящее время Россиядолжна продемонстрировать возможность мирного урегулирования конфликтов на фоне тех событий, которые произошли в Грузии, когда Россия поставила окончательную точку в отношениях с Абхазией иЮжной Осетией, в одностороннем порядке признав их независимость", - отметил политолог. Теперь же, по его мнению, требуется не продолжение военной линии, а новые варианты развития процессов в кавказском урегулировании, то есть мирный сценарий, учитывающий реалии отношений междуАзербайджаном и Арменией. Правда, по словам политолога, как бы там ни было, но в треугольной системе отношений Россия - Азербайджан - Армения ни о каком применении силы не может быть и речи. Однако при этом, как он сказал, вполне понятно, что процесс урегулированиянагорно-карабахскогоконфликта должен быть сдвинут с места. "Должно быть какое-то движение. И желательно, чтобы это движение было произведено по инициативе России, чтобы Москва оказалась лидером в этом миротворческом процессе", - отметил Александр Караваев. Впрочем, именно поэтому, по его словам, в новых условиях, в частности, после августовской войныинекоторого кризиса в российско-американских отношениях, Россия пытается взять миротворческуюинициативу в армяно-азербайджанском конфликте под свое управление. "Для карабахского урегулирования сточки зрения России нужно найти такой вариант, который с однойстороны позволил бы ей иметь продолжающиеся отношения, военно-политическоевлияние и проектыв Армении, ас другой не растерять позитивный потенциал наазербайджанском направлении, который был накоплен при президенте Владимире Путине. Это большая сложность, и Дмитрию Медведеву предстоит напряженное дипломатическое лавирование для разрешения этой проблемы", - подчеркнул Караваев. При этом он еще раз обратил внимание на то, что в рамках российскойинициативы обязательно должно быть продемонстрировано некоедвижение в урегулированиинагорно-карабахского конфликта. "Хотя бы должен быть сделан первый шаг, а первый шаг - это, безусловно, освобождение Арменией нескольких оккупированных азербайджанских районов", - напомнил российский политолог.
Вместе с тем, как указал политолог, те новыереалии, которые закладываются в настоящее время на Южном Кавказе, будут влиять на глобальную расстановку сил. "Ясно, что мировая система отношений находится в кризисе. Это абсолютно безусловно проявляется на региональном уровне, а поскольку процесс будет в дальнейшем разворачиваться таким образом, что будетпроизведенареформа ООН и более сложные глобальные процессы, Россия должна на региональном уровне не растерять ни партнеров, ни союзников, а как минимум увеличить их число. Поэтому дальнейшие переговоры покарабахскому урегулированию, скорее всего, будут происходить в синхронизации с российско-турецкими отношениями", - пояснил Караваев, добавив, что Турция станет еще одним из гарантов нагорно-карабахского урегулирования. Говоряо возможности прорыва, который может стать результатом трехсторонней встречи в Москве, Александр Караваев сказал "Эхо", что "прорыва ожидать следует, однако не надеяться на то, что он произойдет слишком быстро". "Скорее всего, будет намечена краткосрочная повестка на перспективу ближайших нескольких месяцев. Правда, произойдет это только в том случае, если в этот процесс не вмешаются какие-то обстоятельства. Это может быть новая волна активизации США на Южном Кавказе, хотя это произойдет только в первой половине 2009 года, когда новая американская администрация вступит в свои права. Либо произойдутещекакие-нибудь неприятные явления, например, новые удары мирового экономического кризиса. Именно эти факторы могут, и, скорее всего, внесут теили иные корреляции в эти планы. При всем этом, я четко понимаю, что если бы у Москвыне было планов по мирному урегулированию нагорно-карабахскогоконфликта, трехсторонняявстреча, организованная по инициативероссийского президента Дмитрия Медведева, не состоялась бы вообще", - заключил Александр Караваев.
На переговорах покарабахскому урегулированию наступает решающийэтап. В регионе нарастает напряженность, иРоссия пытается подтолкнуть лидеров Армениии Азербайджана к мирному соглашению с целью восстановления своего авторитета. Об этом в интервью Радио "Голос Америки" заявила Программный директор Международной кризисной группы Сабина Фрейзер. На вопрос, на чьей стороне будет Россия, если возобновятсявоенные действия, Фрейзер ответила, что Россия выступает в качестве гаранта безопасности Армении. "В случае возникновения нового противостояния Россия окажется в сложном положении. Правда, иу Азербайджана есть свои союзники. Но думаю, что создание на Кавказевторого очага конфликта было бы плохо, поэтому все будут думать только о мирном урегулировании. Если не использовать нынешнюю благоприятную ситуацию, Пражский процесс может полностьюостановиться. Возобновить его будет трудно, поэтому необходимы усилия всех сторон", - сказала Фрейзер.
