арифы на пассажирские перевозки в поездах дальнего следования, осуществляемыеОАО"Российские железные дороги"(РЖД), с 1 октября вырастут в среднем в 1,12 раза (или на 12%). Об этом вчера сообщила Федеральная служба потарифам (ФСТ) по итогам заседания, на котором рассматривались вопросы индексации тарифов. Изменения не коснутся сборов и платы за работы и услуги, оказываемые пассажирамв пути следования ввагонах СВ и купейныхвагонах, так как этитарифы не регулируются ФСТ.
Зато экономически обоснованный уровень тарифов на перевозку пассажировв плацкартных и общих вагонах впоездах дальнего следования будет меняться благодаря новым корректирующим коэффициентам, которые будут применяться к действующим с 1 января текущего года тарифам. В 2008 годукорректирующий коэффициент к тарифу на пассажирские железнодорожные перевозки для поездов дальнего следования для РЖД составит 1,784 (плацкартный вагон) и 2,225 (общий вагон), в 2009 году - 2,117 (плацкарт) и 2,641 (общий вагон), в 2010 году - 2,411 (плацкарт) и 3,007 (общий вагон). Кроме того, цена на билет будет традиционноменяться и в разные календарные периоды года. К примеру, тарифы с 1 октября будут меняться по отношению к среднегодовому уровню (от - 14 % с 1 октября по 11 ноября) до +45% (29 и30 декабря).
Ничего удивительного в решении ФСТ нет. ПравительствоРоссииещев конце августа одобрило увеличение тарифов РЖД на пассажироперевозки на 2008 2011 годы. Согласно прогнозу, темпы роста тарифов на пассажирские перевозки РЖД в регулируемом секторе в 2008 году составят 17,4%, в 2009 году - 21,8%, в 2010 году - 14%, а в 2011 году - 16,7%. Аповышение тарифов на пассажирские перевозки железнодорожнымтранспортомсоставит в 2008 году 14%, 2009 году 13%, в 2010 году 12%, а в 2011 году 14%.
Как пишет газета "Гудок", увеличив темпы роста тарифов РЖД на пассажирскиеперевозки, правительствопытается решить главную задачу реформирования железнодорожнойотрасли - сокращения и, в конечном счете, ликвидации перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых. Еще 10 лет назад была принята трехступенчатая программа ликвидации перекрестного субсидирования. Пять лет назад уже обсуждался вопрос о создании обособленной Федеральнойпассажирской компании (ФПК), однако у государства не хватало средств на ее финансирование, и в результате заведомо убыточную компанию создавать не стали. Но в конце августа этого года правление РЖД одобрило план организации дочерней ФПК, которая будет создана в 2010 году на базе имущества Федеральной пассажирской дирекции. Планируется, что в нее передадут весь парк пассажирских вагонов, управленческие и административные здания, кассыитерминалы на вокзалах и в точках продаж. Кроме того, до 2015 года на баланс ФПК планируется перевести пассажирские локомотивы вместе с закрепленными за ними бригадами машинистов и инструкторов, административныйперсонал и выделенные пассажирские локомотивные депо. Таким образом, назад пути нет, и государству придется полностью субсидировать убыточные перевозки людей. В прошлом году из государственного бюджета было выделено 10,8 млрд рублей на частичную компенсацию потерь РЖД от перевозок вдальнем следовании. Однако эта сумма покрыла лишь 50% убытков компании от этих маршрутов. В 2008 году РЖД ожидают компенсации из федерального бюджета60% убытков(согласно финансовому плану госхолдинга, они в этом году составят порядка 70 млрд рублей).
Комментарий эксперта
Юрий Щербанин
директор по научным программам консалтинговой компании EATU Center Consult
Тарифы на услуги естественных монополий все равно будут расти, но в производственныхсекторах пределы быстрого роста практически исчерпаны из-за большой нагрузки на экономику. Поэтому деньги можно брать только из сектора услуг.