По ее мнению, Азербайджан "не должен хвастаться своим военным бюджетом", ибо и Арменияэкономическиразвивается и повышаетвоенныерасходы. Вместе с тем Армения не должна думать, что время работает на нее и что де-факто независимость Нагорного Карабаха само собой превратится в реальность. Эксперт позитивно оценила визит президента Турции в Ереван. "Улучшение отношений между Турцией и Арменией полезно не только для этих стран, но и для всего региона в целом. Это сближение следует оценивать именно с точки зрения решения карабахской проблемы. Надеюсь, что Турция может выступать как полезный посредник", - сказала Фрейзер. По ее мнению, усиление международноговнимания к карабахской проблеме также является редким шансом, и такой возможности может больше не быть ("Зеркало").
Турцияво все времена будет считать Азербайджан братским государством и защищать его интересы. Об этом заявил журналистам посол Турции в Азербайджане Хулуси Кылыдж ("Эхо"). По его словам, именно как братская с Азербайджаном страна, Турция тогда закрыла границы сАрменией и по-прежнему не собирается их открывать до разрешения нагорно-карабахской проблемы". Вместе с тем турецкий дипломат отметил, что в его стране приветствуют предстоящую встречу в Москве президентов Азербайджана, России и Армении, придавая этим переговорам достаточно большое значение.
Азербайджан-Россия
"Зеркало" пишет: "Россия пытается наращивать свою роль и влияние как посредника в урегулировании проблем на Южном Кавказе. Именно как демонстрацию Россией своего влияния в данном регионе и стремление укрепить взаимодействие как с Азербайджаном, так и Арменией можнорасценить подписание Московской декларации. Передвстречей президентовв Москве создавалось такое впечатление, что якобы подготовлены какие-то решения и Россия торопится зафиксировать их. С другой стороны, согласие Баку и Еревана на встречу в Москве могло бы стать косвенным свидетельством о признании ими повышения роли России в делах региона. В этом аспектеподписание Московской декларации можно рассматривать как успехименно Кремля. России уговорила президентов Азербайджана и Армении встретиться друг с другом, и не где-нибудь, аименно в Москве..."
Москва с 2004 года готовила в Грузии реализацию того самого сценария, по которому она действовала в Азербайджане в 1993 году. С таким сенсационнымзаявлениемв интервью французской Le Monde выступил Андрей Илларионов, бывший советник Владимира Путина во время его президентства. "Целью России было свергнуть Саакашвили, войти в Тбилиси под прикрытием революции или государственного переворота, сопровождающегося вооруженными столкновениями. Такой сценарий уже имел место на Кавказе в 1990-х, и тогда за границей это мало кого беспокоило", - сказал Илларионов в интервьюLe Monde, напоминая о событиях 1993 года в Азербайджане.
"Эхо" пишет: "По сути дела, АндрейИлларионов оказался первым представителем российского политического истеблишмента, ктозаговорил вслух о "российском следе" в событиях 1993 года. В самом деле, нельзя сказать, чтобы в Азербайджане вообще не предпринималось никаких попыток анализа того, что произошло в Азербайджане в 1993 году. И за 15 лет, прошедших с тех трагических событий, было написано и сказано предостаточно и о том, что через год после своего прихода к власти лидеры НФА уже не располагалипрежней поддержкой, и об отсутствии у них опытагосударственного управления и т.д. Однако при этом тема "внешних медиаторов" практически не затрагивалась. Притом что на июль 1993 года правительство НФА планировало подписание тогосамого "Контракта века" на разработку иностранными компаниями месторождений нефти"Азери", "Чираг" и "Гюнешли". Теперьуже понятно: для подписания такого документа, как "Контракт века" недостаточно провестипереговоры и наметить дату. Надо еще и достаточно уверенно контролировать ситуацию внутри страны. А этим "фронтовики", увы, похвастать не могли, что и доказал мятеж Сурета Гусейнова. И нетрудно догадаться, что, подталкивая Сурета Гусейнова к мятежу, московские эмиссары, коих в окружении гянджинского "полководца" было предостаточно, явно рассчитывали сорвать именно подписание контракта. А привести к власти рассчитывали того самого Аяза Ниязовича Муталибова - с 20 января 1990 года других достаточно управляемых марионеток у Москвы так и не появилось. К тому же первый президентский срок Муталибова к этому моменту еще не истек. Вообще-то после своего заявления об отставке рассчитывать на возвращение к власти Азяу Муталибову уже не приходилось, но лучшей карты в рукаве у Москвы просто не нашлось. Но вместе с тем ясно и другое: возвращение к власти ГейдараАлиева тогда непросто"смешалокарты", а по-настоящему сорвало московский сценарий. Потому как Алиеву удалось создать в Азербайджане то, чего здесь небыло с начала 80-х годов - эффективную и авторитетную систему власти. И чувствовать себя достаточно уверенно для того, чтобы уже примерно черезгод, 20 сентября 1994 года, подписать тот самый "Контракт века". И вот тут уже нельзя не заметить, что через две недели, 3-4 октября 1994 года, в Азербайджане Сурет Гусейнов вновь пытается поднять мятеж, обещая "разорвать" подписанные контракты..."
Азербайджан-США
Заместитель госсекретаря США по вопросам коммерции Джон Салливан прибыл в Баку. Цель визита - обсуждение двусторонних вопросов в области торговли и других сферах экономики (ИА "Тренд").
"Зеркало" пишет: "Визит в Баку очередного высокопоставленного американского политика перед "московской встречей" президентов Азербайджана, Армении и России нельзя назвать случайным. Видимо, США вочередной раззахотели получить от официального Баку внятный ответ на вопрос: ожидаются ли виражи во внешнеполитическом курсе Азербайджана? Дело в том, что И.Алиев неоднократноназывал главным союзникомАзербайджана США и заявлял, что именно при содействии США были реализованы энергетические проекты. Алиев понимает, что безподдержкиВашингтона ему будет крайне сложно обеспечить международную поддержку. Правда, официальный Баку в последнее времяделал жесты и в сторону России. По крайней мере, и для Москвы, и для Вашингтона важно, чтобы политическаяобстановка в Азербайджане оставалась стабильной. И как бы ниотносилась оппозиция к Алиеву, переизбранному президентом страны на второй срок, политические кругиЗападаи России считают, что в данныймомент в Азербайджане нет другого политика, способного обеспечить стабильность. Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что направление внешней политики целиком зависит от того, как удастся президенту Азербайджана поставить себя перед лидерами супердержав. Судя по прогнозам, ему придется проявить все свои способности лидера и политика в предстоящей борьбе за поддержкуВашингтона и Москвы. Выбор внешнеполитической ориентации Баку в большой степени зависит от проблем нефтедобычи и транспортировки азербайджанской нефти, хотя наличие нефти и экономический фактор еще не означают скорого расцвета демократии западного образца в Азербайджане. Сейчас, когда в связи с вступлением новых государств в ЕС и расширением НАТО на Востокрасклад мировых сил каждыйдень приобретает новыеузоры, как при легком повороте детскогокалейдоскопас цветными стеклышками, Азербайджану более чем когда-либо необходима взвешенная, гармоничная внешняя политика. Потому что условие нашеговыживания - здравый смысл, инстинкт самосохранения и стратегический расчет".
Председатель Партии Народного фронта (ПНФА) Али Керимли считает, что не стоит ожидать каких-либо коренных изменений в политикеАмерики по отношению к Азербайджану в случае победы того или иного кандидата. "У США имеются государственные интересы, и президент страны действует исходя именно из этих интересов", - сказал он. Но в любом случае, считает Керимли, и Обама, и Маккейн в ранге президента США для Азербайджана более приемлемы, чем нынешний хозяин Белого дома. "Команда Джорджа Буша, можно сказать, являлась рупором нефтяных магнатов. ИАмерика проводила в Азербайджане политику, которая соответствовала интересам этой прослойки", - сказал лидер Народного фронта ("Зеркало"). А.Керимли считает не случайным то, что президент Буш предпочитал закрывать глаза на то, что творится в Азербайджане. "Хотя он немало сделал для победы демократии в других регионах мира", - заявил председатель ПНФА.
Лидер партии "Мусават" Иса Гамбар заявил "Зеркало" о том, что личность президента и то, какую партию он представляет, не играет значительной роли при формировании внешней политики США. "Поэтому яне считаю, что в азербайджано-американских отношениях могут произойти какие-то изменения", -сказал башкан. Что же касается относительно возможности признания так называемого "геноцида армян", то, как заявил Иса Гамбар, всякий раз вовремя президентских выборовв Америке хотя быодиниз кандидатоввыступает собещаниями о признании "геноцида армян". "Новпоследствии эти обещания не выполняются", - сказал политик. Но при этом И.Гамбар отметил усиление кампании за признание так называемого "геноцида армян". "И Турции, и силам, которые занимают в этом вопросе объективную позицию, все сложнее препятствовать этому", -сказал башкан. Политик уверен, что сотрудничество между Вашингтоном и Баку в области нефтедобычи будет продолжено в любомслучае. Обещание БаракаОбамы уменьшить цену на нефть до 30 долларов И.Гамбар прокомментировалследующим образом:"США, безусловно, имеют решающее влияние в образовании цен на нефть, но не только президент Америки определяют эту цену", - заявил Иса Гамбар.
По материалам: ИА REGNUM Опубликовано: 17 ноября 2008